Урок с презентацией "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Строителева Вероника Владимировна

Конспект урока окружающего мира с презентацией   по теме "Тундра" с использованием Сингапурских структур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon singapur-tundra.ppt2.82 МБ
Microsoft Office document icon singapur-tundra-2.doc41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

окружающий мир

Слайд 2

Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, скорей за работу, Чтобы времени зря не терять. О том, как потрудились дома, Поспешим друг другу рассказать. проверка домашнего задания

Слайд 3

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД

Слайд 4

1. Встаньте, поднимите руку и найдите пару(ближайшую) . 2. Ученик А спрашивает ученика В. 3. Ученик В отвечает. 4. Ученик А помогает и хвалит. 5. Ученики меняются ролями. 6. Ученики меняются карточками и благодарят друг друга. 7. Повторите шаги 1-6 несколько раз.

Слайд 6

Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. В путешествиях многое можно узнать. И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас- И опять в экспедицию отправляется класс.

Слайд 7

А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать. 5 1 3 4 2 6

Слайд 9

ТУНДРА "БЕСПЛОДНАЯ", "ВРАЖДЕБНАЯ" (ФИН.)

Слайд 11

КОНЭРС

Слайд 13

Низкорослые Стелющиеся Небольшие корни Маленькие листья

Слайд 14

1.Зимняя спячка 2.Сезонная миграция 3.Окраска меха и оперения 4.Слой жира

Слайд 15

ТРАНСПОРТ ПИЩА ОДЕЖДА МОЛОКО ОБУВЬ ЖИЛИЩЕ

Слайд 16

ОЛЕНЕВОДСТВО ОХОТА РЫБОЛОВСТВО

Слайд 17

Нарушается верхний слой почвы Природа загрязняется нефтью Браконьерство Вытаптываются пастбища

Слайд 18

Таймырский заповедник Создан 23 февраля 1979 года, реально функционирует с 1985 г. Охватывает зоны лесотундры, арктических тундр, а также горные тундры гор Бырранга. Основная цель -сохранение и изучение экосистем. Особое внимание – охране популяций краснозобой казарки и дикого северного оленя.



Предварительный просмотр:

                                   Урок окружающего мира в 4 классе по теме:"Тундра". 

 

                                                                                                  Строителева Вероника Владимировна

                                                                               

Цели: 

1. Сформировать у учащихся представления о природной зоне тундры. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, а также хозяйственной деятельностью людей. 
2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать мысль о необходимости ее охраны, то есть задумываться над решением экологических проблем. 
                                                                     
Ход урока. 
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.

Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД.
Нас сегодня ждет дорога, 
И узнать нам надо много. 
Так возьмемся, ребята, скорей за работу, 
Чтобы времени зря не терять. 
О том, как потрудились дома.
-Приготовьте  карточки с вопросами. 
Тема: "Арктика” 
1. Природная зона арктических пустынь расположена… 
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; 
в) на островах Северного Ледовитого океана. 
2. Территория зоны… 
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 
3. В Арктике для растений и животных сложились… 
а) суровые условия; б) комфортные условия. 
4. В ледяной зоне растут… 
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; 
в) бузина, орешник, айва. 
5. В Арктике обитают животные… 
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; 
в) моржи, тюлени, белые медведи. 
6. Найдите верную цепь питания: 
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; 
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 
7. Арктический заповедник расположен… 
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 
8. Большое скопление птиц на скалах называют… 
а) "птичьи рынки”; б) "птичьи базары”. 
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; 
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; 
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары”. 
Учитель говорит ученикам:

1.  «Встаньте, поднимите руку и найдите пару(ближайшую)».

2. Ученик А спрашивает ученика В.

3. Ученик В отвечает.

4. Ученик А помогает и хвалит.

5. Ученики меняются ролями.

6. Ученики меняются  карточками и благодарят друг друга.

7. Ученики повторяют шаги 1-6 несколько раз.
Исправь географические ошибки в тексте: 
Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля). 
Остальные работают с учителем.
- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты. 
- Как вы себе представляете Арктику?

