Животные леса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr_mira_4_kl_zhivotnye_lesa.docx364.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ЖИВОТНЫЕ – ОБИТАТЕЛИ  ЛЕСА

(учебник – с. 68-73, тетрадь – с. 28, презентация)

Цели урока:

  • продолжить изучение природного сообщества – лес и обобщить знания об его обитателях, на этой основе более глубоко и детально познакомить детей с разнообразием животного мира нашего края;
  • расширять кругозор учащихся;
  • продолжить воспитание бережного отношения к животным; вежливого, уважительного отношения друг к другу в процессе групповой работы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии животных нашего края); выставка книг по изучаемой теме; чучела животных леса;

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Сообщение темы и целей урока

(Слайд 1)

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

березовая роща.jpg

- Сегодня мы продолжим изучение природного сообщества – лес.

А сейчас представьте, что наш урок проходит в краеведческом музее. Моими помощниками сегодня будут экскурсоводы Шабалин Константин, Соколов Дмитрий, Сон Егор, Силин Дмитрий, Шахматов Матвей, Малицкий Ян и Иванов Данил.

  1. Проверка домашнего задания

- Давайте вспомним, о чем мы вели разговор на прошлом уроке?

( о растениях леса)

  1. Работа по группам: Конкурс «Внимание, фотовыставка!»

(Слайд 2)

Представлены иллюстрации растений:

  1. Береза.
  2. Рябина.
  3. Лиственница.
  4. Сосна.

      По описанию нужно узнать, о каком растении идет речь, и поднять карточку с правильным номером.

  1.     Она украшает наши леса и дает не только древесину и сок, но и многие лекарственные средства. Из нее получают активированный уголь, деготь. Листья и почки используют для приготовления настоев.

    Это светолюбивое растение. Может расти на любой почве, но предпочитает чернозем. Кора дерева в любую жару остается прохладной. Его считают символом России.

( ответ: Береза)

  1.     Растет как кустарник и как дерево. Достигает высоты от 4 до 15 метров. Плод в виде оранжевых или красных ягод, собранных в кисть. Цветет в мае, а плоды собирают в сентябре – октябре. Плоды – любимое лакомство многих птиц.

     На Руси это растение считалось символом мира и счастья в семье.

(ответ: Рябина)

  1. «Как-то на Южный Урал поздней осенью приехал мало знающий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев в хвойном лесу многие деревья голыми, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный – последовал ответ.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы.

- Вы за природу не прячьтесь! За гибель леса будете отвечать вы!...»

- Что же за хвойные деревья росли в этом лесу? (ответ: Лиственница)

Дополнение учителя:

- Древесина лиственницы в воде не гниет, а становитсяеще крепче. Город Санкт-Петербург строился на сваях именно этого дерева.

  1.     Солнце освещает стволы высоких стройных деревьев. Посмотрите-ка, их розовато-коричневая кора будто золотой становится в солнечных лучах. Крона ажурная, неплотная, пропускает много света, оттого в лесу светло и радостно…

      Это – удивительное дерево! Все в нем полезно. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветет и огромное количество пыльцы попадает в реки, ее поедают мальки и маленькие рыбешки.

(ответ: Сосна)

Дополнение учителя:

-   Древнеримский ученый Аристотель посвятил этому дереву раздел своего трактата «Исследования о растениях»: «Если зима умеренная, смолы будет много и хорошей, если зима сурова, смолы меньше, и она хуже. Самую лучшую и чистую смолу получают с мест, залитых солнцем. Смола из тенистых мест темна и горька».

-     Это еще раз подтверждает, что сосна очень светолюбивое растение.

  1. Животные леса
  1. Введение в тему урока.

- Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас мы покидаем царство растений и переходим к изучению животных.

     В лесу обитает много разных животных. Они населяют его снизу доверху. Это насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери и даже земноводные, такие, например, как бурая лягушка, которая обитает во влажных местах.

(Слайд 3)

          В лесу животные находят корм, строят жилище и выращивают потомство.

(Слайд 4)

          В поисках нектара и пыльцы по лесу летают многочисленные насекомые – бабочки, жуки, мухи, пчелы, комары. Они опыляют цветки травянистых растений.

  1. Выступления учеников

                                      (Слайд 5)

Справка: Энтомология – наука о насекомых.

(Слайд 6)

1 ученый-энтомолог:

Муха. Ученые считают это насекомое древнейшим на нашей планете, так как его окаменелые останки оцениваются в миллионы лет.

(Слайд 7)

                     Бабочки – холоднокровные существа. На рассвете они раскрывают крылья, чтобы поймать лучи солнца, а начинают вести себя активно, только когда согреваются. Там, где холоднее или после резкого перепада температур бабочки летают медленно и выглядят неуклюжими. Чешуйки на крыльях бабочек состоят из разнообразных по цвету, форме и размеру особых кожных клеток. Они отражают и преломляют солнечный свет, переливаясь красивыми цветами.

(Слайд 8)

2 ученый-энтомолог:

        Разные виды бабочек питаются разной пищей. Но большинство предпочитают нектар тех или иных растений. Однако бамбуковая бабочка, например, кормится прокисшим соком бамбука, а есть бабочки, питающиеся коровьим навозом. Капустницы любят не только капусту, но и, например, салат, сурепку. Их обоняние очень чувствительно к этим растениям, поэтому они прилетают в огороды, чтобы отложить там яйца.

        Стараясь быть незаметной, отдыхая, бабочка всегда складывает свои крылья и выбирает такое положение, чтобы солнце светило, не отбрасывая тени.

