В царстве грибов.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Антаносян Анна Геннадьевна

Сценарий урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_tsarstve_gribov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В царстве грибов», 3 класс

Приём: «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ, «ИНСЕРТ», «СИНКВЕЙН»

Цель урока:

- создание условий для развития рефлексивного мышления с использованием приемов «Верю – не верю», «Инсерт», и  «Синквейн» при изучении темы    «В царстве грибов».

Тип урока: комбинированный (индивидуально-групповой)

Задачи урока:

- расширить и углубить знания учащихся о грибах (съедобных и несъедобных), встречающимися в нашей местности, познакомить с грибами занесенными в Красную книгу России;

- создать условия для получения учащимися новых знаний через самостоятельную работу и работу в группах;

- создать условия для наглядно-образного воображения;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Используемые приёмы в технологии РКМ:

     Игра «ВВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ» (на стадии вызова и рефлексии), прием ИНСЕРТ (на стадии осмысления), прием СИНКВЕЙН (на стадии рефлексии)

Литература:

  1. Учебник «Мир вокруг нас», А.А.Плешаков, 3 класс (1 часть)
  2. Атлас-определитель «ОТ земли до неба», А.А.Плешаков
  3. «Зеленые страницы», А.А.Плешаков
  4. «Великан на поляне или первые уроки экологический этики», А.А.Плешаков, А.А.Румянцев

Оборудование:

  1. карточки, раздаточный материал, изображение грибов;
  2. листы с заданиями для каждого ученика;
  3. листы с текстом для каждого ученика.

Автор:  Екимова А.Г, учитель начальных классов,  МБОУ СОШ № 10

Предполагаемый результат: устанавливают взаимосвязь грибов с другими растениями леса; вспоминают правила сбора грибов; отрабатывают прием работы в группах.

Ход урока:

     (Учащиеся рассаживаются по группам (4 – 5 человек), в зависимости от карточки с изображением гриба (мухомор, лисичка, боровик, опята и т.д.) которые выдаются им при входе в класс)

     На СТАДИИ ВЫЗОВА учитель предлагает поиграть в игру «Верю – не верю». Правила игры:

- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица с утверждениями.

- Вы читаете утверждения и в первой графе ставите знак «+», если согласны и знак «-», если не согласны.

Утверждения

«+», «-»

1. Грибов на свете очень много: 100 тысяч видов!

2. Грибы – это не растения.

3. Грибница – подземная часть гриба.

4. Грибы способствуют образованию перегноя.

5. Многие съедобные и несъедобные грибы похожи.

6. В грибах, растущих около дорог, накапливаются вредные вещества.

7. Грибы лучше всего срезать ножом.

     Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы (утверждения) работая индивидуально.

     На СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ  работает приём «ИНСЕРТ».

 

Проверка утверждение:

- Возьмите текст (у каждого ученика распечатанный текст)

- Возьмите простой карандаш.

- Прочитайте текст, делая пометки карандашом: «V» - уже знал, «+» - новое.

Учащиеся читают текст. После прочтения текста учащие на листках заполняют общую таблицы (то, то совпало в группе), кратко записывают сведения из текста.

«V»

«+»

-

-

-

-

-

-

     На доску учитель записывает то, что совпало в группах (минимальное количество новизны), опрос выступающих «кольцовка»

На СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ  возвращаемся к игре «Верю – не верю»

- А теперь вернёмся к утверждениям, снова попытаемся ответить на них и проверим не ошиблись ли мы в наших утверждениях.

- Я снова зачитываю утверждения, вы находите и обсуждаете ответ в группах и записываете во второй графе нужный знак.

(Можно схематично записать эту таблицу на доске)

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось?

- Почему?

На стадии рефлексии учитель предлагает СИНКВЕЙН  по изучаемой теме. Работа  выполняться группой.(Можно задать написание СИНКВЕЙНА  на дом)

Домашнее задание: учебник стр.122, рабочая тетрадь, синквейн.

     Грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Дело даже не в том, что они очень разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашел. Это всё конечно, так,  но это как раз не самое главное. Главное в том, что учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое – грибы? Куда отнести грибы? К растениям? Но ведь грибы совсем не похожи на них. Главное – не зелёные. К животным? Но на животных они тем более не похожи!

     К тому же долгое время не были известны споры грибов, с помощью которых они размножаются. И многие думали, что грибы появляются на свет от росы, от гниения веществ, от удара молнии и даже… по прихоти какой-нибудь нечистой силы.

     В 19 веке одни специалист по грибам предложил выделить их в особое, самостоятельное царство. Значит грибы – это не растения, и не животные. Грибы – это грибы!

     Подберёзовик, подосиновик, белый гриб, бледная поганка… Трутовик , подтачивающий в лесу силы дерева… Плесень, пуховым платком одевшая упавший в угол кусочек хлеба, да, всё это грибы. Их на свете очень много: 100 тысяч видов!

     Грибы, которые ты обычно видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землёй от ножек тянутся в разные стороны тонкие, белые, перепутанные нити. Это грибница – подземная часть гриба. Она высасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.

     Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.

     Одни грибы дружат с разными деревьями, другие – с какими-то определёнными. Подберёзовик мы обычно находим под берёзой, подосиновик – под осиной,  рыжик – под сосной и елью, маслёнок – под сосной, а белый гриб - под берёзой, елью, сосной или дубом. Грибы могут расти  и в густой траве, и под кустарниками.

     Но не только поэтому грибы нужны лесу. Многие животные едят грибы. Белка, как известно, даже запасает их на зиму, накалывая на веточки. Опасный для человека мухомор лоси проглатывают целиком, иногда сразу по нескольку штук. Мухомор для лосей – лекарство.

     Грибы  - богатство леса. Относись к ним  бережно!

     В  нашей стране встречается около  300 видов съедобных грибов, хотя широко известно всего несколько десятков. Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому детям собирать грибы можно только со взрослыми соблюдая некоторые очень простые правила:

1. Не бери слишком старые грибы. Есть их нельзя, так как в них накапливается опасный для человека яд.

2. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

3. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

4. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножом.

5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

6. Не трогай и не сбивай ненужные тебе грибы. Ведь они очень нужны лесу и его обитателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Царство грибов"

Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"

разработка урока  окружающего мира в 3 классе...

В царстве грибов

урок окружающего мира, 3 класс, виды грибов, ядовитые, съедобные, шляпочные, плесневые, самостоятельная работа...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...