Открытый урок
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Разработка урока, посвященного Российской символике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_otkrytogo_uroka.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                                 

   Районный семинар учителей начальных классов

        Учитель - Дзагоева  М. Л.

                  МОУ СОШ № 2 г. Беслана

                                 

                                     

                                                                                                                           

19.04.2011г.

Тема: «Мы живём в Российском государстве».

Задачи:

          1.  Познакомить детей с картой России, с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном);  научить находить на карте столицу России – Москву; познакомить с достопримечательностями Москвы.

2. Познакомить детей с символикой РСО-Алания. Систематизировать  знания детей об Алании. Познакомить с достопримечательностями

г. Владикавказа.

3. Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.

4.Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви  к Родине,  преданности ей.

4. Воспитывать любовь к своей малой родине, научить гордиться ею.

5. Развивать интерес к истории и культуре своего  народа.

Оборудование:

1) мультимедийный проектор, экран,

2) раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Актуализация.

Рефлексия

- Ребята, сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Вспомните о вещах, которые когда-либо дарили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что-нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно это будет капля дождя на лепестках розы, возможно - освежающий прыжок в прохладу реки жарким днём… Припомни свои чувства и мгновения счастья (пауза).

      II. Сообщение темы урока.

         1.  Учитель читает стихотворение.

           Край мой любимый! Красок полны

Горы, леса и поля,

Бурные реки, как скакуны,

Древних аланов земля.

Так же парят орлы в вышине,

Гордые скалы  стоят,

И родники о чем-то поют,

Как бубенцами звенят.

В горных  ущельях тайны храня,

Башни покой берегут.

Мы твои дети – родная земля,

Дела нас великие  ждут!

                 Слайды 2-12

- О чём это стихотворение? (о Северной Осетии).

- А как на осетинском языке звучит название нашей республики? (Цæгат Ирыстон).

- А какая ещё есть Осетия?  (Южная).

- А как мы скажем это по - осетински? (Хуссар Ирыстон).

 2. Работа с пословицами.

Учащиеся должны из слов составить пословицы. Работа проводится по группам.

  • От Родины теплом веет.
  • Родина - мать, умей за неё постоять.
  • Для Родины своей сил не жалей.

                             Слайд 13

- О чём эти пословицы? (о родине).

- Так чем для нас является Северная Осетия? (малой родиной).

            Слайд  14

Учитель.     На свете много красивых городов и республик. Но человеку милее всего тот уголок земли, где он родился. Республика Северная Осетия – Алания – одна из красивейших республик Северного Кавказа.

 

- Частью какой большой страны является маленькая Осетия? (частью России).

- А как полностью звучит название России? (Российская Федерация)

- А на осетинском языке  как звучит её название? (Уæрæсе)

-Вот на сегодняшнем уроке мы поговорим о нашей большой родине - России и малой родине - Северной Осетии.

III. Изучение нового материала.

  1. Беседа.

- Как вы понимаете слово «родина»?

- Как по - другому можно назвать  родину? (отечество)

- Что значит отечество? (страна отцов)

- Как мы скажем это на осетинском языке? ( райгуырæн бæстæ, фыдыбæстæ)

Учитель. Родная земля – родина человека, давшая ему возможность увидеть, познать ее красоту. Человек живет на земле. Она его кормит, одевает, украшает его бытие, рождает стремление к творчеству, к искусству, формирует его духовность.

2. Знакомство с гербом России.

Работа с раздаточным материалом (работа в парах)

Учащимся розданы изображения двуглавого орла и Георгия Победоносца.

     http://im2-tub.yandex.net/i?id=91933138-07-24               http://im2-tub.yandex.net/i?id=91933138-07-24

- Где прежде вы уже встречали эти изображения?

- Составьте из них целое.

- Что у вас получилось?

Учитель.  

         - Что такое герб?  (Это один из символов государства).

        -  На осетинском языке это слово звучит так же,   как и на русском.

         - Что представляет собой герб?

