Урок окружающего мира "Где живут белые медведи?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Корепанова Светлана Леонидовна

Урок окружающего мира в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _gde_zhivut_belye_medvedi.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Где живут белые медведи?

Класс: 1

Оборудование: 

  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал рисунки с животными;
  • раздаточный материал листы с изображением Северного Ледовитого океана и Антарктиды;
  • раздаточный материал рисунки Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи;
  • глобусы;
  • сигнальные карточки (зелёные/красные);
  • набор снежинок (белые, голубые, синие).

Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер с колонками для прослушивания, проектор

Место урока в образовательном процессе

Урок по теме «Где живут белые медведи?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011.

Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Где и когда?»

Технологическая карта изучения темы

Тема:

Где живут белые медведи?

Тип урока по целеполаганию:

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока:

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях.

Задачи урока:

           1) Образовательные: дать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями;

2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;

3) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Основные термины и понятия темы:

Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс.

Личностные результаты:

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные  результаты:

- Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

- приводить примеры животных холодных районов;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Русский язык (развитие речи, а именно составление рассказа о животном).

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

1 этап: Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: подготовка  обучающихся к  предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД:  позитивное отношение к предстоящей деятельности,  включение  в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Учитель: Ребята, я рада видеть вас. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия,  вы узнаете много нового и интересного

Встало солнышко давно,                                      Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

Ученики настраиваются на работу.

II этап. Актуализация знаний

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

Учитель:

На доске иллюстрации с изображением животных (лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь) и мест их обитания  (лес, льды, водоём).                                                                               - Расселите животных по месту их обитания.

Ученики высказывают свои мнения.

Часть детей  расселили пингвина и белого медведя на одну льдину.  

Другие говорят о том, что пингвины и белые медведи не могут жить вместе (читали в книгах)

III этап. Постановка темы и целей урока

(практическая работа с использованием глобуса)

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. 

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить;  готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий; нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана,  Антарктиды, Северного и Южного полюсов.  

Сформулируйте,  какой будет тема нашего урока?

Где живут белые медведи

Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, и пингвинов  мы отправимся в экспедицию.

Что такое экспедиция?

На столах у вас стоят глобусы.

Что такое глобус?

- Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно холодно? Что вам помогло? 

Слайд3

- Правильно. Давайте прочитаем, что написано на этих участках.  Сначала на верхнем участке.

- Скажите, каким цветом на глобусе обозначают океаны?

-Почему же тогда Северный Ледовитый океан окрашен в белый цвет?

- Правильно. Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе земли расположен Северный полюс. 

(Учитель показывает на демонстрационном глобусе указкой Северный полюс).

- Теперь давайте прочитаем, что написано на нижнем белом участке глобуса.

- Вы уже, наверное, догадались, почему Антарктида тоже окрашена в белый цвет?

- Антарктида – это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Здесь тоже располагается полюс. Прочтите, пожалуйста, какой это полюс. Южный полюс.

Разве на юге может быть холодно?

(Учитель показывает на демонстрационном глобусе указкой Южный полюс).

- Итак, Северный и Южный полюсы расположены на противоположных частях глобуса, то есть нашей планеты Земля.

- Теперь сравним: что общего между  Северным Ледовитым океаном и Антарктидой?

- А какое отличие между ними?  

- Итак, скажите, так куда же мы сегодня отправимся в путешествие?

- Постарайтесь определить каждый для себя цель своего путешествия.

- Каждый из вас высказал правильную цель, и все они будут являться ступеньками к достижению главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой?

Экспедиция-это путешествие с какой-то целью

- Глобус – это модель Земли.

- Если основной цвет зимы белый, значит, предполагаем, что холодно там, где участки окрашены в белый цвет.

- Северный Ледовитый океан.

- Океаны обозначают голубым цветом.

- Потому что он покрыт снегом и льдом.

(Дети показывают Северный полюс на глобусах  обратной стороной карандаша).

- Антарктида.

- Да, догадались, потому что Антарктида тоже покрыта снегом и льдом.

Учащиеся высказывают свои предположения.

(Дети показывают Южный полюс на глобусах  обратной стороной карандаша).

- Везде есть лёд, снег.

