Урок окружающего мира "Наш край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок разработан с учетом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок окружающего мира "Наш край"71.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по теме   « Природные зоны. Наш край»

Цыганкова А.Н., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 им.В.В.Сизова» г.Курска

Форма урока: урок - экспедиция

Цель:

1. Познакомить с природой родного края.

2. Познакомить с растительным и животным миром края.

3. Развивать интерес к изучению своего родного края.

4. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Планируемые результаты – предметные и метапредметные (УУД)

Предметные:  отбирать и сопоставлять информацию, полученную из различных источников (энциклопедии, справочники, сеть Интернет), самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

Метапредметные:

Личностные: проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность;

Регулятивные: выбирать для выполнения задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ;

Коммуникативные: выстраивать общение со сверстниками.

Познавательные : понимать тексты учебников, научно – популярных книг.

Подготовительная работа: заранее выбираются  члены экспедиции. В течение недели они готовятся, посещают библиотеку, изучают энциклопедии, сайт Интернета.

Штурманы – изучают карту, географическое положение Курской области.

Синоптики – готовят сообщения о погодных  условиях.

Ботаники –готовят рассказ о флоре своего края.

Экологи – готовят сообщение об охране природы, о «Красной книге».

Зоологи – рассказывают о фауне.

Этнографы - сообщают о населении нашего края.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Организационно-мотивационный этап

(1мин.)

Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришло много гостей! Подарите свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.

Эмоционально настраиваются на рабочий лад.

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающему миру, людям.

2.Введение в тему. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(1мин.)

Уч-ль.

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

В течение недели вы занимались изучением, подбором материала по разным направлениям о нашем крае.

Сегодня мы с вами попробуем рассказать друг другу о своей работе, показать те материалы, которые наработала каждая группа.

Но перед началом ваших мини проектов мне хотелось бы спросить вас, какие знания вы хотели бы почерпнуть из сообщения ваших товарищей?

Сколько много задач вы поставили перед собой.

Что нужно для того, чтобы справиться с этими задачами?

Какие источники информации вам помогли?

Вы сидите по группам, чтобы решить вопросы, которые вы поставили перед собой, мы отправимся с вами в экспедицию.

-Кто знает, что обозначает слово «экспедиция»?

( на каждую группу словарь, дети самост. ищут значение слова)

Итог: Так что же такое экспедиция?

Отправляемся! В путь!

-определить географическое положение Курского края;

-познакомиться с климатом;

-познакомиться с растительным  и животным миром;

-поговорить об охране природы, о «Красной книге Курской области»;

-познакомиться с населением нашего края.

-слушать друг друга;

-работать слаженно в группах;

--быть внимательными на уроке;

-самостоятельно находить информацию из дополнительного источника.

-статьи в интернете, книги по краеведению, карты: физическая, политическая, Курской области; статьи из энциклопедии.

Ответы детей.

Личностные УУД : положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные УУД: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт); выявление особенностей (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения).

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества; владение монологической и диалогической речью.

2.Актуализация знаний.

Остановка  «Наш край»

Познакомят с ней команда Штурманов.

Оценим работу группы

Воспользуйтесь памяткой.

Командир представляет команду: Абышкина Лилия,

Бурцев Алексей,

Воросов Никита,

Доренский Даниил.

Для нашей работы нам понадобятся:

карты:    физич. карта РФ;

                политич. карта мира;

                физич. карта Курской                     области.

1. Курская область расположена на западе Российской Федерации, в центральной части Восточно-Европейской равнины, на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности и занимает площадь 29800 км2, протянувшись с запада на восток на 305, а с севера на юг на 171 км.

На юго-западе и западе 245 км границы с Сумской областью Украины получили статус государственной границы Российской Федерации.

2. На северо-западе Курская область граничит на протяжении 120 км с Брянской областью,

на севере — с Орловской (325 км),

на северо-востоке с Липецкой (65 км),

на востоке — с Воронежской (145 км),

на юге с Белгородской (335 км). 

3. Автотрассы и железнодорожная сеть связывают нашу область с Москвой, Санкт – Петербургом и другими городами России, Закавказьем и городами Украины. В Курске действует международный аэропорт.

 Площадь нашей области равна площади Армении. Целиком бы уместились такие страны, как Израиль и Люксембург вместе взятые.

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: строить сообщения в устной форме, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД: описывать объект; передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Остановка «Погода в доме». Слово предоставляется синоптикам.

Оценим работу группы.

Памятка.

Командир представляет команду: Крюков Никита,

Маслова Дарья,

Мокроусова Александра,

Захаров Богдан.