(Слайды  9 - 19)

ФИЗМИНУТКА

               «Ёж»

На зарядку еж бежал,

На весь лес листвой шуршал.

Прибежал и потянулся,

Только вдруг в клубок свернулся.

Что такое? Не понять!

Кто ежа мог напугать?

(Слайд 20)

Ученый – орнитолог

Справка: Орнитология – наука о птицах.

- Какая птица выводит птенцов зимой?

(Слайд 21)

      Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним – вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый – нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.

  1. Работа в тетради: с. 28, з. 60 (сам-но)

- Чтобы выполнить это задание, прочитайте внимательно текст в учебнике на с. 69 (о глухаре и тетереве).

(Слайд 22)

  1. Выступления учеников

                                       (Слайд 23)

Обыкновенная гадюка. Это ядовитая змея – самая распространенная на территории нашей страны. Питается мышами, любит греться на солнце на хорошо освещенных сухих участках леса.

(Слайд 24)

                    Медянка – небольшая змея семейства ужовых, населяющая         сухие леса и солнечные участки. Медянку, по незнанию, люди считают ядовитой и уничтожают. На самом деле, эта змея не ядовита, питается она ящерицами.

Метаграмма:

Меня ты не напрасно ценишь:

Тебя насытить я могу,

Но если у на е заменишь,

Я по деревьям побегу.

(Булка – белка)

(Слайд 25)

      Белка-летяга – редкий зверек. Занесен в Красную книгу. Относится к грызунам. Приспособлен к жизни на дереве. При помощи «летательной перепонки» животное может совершать прыжки с дерева на дерево длиной до 10 м. Встретить этого зверька можно в лесах Челябинской области, но увидеть его удается не всегда, так как животное ведет ночной образ жизни, а день проводит в дупле.

  1. Охрана животных
  1.   - Ребята, сегодня на уроке мы еще раз убедились, как прекрасен этот мир – мир природы! Им бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: некоторых животных, так же, как и растений, остается на Земле все меньше и меньше. Почему же это происходит? Люди думали, что природа неисчерпаема – сколько ни бери у нее, все снова само собой восстановится, но они просчитались: некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их осталось очень мало, и они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.

  1. Сценка «Берегите природу!»

Березка: Если деньги накопить,

                Можно многое купить.

Медведь: Дом, одежду и завод,

                  Самолет и пароход.

Заяц: Но нельзя купить росу,

          Птичье пение в лесу.

Елочка: И не спрятать в кошелек

               Родничок и тополек.

Ученик 1: Дерево, цветок, трава и птица

                  Не всегда умеют защититься.

                  Если будут уничтожены они,

                  На планете мы останемся одни!

Ученик 2: Нор звериных, птичьего гнезда

                   Разорять не будем никогда!

                   Пусть птенцам и маленьким зверятам

                   Хорошо живется с нами рядом!

  1. Видеосюжет «Редкие животные нашего края»

  1. – Ребята, к нам в музей поступили жалобы от животных.

Жалоба 1:

«Ох и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба!»

- Кто это? (сова)

(Слайд 26)

        - Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые могут съесть 1 тонну зерна.

           Жалоба 2:

           «Сам знаю, что не красавец. Прикоснувшись ко мне случайно, люди пугаются, брезгливо отдергивают руку и презрительно морщатся. Дети, проходя по лесу, часто нарочно обрывают мои сети, а увидев где-нибудь на дорожке, стараются меня раздавить. А за что? Ведь польза-то от меня большая!»

         - Кто же жалуется на людей? (паук)

(Слайд 27)

         - Да, вроде бы они «разбойники» - плетут смертоносные сети для мух и комаров. Но именно паучий аппетит не дает всевозможным клещам и улиткам, тлям и шелкопрядам, расплодившись, опустошать поля, сады и леса.

           Учеными подсчитано, что все насекомые-хищники, вместе взятые, а это и божьи коровки, и стрекозы, жуки-жужелицы и т. д., поедают опасных насекомых меньше, чем одни только пауки.

           Пауки – это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. И пауки в том числе.

  1. Домашнее задание

с. 73 (з. 4, а, б – по выбору), з. 5 (сообщение)

      VII.    Итог урока

  1. – Вспомните, каких животных леса вы знаете и разгадайте кроссворд.

(Слайд 28)

       А помогут вам в этом пословицы, в каждую из которых нужно вставить слово-отгадку (название животного).

  1. Два…(медведя) в одной берлоге не уживаются.
  2. Видом орел, а умом…(тетерев).
  3. Лучше…(синица) в руках, чем журавль в небе.

- Прочитайте слово, которое выделено красным цветом. (БЕРЕГИ!)

                     2. Стихотворение (читает учитель)

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях ежевики,

На тропинке солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю! Берегите!

- Всем известный писатель Михаил Пришвин сказал:

«Все прекрасное на Земле – от солнца, и все хорошее – от человека».

(Слайд 29)

(Учитель вручает детям за работу на уроке календарики с изображением какого-либо животного леса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....

Интерактивная презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"

Презентация по окружающему миру по УМК "Планета знаний" даст вам возможность в интерактивной форме провести практическую работу, совершить путешествие по карте леса, проверить свои знания....

Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...

Урок окружающего мира "Животные леса"

Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

Животные леса

Игра – деятельность, мотив которой лежит в ней самой. Так как учащиеся семи лет еще очень любят играть, то игровая деятельность остается весьма актуальной для этого возраста.    Сюжетно...

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...