3. Сообщение темы и целей урока. 
- Мы сегодня снова будем наблюдать, 
Выводы делать и рассуждать. 
В путешествиях многое можно узнать. 
И друзьям об этом потом рассказать. 
Новая природная зона приглашает нас- 
И опять в экспедицию отправляется класс. 
А чтобы тему урока узнать, 
Кроссворд нам надо разгадать: 
Вопросы к кроссворду: 
1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным кранным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика – царство снега и … 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Рыба, обитающая в северных морях. 
(1.арктика 2. тупик 3. Врангеля 4. льда 5. водоросли 6. сайка) 
Ключевое слово – ТУНДРА. 
- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. 
- Молодцы! А сейчас отправляемся в путешествие по тундре. 
III. Работа над новой темой 
- Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? 
(Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.) 
- Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная” или "враждебная”. В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.) 
- Какой вы представляете себе эту природную зону? 
Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут. 
Звучит песня "Увезу тебя я в тундру” (ВИА "Самоцветы”). 
Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. А как выглядит тундра на самом деле мы сегодня узнаем подробнее. 
Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. 
- Что такое снежная часть года, это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения. 
Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить. Если лето прохладное, то вода не может испарятся, вот она и остаётся. 
- действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озёр. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим небольшую схему: 
ТУНДРА 
равнина 
вечная мерзлота 
суровая зима (до -50оС) 
прохладное короткое лето 
Работа по группам 
- А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи, экологи. Они в течение недели выясняли что растёт? Кто живёт? Как живут? 

Структура КОНЭРС.