- На Северном полюсе океан покрыт льдом, а на Южном  полюсе суша покрыта слоем льда.

- В Антарктиду и на Северный Ледовитый океан.

(Важно выслушать цели каждого ученика, учитель при необходимости корректирует высказанную цель.

Предполагаемые цели:

 я хотел бы узнать, почему эти участки Земли окрашены в белый цвет, какие там природные условия,  можно ли встретить животных, и как они приспособились к суровым условиям жизни).

Можно ли встретить животных в холодных районах нашей Земли.

IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)

(фронтальная беседа на основе презентации)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о холодных районах Земли и их животном мире, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого построение  рассуждения; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.

Откройте рабочую тетрадь с.31 и выполните задание 1.
-Что из этих предметов нам понадобится для путешествия на Северный и Южный полюс? Обведите карандашом, то, что понадобится в путешествии.

Что ёщё хотели взять с собой? 
Итак, мы взяли с собой тёплые вещи и отправляемся экспедицию- кругосветное путешествие к этим загадочным полюсам.

Учитель: Покажите его ещё раз Северный полюс, Южный полюс на своих глобусах.

-Встаньте все около своих парт.

Физкультминутка

Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд,
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолёт.

Ниже, ниже, опустились

И на льдину приземлились.

А кругом зима, мороз

Нам пощипывает нос.

Мы похлопаем в ладошки

И согреемся немножко.

А теперь попляшут ножки

По заснеженной дорожке.

Садитесь. Слайд 5

Северный Ледовитый океан занимает очень большую территорию  вокруг Северного полюса. Что вы знаете о северном полюсе?

Ответьте на вопросы

1.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
2.Какой полюс расположен в этом районе?

Слайд 6, 7

- Кажется невероятным,  и, тем не менее, даже самые холодные и неприветливые части Земли обитаемы. Животные, которых можно здесь встретить,  хорошо приспособились к жизни в холодных районах. Послушайте загадку  и скажите, о каком звере идёт речь.

В белой шубе меховой,

По льдинам ходит зверь большой,

Страшно может он реветь.

Кто это?

- Ребята, а что вы знаете о белом медведе?

Слайд 8

- Самый большой из медведей – это белый полярный медведь, который обитает только здесь. Всю жизнь он проводят на снегу,  во льдах и в воде. Скажите, а как он приспособился к жизни в холодных условиях?

- У белых медведей толстый слой подкожного жира и белая густая шерсть, а шкура их непромокаемая.

- Догадайтесь, почему природа его наделила белым цветом шерсти?

- Скажите, а где может добывать себе пищу белый медведь?

- Медведь – это хищник, он питается другими животными, которых может ловить не только на льдинах, но и в воде. Его добычей становятся различные животные, обитающие здесь. Кроме этого он может питаться морскими водорослями.  Белый медведь – отличный ныряльщик и пловец.

- Послушайте, как грозно он рычит.

Учитель щёлкает по управляющей кнопке «Звук» - воспроизводится звук.

Скажите, пожалуйста, может ли наш лесной бурый медведь жить на Северном полюсе?

Слайд 4

- Спутать моржа с каким-либо другим животным практически невозможно благодаря двум массивным бивням, которые торчат вниз изо рта. На самом деле это не совсем бивни, а просто большие верхние клыки.

- Ребята, подумайте и скажите, какую роль выполняют клыки в жизни моржа?

- Длинные клыки не заменимы в жизни моржа: он пользуется ими, защищаясь от врагов, с помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или снегу.

- Ребята, а может  вы знаете, с помощью чего он плавает?

- Конечности моржа представляют собой ласты, с помощью которых он плавает и передвигается по льду.

- У моржа массивное морщинистое тело, покрытое редкой щетиной.

- Послушайте, какой звук издаёт морж.

Учитель щёлкает по управляющей кнопке «Звук» - воспроизводится звук.

Слайд

- Перед вами тюлень. Большую часть времени эти животные проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют.

- Ребята, скажите, а чем внешне похожи тюлень и морж?

- Конечности тюленя  представляют собой ласты. Причем передние ласты у них действуют как вёсла, а задние — как руль. Шерсть тюленя  состоит из коротких, жестких и редких волос  и не может предохранять тело от охлаждения.

