КОНСПЕКТ УРОКА ( ОКРУЖАЮЩИЙ МИР + МАТЕМАТИКА) 3 класс "Сила притяжения"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Якуб Маргарита Викторовна

Урок разработан с учётом метапредметных связей. Цель  урока:  Познакомить с понятием «сила притяжения» и его действием на Земле и в космосе.

  Задачи:

Личностные: Совершенствовать вычислительные навыки.

Регулятивные:  Развивать познавательную деятельность у учащихся; применять имеющиеся знания для открытия нового знания.

Коммуникативные:  Учить делать предположения и доказывать свою точку зрения.

Познавательные:  Расширить знания детей о космосе.

Основные понятия: Сила притяжения; закон всемирного тяготения; алгоритм деления многозначного числа  на однозначное число.

Формы обучения:   работа в группах, фронтальная работа, дифференцированная работа   по карточкам,  работа в парах,  самостоятельная работа на листах, творческая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_metapredmetnogo_zanyatiya_sila_prityazheniya.docx136.22 КБ
Файл prilozhenie.rar1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Якуб Маргарита Викторовна , учитель начальных классов 1 кв.категории, МОАУ СОШ №200 Амурская область г.Белогорск

КОНСПЕКТ УРОКА ( ОКРУЖАЮЩИЙ МИР + МАТЕМАТИКА) 3 класс

«Космос»

(Урок введения нового знания)

Тема урока: Сила притяжения.

                     

Цель  урока:  Познакомить с понятием «сила притяжения» и его действием на Земле и в космосе.

  Задачи:

Личностные: Совершенствовать вычислительные навыки.

Регулятивные:  Развивать познавательную деятельность у учащихся; применять имеющиеся знания для открытия нового знания.

Коммуникативные:  Учить делать предположения и доказывать свою точку зрения.

Познавательные:  Расширить знания детей о космосе.

Основные понятия: Сила притяжения; закон всемирного тяготения; алгоритм деления многозначного числа  на однозначное число.

Формы обучения:   работа в группах, фронтальная работа, дифференцированная работа   по карточкам,  работа в парах,  самостоятельная работа на листах, творческая работа.

Используемые образовательные технологи : технологии развивающего обучения, методы игрового обучения, методы наглядного обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, распечатки научной статьи, карточки для самооценки в форме яблока,

макет ракеты, мяч, листы для вычислений.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы 

 Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира! Я вижу ваши сияющие глаза, это говорит о вашем хорошем настроении, значит,

работа на уроке принесёт нам

большое удовольствие.

-Рассмотрите рисунки на слайде (слайд 2).

-Что объединяет все эти

объекты?

-На какие 2 группы можно

разделить эти объекты?

С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах! (слайд 3)
– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли
(слайд 5).

-Ребята, я предлагаю вам заглянуть в тайны науки и узнать секрет покорения человеком космоса.

-Сейчас вы поработаете в группах.

Вам понадобятся знания, полученные на уроках окружающего мира и математики.

Если вы справитесь с заданием, откроем тему нашего урока.

Возьмите карточки самооценки и оцените свою работу в группе знаками. +  - ?

- Все они способны к полёту.

Волшебные предметы

(мечты) и предметы,

созданные  руками

человека (реальность).

(Работа в группах) 

Карточки для работы в группах (7 групп, приложение):


Дети выходят к доске, через документ-камеру демонстрируют задание, объясняют и крепят карточки обратной стороной к доске. Получается словосочетание «Сила притяжения».

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов;

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Формулирование проблемы

Какие вопросы у вас возникают?

Что такое сила притяжения?

Как она действует?

Зачем она нужна?

ΙΙ. Совместное открытие знаний

Закончите предложение: (слайд)

Миша быстро бежал, нога его задела за корень дерева и он     _______.

Коробочка стояла на  краю стола. Кот Васька задел её лапой, предмет покачнулся и    _______ .

Почему предметы падают на землю?

Ответ на этот вопрос вы найдёте рядом с портретом Исаака Ньютона.

- Тяжёлый предмет по отношению к нам – это Земля. Она притягивает все предметы сильнее всего. Именно поэтому человек долгое время не мог покорить воздушное пространство. Давайте испытаем, как  действует сила притяжения. Попробуйте подпрыгнуть как можно выше. Сколько времени длится ваш полёт?

- Почему вам не удается продлить это время?

