Разработка урока по окружающему миру по теме: «Труд людей осенью» 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Разработка урока по окружающему миру по теме: «Труд людей осенью» 1 класс  УМК «Перспективная начальная школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_1_kl.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1

Смоленская область

Разработка урока по окружающему миру по теме:

«Труд людей осенью» 

1 класс

 УМК «Перспективная начальная школа»

Автор: Анискина Валентина Анатольевна

учитель начальных классов

Цели: повторить знания учащихся о растениях, растущих в саду и огороде; познакомить с историей некоторых растений; рассмотреть роль и значение растений огорода; составить экологические правила по охране урожая; развивать мышление, речь учащихся; воспитывать экологическое мышление.

Оборудование: иллюстрации с изображением растений сада и огорода; карточки-фишки для «Ботанического домино»; костюмы Огородного Пугала, Овощей, Подсолнуха.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

В огороде стоит,

Ничего не говорит,

Сам не берет

И воронам не дает.

        (Огородное пугало.)

– Где можно встретить огородное пугало?

– Сегодня на уроке мы повторим наши знания о труде людей осенью.

II. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 29).

Учитель читает из учебника абзац с объявлением, написанным детьми, рассказывает о технике безопасности при осенних работах.

– О чем хотели сказать ребята, когда писали объявления? (Необходимо соблюдать правила гигиены: мыть руки перед едой, не есть немытые фрукты и овощи.)

– Какие правила техники безопасности нужно выполнять при осенних работах?

Учитель делит учащихся на две группы. Одна группа рассказывает об опасностях, которые подстерегают детей при осенних работах. Другая – о том, как избежать несчастных случаев при уборке урожая.

Далее учитель уточняет и обобщает ответы детей.

1) Нельзя бросать как попало садовый инвентарь. Лопаты, грабли, вилы, садовые ножницы и другие инструменты должны храниться в специально отведенных местах.

2) Переносить инвентарь надо так, чтобы не получить травму самому и не нанести ее окружающим. С одного места на другое инвентарь переносится колющими и режущими частями вперед и вниз.

3) Приступая к работе в огороде или саду, надо позаботиться о специальной рабочей одежде, не забыть о рукавицах, которые избавят руки от ссадин, царапин, уколов, вызывающих тяжелые гнойничковые раны.

4) Дети не должны переносить тяжелые предметы, работать на высоте, например снимать урожай с деревьев, пользуясь лестницей.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат…

Наша грядка – просто клад.

Но арбузы не растут

Тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

                                В. Коркин

2. С ц е н к а  «Историческая станция в городе Огороде».

– Много дел осенью в огороде. Вспомните пословицы и поговорки о труде людей.

– Нас тоже ждет работа в городе Огороде: мы познакомимся поближе с жителями этого города. А поможет нам в этом городской страж порядка – Огородное Пугало.

Выходит Огородное Пугало. Одежда рваная, старая шляпа.

Пугало. Ребята, разрешите представиться.

Тело мое деревянное. Одежда рваная.

Не ем, не пью, огород стерегу.

Ничего не говорю. В огороде стою.

Сам не беру и воронам не даю.

– Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, кого я уважаю в этом огороде больше всего.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда, вкусная… (картошка)?

Выходит ученик в костюме Картошки.

Учитель. Картофель – одна из важнейших продовольственных и технических культур.

Стебли картофеля достигают в высоту 50–60 см, немного ветвятся. На них расположены глубоко разрезанные сложные листья, состоящие из крупных пластинок, чередующихся с мелкими.

Кроме зеленых стеблей с листьями, растущих над землей, у картофеля имеются еще и подземные стебли.

В середине лета картофель цветет белыми, розоватыми или лиловыми цветками. После отцветания образуется плод-ягода с многочисленными семенами внутри (плоды ядовиты). Бутоны цветков появляются примерно через 3–4 недели после появления всходов, а на концах подземных стеблей в это же самое время образуются утолщения – клубни, те самые картофелины, которые идут в пищу. В клубнях растение откладывает запас питательных веществ, в основном крахмал.

У каждого клубня есть основание – нижний конец, которым он прикрепляется к подземному стеблю, и верхушка, где расположена точка роста. На клубнях имеются глазки, или почки, располагающиеся по спирали, как листья на стеблях. Это доказательство того, что клубень – видоизмененный стебель. Сажают картофель клубнями.