  1. Учитель объявляет углы: ботаники, зоологи, экологи.
  2. Ученики выбирают себе углы.
  3. Ученики подходят к своему углу.
  4. Обсуждение в парах.
    Рассказ ботаников.
    В тундре растут: мох, ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. 
    - Какие в тундре растения? 
    Растения 
    низкорослые 
    стелющиеся 
    небольшие корни 
    маленькие листья 
    Дополнительный материал 
    Большинство тундровых растений — вечнозелёные многолетники. У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето. 
    Листья некоторых растений расположены розеткой – так полнее используются солнечное тепло и свет. 
    Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу. 
    Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки. Летом холодная почва тундры сильно затрудняет поглощение воды корнями растений. Уже на глубине 10 см температура её не более +10оС. Следовательно, хотя в тундровых почвах много воды, она малодоступна растениям, т.к. с трудом поглощается корнями из-за низкой температуры. Кроме того, в тундре часты сильные иссушающие ветры, поэтому у многих тундровых растений имеются приспособления, уменьшающие испарение в летнее время: листья часто мелкие, их испаряющая поверхность невелика; они часто покрыты густым опушением; у некоторых растений края листьев заворачиваются вниз, и сам лист имеет вид не полностью замкнутой трубки, устьица оказываются внутри неё; часто листья плотные, покрыты восковым налётом. 
    Рассказ зоологов (используют иллюстрации) 
    Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. 
    - Как приспособились к жизни представители животного мира? 
    Животные 
    птицы: густое оперение и защитная белая окраска 
    звери: густой мех 
    Дополнительный материал: 
    Существование и размножение животных в тундре возможно, т.к. они адаптировались к условиям следующими способами: 
    1. зимняя спячка; 
    2. сезонные миграции и кочёвки; 
    3. белая окраска меха зверей и оперенье птиц, маскирующая их зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется пестрой. 
    У всех обитателей тундры к зиме накапливается значительный слой подкожного жира, образуется густой мех у зверей, теплый пух у птиц. Своеобразно утепляются конечности на зиму: у песцов появляются как бы теплые стельки, у птиц – подобие валенок. Широкие копыта служат северным оленям то лыжами, то лопатами – для добычи ягеля из-под снега. Полярные совы видят днём, иначе им не пережить многосуточный свет. 
    Олень даёт людям, живущим в тундре, всё: мясо, молоко, шкуры, из которых шьют теплую одежду и обувь, строят жилища, сухожилия используют как нитки. Из пыжика (шкуры оленят) делают очень тёплые шапки. Упряжка из 3-4 оленей, идущих рысью с нартами, с грузом 200-300 кг, в которые их запрягают и зимой и летом, свободно проходит по северному бездорожью 40-60 км в день. Не сбавляя хода, олени могут переходить с наезженной дороги на снежную целину или залитую водой болотину (широкие копыта). 
    Олень: 
    транспорт, мясо, молоко, одежда, обувь, жилище 
    В заполярье широко распространено ездовое собаководство. Собачьи упряжки по всем статьям надёжней "Бурана”. Они не подведут в пургу, когда техника бессильна. Собаки перевозят грузы, пассажиров, почту. Упряжка в 10-12 собак ненецких лаек везёт нарты с грузом 400-500 кг со скоростью 7-10 км в час. За сутки собачья упряжка с грузом проходит 70-80 км, а налегке – 150-200 км. Из собачьих шкур делают очень тёплую одежду и обувь. 
    IV. Физкультминутка. 
    V. Продолжение новой темы. 
    Рассказ экологов.
    Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 
    1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 
    2. местность загрязняется нефтью во время её добычи; 
    3. незаконная охота – браконьерство; 
    4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!” (показать знак "Ограничение выпаса оленей”). 
    Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. 
    - Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? 
    Экология 
    запретить браконьерство 
    оленьи пастбища под охрану 
    не использовать тяжёлую технику 
    бережно относится к природным богатствам 
    Дополнительный материал: 
    Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1кв.км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др. Коренные жители занимаются оленеводством, рыболовством (навага, нельма и др.), охотой (песцы, морской зверь, песец, волк, куропатки, гуси, утки и др.). Зимой из замороженной рыбы готовят строганину – состругивают стружкой мясо, добавляя в него приправы, ягоды; в такой еде много витаминов. Крупнейшие города тундры – Мурманск и Норильск. В недрах тундры найдены огромные богатства – нефть, уголь, железная руда, каменная соль, золото и др. 
    Шахты, заводы, дороги и посёлки – всё это территории? отнятые у тундры. Но губительное воздействие на природу этим не ограничивается. Самое страшное – это загрязняющие вещества, которые образуются в результате хозяйственной деятельности. Их выделяют и предприятия, и транспорт, и котельные, отапливающие жилые дома. Загрязняющие вещества не остаются на месте, воздушные течения разносят их на большие расстояния. А обитатели тундры, особенно лишайники, необычайно чувствительны к их воздействию. В тундре загрязняющие вещества накапливаются, а не промываются талыми водами. Низкие температуры тормозят разрушение вредных соединений. Погибают десятки рек и озёр. В почву и водоёмы круглый год текут ручьи мазута и солярки от буровых установок. Побережье арктических морей и вся тундра захламлены бесхозной бочкотарой и ржавым железом. Многие населённые пункты находятся в антисанитарном состоянии. Практически отсутствуют экологически чистые предприятия. Коптят небо тепловые электростанции. Смог оседает на белый снег, деля его чёрным, и появляются участки голой земли в тех местах, где загрязнение особенно велико. Долгие годы здесь не вырастет ни одно растение. Ещё одна беда тундры – бесконтрольная охота и браконьерство. Многие виды растений и животных стали редкими. 
    Всё это не может не тревожить людей. Для сохранения редких видов растений и животных созданы заповедники (Таймырский и Усть-Ленский), есть и охотничьи заказники. 
    VI. Работа по учебнику. 
    Статья о "Таймырском заповеднике”. 
    VII. Закрепление материала. 
    Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. 
    Бесконечно многообразие приспособлений, удивительны сила, жизнестойкость и цепкость природы тундры. Равновесие, которое веками и тысячелетиями устанавливалось между природной средой и живыми организмами, очень ненадёжно. Сейчас уже совершенно ясно, что существует огромная преграда на пути дальнейшего освоения тундры. Страшней, чем морозы, которых не выдерживает даже могучая техника, чем вечная мерзлота, на которой так трудно что-либо построить, чем метели и снегопады. Эта преграда – чрезвычайная уязвимость северной природы. Оказалось, что нагрузки, "нормальные” для более южных районов, вызывают в ней глубокие, нежелательные, а часто и необратимые изменения. И если не принять необходимых мер по её охране, здесь может погибнуть всё живое. Не отдельные виды животных или растений, вся северная природа – таковы уж особенности этого необыкновенного края. 
    - А сейчас, в закрепление нашей экспедиции мне бы хотелось показать вам видеофильм "В тундре”. 
    VIII. Подведение итогов. 
    Выставление оценок. Оценка выполнения тестов, работы по карточкам и работы на уроке. 
    IX. Домашнее задание. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...