Рабочая программа по предмету "Окружающий мир". 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Ахпателова Виктория Владимировна

Программа по предмету "Окружающий мир", 4 класс по системе "2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

(для четырёхлетней начальной  школы)

Пояснительная записка

Нормативные документы

Рабочая программа составлена (разработана) в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  2. Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 09.02.98 № 322);
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089 (в редакции от 19.10.2009 № 427));
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. N 373, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010 г. N 1241, от 22.09. 2011 г. N 2357, от 18.12.2012 г. № 1060.  Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование. /Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. – М.: Баласс, 2011. – 192 с.; Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы. /Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. – 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Сборник программ.
  5. Примерные программы  начального, среднего и среднего (полного) общего образования базового и профильного уровня, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки  Российской Федерации; Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы авторской программы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов «Окружающий мир» (Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование. /Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. – М.: Баласс, 2011. – 192 с.; Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы. /Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. – 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Сборник программ. Вахрушев А. А., Родыгина О. А. – Изд. 2-е. – доп. Москва: Баласс, 2012. – 224 с. («Образовательная система «2100»), ISBN 978-5-85939-766-2 («Баласс»)
  6. Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года);
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;
  8. Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);
  9. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
  10. Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 N 08-548 "О федеральном перечне учебников";
  11. Распоряжение КО «О формировании учебных планов образовательных организаций  Санкт - Петербурга, реализующих основные образовательные программы, на 2014/2015 учебный год» от 24 апреля 2014 г. № 1826-р;
  12. Инструктивно-методическое письмо КО «О формировании учебных планов образовательных организаций  Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные программы, на 2014/2015 учебный год» от 10 апреля 2014 г.              № 03-20-1424/14-0-0;
  13. Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 47 имени Д.С. Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год;
  14. Положение о рабочей программе по предмету, принятое в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 47 имени Д.С. Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов «Окружающий мир» (Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование. /Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. – М.: Баласс, 2011. – 192 с.; Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы. /Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. – 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Сборник программ. Вахрушев А. А., Родыгина О. А. – Изд. 2-е. – доп. Москва: Баласс, 2012. – 224 с. («Образовательная система «2100»), ISBN 978-5-85939-766-2 («Баласс»)

Вид реализуемой программы – основная общеобразовательная.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цели изучения учебного предмета

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  

Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». Содержание курса естествознания в начальной школе  слишком объёмное. Поэтому важной задачей курса является ознакомление ребят с картиной мира; научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.

Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

Задача курса – поставить перед учениками различные  вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Место предмета в учебном плане ГБОУ школы № 47 им. Д.С. Лихачева

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, учебный план ГБОУ школы № 47 им. Д.С. Лихачева на 2014-2015 учебный год предусматривает обязательное изучение окружающего мира в 4  классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

Изменения в авторскую (примерную) программу по окружающему миру  не вносились.

Используемый учебно-методический комплект

Для реализации рабочей программы будет использован учебно-методический комплект А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов «Окружающий мир» в состав которого входят:

1. Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Учебник в 2-х частях для 4 класса – 4-е изд., перераб.Ч.1 - М.: Баласс, Издательство «Школьный дом», 2013 – 144 с., ил. («Образовательная система «2100»). ISBN 978-5-85939-719-8  («Баласс»). ISBN 978-5-85939-720-4  (ч.1) («Баласс»). ISBN 978-5-91904-032-3 (ч.1)  («Школьный дом»). Учебник «Человек и природа».

2. Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Учебник в 2-х частях для 4 класса – 4-е изд., перераб.Ч.2 - М.: Баласс, Издательство «Школьный дом», 2013 – 128 с., ил. («Образовательная система «2100»). ISBN 978-5-85939-719-8 («Баласс»). ISBN 978-5-85939-721-1  (ч.2)  («Баласс»). ISBN 978-5-919042-033-0  (ч.2)   («Школьный дом»). Учебник «Человек и человечество».

3.Вахрушев А. Д., О. В. Бурский, А. С. Раутиан, - Изд. 2-е, дораб. - М.:Баласс, Издательство Школьный дом, 2013 – 48 с., ил. («Образовательная система «2100»).  ISBN 978-5-85939-731-0  («Баласс»). Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» («Человек и природа»), 4 класс.ISBN 978-5-905772-24-5  («Школьный дом»)

4. Н. В. Харитонова, Е. В. Сизова, Е. И. Стойка - Изд. 2-е, испр. - М.:Баласс. 2013, 96 с., ил. («Образовательная система «2100»). Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество»). 4 класс. ISBN 978-5-85939-748-8  

5.Вахрушев А. А., Бурский О. В., Родыгина О. А. – Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс Издательство Школьный дом, 2014 – 64 с., ил. («Образовательная система «2100»). ISBN 978-5-85939-747-1  («Баласс»).ISBN 978-5-905772-26-9  («Школьный дом») Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», («Человек и природа»). 4 класс

6.Е. В. Сизова, Е. И. Стойка,  М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2012 – 48 с., ил. («Образовательная система «2100»). ISBN 978-5-85939-742-6  (Баласс»). ISBN 978-5-905772-94-8 («Издательство Школьный дом»).  Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», «Человек и человечество»), 4 класс.