Клубни картофеля – очень ценный пищевой продукт. Из картошки готовят множество блюд. Кроме того, из нее извлекают пищевой крахмал, без которого нельзя приготовить кисель и другие блюда. Крахмал и патока употребляются в пищевой и кондитерской промышленности.

Пугало. Отгадайте загадку:

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло.

                (Свёкла.)

Выходит ребенок в костюме Свёклы.

Учитель. Сахарная свекла – основная культура для получения сахара. Она является также высокопитательной кормовой культурой.

Сахарная свекла – травянистое двулетнее растение (семена у него образуются только на втором году жизни). А в первый год из семян вырастает корнеплод, идущий на производство сахара, содержание которого составляет иногда до 20 % веса корнеплода.

Сахарную свеклу убирают осенью, когда начинают засыхать листья. Делают это свеклоуборочными комбайнами, которые выкапывают корнеплоды, очищают их от ботвы и укладывают в кучи.

Пугало. А теперь другая загадка:

Удивительное солнце:

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. (Подсолнух.)

Выходит ученик в костюме Подсолнуха.

Учитель. Подсолнечник – крупное однолетнее травянистое растение. Толстый стебель его заполнен внутри рыхлой сердцевиной и достигает высоты 2,5–3 и даже 4 м. Вдоль стебля расположены поочередно крупные сердцевидные листья, а наверху развивается соцветие «корзинка» со множеством мелких цветков желтого цвета. У краевых цветков имеются ярко-желтые лепестки. Снаружи корзинка одета зеленой обверткой. В одной корзинке насчитывается до 1000–1200 отдельных цветков, которые позднее  дают  плоды  (семянки),  богатые  маслом.  Очищенные  от  оболочки (кожуры), семена подсолнечника содержат до 55 % высококачественного масла.

Подсолнечник – одна из ценнейших технических и продовольственных культур. Подсолнечное масло идет в основном в пищу человека. Свыше пятисот блюд приготовляют на нем современные кулинары.

III. Закрепление изученного материала.

1. О т г а д а й т е   з а г а д к и  и скажите, где растет тот или иной овощ или фрукт.

Золотая голова

Велика, тяжела,

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика –

Только шея тонка.

                (Тыква, растет в огороде.)

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.

                (Яблоко, растет в саду.)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

                (Горох, растет в огороде.)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

На вид – похож на мяч.

                (Арбуз, растет в огороде.)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине – сладко.

                (Слива, растет в саду.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, ее клюют.

                (Ягоды рябины, растут в саду и в парке.)

Красненька Матрешка,

Беленько сердечко.

                (Ягоды малины, растут в саду.)

2. И г р а  «Ботаническое домино».

Арбуз

Свёкла

Капуста

Виноград

Петрушка

Морковь

Учитель готовит карточки-фишки. Учащиеся должны построить верную цепочку из карточек.

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие правила безопасной работы надо выполнять при работе в саду, в огороде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру на тему "Глобус и карта" 2 класс

Урок окружающего мира разработан по учебнику "Наша планета Земля" 2 класс ( авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.). На уроке учащиеся знакомятся с отличительными особенностями глобуса и кар...

Разработка урока по окружающему миру на тему: «Берегись автомобиля!» для учащихся 2 класса

На уроке дети повторяют правила дорожного движения, изученные в первом классе и знакомятся  с новыми правилами перехода улиц....

Методическая разработка "Урок по окружающему миру на тему «Петр Великий». 4 класс"

Урок по окружающему мируна тему«Петр Великий». 4 класс   Цель: Сформировать представления у учащихся о времени правления ПетраI,...

План-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).

Материал представляет собой план-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).Цель·      Познакомить учащихся с различ...

разработка урока по окружающему миру по теме "Вода-растворитель" 2 класс по системе Занкова

Этот урок формирует исследовательские умения в практической деятельности учащихся определять свойства воды - растворителя...

Конспект урока окружающего мира на тему "Труд людей родного края"

Урок окружающего мира "Труд людей родного края" (ПНШ)....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зачем люди осваивают космос?"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему: "Зачем люди осваивают космос?"...