Главные вкладки

    Проектная деятельность.Конспект занятия "Что такое эксперимент?"
    проект (1 класс) на тему

    Тинчурина Лилия Задитовна

    Внеурочная деятельность.Проектная деятельность. Конспект занятия " Что такое эксперимент?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_tehn_karta.docx27.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта изучения темы «Что такое эксперимент?

    Тема

    Что такое эксперимент?

    Цель темы

    познакомить с понятием «эксперимент», «экспериментирование».

    воспитывать способствовать осознанию необходимости овладения исследовательскими умениями.

    Развивать  умения наблюдать, анализировать и делать выводы.

    Планируемый результат

    Знать методы исследования,  подводить под понятие, выводить следствия;

    Усвоить, что наблюдательность - неотъемлемое качество исследователя

    Научиться самостоятельно проводить простейшие эксперименты.

    Основные понятия

    Межпредметные связи

    Окружающий мир, математика, изобразительное искусство, технология

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    -ёмкость с водой, металлическая крышка, пластмассовая ложка, скрепка, монета, бумажные цветы.  

    -экран, презентация

    Организация пространства

    Работа фронтальная, в парах.

    Технология проведения

    Деятельность

    ученика

    Деятельность

    учителя

    Обучающие и развивающие задания каждого этапа

    УУД

    I этап.  Организационный момент.

    Цель – активизация учащихся.

    Настроиться на работу и доброжелательное отношение друг к другу и к гостям

    Настроить на работу и доброжелательное отношение друг к другу и к гостям

    I этап.  Организационный момент.

    Ребята, вы видите , что сегодня у нас гости. Я прошу вас сейчас повернуться к ним, приветливо улыбнуться, ведь мы с вами очень гостеприимные хозяева и всегда бываем рады гостям.

    Коммуникативные УУД

    Личностные УУД

    Нравственно-этическое-оценивание

    II этап. Актуализация знаний.

    Цель: выявить уровень усвоенности  прошедшей темы, вспомнить ранее изученные понятия, необходимые для изучения новой темы.

    ПР: Знать методы исследования и качества исследователя.

    Работать с информацией, представленной в форме картинок.

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Организовать работу по развитию  наблюдательности и умения анализировать.

    II этап. Актуализация знаний.

    А теперь все повернитесь ко мне, внимательно на меня посмотрите, и начнём наше занятие.

    - О чем мы говорили на прошлом уроке? (Исследование) Какие методы исследования вы знаете? (Наблюдение)(Карточки с этими понятиями выставляются на доску слева)

    -Как называется человек, занимающийся исследовательской работой? (Исследователь)(Карточка с понятием по центру доски)

    -Какими качествами , по вашему мнению, должен обладать настоящий исследователь? Я предлагаю вам выбрать из предложенных самые важные необходимые для исследователя качества (ТЕРПЕНИЕ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ЧУВСТВО ЮМОРА,  ЩЕДРОСТЬ - дети выбирают из предложенного списка)(карточки с выбранными качествами справа на доске)

    -А как вы думаете, можно ли вас назвать исследователями? (Внимательность на уроках -есть, терпение -есть, а наблюдательность?)

    -Вот сейчас мы и выясним, насколько вы наблюдательны.

    Задание1. «Найди спрятанное имя» Слайд

    Задание2. «Сосчитай котиков» Слайд

    Задание3.

    В начале нашего занятия я просила вас  внимательно на меня посмотреть? Ещё раз внимательно на меня посмотрите и скажите , какие изменения произошли в моей внешности (исчез крупный браслет).

    -Какое задание было трудным для выполнения? (у детей право выбора степени трудности. По кол-ву поднятых рук видно, какое задание было самым сложным) Почему? (объяснения детей)

    Познавательные УУД

    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    - поиск и выделение необходимой информации;

    Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

    III этап. Формулировка темы и постановка цели занятия.

    Цель – Познакомить учащихся с новым понятием ПР: запомнить новое понятие

    Участвовать в работе в постановке основной цели занятия

    Помочь в формировании умения ставить перед собой цель 

    III этап. Изучение нового материала.

    - Наблюдение - самый доступный из всех методов исследования. Перед вами на партах стоит ёмкость с водой и лежат предметы…Давайте понаблюдаем за ними. Вот вода, вот предметы… и предлагаю вам  сейчас ответить мне совершенно правильно и точно, какие из предложенных вам предметов утонут, если опустить их в воду, а какие будут плавать на поверхности…(невозможно ответить совершенно точно, только наблюдая за предметами, нужно провести какое-то действие с ними)

    Вывод:  не всегда простым наблюдением можно найти причину какого-то явления или установить истину. Значит, кроме наблюдения, должен быть и другой метод исследования. Что нужно проделать с нашими предметами? (Произвести какие-то действия, для подтверждения или опровержения своих предположений.) Как называется метод, кода мы производим с предметами необходимые нам действия? Значит о чём пойдёт речь на нашем занятии.

