Открытый урок по окружающему миру "Дорожные знаки" +презентация
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Тема «Дорожные знаки»
Цель: ознакомление с новой классификацией дорожных знаков.
Задачи:
- сформировать у учащихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков;
- развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;
- актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaryadka_so_zvezdochkami.rar | 295.24 КБ |
konspekt_uroka.rar | 20.04 КБ |
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема «Дорожные знаки»
Цель: ознакомление с новой классификацией дорожных знаков.
Задачи:
- сформировать у учащихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков;
- развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;
- актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока.
- Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Сл. 1
-Ребята, сегодня наш урок – урок изучения нового материала, а узнавать новое – это всегда очень трудно. Поэтому сейчас давайте пожелаем друг другу успехов на уроке. (Дети от каждой группы (группы постоянного состава) высказывают свои пожелания относительно урока.)
- Проверка домашнего задания
Чтоб по улицам шагать,
Надо очень много знать.
Как таблицу умножения,
Помнить правила движения.
- Ребята, а вы помните правила дорожного движения, которые мы с вами изучали на прошлом уроке? Давайте их вместе вспомним.
(Краткий фронтальный опрос по изученному материалу с помощью вопросов и ответов на экране.)
А) Тесты в тетрадях. Сл. 2
Ответы: 156 А,В,Г
157 Б
158 Б
159 А,В,Г
160 Г
Б) Ситуации с картинками.
Вопрос: Кто нарушает правила дорожного движения? Сл.3
Ответ: Мальчик поступил неправильно. Из-за него могла произойти авария или с ним самим приключиться беда. Нужно ходить только по тротуару, а дорогу переходить по пешеходным переходам на зеленый свет светофора.
Вопрос: Как переходить улицу по пешеходному переходу? Сл.4
Ответ: Переходи улицу внимательно! Сначала посмотри налево. Если все машины остановились и пропускают тебя – иди до середины дороги, которая обозначается белой линией. Затем посмотри направо – если машины стоят на месте, переходи дальше.
Вопрос: Что нужно делать, когда видишь, что специальный транспорт торопится к кому-то на помощь? Сл.5
Ответ: Ты собрался переходить улицу и вдруг видишь, что едет машина с включенной мигалкой на крыше. Все уступают ей дорогу, и даже пешеходы стоят на месте и не переходят улицу, хотя горит зеленый свет. Едет специальный транспорт! Его все пропускают: и водители, и пешеходы, потому что он спешит на помощь к тем, кто попал в беду.
- Какой вывод можно сделать? Сл.6
Знать правила дорожные
каждому положено!
3. Сообщение темы и целей урока.
- Послушайте стихотворение, которое нам подготовила Вельдавская Д.
- И скажите, о какой азбуке идет речь в стих-ии?
Город, в котором с тобою мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
- Что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения? (дорожные знаки)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (правильно, сегодня мы будем знакомиться с дорожными знаками) Слайд № 7
УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ ТЕМУ УРОКА НА ДОСКУ.
- Давайте отгадаем, кто поможет нам провести урок. Слайд №8
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (светофор)
УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ НА ДОСКУ СВЕТОФОР.
- Какие три глаза у светофора есть и что же они обозначают?
- Нашего героя-помощника мы назовем Светофор Светофорович. Светофор Светофорович торжественно объявляет, что сегодня любой может сдать экзамен и стать Юным водителем. Хотите стать водителем? Вам интересно, как это можно сделать? А как вы думаете, что для этого нужно сделать?
(Для этого надо познакомиться с основами теории ПДД, т.е. с знанием и пониманием дорожных знаков, разметки и жестов постового)
4. Актуализация знаний.
- Для чего нужно знать ПДД? Слайд №9.
- В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили, кому где захочется. А улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Как вы думаете, если бы не было дорожных знаков и правил движения, что бы произошло на наших улицах? (Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной; машины создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома, врачи не поспевали бы к больным, пожарные – на пожар)
СОМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА. слайд №10
- Светофор Светофорович приготовил нам загадку: “Сами не видят, а другим указывают”. ( - знаки) – загадка на слайде.
