Разработка урока "Птицы - наши друзья"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Новикова Татьяна Геннадьевна
Цели:
- экологическое воспитание обучающихся;
- расширение кругозора;
- проверка знаний эрудиции;
- видеть взаимосвязь человека с природой.
Задачи :
Познакомить детей с перелетными и зимующими птицами.
Познакомить с разновидностью синиц.
Раскрыть важность заботы о птицах зимой; научить подбирать корм для птиц.
Воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки, магнитофон.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ptitsy-nashi_druzya.zip1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа «Рамонский лицей»

Рамонского муниципального района Воронежской области

Окружающий мир

ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ.

(2 класс)

                                              Разработала учитель начальных классов

                              Новикова Татьяна Геннадьевна

р.п.Рамонь

2015

Тема:  «Птицы-наши друзья».

Цели:

- экологическое воспитание обучающихся;

- расширение кругозора;

- проверка знаний эрудиции;

- видеть взаимосвязь человека с природой.

Задачи :

  1. Познакомить детей с перелетными и зимующими птицами.
  2. Познакомить с разновидностью синиц.
  3. Раскрыть важность заботы о птицах зимой; научить подбирать корм для птиц.
  4. Воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки, магнитофон.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Тут зверюшки и пичужки,

Игры, песни – все для вас!

Пожелаем всем удачи.

За работу! В добрый час!(Слайд1)

Наше мероприятие сегодня посвящено птицам.

  1. – А кто же такие птицы? (ответы детей)

- Послушайте, как на этот вопрос ответили авторы песни «Кто такие птички?!»

(Сл. Е. Заходер. Муз. А. Журбин.)

  1. –Давайте вспомним историю происхождения птиц.

1 ученик. (Слайд2)

-Птицы свое происхождение ведут от мелких рептилий, живших более 200 млн. лет назад. В борьбе за пропитание они научились планировать по воздуху, прыгая с верхушек деревьев.(Слайд 3) Постепенно их чешуя удлинилась и превратилась в подобие перьев современных птиц. Птицы же, какими мы привыкли видеть их сегодня, появились 65 млн лет назад. Тела птиц идеально приспособлены для полета. Кости лишены костного мозга, для того чтобы уменьшить общий вес. Зубы исчезли и были заменены более легким клювом. На грудине появился мощный вырост – киль. Он несет основную нагрузку, потому что к нему крепятся грудные мышцы, которые приводят крылья в движение. Во время полета птицам требуется гигантское количество энергии, поэтому они вынуждены постоянно питаться. У птиц превосходное зрение, которое в 8 раз острее, чем у человека.

  -Давайте мы на минутку представим себе, что мы понимаем язык птиц.(Мини-спектакль.)(Слайд 4)

Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик , важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал. Что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

 - Почему цапля и скворец утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

Д: - Потому что это перелетные птицы. На зиму они улетают.

 - Назовите перелетных птиц.(Ласточки, скворцы, журавли)

 - Почему от нас улетают перелетные птицы?

Д: - Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным.

  Кормом  служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях не видно обилия плодов и семян.

  Отлет птиц идёт в определенном порядке. Ранее других улетают на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи, иволги, кукушки, ласточки… Птицы, частично или полностью питающиеся растительной пищей, могут находить корм и позднее, с этим связан более поздний отлет дроздов, перепелов, куропаток.(Слайд 5)

 У:  - В самом начале осени многие птицы собираются в стаи, чтобы отправиться в теплые края, где они проведут зиму.(Слайд 6)

 Много птиц пролетает осенью, но мы редко видим птичьи стаи, потому что перелетные  птицы в основном летят по ночам.

 Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. (Слайд 7)

  Самый красивый и строгий порядок у журавлей. Они летят клином (углом). Шеренгой, крылом к крылу летят цапли и гуси. Утки при дальних полетах выстраиваются в линию друг за другом. Но есть утки, строй которых напоминает пологую дугу.  У скворцов, дроздов и других мелких птиц никакого порядка не заметно. Так и летят они скученной стаей. Только большие хищные птицы (орлы, ястребы) летят самостоятельно, в одиночку.

Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем

И немножко отдохнем.

Вправо, влево повернитесь!

Наклонитесь, поклонитесь!

Руки вверх и руки в бок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бегом вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

  1. Зима на улице. Вся живая природа готовилась к встрече  с ней. Иволги улетели в Китай, жаворонки и перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли; скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию.

Но многие птицы не улетели от нас и остались на зиму.(Слайд 8)

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит 

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Дятлы, воробьи, синицы, сойки) - Какие птицы прилетают с севера зимовать к нам? (Снегири и свиристели).

Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют оседлыми. Оседлых птиц чаще всего около 20% видов от общего числа. К оседлым птицам относятся голуби, воробьи, сороки, галки, рябчики, тетерева, лесные совы.

Игра «Перелётные – зимующие птицы». (Карточки).

У:- Не страшна птицам зима, если есть корм. (Слайд 9)Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из–под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. Сойки, щеглы и синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

На доске появляется таблица.

КОРМ ДЛЯ ПТИЦ        

Семена подсолнечника овса арбуза

(все птицы) (овсянки, синицы) (синицы, поползни)

Пшена, проса тыквы, дыни, кабачков

(овсянки, воробьи, синицы) (поползни, синицы, воробьи)

Кедровых орешков рябины, калины

(поползни, дятлы) (снегири, свиристели)

Льна клевера

(все птицы) (щеглы, чечетки, воробьи, синицы)  сало, мясо

(очень любят синицы)

 У:- Теперь вы знаете, чем кормить птиц.

