Использование ИКТ на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру на тему

Подгайная Елена Вячеславовна

Использование ИКТ на уроках окружающего мира. Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную.Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 Общество 21 века предъявляет всё новые и новые требования к работе педагога. Информационные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и в жизнь ребёнка. Информационная компетентность педагога и его обучающихся определяют уровень их образованности. 
    Информацию по любому предмету, по любой теме обучающийся может получить из учебника, справочной литературы, рассказа учителя, конспекта учителя. Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность.
    Знания, полученные ребёнком, в области компьютерных технологий помогут ему усвоить естественнонаучные и гуманитарные знания, необходимые в дальнейшей жизни. 
     Активное использование ИКТ на уроках в начальной школе учит детей собирать факты, сопоставлять их, выражать свои мысли, рассуждать логически, слушать и понимать речь учителя, открывать для себя что-то новое, делать вывод и принимать решение. Использование мультимедийной техники на уроке, помогает более эффективно использовать рабочее время урока.                                        Предмет  «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень интересный и познавательный.  Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе и правила здорового образа жизни. Это позволяет учащимся осваивать основы адекватного природо - и культуросообразного  поведения в окружающей природной и социальной среде.    Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем сам подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-целостному постижению окружающего мира.

     Основным принципом обучения остаётся индивидуальный подход с учётом индивидуальных способностей ученика. Поэтому личностно-ориентированная технология обучения, основанная на уровневой дифференциации с использованием ИКТ, сегодня перспективна.        

     Использование ИКТ можно включить в любой этап урока – во время индивидуальной или исследовательской работы, при открытии  новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков.

   Учащихся начальных классов нужно вовлекать не только в использование информационных ресурсов, но и в создание их. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию такой деятельности. Однако начинать такую работу нужно именно с начальных классов. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной»  для компьютерных технологий, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности учащихся.

    С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий. Учащиеся выполняют задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для них. Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения, наиболее полно отвечает проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности.

     Неотъемлемым помощником в привитии интереса к предмету и организации коллективной работы класса является использование интерактивной доски. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок,  «волшебных палочек» развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу

     Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Таким образом,  использование в практике современных технологий: проблемно – поисковых, коллективных (групповых, парных), информационно-коммуникативных позволяют,  при изучении предмета «Окружающий мир» увидеть, что каждый ученик активно вовлечён в учебный процесс, что данные приёмы работы в разной степени влияют на развитие познавательной самостоятельности, способствуют формированию универсальных учебных действий учащихся.

Литература:

1. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2003

3. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.

4. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.

5. Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.

6. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.

7. Колонтаенко В.В.  Использование ИКТ ресурсов на уроках окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

  У каждой новой технологии есть свой принципы:  принцип мастер – класса такой: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Сегодня я выступа...

"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

Эффективность применения ИКТ на уроках....

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.

Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения.  Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

С данным сообщением выступала на районном МО учителей начальных классов....

статья "Использование ИКТ на уроках окружающего мира"

Используя информационные технологии на уроке можно увеличить объем тренировочных упражнений, активизировать внимание учащихся, их мотивацию к учебной деятельности, к предмету....