Для нашей работы нам понадобятся:

карты: природных зон РФ,

              Курской области

-Нас заинтересовал вопрос о климатических особенностях нашего края, для этого мы встретились с учителем географии Луневой Светланой Викторовной, изучили карты погоды Курской области на сайте meteocenter.net, встретились с инженером по охране окружающей среды «Областного учреждения Экоцентр» Андрияшевой Светланой Николаевной, которая предоставила нам Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Курской области.

О  климатических особенностях расскажет Маслова Даша.

1.

Климатические особенности  Курской области связаны с  ее положением в лесостепной зоне.

Для того, чтобы охарактеризовать времена года, мы провели наблюдения и встретились с работником Экоцентра. Она рассказала, что для Курской области характерны теплое и влажное лето, сравнительно короткая и мягкая зима. Первая половина зимы значительно теплее второй. В зимний период довольно часто бывают оттепели. 

2. Продолжит рассказ Мокроусова Саша.

На территории нашего края протекают реки:

Сейм, Псёл, Оскол, Тим, Кшень, Тускарь,

               более 700 прудов и водохранилищ.

 По количеству выпадающих осадков область относится к зоне умеренного увлажнения.

3. Продолжит Захаров Богдан.

До 70% годовой суммы осадков выпадает в виде дождей в период с апреля по октябрь, остальные в виде снега. Осадки в летний период носят большей частью ливневый характер, часто сопровождаются грозами, иногда градом .

Так в июне 2012 года прошедший ливень привел к чрезвычайной ситуации в городе Курске. Посмотрите видео!

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: строить сообщения в устной форме, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД: описывать объект; передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

На этой остановке: «Ботаническая»

предоставляется слово  Ботаникам и Экологам.

Спасибо за работу.

Прошу оценить работу ботаников.

На этой остановке встреча с Экологами.

Оценим работу группы.

Командир представляет команду:

Писарев Даниил,

Овчинников Никита,

Пилипец Андрей,

Нагогина Виктория.

Для нашей работы нам понадобятся:

карты:   физич. карта Курской области.

Для того, чтобы ответить на интересующие нас вопросы мы посетили Краеведческий музей, школьную библиотеку, изучили статьи в интернете, встретились с учителем биологии Эбергардт Людмилой Семеновной.

Ботаники:

1.Характерной зональной растительностью Курской области являются чередующиеся дубравные леса и луговые степи. В настоящее время большая часть земель распахана и занята культурной растительностью. На долю лесных массивов приходится не более 10% площади. Лесные массивы по территории области распределяются неравномерно. Наиболее богаты лесами западные районы области, менее всего лесов в крайней восточной части области.

2.Территория области занята преимущественно лиственными лесами. Наиболее часто встречаются дубовые рощи (дубравы), а также березняки, осинники, ольшаники и ивняки. Основные лесообразующие породы Курской области - дуб черешчатый, береза повислая, ольха черная, сосна, осина и др. Они занимают более 90% земель, покрытых лесной растительностью, прочие древесные породы (груша, яблоня) - менее 1%, остальная площадь - кустарники (ива кустарниковая, лещина).

3.Травянистый покров дубрав одуванчик лекарственный, медуница, примула лесная, грибы, ландыш майский.

Но есть в нашей области сосновые леса, которые  насажены человеком. Они находятся  во Льговском районе – это Банищанские леса, в Кореневском районе – это Краснооктябрьский лес и в Беловском районе – это урочище Песчаное.

4. В зависимости от времени года в степи одни растения сменяются другими: так выглядит степь весной-  фото,

                           летом -  фото,

                           осенью -   фото.

Командир представляет команду:

Шатунова Ангелина,

Титич Анастасия,

Рыжков Иван,

Подгорная Анастасия.

Для того, чтобы ответить на наши вопросы, мы посетили эколого-биологический центр, «заповедник имени Василия Васильевича Алёхина», в библиотеке семейного чтения имени Аркадия Петровича Гайдара познакомились с «Красной книгой Курской области».

Экологи:

1.В настоящее время в Курской области обитает 62 вида млекопитающих. В Красную книгу занесено 12 видов.

Всего птиц 265видов в Красной книге 62 вида,

   рептилий 8 видов   -     4 вида,

   из 12 видов земноводных -    4вида,

   из 32 видов рыб - 3 вида. 

2. В наших водоёмах водятся следующие виды  рыб: окунь, плотва, карась, карп, сом, щука, пескарь. 

Животные: выхухоль, норка европейская, соня лесная, тушканчик большой, сурок степной и др.

 Птицы: аист черный, дрофа, стрепет, змееяд, орлан-белохвост, беркут .