              Герб — официальная эмблема государства, республики, города,  знатного рода, изображаемая на печатях,  государственных документах, денежных знаках и т.д. Слово “герб” происходит от немецкого “эрбе” - наследство. Гербы появились очень давно. Гербом называется изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Гербы создаются по четким правилам. Прежде всего - это форма. Обычно гербы имеют форму щита.

            -А никто не скажет, какие формы имели  щиты у рыцарей?

                           Слайд  15

        Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой.  В правой лапе орла – скипетр, в левой - держава. Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символ власти,  силы и мудрости. Орёл считается царём птиц. В нём видели знак небесной силы, огня и бессмертия. Но почему двуглавый? Такой птицы в природе не существует. Может быть, люди хотели удвоить могущество орла? Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны?  На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, повергнутого, побеждённого  дракона. Это Георгий Победоносец. Ему поклонялись как мученику и доблестному воину, защитнику от сил зла. Он считался покровителем всех воинов.

                                  Слайд 16

                                      Везде орёл, везде с ним слава!

                                   Везде он, гордый, впереди –

                                    Крестом увенчана держава,

                                     Святой Георгий на груди…

Так  словами поэта мы можем описать российский герб.

3.Знакомство с гербом Северной Осетии.

        -  Герб имеет не только такое большое государство, как Россия, но и наша маленькая Осетия.

      - Кто знает, что изображено на гербе Осетии? (ответы учеников).

        Герб Северной Осетии — Алания представляет собой изображение барса  на фоне горных цепей.

      - Почему горы? (ответы учеников).

        Силуэт горных цепей  на гербе  символизирует облик местности проживания осетин. Горы издавна были символом Осетии, а в дальнейшем и Владикавказа. И вполне естественно, что на гербе Осетии присутствует горная цепь.

        - А почему выбрали именно снежного барса? Откуда в нашем гербе барс (его ещё называют ирбис)? Ведь в наши дни его трудно встретить не только в Осетии, но и на Кавказе.

                       Слайд  17

      Барс является символом храбрости и отваги. Никогда барс не нападал на противника. Его изображения использовали предки осетин - скифы и аланы, а от них он перешёл к осетинам.  Скифы и аланы были храбрыми и отважными,  как барсы, и тоже  никогда ни на кого не  нападали. Сейчас барсы занесены в Красную книгу, а когда-то они спокойно разгуливали по всему Кавказу, в том числе и на территории Осетии.

                          Слайд  18

   - Как мы говорили, герб имеют не только страны или  республики, но и города. Есть герб и у нашего города Беслана.

 (Знакомство с гербом  Беслана).

   -На гербе Беслана тоже изображён снежный барс (ведь наш город является частью РСО – Алания)  и год основания нашего города.

                                 Слайд 19

4.Знакомство с флагами.

     Работа в рабочей тетради (стр.  71).

    -Что вы видите на рисунке? (флаги)

    -А как на осетинском  языке мы скажем флаг? (тырыса)

- Что такое флаг? (Это символ или знак, сделанный из ткани. Его можно нести, им можно размахивать, он может развеваться. И считается, что люди, которые несут какой либо флаг, показывают таким образом свою принадлежность к определенной стране или организации).

     - Чьи флаги  вам предлагают раскрасить? (ответы учеников).

     - Кто знает,  какие цвета у флага России? (ответы учеников).

     - Какие цвета у флага России? (ответы учеников).

                     

                                Слайд  20

     - Назовите их на осетинском языке. (урс, сырх, цъæх).

     - А почему именно эти цвета выбраны?

     - Что они обозначают?

Белый -  это свобода, откровенность, благородство, мир, совершенство, правда, чистота.
         
Синий - Богородица, верность, честность, небо, духовность, вера.
         
Красный - державность, мужество, смелость, любовь.

     - А какие цвета на флаге Осетии? (ответы учеников).

                  Слайд  21

     - Как они звучат  на осетинском языке?  (урс, сырх, бур).

     - А почему именно эти цвета выбраны для нашего флага?Что они обозначают?

           Белая полоса, белый цвет символизирует духовную чистоту, правду.
         
Красный- цвет воинской доблести.
         
Желтый- символ материального изобилия ("фарн","баркад") и благополучия.