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
( Сегодня на уроке мы познакомимся с различными дорожными знаками и их назначением,
узнаем, на какие группы делятся дорожные знаки,
вспомним правила дорожного движения)
- А вот исторические сведения о возникновении дорожных знаков, которые нам подготовил Жур Даниил и Мироненко Владимир.
Исторические сведения о возникновении дорожных знаков.
Учёные были удивлены, когда во время раскопок недалеко от итальянского города Ливорно они обнаружили «дорожный знак» времён Древнего Рима.
Латинская надпись предупреждала «Это место – опасное
При Петре Ι столбы стали полосатыми, хорошо просматривались на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрёстках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь-дорога».
Дорожные надписи, особенно из нескольких слов, требовали времени для прочтения. Не каждый водитель успевал их прочитать, особенно в тёмное время суток. Возник и другой вопрос. Если по дороге едет иностранец, который не знает иностранного языка, как он сможет узнать об опасности?
Поэтому вскоре стало понятно, что знаки и символы – лучший вариант для всех.
В России дорожные знаки начали устанавливать в 20-х годах прошлого столетия. Их изготавливали на основе светоотражающей цветной краски для лучшей видимости в темноте.
Дорожные знаки - это замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Проблема обеспечения безопасного движения по улицам стала актуальной при появлении лошадиных упряжек и прочих первых транспортных средств. В это трудно поверить, но даже в те далекие годы от неорганизованного движения гибли люди.
Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 километров в час, об особых дорожных знаках не помышляли.
Мироненко В.
Первый автомобиль в мире был изобретен Карлом Бенцем в 1886 году. Правила дорожного движения появились давно. Иногда они принимали достаточно курьезные формы, например, было такое требование, чтобы впереди автомобиля бежал мальчик, громкими криками извещающий о приближении экипажа.
В 1909 году в Париже состоялся международный дорожный конгресс, в котором участвовала и Россия. На конгрессе шла речь о требованиях к установке знаков. Были приняты 4 дорожных знака. Сл. 11
В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)».
В 1961 году появились первые общие правила, которые действовали везде во всех городах - «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР».
Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам. Знаки устанавливают с правой стороны дороги.
- Ребята, где вы встречаете дорожные знаки? (на пути в школу, в магазин, ..)
- Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки? Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.
- Кто должен знать дорожные знаки? Только водители? (и пешеходы тоже)
- Какие дорожные знаки вы знаете? Что они обозначают?
3. Изучение новой темы.
- Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новыми знаками, но и узнаем, на какие группы они делятся, и будем учиться относить дорожные знаки к той или иной группе.
- А сейчас я буду читать загадки про дорожные знаки. Тот ученик, про чей дорожный знак я прочту, выходит к доске с этим знаком (у учеников на партах лежат макеты дорожных знаков)
1) Знак «Велосипедное движение запрещено».
Запомни этот знак, дружок:
Велосипед здесь и кружок
С большою красною каймой.
Ты перед этим знаком стой!
Вези в руках велосипед,
Здесь для тебя проезда нет! Сл. 12
- Как называется этот знак? - Движение на велосипедах запрещено.
-Что обозначает этот знак?
- У вас на столах лежат макеты дорожных знаков. Выйдите сюда со своим дорожным знаком те, у которых дорожные знаки похожи на знак «Езда на велосипеде запрещена».
УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ ТАБЛИЧКУ Сл. 13
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ
- Что общего у этих знаков? – (Они круглой формы, по краям красная кайма.)
- А что означают эти знаки?
- Движение пешеходов запрещено.
- Движение на велосипеде запрещено.
- Движение запрещено.
- Какое слово повторяется в названии этих знаков?
- Слово «Запрещено».
- Каково же назначение этих знаков? - Они что-то запрещают делать.