Насекомые: жук-олень, красотел пахучий, отшельник, усач большой дубовый, шмель моховой, шмель глинистый, шмель степной, аполлон, павлиний глаз, малый ночной, полисена, бражник «Мертвая голова», медведица Гера, махаон.

3.На двух участках целинной степи располагается Центрально-Чернозёмный заповедник им. Василия Васильевича Алёхина. Первый его участок – Стрелецкая степь находится в 20 км к югу от Курска. В Обоянском районе расположен второй участок – Казацкая степь – с примыкающим к ней Казацким лесом.

В настоящее время на территории области около 200 видов флоры являются редкими, много из них и лекарственных растений.

4. Выступление нашей группы мне хочется закончить словами русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» .

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: строить сообщения в устной форме, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД: описывать объект; передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

3.Физминутка

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Уч- ся выполняют движения.

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.

Станция: « Зоологическая», поведут нас – Зоологи.

Оценим работу группы

Командир представляет команду:

Иванов Антон,

Рыжкова Мария,

Жарких Артём,

Щербинина Екатерина.

Работу нашей группы мы решили представить в виде викторины, а в составлении и оформлении нам помогла моя мама  Иванова Надежда Михайловна.

1. Природа Курского края богата и разнообразна. Насчитывается 265 видов птиц, среди которых самой знаменитой является маленькая серая птичка.

Трели, песни разлились  среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твоё пение,

Голосистый   (соловей)  

2. В лесах и степях Курской области обитают 59 видов животных. Отгадайте загадки и узнаете, кто живёт в лесу.

3. Кто по ёлкам ловко скачет  и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

4. У косого нет берлоги, не нужна ему нора, 

От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (заяц) 

 

1. На собаку он похож.

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть.

На овцу готов напасть. (волк)   

 

2. Недотрога, весь в иголках, он живёт в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери, но к нему не входят звери. (ёж)

3. Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой.  Хвост пушистый и большой.  (лиса)

4. Самые крупные копытные животные лесов. Они постоянно бродят по лесу, поедая многие травы, а в заболоченных местах корневища болотных растений. При большой численности они наносят вред лесному хозяйству, повреждая молодняк сосны, дуба, и других пород. Кто это? (лось)

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: строить сообщения в устной форме, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Предоставляем слово этнографам.

Кто догадался, как же называется наша остановка?

«Мы – куряне»

Оцените работу группы

1. А можно я поиграю?

Я говорю название города, а вы  называете его жителей:

Москва - москвичи,

Белгород – белгородцы,

Новгород – новгородцы,

Иваново - ивановцы,

Брянск – брянчане,брянцы,

Льгов – льговчане;

Курск - куряне.

(Если ответ курчане – нет, мы – куряне.

Если ответ куряне – да, мы – куряне.)

Командир представляет команду:

Этнографы  моей команды

Игнатьева Екатерина,

Сумин Максим,

Яковлева Софья,

Шведун Виктория,

Тарасова Дарья, 

 поведают  вам о людях,  которые  заселяют Курский край.

Для нашей работы нам понадобятся:

лента времени.

Для того, чтобы ответить на интересующие нас вопросы мы обратились к учителю историю Сковородневой Алле Николаевне, посетили школьную библиотеку, исторический отдел Краеведческого музея, литературный музей, музеи Аркадия Петровича Гайдара, Николая Николаевича Асеева.

2. На Курской земле люди живут уже с древних времен. Самые первые следы поселений относятся к XV - XX тысячелетию до нашей эры и обнаружены в черте г. Курска. Это было время великого ледника в Европе, часть которого захватила и Курскую землю, покрытую в этот период болотистой тундрой. Первые жители обитали в землянках, одевались в звериные шкуры, основным занятием была охота на мамонтов.

Позже стали заниматься рыболовством, скотоводством, земледелием.

2. В далёком прошлом Курский край назывался Посемьем (от названия реки Сейм). Здесь произрастали густые леса, в которых было много дичи. Сюда приходили охотиться местные жители и даже приезжали охотники  из других мест.

Сначала Курск был маленькой крепостью, городищем, в котором было 3-4 десятка хижин полуземлянок. Крепость была защищена валом, рвом и частоколом.

 Своё название город получил от названия реки Кур, которая была полноводной и судоходной. А в настоящее время она сильно обмелела и протекает в центральной части города. Её русло частично находится под землёй в районе цирка и спрятано в трубы.

3. У нашего города есть герб, на котором нарисованы 3 куропатки.

Давным-давно в наших лесах водилось очень много куропаток. Эта птица бесконечно предана тому месту, где родилась. Может быть, именно поэтому наши предки изобразили эту птицу на нашем гербе. И мы , их потомки, должны быть верными своему краю и охранять его. 

