Урок окружающего мира "Где живут слоны?" 1 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Лукина Ирина Геннадьевна

Урок в форме экспедиции, во время которой дети узнают что такое саванна, тропический лес и чем отличается Африканский слон от Индийского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_zhivut_slony.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Алнерская основная школа»

д.Алнеры Сухиничского района Калужской области

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Где живут слоны?»

1 класс

УМК «Школа России»

Лукина Ирина Геннадьевна,

учитель начальных классов

2015 г.

Урок окружающего мира «Где живут слоны?»

Задачи урока: познакомить детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями “Саванна”, Тропики”.

Цели:

        Образовательные:

  • Формирование представление о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Нахождение данных районов на карте, отличительные признаки  растительности и животных
  • Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания,  наглядно-образного мышления.
  • прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Ход урока

1 .Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, расскажите, где вы путешествовали на прошлом уроке?
Я предлагаю небольшую подсказку-загадку: из слогов собрать слова-ответы:
– Арк-ка-ти; да, ти, Ан, тарк.
 (Слайд 2).
У кого есть желание их озвучить? 
А сейчас мы проверим себя. 
(Слайд 3).
Молодцы. А где находится Арктика? Правильно, в Северном Ледовитом океана. (Слайд 4).
Предлагаю ребятам разгадать кроссворд для того, чтобы вспомнить обитателей Арктики. (Слайды 5–14).

1) Пингвин.

Скажи ты мне какой чудак
И днем и ночью носит фрак.

2) Медведь.

Мой белый брат во льдах живет
И любит есть морскую рыбку.

3) Морж.

Они на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат
Пусть ветер и вода свежи, 
Но на пляж идут ....

4) Тюлень.

Может плавать целый день
В ледяной воде .... [1]

Учитель. Каким одним словом можем назвать эту группу?
Ученики. Животные. 
Учитель. А кто подскажет, какая орфограмма в этом слове?
Ученики. Жи – ши пиши с буквой И.
Учитель. Кто из вас определит здесь лишнее слово?
Ученики. Пингвин.
Учитель. Правильно, ребята. Докажите.
Ученики. Это птица, но она не летает. Живет в Антарктиде.
Учитель. Молодцы. Кто хочет рассказать о Арктике? Об Антарктиде?

(Отвечают подготовленные дети)

Постановка учебной задачи.

Долго задерживаться не будем в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к выделенному слову “холодный” – антоним (т.е слово с противоположным значением).

Кто из вас самый догадливый?

Ученики. Замечательно. Холодный – жаркий. (Слайд 15).

Какой можем сделать вывод?

Ученики. Попадаем в Жаркие страны. 
Учитель. Правильно. А страны эти: Африка и Индия

(Слайд 16).

Учитель. Речь у нас с вами пойдет о… Интересно, о ком же… Помогите мне, пожалуйста. Вот письмо, которое прислала Мудрая Черепаха. А в нем загадки. Черепаха сказала, что мы узнаем о ком речь, если их разгадаем и запишем буквы, с которых начинается отгадка:

  • Любят очень есть бананы, это точно….
  • Птица большая, большая трусиха
    Голову прячет в песок …. 
  • На носу зверь носит рог и зовётся….
  • Какая маленькая киска!
    Подходят дети к клетке близко.
    К ней тянут руки осмелев,
    Но осторожно – это ….

обезьяны

страусиха
носорог


лев

 

 О

С
Н


Л

 

Учитель: Ничего не понимаю! Нет такого слова! Может быть вы мне снова поможете!

Ученики. Слон(Слайд 16).
Учитель. Верно, ребята! Мы отправимся в гости к слону.
Учитель: Но путешествие наше не простое, а научное. Для него мы разбились на три группы и каждая получит своё исследовательское задание. Первая и вторая группы – географы, а третья – биологи. Первая группа отправится в Африку, вторая в Индию, а третьей придется побывать в обоих этих странах и изучить там слонов.

Учитель подходит к каждой группе и предлагает выбрать конверт с заданием.

Учитель: У первой и второй группы в конвертах находятся вопросы, на которые они должны ответить в ходе исследовательской экспедиции. А потом познакомить всех остальных с результатами. У третьей группы – таблица, которую они должны будут заполнить, изучив слонов.

А наш путеводитель-учебник поможет нам лучше узнать эти страны. – текст на стр.18

(Чтение текста по учебнику и работа с ответами)

Что такое саванна?

Что такое тропические леса?

1. В каком районе вы побывали?

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили? (Расскажите об одном животном)

4. Каких животных вы встретили? (Расскажите об одном животном)

Группа 3

Слоны

Африканские

Индийские

Ноги

Короче

Тело

Массивнее

Спина

Вогнутая

Выпуклая

Уши

Большие

Маленькие

Бивни

У самцов и самок

Только у самцов
Короче и легче

Шерсть

Меньше

Сильнее

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями.

Первое понятие – сванна. А что же такое саванна нам раскажет предствавитель первой группы.