Рассказывает Птицын А
Запрещающие знаки – знаки круглой формы красного цвета. Эти знаки что-либо запрещают водителю. Например, въезд, остановку, обгон. Часто можно встретить следующие запрещающие дорожные знаки: въезд запрещен (дорожный знак кирпич), движение запрещено, поворот запрещен, обгон запрещен.
- Верно. Эти знаки – запрещающие. (По мере группировки, дорожные знаки и название их группы вывешиваются на доске.) Это первая группа дорожных знаков, с которой мы познакомились.
2) Знак «Дорожные работы»
- Почему проезда нет?
Землю роет человек.
Может быть, он ищет клад,
И старинные монеты
В сундуке большом лежат.
Их, наверно, спрятал встарь,
Под землёю жадный царь.
О каком знаке я прочитала ? Сл. 14
Дорожные работы
- У кого еще похожие знаки? – Ребята, посмотрите, чем все эти знаки похожи друг на друга? (периметр треугольника красного цвета) Такие знаки называют предупреждающие. Значит, что они делают, для чего служат? (предупреждают водителя о том, что ждет его впереди, о приближении к опасному участку дороги)
Светофорное регулирование;
Пешеходный переход;
Осторожно дети.
Рассказывает Марьяненко О. Сл. 15
Предупреждающие знаки – это знаки треугольной формы с красной каймой, которые хорошо видно издалека. Основная функция таких знаков, как следует из их названия, предупреждать водителя и пешехода о возможных опасностях и предостерегать его от дорожно-транспортных происшествий.
- Назовите их ещё раз.
Светофорное регулирование,
пешеходный переход,
осторожно дети
3) - Пешеход! Решил дорогу
Безопасно перейти?
В этом я тебе подмога!
Поспеши меня найти! (знак «Пешеходный переход») Сл. 16
- У кого из вас знаки похожи на этот, выйдите к доске.
- Что означают ваши знаки?
Место остановки автобуса и (или) троллейбуса;
подземный переход;
пешеходный переход
- Чем они похожи? ( Это синие квадраты или прямоугольники с различными рисунками.) Они нам сообщают информацию и называются информационно-указательные знаки.
- Выйдите к доске те из вас, у кого на столах остались лежать дорожные знаки.
Об этих знаках расскажет Цыроев. А Сл. 17
Информационно – указательные знаки. Большинство этих знаков – синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.
Среди знаков, которые непосредственно предназначены для пешеходов есть следующие знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси», «Пешеходный переход», «Искусственная неровность».
4) Опасный поворот
Здесь опасный поворот,
Знак предупреждает!
Не лети как самолет,
Никто не пострадает! Сл. 18
- Выйдите, те ребята, у которых похожие знаки.
О предписывающих знаках Матиев Х. Сл. 19
Предписывающие знаки. Предписывающие знаки – знаки круглой формы синего цвета с белым рисунком. Эти знаки предписывают водителю , в какую сторону можно двигаться по дороге.
Движение для пешеходов и велосипедистов;
Дорожка для велосипедистов;
Круговое движение.
5) - Выйдите те ребята, у кого знаки похожи на этот. Сл. 20
–Перечислите, что обозначают оставшиеся знаки. (Пункт питания, медицинская помощь, телефон,)
А об этой группе знаков расскажет нам Завгородняя. А Сл. 21
Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком. Сервис – это обслуживание. Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т.д. Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком.
- Ну вот, теперь все дорожные знаки перед вами. Прочитаем хором, на какие группы они делятся. (Дети читают по слайду №22)
Физкультминутка. Гиперссылка красный круг
- Закрепление.
- Игра в группах «Дорожные знаки»
Дети разбиваются на группы (их три). Каждой группе выдается конверт с заготовленными дорожными знаками и их «парами» (карточки, где написано, что данный знак означает), перемешанные между собой. Каждая группа получает определенную группу знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные или знаки сервиса. Задача каждой группы – подобрать к знакам их «пары». Например, к рисунку «красный круг с белой полосой» («кирпич») прикладывают текст «Въезд запрещен». Подобранные пары скалываются канцелярской скрепкой так, чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой – текст.