Технологии обучения, формы уроков

Для решения поставленных в рабочей программе задач будут использованы технологии деятельностного типа как наиболее соответствующие поставленным задачам:

  • технология проблемного обучения (проблемного диалога)
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо (технология продуктивного чтения)
  • технология формирующего оценивания
  • проектные технологии
  • ИКТ и т.д.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 4 классе обучаются дети 9-10 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу. На уроках окружающего мира они активно вступают в дискуссию, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать работу друг друга и свою. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне.

Но в ходе анализа итоговой метапредметной диагностики (СПб АППО) видно, что  не у всех сформировано умение вычитывать из текста необходимую информацию, поэтому особое внимание уделяется  использованию технологии продуктивного чтения.

Специфика школы или класса

Задача

Технология

Низкий уровень развития навыков коллективной работы

Создание условий для формирования навыков коллективной работы

Технология обучения в сотрудничестве: работа в парах - на каждом уроке, в группах - на отдельных уроках

Материально-техническое обеспечение

Кабинет оснащен:  Доска меловая зеленая 5-секционная; Стол компьютерный; Монитор; Процессор; Мышь; Колонки; МФУ  SAMSYNC SCX -  3400; Доска HITACHI; Документкамера MIMIO;  Проектор  EPSON;

Пробковая доска; Магнитная доска; МФУ  CANON IR 1018/ IR 1022

Требования к уровню подготовки

Требования к уровню подготовки учащихся определены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта сформулированы как общие требования к освоению всего курса в разделе программы «Требования к уровню подготовки учащихся» и как планируемые результаты учащихся на каждом уроке в разделе программы «Календарно-тематическое планирование».

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

В связи с этим оценивание  учащихся  происходит следующими двумя способами:

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в проверочных и контрольных работах (4 кл.).

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и проверочных и контрольных работ (4 кл.). Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, справившись с заданиями самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ.

Проверочные и контрольные работы по окружающему миру

Раздел, темы

Вид контроля

Формы контроля, период

Часть 1. Человек и природа

1

«Как работает организм человека»

Стартовый; Тематическо-обучающий

Проверочная работа №1

1 четверть

3

«Как человек двигается.»

Тематическо-обучающий

Проверочная работа № 2

1 четверть

5

«Как удаляются ненужные вещества»

Тематическо-обучающий

Проверочная  работа № 3.

1 четверть

8

«Что такое кровь?»

Тематическо-обучающий

Проверочная работа № 4

1 четверть

9

«Почему наш организм работает слаженно»

Тематическо-обучающий

Проверочная работа №5

1 четверть

11

«Многогранный мир чувств»

Тематическо-обучающий

Проверочная  работа № 6

1 четверть

13

«Отчего мы иногда болеем»

Тематическо-обучающий

Проверочная работа № 7.

1 четверть

15

«На заре человечества»

Тематическо-обучающий

Проверочная работа № 8.

1 четверть

16

Контрольная работа по теме «Как работает организм человека».

Итоговый. Проверка знаний.

Контрольная работа № 1

1 четверть

18

«Рукотворная жизн»

Тематическо-обучающий

Проверочная  работа     № 9

1 четверть

20

«Покорение силы»

Тематическо-обучающий

Проверочная работа № 10

2 четверть

21

«Как человек использует»

Тематическо-обучающий

Проверочная работа № 11

2 четверть

22

Как человек использует свойства воздуха.

Тематическо-обучающий

Проверочная работа № 12

2 четверть

23

Горные породы и минералы.

Тематическо-обучающий

Проверочная работа № 13

2 четверть

24

«Металлы»

Тематическо-обучающий

Проверочная работа № 14

2 четверть

25

Приручение огня.

Тематическо- обучающий

Проверочная работа № 15

2 четверть

29

«Как нам жить»

Тематическо- обучающий

Проверочная работа № 16

2 четверть

30

«Рукотворная природа»

Итоговый. Проверка знаний.

Контрольная работа № 2

2 четверть

31

Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир. Человек и природа».

Итоговый. Проверка знаний.

Контрольная работа № 3

2 четверть

Часть 2. Человек и человечество

40

«Человек и его внутренний мир».

Тематическо-обучающий

Проверочная работа № 17

3 четверть

45

«Человек и его внутренний мир» и «Человек и общество».

Итоговый. Проверка знаний.

Контрольная работа № 4

3 четверть

54

«Картина всемирной истории человечества».