- Ребята, вы, наверное,  уже догадались, что же помогает тюленю не замёрзнуть в холодной воде?

- Правильно, эту роль выполняет толстый слой подкожного жира.

- Тюлени – хищники, и питаются они моллюсками, ракообразными, рыбами.

- Послушайте, какие звуки издаёт тюлень.

- Итак, мы познакомились с самыми распространёнными хищниками Северного Ледовитого океана. Вспомните,  о чём мы говорили и скажите, что общего у белого медведя, тюленя, моржа, как они приспособились к холодным условиям?

Учитель по управляющей кнопке переходит на 6  слайд

Слайд 6

- Во льдах Северного Ледовитого океана можно встретить  поморника. Пища поморников очень разнообразна, начиная от птичьих яиц и заканчивая мелкими грызунами. Но основной рацион составляют рыбы. Также нередко поморники промышляют грабежом: отбирают добычу у других птиц.

- Ребята, подумайте, почему поморник может жить в холодных районах?

- Правильно. Поморник – это хищник,  и в этих холодных районах он находит для себя много корма.

- Поморники  издают  звуки, похожие на карканье вороны, послушайте.

Слайд 7

- Треска – это большая морская рыба, является хищником. Ведет стайный образ жизни, постоянно перемещаясь в поисках еды.

Для трески тоже достаточно корма в водах Северного Ледовитого океана, поэтому чувствует она себя здесь хорошо.

- Ребята, это далеко не все представители животного мира, обитающие во льдах  Северного Ледовитого океана. Мы познакомились лишь с самыми распространёнными его обитателями.

- А сейчас немного отдохнём.

Физминутка

(Все дети встают около своих парт.  Учитель произносит текст стихотворения,  показывая движения).

Нам уже пора обратно,

Здесь гостить было приятно

В самолёт все дружно сели

И на юг мы полетели.

Руки ставим мы в разлёт,

Появился самолёт,

Мах крылом туда – сюда,

Делай раз и делай два.

Опустите руки вниз,

И на место все садись!

Слайд 8

Только на этот раз не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь – огромный материк Антарктида.

Это самый холодный и суровый район Земли.  Здесь почти непрерывно, круглые сутки дуют холодные ветры

Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы, а про зиму и говорить нечего.

В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицы. Но она не мертва. Просто обитатели её держатся поближе к берегу. Тут и теплее и пищу в море легче раздобыть.

- Антарктида – снежная и ледяная страна, но в некоторых местах её берега без вечных льдов.

- Как вы думаете, а здесь работают учёные – исследователи?

- Правильно, ребята, на Южный полюс тоже отправляются экспедиции с исследователями.

И, конечно же, не только из нашей страны, но и из других стран мира. Посмотрите, сколько на рисунке флагов  – символов  разных стран.

- А как вы думаете, в таких условиях могут жить животные?

- Конечно. Здесь тоже можно встретить разных представителей животного мира.

- Послушайте загадку  и скажите, о ком идёт речь.

Птица он, но не летает,

Белый фартук надевает.

Ходит, бродит среди льдин

Замечательный….

Учитель по управляющей кнопке переходит на 9  слайд

Слайд 9

- Ребята, а вы знакомы с пингвином? Что вы о нём знаете, расскажите.

- Посмотрите на фотографию. Опишите внешний вид пингвинов.

Слайд

-  Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской леопард. Это тюлень. У него пятнистая шкура, благодаря которой этот морской хищник и получил свое кошачье название.

- Охотятся они в основном в воде, где и разделываются со своей добычей.

- Как вы думаете, чем питается морской леопард?

- Морские леопарды питаются тем, что можно встретить в воде. Часто их можно встретить на льдинах мирно посапывающих.

Слайд

- Альбатросы - морские птицы; большую часть жизни они проводят над открытым морем, красиво скользя над волнами. У них длинные, узкие крылья. Размах крыльев достигает рекордной величины - более трёх метров.

Из всех птиц альбатросы лучше всего умеют парить в воздухе. А вот на суше длинные крылья им только мешают. С ними трудно как взлетать, так и садиться. Поэтому альбатросы устраивают свои гнездовья чаще всего на скалистых островах, круто поднимающихся из моря.