             5. Физминутка (провести под весёлую музыку)

       6. Знакомство с гимном.

          Учитель предлагает прослушать гимн России и гимн Осетии. Затем дети садятся.

                             Слайд 22

        -Что вы можете сказать об этих музыкальных произведениях? (ответы учеников).

       -Знаете  ли вы, что это за мелодии? (ответы учеников).

Да, гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые.

          Итак, гимн – это торжественная песня, которая прославляет нашу Родину и  исполняется в особых случаях. – В каких, например?

          Гимн, так же, как  герб и флаг, является символом государства.

          На осетинском языке  это слово звучит так же, как и на русском: гимн.

                              Слайды 23-24

       - А почему мы не сели, когда слушали гимны России и Осетии? (потому что гимн слушают стоя)..

      -  Назовите  ещё раз основные символы государства и напомните, как  названия этих символов звучат на осетинском языке?

                              Слайды 25-26

    7. Знакомство со столицами России и Осетии.

           Класс поделён на группы. Каждой группе даны предложения, из которых составляется небольшой текст. Другая группа должна сказать, о чём идёт речь.

Задание для 1 группы

Это самый большой город  в  России.

Там есть Кремль.

К названию этого города часто добавляют слово  « златоглавая».

     - О каком городе идет речь?(О Москве)

     - Чем является Москва для России?  (столицей)

     -Иронау та йæ куыд хонæм? (Мæскуы)

                 

                               Слайды 27-29

Сообщение детей о Москве?

  Задание для 2 группы.

Это самый большой город  нашей республики.

Он  расположен на реке Терек.

Там очень красивая набережная и парк.

   - О каком городе сейчас идёт речь? (О Владикавказе).

    - Чем он является для Осетии? (ответы учеников).

  -  Иронау та йæ куыд хонæм? (Дзæуджыхъæу).

                       Слайды 30-33

Сообщение детей о Владикавказе.

Учитель.

Владикавказ – столица Республики Северная Осетия-Алания. Город носит два официальных названия: Владикавказ, по-осетински – Дзауджикау. Оно состоит из двух слов – Дзауаг – имя осетина – первопоселенца и кау – по- осетински село.

Владикавказ расположен у подножия северных склонов Большого Кавказа на берегах бурного Терека. За свою уже более чем двухсотлетнюю историю наш город был всегда юным, прекрасным и гордым. Сегодня население Владикавказа превысило 340 тысяч человек.

Владикавказ – центр культурной жизни республики. Здесь работают шесть профессиональных театров, государственный ансамбль народного танца, государственная филармония, Дворцы и Дома культуры, музеи, библиотеки, планетарий.

  Задание для 3 группы.

Это наш родной город.

Здесь мы живём.

Здесь мы ходим в школу.

Это столица нашей родины.

(Найти лишнее предложение)

   - Почему оно лишнее?  

 - О каком городе сейчас идёт речь? (О Беслане).

  -  Иронау та йæ куыд хонæм? (Беслæныхъæу).

Учитель. Город Беслан является районным центром Правобережного района.

                         Слайды 34-37

Сообщение детей о Беслане.

IV. Итог урока.

  Провести в виде кроссворда.

г

е

Р

б

м

о

с

к

в

а

д

е

р

ж

а

в

а

в

л

а

д

и

к

а

в

к

а

з

г

и

м

н

ф

л

а

г

  1. Государственный символ, который имеет форму рыцарского щита. (герб).
  2. Столица России. (Москва)
  3. Один из символов власти, который мы видели у орла (держава).
  4. Столица Северной Осетии- Алании. (Владикавказ)
  5. Торжественная песня, которая прославляет нашу Родину и  исполняется в особых случаях. (гимн)
  6. Назовите трёхцветный символ страны. (флаг)

- Какое слово у вас получилось?

- Продолжите предложения:

         Родина для меня это………

         Госдаственные символы это………

         Зæгъут ма сæ иронау.

Учитель.

Наша Родина, наше Отечество – Россия. Отечеством  мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родные, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Слайды 38-40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...