Тематическо-обучающий

Проверочная работа № 18

4 четверть

59

«Человек и многоликое человечество».

Тематическо-обучающий

Проверочная работа № 19

4 четверть

61

«Человек и единое человечество».

Тематический

Контрольная работа № 5

4 четверть

62

Итоговая контрольная работа по курсу «Человек и человечество».

Итоговый. Проверка знаний.

Контрольная работа № 6

4 четверть

В течение года проводятся 3 диагностические работы по материалам СПб
АППО: сентябрь, февраль, май, предметные или метапредметные.

Критерии оценивания устных ответов учащихся

Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 


1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного; 
3) языковое оформление ответа.


Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное понятий; 
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 
3) излагает материал последовательно и правильно.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 
1) излагает материал неполно и допускает неточности;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по окружающему миру: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы (дополнительной)

  1. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. / Фельдштейн Д.И. – М.: Баласс, 2012.
  2. Окружающий мир. («Человек и человечество»). Методические рекомендации для учителя. 4 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С. – М.: Баласс, 2013.
  3. Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / С.В. Савинова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
  4. Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные контрольно-измерительные материалы. Тетрадь-тренажер с электронным приложением / Авт.-сост.: С.В. Савинова – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
  5. Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
  6. Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
  7. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
  8. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
  9. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

Перечень лицензионных электронных образовательных ресурсов к разделам программы:

  1. Стандартное программное обеспечение (Microsoft office: Microsoft Power Point, Microsoft Exctll);
  2. Программы –конструкторы тестов (Test Master);
  3. Рабочие программы. Начальная школа «УМК. Школа 2100»

Интернет:

  1. http://stranamasterov.ru/search/node/bpjybnm
  2. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
  3. http://www.it-n.ru/
  4. http://interneturok.ru/
  5. http://na4alo4ka.ucoz.ru/index/sajty_uchitelej_nachalnykh_klassov/0-21
  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/library/poleznye-saity-dlya-uchitelei-nachalnykh-klassov
  7. http://www.tatarovo.ru/sound.html http://annik-bgpu.km.ru/index.html
  8. http://www.cofe.ru/read-kas
  9. http://dic.academic.ru
  10. http://festival.1september.ru/
  11. http://festival.1september.ru/articles/subjects/15
  12. http://www.solnet.ee/holidays/
  13. http://nsc.1september.ru/ всѐ для учителей нач. классов
  14. http://www.zavuch.info/
  15. http://viki.rdf.ru/
  16. http://detkam.e-papa.ru/mp/
  17. http://garmoniya-club.ru/
  18. http://www.5plys.ru/
  19. ttp://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
  20. http://www.kinder.ru
  21. http://www.km.ru
  22. http://www.maro.newmail.ru
  23. http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/

      24.http://www.freepuzzles.com

      25. http://www.4stupeni.ru/

Перечень электронных образовательных ресурсов к разделам программы, созданных самостоятельно:

Цифровой образовательный ресурс

Раздел программы

Окружающий мир (4 класс)

«Солнце, давай дружить!» - 3-4 класс, 10-11 класс

Формирование социокультурной компетентности. Введение нового материала

«Блистательный Санкт-Петербург!» - 4 класс, «XXI век»

Формирование социокультурной компетентности. Введение нового материала

«Береги и охраняй родную природу!» - 4 классы

Формирование информационной культуры. Введение нового материала

«По страницам Красной Книги!» - 4 классы

Формирование общеучебных умений и навыков. Формирование социокультурной компетентности. Введение нового материала

«Разнообразие веществ» - 4 класс, «2100»

Формирование критического мышления.

«Тела, вещества, частицы» - 4 класс, «2100»

Формирование коммуникативной компетенции. Формирование социокультурной компетентности.

«Вода – основа жизни!» - 4 класс, «XXI век»

Формирование коммуникативной компетенции. Формирование социокультурной компетентности.

«Что случилось с цветком?!» - 4 класс, «XXI век»

Введение нового материала

«Воды Мирового Океана» - 4 класс, «XXI век»

Введение нового материала

«Весеннее половодье в лесу» - 4 класс, «XXI век»

Введение нового материала

«Полезные привычки» - 4 класс, «2100»

Формирование информационной культуры. Введение нового материала

«Иван Грозный» -  4 класс, «2100»

Формирование информационной культуры. Введение нового материала

«Петр I» -  4 класс, «2100»

Контроль и оценивание обученности учащихся

«От Древней Руси к Единой России» - 4 класс, «2100»

Контроль и оценивание обученности учащихся

«Освоение воздушного пространства человеком» - 4 класс, «XXI век»

Формирование социокультурной компетентности. Введение нового материала

«Хлеб – всему голова!» - 4 классы, «XXI век»

Формирование информационной культуры. Введение нового материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....