    -Сегодня мы поговорим о таком методе исследования,  как эксперимент.

    Познавательные УУД

    - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

    - формулирование проблемы;

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    IV этап.  Работа над основными понятиями Цель – Научиться давать определение понятию «эксперимент»

    ПР: развивать  умение подводить под понятие

    Работать с информацией,.

    формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Организовать фронтальную работу  

    Включить учащихся

    в обсуждение

    IV этап. Закрепление изученного.

    - Попробуйте сами дать определение понятию «Эксперимент».

     Обратимся к словарю. Слайды

    Эксперимент- это

    «Попытка сделать, предпринять что-нибудь (новое, ранее не испытанное)…»    

    Толковый словарь Ожегова

    «Научно поставленный опыт…»  

    Толковый словарь русского языка

     Ефремовой Т.Ф

    «Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) -один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания…

    В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.

    Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

    Эти действия называются экспериментированием». Психологический словарь

    -И сейчас я предлагаю вам заняться экспериментированием самим.

    Познавательные УУД

    - смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации .

    - подведение под понятие, выведение следствий;

    V.Упражнение на развитие исследовательских умений.

    Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

    Оценивать правильность выполнения заданий.

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

    Организовать практическую исследовательскую работу .

    Организовать работу  в парах

    обеспечить

    контроль

    за выполнением

    задания.

    Включить учащихся

    в обсуждение проблемных вопросов

    Эксперимент 1. Определение плавучести предмета.

    Перед детьми лежат пять предметов: спичка, металлическая крышка, пластмассовая ложка, скрепка.

    -Как вы думаете, какой предмет утонет?(Выдвижение гипотезы)

    Проверка гипотезы.

    Вывод. Не все можно предугадать, поэтому мы и проводим эксперимент, так как не все можно проверить словами.

    Продолжим эксперимент.

    -Все ли предметы одинаково держатся на воде? От чего это зависит? Почему металлическая крышка не тонет, а скрепка- тонет?

    - Что произойдет, если соединить плавающий и неплавающий предметы? ( крышка и скрепка, крышка и несколько скрепок) От чего зависит плавучесть?

    Эксперимент 2.Слайд-видео

    -А теперь, прежде чем приступить к следующему эксперименту, прошу вас взглянуть на экран. (На экране видео распускающегося лотоса)

    Вам понравилось?

    Лотос, кувшинка- цветы растущие  и цветущие в воде.

    Попробуйте предположить, выдвинуть гипотезу, может ли  расцвести цветок, выполненный из бумаги.

    Проверим. Аккуратно опустите в центр чаши с водой большой бутон цветка, а вокруг него на воде разложите мелкие бутоны.

    Вывод: вода помогла расцвести бумажным цветам.

    Почему именно расцвели цветы, я предлагаю подумать вам дома, возможно даже с самыми надёжными помощниками юного исследователя – родителями.

    Регулятивные УУД прогнозирование.

    Познавательные УУД

    - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

    - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

    - выбор оснований  и критериев для сравнения, объектов;

    - подведение под понятие, выведение следствий;

    - установление причинно-следственных связей;

    Коммуникативные УУД:

    Управление поведением партнёра  (контроль, коррекция, оценка его действий)

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

    VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

    Цель – подвести итог проделанной работе на занятии.

    VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

    -Какую цель мы ставили на сегодняшнем занятии? Для чего проводить эксперименты? Сможете вы теперь сами проводить эксперименты? Значит, наше занятие достигло цели.

    Личностные УУД:  смыслообразование


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность. Конспект занятия по развитию творческих способностей (1 класс). Тема: Точка, прямая, отрезок.

    Мною были специально разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики. Эти занятия повышают интерес к уроку математики и способствуют развитию логическог...

    Проектно-исследовательская работа "Такая обычная пластиковая бутылка"

    В данной работе проведено исследование о пользе и вреде пластиковой бутылки, приведены примеры вторичного использования пластика....

    Проектная задача «Кто такие птицы?»

    Проектная задача « Кто такие птицы?» Основной замысел задачи: Содержание проектной задачи разворачивается через сюжет исследования мест обитания, на которых проживают разные виды птиц.. Для ...

    Проектно-исследовательская работа "Что такое Бенилюкс?"

    Проектно-исследовательская работа для 3 класса по теме "Что такое Бенилюкс?"...

    Внеурочная деятельность. Конспект занятия на тему «Олимпийские игры».

    Внеурочная деятельность. Конспект занятия «Олимпийские игры».Конспект занятия может использоваться для классного часа и во внеурочной деятельности, на котором познакомить обучающихся с  исто...

    Внеурочная деятельность Конспект занятия " Выдвижение Москвы"

    Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности...

    Внеурочная деятельность. Конспект по теме "Слава Армии Российской!"

    Конспект к мероприятию в 3 классе "23 ФЕВРАЛЯ!"...