4. На Курской земле в разные исторически эпохи жили люди разных народностей, поэтому, здесь мы можем найти смешение самых разных диалектов и даже разные группы крестьянского населения: саяны,  цуканы, горюны. Территория области также активно заселялась беглыми крестьянами, а также переселенцами из внутренних районов Русского царства, часто направляемых на эти земли в добровольно-принудительном порядке. Сейчас 96% населения области — русские, более 1% — украинцы. Всего на территории Курской области проживает 1миллион 120 тыс. человек.

5. Курский край славится такими замечательными  и известными людьми: Михаил Семёнович Щепкин- великий артист, Николай Николаевич Асеев – поэт, Преподобный чудотворец -  Серафим Саровский, Василий Васильевич Алёхин-  профессор - ботаник , Надежда Васильевна Плевицкая – великая певица, чей голос  царь Николай 2 называл «Курским соловьём»,  Аркадий Петрович Гайдар - писатель, Евгений Иванович Носов – выдающийся русский писатель, Константин Дмитриевич Воробьев – писатель, фронтовик,  Александр Александрович Дейнека - художник,

Георгий Васильевич Свиридов - композитор и многие другие.

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: строить сообщения в устной форме, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД: описывать объект; передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

4.Этап закрепления.

(2 мин.)

Итак, наша экспедиция подошла к концу. Но как и после любой экспедиции мы должны  с вами составить отчёт.

Капитаны, возьмите задание.

Учащиеся группой отвечают на свои вопросы.

Сверяют по ключу в конверте.

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции. адекватно оценивать свои достижения.

5.

Рефлексия. Итог урока

( 3 мин.)

Я предлагаю вам любую фразу, закончите её:

Мне понравился урок , потому что…

Я всё понял , потому что …

Я не всё запомнил, но я постараюсь ….

Ответили ли мы на поставленные вами вопросы?

Закончить урок я попрошу Подгорную Анастасию.

Надеюсь, что ваши имена в будущем тоже станут известны!

Спасибо за урок.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке

Ответы детей.

Я прочту стихотворение юного курянина Анатолия Ерофеева «Мой Курск». Это стихотворение я увидела в интернете на сайте Лицея №21 «Проба пера».

Мой Курск

Мой город красивый, скажу вам друзья.

Я очень горжусь им, - иначе нельзя!

Его не сломили лихие года,

Он воинской славы достоин всегда!

Мой Курск, я готов каждый раз повторять,

Что ты продолжаешь меня вдохновлять.

Красивые здания, церкви, мосты

И улицы наши просторны, чисты.

Я – юный курянин и всем расскажу,

Что городом милым, родным дорожу! 

Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Приложение:

Памятка оценивания выступления группы

1. Доступность изложения материала.

2. Культура речи.

3. Информативность.

4. Наличие наглядности.

5. Поведение в группе, умение сотрудничать.

Задание 1

Климатические  особенности  Курской  области  связаны  с  её  положением  в _____________  зоне.

Для  нашего  края  характерны  

___________   и  __________   лето,  

____________ и  ___________ зима.  

Зимой часто бывают  _____________ .

Реки  Курской области _________,____________,___________,___________,____________,____________ .

Задание 2

Животный мир  Курской области

К

О

Ф

А

Д

Я

 У

Р

О

Р

Д

Е

С

В

Ы

Л

Ь

Е

А

К

Х

О

З

М

Р

А

У

Х

Т

У

Ь

С

Б

Е

Р

К

Растительный мир  Курской области

Щ

И

О

С

И

Р

Г

Е

Н

А

А

Н

У

А

Л

П

Р

Ш

А

Ш

Х

А

Ц

И

Ы

Д

Н

Ь

Н

И

М

У

Л

А

Л

У

Д

Е

М

А

Л

О

Задание 3

C:\Users\анюточка\Desktop\презентация Наш край\конт карта курской области.gif

Указать город Курск и соседей области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"

Крнспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Водоёмы нашего края"...

Разработка урока окружающего мира "Водоёмы Приморского края", 4 класс

Предлагаю разработку урока по теме "Водоёмы Приморского края"...

Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"

Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...

Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.

К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)...

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край" (урок-путешествие)

Урок окружающего мира "Наш край" по программе "Школа России"Тип урока: изучение нового материала.Форма: урок-путешествие по Ленинградской области. В ход урока включены тесты, в том числе эко...

Предмет: «Окружающий мир». 4 класс. Тема урока: «Водоёмы нашего края». Форма: урок – конференция.

Урок создает условия для развития мировоззрения учащихся, стимулирует творческую, исследовательскую деятельность, повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы.В конспекте предст...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...