- Знаком ли вам этот предмет? (обычный мяч). -- Что нужно сделать, чтобы он начал движение вверх?

- Что нужно сделать, чтобы мяч начал движение вниз?

Почему предметы вниз движутся сами, а

вверх – только с посторонней  помощью?

Найдите ответ в научной статье. (Портрет Ньютона станет вам подсказкой).

-Давайте проведём ещё одно испытание. Я хочу запустить вот эту ракету

(макет ракеты из пластиковой бутылки с соломинкой, закрепленной в крышке)

- Как мне это сделать?

Учитель или ребёнок, вызванный учителем, с силой нажимает на бутылку, и соломинка вылетает).

-Какая сила вытолкнула соломинку из бутылки?

- Почему полёт был недолгим?

- Сделайте предположение, какая сила  в космической ракете преодолевает силу притяжения?

Обратимся к научной статье. Ответы ищите рядом с портретами  Циалковского и Королёва.

Один из этих учёных основал теорию космонавтики, а второй воплотил её в жизнь.

- Поработайте со слайдом (портреты учёных, имена которых звучали на уроке)

Расположите портреты в хронологическом порядке. Обоснуйте свой ответ).

 - Возьмите карточки самооценки, оцените свою работу.

Самостоятельная работа в парах с текстом (распечатка научной статьи).

Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения.

Все предметы притягиваются друг к другу.

Тяжёлые предметы притягивают к себе сильнее.

Дети подпрыгивают на месте.

- Нужно использовать силу рук и мяч полетит вверх.

- Просто убрать руки.

Зачитывают ответ:

Предметы вниз движутся сами, потому что их притягивает Земля. Движение вверх – это преодоление силы земного притяжения.

Дети предлагают разные варианты.

(газ, кислород)

-Действует сила притяжения.

-Какой-нибудь «сильный» газ.

( Горючие жидкости,

смешанные в разных количествах, при сгорании выделяют газ, который отрывает ракету от земли и поднимает её вверх на большое расстояние)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к проблеме, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Вопрос:

-Действует ли сила всемирного тяготения в космосе? 

Сделайте предположение, докажите свою точку зрения, опираясь на слайд.

Проведём небольшое исследование и докажем, что закон всемирного тяготения действует в нашей Солнечной системе.

На слайде - Солнечная система.

За какое время Земля совершает оборот вокруг Солнца?

Меркурий?

Марс?

Заметили ли что-нибудь интересное?

Мы должны убедиться в правильности нашего предположения и выяснить скорость 3 планеты –Венеры.

Проблема:

По размерам эта планета равна Земле, возможно и скорости их движения тоже одинаковы? Нам нужно выяснить, за какое время она делает оборот вокруг Солнца?

Если мы решим это выражение, то узнаем, за сколько земных суток  Венера делает оборот вокруг Солнца.

12150 : 9 : 6 =(225 суток).

Трудность.

- Давайте вспомним алгоритм деления на однозначное число. Воспользуемся им.       Проверим первое действие; второе.

-У кого получился другой ответ.

-Где ты мог допустить ошибку?

-Как нам удалось решить выражения , которое мы не решали раньше?

Сделайте вывод.

Возьмите карточки самооценки, оцените свою работу.

- Итак, Венера делает оборот вокруг Солнца за 225 суток, Меркурий за 88 суток, Земля за 365суток, Марс за  (слайд с  4 планетами и числами).

- Что заметили?

- Какое предположение мы можем сделать?

Найдите подтверждение в научной статье.

- Давайте проверим и применим полученные знания. (слайд с вопросами)

Оцените свою работу.

- Луна, все планеты вращаются вокруг Солнца, значит, Солнце притягивает их.

365 дней –год

 ? --    Венера

88сут. - Меркурий

687 сут.- Марс

Меркурий ближе всех к Солнцу и его скорость самая большая.

- Мы ещё не делили 5 –значное число.

Дети проговаривают алгоритм деления на однозначное число и  работают самостоятельно.

- Мы воспользовались алгоритмом деления на однозначное число.

При помощи алгоритма деления на однозначное число, мы можем разделить любое многозначное число.

Чем ближе планета к Солнцу, тем вращается быстрее.

Дети отвечают на вопросы, демонстрируя знания, полученные на уроке.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Итог урока.

- Итак, нам удалось ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока?

- Что вас удивило? Больше всего запомнилось?

- Ребята, мы с вами весь урок оценивали свою работу на карточках в форме яблока.