ИГРА «Съедобное – несъедобное»

(Учитель показывает семена подсолнечника, конфеты, веточку рябины, пшено, жвачку, сало, а дети отвечают, является ли этот продукт съедобным для птиц.)

4. У:- Ребята, а какую птицу мы чаще всего встречаем в парках и садах, угадайте:

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день,

Суетится, суетится,

Целый день звенит: «Тень, тень!»

Угадай-ка, что за птица?

То весёлая…(синица).(Слайд 10)

У:- Синицу встретишь и в деревне, и в городе. Зимой она обязательно подлетит к окну, чтобы напомнить: «На улице мороз. Еды нет. Надо бы для нас кормушку повесить».

Синица весит всего 20 г, а длина её 15 см. Целый летний день синица в делах: нужно накормить голодных птенцов, а ведь их у синицы до 15. Да и выводятся они два раза за лета. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

В наших парках живут семь видов синиц, и ребята сейчас нам о них расскажут. (На доске появляются виды синиц.)

Самая крупная и заметная – БОЛЬШАЯ СИНИЦА.(Слайд 11) Она отличается от всех других оливково – зелёной спинкой и серо – жёлтым брюшком. Посередине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала- всё для неё годится.

ЛАЗОРЕВКА (Слайд 12) – чуть поменьше большой синицы. Спинка, хвост, крылья и «шапочка» - светло – голубые. Действительно, лазоревка, то есть голубая. Грудка у неё ярко – жёлтая. Любит лазоревка покормиться на дубах и фруктовых деревьях, выискивая затаившихся там вредителей – насекомых. Поэтому редко она бывает в общих синичьих стаях.

ДЛИННОХВОСТЫЕ ПТИЦЫ(Слайд 13) предпочитают летать отдельной стайкой. Тихая, спокойная птичка. Кормится на осинах и берёзах. Небольшая, пушистая, сама вся белая, а спинка чёрная. Длинный пёстрый хвост. Недаром её ОПОЛОВНИКОМ называют: на круглую ложку с длинной ручкой похожа.

Красива ещё одна синица – БЕЛАЯ ЛАЗОРЕВКА, или КНЯЗЕК.(Слайд 14) Шапочка, спинка, хвост и крылья – голубые, а всё остальное оперение – белое.

На тонких ветках выделывает акробатические номера, подвешиваясь вниз головой в поисках корма, МОСКОВКА, или чёрная синица. Весь верх и горло у птички тёмные, только щёки и брюшко белые. Знаменитый признак московки – белое пятно на затылке.(Слайд 15)

Синица ГАИЧКА очень похожа на московку, но белого пятна у неё нет. Она любит полакомиться семенами осин и берёз. Но и подвернувшееся насекомое не упустит. Гаичка ещё имеет название ПУХЛЯК. (Слайд 16)

ХОХЛАТУЮ СИНИЦУ – ГРЕНАДЕРКУ (Слайд 17)узнают по вздёрнутому хохолку на голове. Она не только тлей и мелких паучков собирает, но и семена шишек достаёт. Гренадерка – специалист по хвойным деревьям.

Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Её на месте не сидится,

Прыг – скок, прыг – скок,

Завертелась как волчок.

  1. –Давайте проверим, каких птиц вы запомнили и решим кроссворд.(Слайд 16)
  1. Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …

  1. Стойкий, стужам неподвластный,

Песней славит он зарю.

Знать недаром галстук красный

Дан с рожденья  …

  1. Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Карр! Карр! Карр!»

  1. Эта птица с хохолком

Прилетает к нам зимой.

  1. На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

  1. Вот опять гнездо себе

Мастерит в печной трубе.

И туда на крышу дома

Тащит ветки и солому,

Натаскает ваты, пуха –

Хорошо птенцам и сухо.

И в колодец-дымоход

Ни за что не влезет кот!

Вот смекалка, так смекалка!

Это что за птица?

Ответы: 1. Сорока.  2.Снегирь.  3 Ворона.  4. Свиристель.

 5. Скворец. 6.Галка.

  1. Итог.

- Птицы нам дороги не только приносимой ими пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего посёлка. Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Ученик: Пусть птицы нам поют без нот, 
Пускай поют без слов, –
Я знаю всё, о чём поёт 
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд:
“Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек тёплых не бери –
Зачем тебе они?”
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве 
Тихонько запищат.

Литература

1.Анашкина Е.А.. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 1998.

2.Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература, 1990.

3.Виноградова Н.Ф. и др. «Окружающий мир». Метод. Беседы.- М.: Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: проект "Наши пернатые друзья"

Этапы работы над проектом "Наши пернатые друзья"...

Методическая разработка внеклассного меропрятия игра - соревнование " Птицв - наши друзья"

Данная методическая разработка поможет в интересной и игровой форме провести мероприятие, посвящённое празднованию Дня птиц. Вигровой форме дети должны показать своё смекалку, сообразительность и начи...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма Классный час: «Наши друзья - дорожные знаки» (1 класс)

Пояснительная записка. Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  разработана для 1 класса. Проводиться в форме  классного часа «Наши друзь...

Конспект внеклассного занятия по здоровьесбережению "Наши друзья- витамины". Презентация "Наши друзья- витамины"

Цель занятия:Развивать мотивацию здорового образа жизни.Сформировать отношение детей к витаминам, как жизненно-необходимым веществам.Закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах как обязательном компон...

Методическая разработка «Птицы-наши друзья»

Повторение и закрепление пройденного материала...

Разработка мероприятия "Наши пернатые друзья"

Целью данного мероприятия является привлечение внимания юных салаватцев к проблеме сохранения видового разнообразия и численности диких птиц. Мероприятие направлено на то, чтобы расширить и обобщ...