1 группа Предупреждающие сл. 23
Светофорное регулирование, пешеходный переход, осторожно дети, ремонтные работы, железная дорога
2 группа сл.24
3 группа Информационно-указательные. Сл. 25
По окончании работы играющие снимают скрепки, перемешивают их, а на следующем уроке группы меняются конвертами – таким образом будет организована проверка домашнего задания на следующем уроке.
- Просмотр фильма. Сл. 26
В начале урока мы поставили еще одну цель: повторить правила дорожного движения. Это мы сделаем при просмотре познавательного мультфильма, который вам приготовил Светофор Светофорович. «ПДД».
Проверка усвоения материала. слайд
Работа на интерактивной доске Детям раздаются закладки-памятки с заданием соединить линией название группы дорожных знаков со знаком.
3) Конкурс рисунков. Сл 29
А сейчас, ребята, придумай те и зарисуйте новые дорожные знаки .
Примеры новых дорожных знаков и защитите их: Сл 30
- «Пункт интернет-связи» – это знак сервиса, который показывает, что недалеко расположено место, где можно воспользоваться интернетом. В синем прямоугольнике на белом фоне нарисован компьютер. Цороев А.
- «Детская площадка» – информационный знак, который сообщает, что недалеко расположена детская игровая площадка. В синем прямоугольнике нарисованы дети, указано расстояние и направление до площадки. Хохлов Л.
- «Не говори по мобильному телефону» – это запрещающий знак, он нужен водителям, т.к. они очень любят разговаривать по телефону за рулем и отвлекаются от ситуации на дороге. В красном круге нарисован зачеркнутый телефон. Аношкин А.
РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ. Сл. 31
Сл. 32 У каждой группы на столах лежат картинки. Вам нужно обвести номера правильных переходов улицы. 3,5,6
- Давайте подведем итог урока проведя викторину «Вопрос-ответ»:
6. Итог урока. Рефлексия. СЛ. 33-37
- Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали? ( Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, информационно-указательные.)
ВИКТОРИНА «ВОПРОС – ОТВЕТ»
КРАСНЫЙ
1. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
ЖЁЛТЫЙ
- Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?
ЗЕЛЁНЫЙ
- На какие группы делятся дорожные знаки?
2. Кто должен знать дорожные знаки?
- Что больше всего понравилось на уроке?
РЕФЛЕКСИЯ
- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
- Если вы считаете, что у вас всё получилось, приклейте зелёный цвет к нашему светофору.
- Если вам что-то осталось не понятным – жёлтый цвет.
- Ну, а если вы совсем не довольны своей работой приклейте красный цвет.
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, повторили еще раз правила дорожного движения, узнали много новых дорожных знаков и даже поработали Инспектором дорожного движения. Значит, можно считать, что сдали экзамен на звание Юного водителя и получаете за это удостоверения Юного водителя. Кроме того оценки за урок получили…
Домашнее задание. Слайд №38
Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые встретились тебе по пути домой или находятся рядом с домом, магазином. Запомни их или зарисуй. Определи их название и группу, к которой они относятся.
- А для самых любопытных (капитанов команд) ещё одно, очень трудное задание. На уроке мы узнали только о 5-ти группах дорожных знаков. На самом деле их чуть больше. Попробуйте узнать у взрослых, о каких группах дорожных знаков в учебнике не сказано, и нарисовать такие знаки.-
А закончим мы урок весёлой песней о дорожных знаках. Слайд №39
Дети исполняют первый куплет «Песни о дорожных знаках» (на мотив «Голубой вагон»)
Время пробежало и уплыло вдаль Но без вас нельзя.
Встречи с нами ты уже не жди. Знаки дорожные,
Рассказали мало, не успели, жаль, Важные, сложные,
Но ещё минута впереди! С вами дружить должны
Припев: Знаки дорожные, Все – и ты, и я!
Важные, сложные,
Трудно вас выучить,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"
Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру
Разработка урока по окружающему миру с презентацией...
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».
Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...