(Слайд 19).

Учитель. Зачитаю отрывок из рассказа Марголина “Саванна-страна дремучих трав”. [3]

Прежде всего, саванна – это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие ,чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги. Для этой же цели колоски у этих растений спрятаны за чешуйками.

Саванна – открытое пространство . Здесь водятся крупные и мелкие птицы. Спрятаться негде. Обитающие в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают.
Самая крупная птица в мире – 
африканский страус(Слайд 20).
Эта птица не умеет летать, но хорошо бегает.

Учитель. А теперь мы узнаем о Тропических лесах. Об этом нам расскажет представитель второй группы.

Учитель: А сейчас послушайте описание тропического леса, которое нам предлагает автор Ганейзер “В тропическом лесу”(Слайд 21). [3] Здесь всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё и ещё меньше. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы. 
В тропическом лесу всегда сумрачно. Без топора вряд ли удастся пройти через чащу. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами.
Много бегает, летает, лазает птиц, и зверей в чаще. 
(Слайд 22). Зацепившись за ветки, раскачиваются суетливые обезьянки-мартышки. В воде живут хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи. (Слайд 23).

Учитель. Какие животные были названы в рассказе?
Ученики. Змеи, крокодилы, обезьяны, слоны.
Учитель. Основной разговор у нас с вами пойдет о слонах. (Слайд 24).

Учитель. Почему два слона, в чём же между ними разница? Об этом нам расскажут биологи.

Слоны

Африканские

Индийские

Ноги

Короче

Тело

Массивнее

Спина

Вогнутая

Выпуклая

Уши

Большие

Маленькие

Бивни

У самцов и самок

Только у самцов
Короче и легче

Шерсть

Меньше

Сильнее

Учитель. Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные.
Как мы уже определили существуют два вида слонов

Учитель. Вспоминаем.
Ученики. Африканские и Индийские.

Учитель. Что такое бивни? (Слайд 26).

Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов.

Учитель. Для чего слону такие большие уши? (Слайд 27).

Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой. [4]

Учитель. Что такое хобот? Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (Слайд 28).

Физкультминутка. Дети представляют себя слониками, “обмахиваются” ушами, “трубят” хоботом.

По саванне ходит слон:
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает
Будто в гости приглашает.

О появлении у слона хобота много ходило легенд и историй. Одну из них мы сейчас увидим. (Видео в приложении.)

Слоны – замечательные пловцы. Они – травоядные. Едят листья, ветки, плоды и семена растений. Спят стоя, два раза в сутки , иногда могут прилечь на бок. (Слайд 29).

Вот у какого замечательного животного мы побывали в гостях.

Учебная диагностика. (Слайд 30).

– В каких районах Земли мы побывали?
– С какими новыми понятиями познакомились?
– Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах
Рефлексия.

А вам нравятся слоны?

Я предлагаю сделать слоника из геометрических фигур. Рассмотрите рисунок. Какие геометрические фигуры мы будем использовать? Возьмите разноцветные фигуры и наклейте на листочки.

А теперь возьмите мячик.

Если вам понравился урок – приклейте мяч слону на хобот, а если вам было не интересно – приклейте мяч к ноге.

Список литературы:

  1. О.Д. Ушакова. Загадки, считалки, скороговорки.– СПБ. – :Издательский дом литера, 2007.
  2. Я.Марголин; Где у растения дом; От а до я со всеми остановками.– Москва.: Детская Литература, 1981.
  3. Ганейзер Г. Георгафия в картинках. – М.: Детская литература, 1971.
  4. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 1 класс: К учебному комплекту А. А. Плешакова “Мир вокруг нас: 1 класс”. – М.: Издательства “Экзамен”, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Окружающий мир 2-го класса "Города России"

Презентация позволяет совершить виртуальную экскурсию по городам Золотого Кольца России....

Разработка урока окружающего мира в 1 классе (Школа России)

Тема урока: "Моя малая Родина"В ходе урока учащиеся познакомятся с наиболее значимыми достопримечательностями своей малой родины,научаться использовать различные материалы и средства для передачи...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе "Символы России"

Урок окружающего мира в 4 классе "Символы России" по системе Л.В.Занкова...

Урок окружающего мира в 4 классе ( "Школа России"). Тема: "Лес - наш друг".

Тип урока: комбинированный урок с применением метода проектов.Цели и задачи урока:  1)получить представление об обитателях леса, представителях  растительного мира; о видах лесов, о значении...

Урок окружающего мира во 2 классе "Школа России" -"Дикие и домашние животные".

Тип урока: урок изучения нового.Урок с использованием презентации, способствует формированию у детей представления о диких и домашних животных. Развивает любознательность, внимание, память, прививает ...

Культура и образование. Урок окружающего мира в 3 классе. Школа России

Цели урока:- дать представление об образовательных и культурных учреждениях г.Колпашево;- определить значение школьного музея «По страницам истории» в образовании и воспитании культуры ценностей учащи...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...