-Как вы думаете, такая форма выбрана случайно?

- Именно обычное яблоко, упавшее с яблони на голову Исааку Ньютону, привело к открытию закона всемирного тяготения.

Может и вас привычные предметы натолкнут на великие открытия.

Спасибо за урок.

Приложение.

Задания для работы в группах:

1 группа: Кроссворд:
1)Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки? (звезда) 
2) Специалист по астрономии? (астроном) 
3) Небесное тело, движущееся вокруг планеты? (спутник) 
4) Наука о небесных телах? (астрономия) 
5) Ближайшая к Земле звезда? (Солнце) 
6) Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста? (комета) 
Слово – ВОСТОК

2 группа: Посчитайте выражение и запишите  в более крупных единицах времени и узнайте время полёта Ю.Гагарина:

48 мин + 55 мин + 300 сек. = 108 мин.= (1 ч. 48 мин.)

3 группа: Назовите предмет и вычислите скорость.

Чтобы стать спутником Земли этот предмет должен пролететь в секунду 8км, а чтобы улететь в другие миры, его скорость должна увеличиться в 2 раза. Какой скорости нужно достичь, чтобы увидеть соседние галактики? (16км/с )

4 группа: Марс – 4 планета Солнечной системы. Решив это выражение, узнайте, за какое время Марс делает полный оборот вокруг Солнца.

338сут. + 339сут. =(687 сут.)

5 группа: Если бы мы решили доехать до Солнца на автомобиле, нам понадобилось бы 100 лет. А на самолете понадобилось бы в 10 раз меньше времени. Сколько лет мы летели до Солнца на самолёте? (10 лет)

6 группа: Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. По сравнению с другими планетами, Меркурий носится вокруг Солнца как «угорелый». 
Узнайте: сколько земных суток длится год на Меркурии? Для этого найдите частное 792 и 9.(88сут)

7 группа: Вычислив частное 960 и 8, вы узнаете, во сколько раз Юпитер больше Земли. (120 раз)

Из статьи «Солнечная семейка» журнала «Наука и жизнь»

«Мы, земляне, живём практически на полпути от центра Галактики до её края − 27 тысяч световых лет в обе стороны. Солнце − единственная звезда и центральное тело солнечной системы − вращается вокруг галактического центра со скоростью 220 км/с и совершает полный оборот за 226 миллионов лет − таков для нас галактический год. По сравнению с земным годом (365 дней) размеры Галактики представляются просто грандиозными.
Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения. Звучит он так:
Ньютон.jpg

«Все предметы притягиваются друг к другу.  Тяжёлые предметы притягивают к себе сильнее».

Гелиоцентрическая система Коперника
Солнце по-гречески называется Гелиос. Греки считали, что Гелиос живёт на востоке в прекрасном дворце, окружённом временами года — летом, зимой, весной и осенью. Когда утром Гелиос выезжает из своего дворца, звёзды гаснут, ночь сменяется днём. Звёзды вновь появляются на небе, когда вечером Гелиос исчезает на западе.                                                  
К. Э. Циолковский - русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики.

Предметы вниз движутся сами, потому что их притягивает Земля. Движение вверх – это преодоление земного притяжения.
В XVI веке польский астроном Николай Коперник разработал гелиоцентрическую систему мира. В её основе лежали следующие утверждения:
• в центре мира находится не Земля, а Солнце;
• Земля вращается вокруг своей оси;
• Земля, как и все другие планеты, обращается вокруг Солнца по окружности.                                                                                                                                                                          С открытием Коперника всё встало на свои места: стало понятно, как движутся планеты вокруг Солнца, и нашло объяснение видимое движение Солнца среди   звёзд.
королев2Картинка 118 из 16030Картинка 118 из 16030

Сергей Павлович Королёв - советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. 

Преодолеть силу притяжения Земли помогли горючие жидкости, смешанные в разных количествах, при сгорании которых ,выделялся газ, который  «отрывал» ракету от земли и поднимал её вверх на большое расстояние.


19952_a287a87611Солнце удерживает своим притяжением планеты и их спутники, астероиды, метеориты и прочие тела, которые вращаются вокруг него в одном направлении по эллиптическим орбитам.

Самой большой угловой скоростью обладает ближайшая к Солнцу планета, Меркурий. Она совершает полный оборот вокруг Солнца всего за 88 земных суток; самая удалённая планета Нептун − за 165 лет. Между ними расположились Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн и Уран.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...