 Питаются альбатросы кальмарами, рыбой,  охотясь на поверхности моря или ныряя за добычей с воздуха.

Слайд

- А это  - ледяная рыба, настоящее чудо природы. Она живет и прекрасно себя чувствует в невероятно холодной воде.  Секрет такой выносливости прост - в крови ледяной рыбы содержатся специальные вещества, предотвращающие её замерзание. Ещё интересно то, что кровь этих рыб бесцветна, то есть она не окрашена в красный цвет. Так как здесь очень холодно, то рыбы растут довольно долго. За пятнадцать лет своей жизни ледяная рыба способна вырасти  лишь до шестидесяти сантиметров в длину.

- Итак, какие холодные районы Земли вы теперь знаете?

- Правильно, на нашей планете Земля есть два холодных района – это Северный Ледовитый океан и Антарктида.

Чтобы цвет шерсти сливался со снегом.

- В воде и на льдинах.

Учащиеся прослушивают голос медведя.

- Служат защитой.

- У него есть ласты.

Учащиеся прослушивают голос моржа.

- У них есть ласты, голова небольшая и т.д.

- У них толстый слой подкожного жира.

Учащиеся прослушивают голос тюленя.

- У всех этих животных имеется толстая шкура, толстый слой подкожного жира и т.д.

- Ему там достаточно пищи.

Учащиеся прослушивают голос поморника.

(Ученики  повторяют движения вслед за  учителем).

Работают.

- Пингвин.

Дети рассказывают, что они знают о пингвинах.

- Рыбой, пингвинами.

- Мы знаем два холодных района Земли: Антарктида и Северный Ледовитый океан.

V этап. Обобщение и закрепление.

(игровая ситуация)

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике.

Учитель: А сейчас игра «Может ли такое быть?».

- Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны -  красный цвет. Будьте внимательны!

1). На Южном полюсе медведь

     Любит громко песни петь.

2). Медведь в воде не замерзает,

     Ведь шкура у него не промокает.

3). Пингвин зимою не скучает,

     Ведь отлично он летает.

4). Пингвины плавают, ныряют,

     Им лапы-ласты помогают.

5). Рыба небольшая, и даже ледяная.

     В воде неприметная, кровь её бесцветная.

6). Морж огромен и силён

     И клыками награждён.

7). В Антарктиде там и тут

     Кругом яблони цветут.

8)  На льду поморник загорает,

     Потому что не летает.

9). Альбатрос – морская птица

    Любит рыбой поживиться.

10). В Антарктиде целый день

       Ходит по лесу тюлень.

11). У трески есть лапы-ласты

       Берегитесь её пасти.

12). На большой плывущей льдине

       Встретились медведь с пингвином.

- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока. Мудрая Черепаха очень довольна вами, и она хочет у вас спросить: есть ли такое место, где могут встретиться белый медведь и пингвин?

- Итак, подведём итог нашей беседы.

- Какие холодные районы нашей планеты вы знаете?

- Каких животных можно встретить в этих районах?

- Как они приспособились к условиям жизни?

-  Сейчас каждая группа получит текст, в котором пропущены слова, вставьте их.

Карточка:

«На Земле есть холодные районы - ______________________________________ и _______________. Там живут разнообразные _____________. Они хорошо приспособились к ____________  условиям».

- Могут, например, в зоопарке, в цирке.

- Белые медведи не могут встретиться с  пингвинами, так как они живут в разных холодных районах  нашей планеты, а в зоопарке или в цирке они встретиться могут.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети выполняют задание в группе.

Дети в группах вставляют слова в текст.

 «На Земле есть холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида. Там живут разнообразные животные. Они хорошо приспособились к суровым условиям».

VII этап. Рефлексия.

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

Учитель: Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос хотели найти ответ. Озвучьте, пожалуйста, свои вопросы и полученные ответы.

- Оценить вам свою работу на уроке помогут снежинки.

Белая снежинка-

Голубая снежинка –

Синяя снежинка –

(На доске прикреплён лист ватмана с изображённым зимним пейзажем).

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок!

В течение 2 минут дать возможность высказаться  детям.

У каждого имеется набор снежинок

Ученики выходят к доске и прикрепляют свои выбранные  снежинки.