Животные леса
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Игра – деятельность, мотив которой лежит в ней самой. Так как учащиеся семи лет еще очень любят играть, то игровая деятельность остается весьма актуальной для этого возраста.    Сюжетно-ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения психический процесс –  воображение школьника, поддерживает его эмоциональный тонус, улучшает речь  и способствует развитию коммуникативной культуры.     На уроке игра не только  удовлетворяет потребность учащихся быть самостоятельными,   творчески активными, осуществляющими контроль и самоконтроль, а помогает формировать ведущую – учебную деятельность. Сюжетно-ролевая игра компенсирует дефицит межличностного общения и  делает урок эмоциональным  и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_lesa__-_urok.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Животные леса»

Цели:  – создать условия для формирования представления о жизни животных леса;

             –  содействовать развитию любознательности;

  1. воспитывать бережное отношение к природе и стремление её защищать;

Оборудование: предметные картинки с изображением зверей, насекомых, птиц; костюмы животных; кроссворд (плакат) «Жители леса»; запрещающие знаки; учебник «Окружающий мир», тетрадь «Учимся думать и фантазировать» (автор –  Н.Ф. Виноградова); выставка книг о природе; Красная книга;

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний

Учитель.    Сегодня на уроке мы будем беседовать о животных леса.

Посмотри внимательно. Запиши сколько животных на картине?  

Дети. 6

Учитель. Какие из них живут в лесу?

Кого из них можно отнести к травоядным животным? Кого – к хищным животным?

Дети. Травоядные животные питаются растениями.

Хищники – другими животными.

  1. Этап усвоения новых знаний

Учитель.     Среди жителей леса есть белка и бурундук. О них мы узнаем из текста.

Откройте учебник на странице 107. Сравни белку и бурундука. Для этого рассмотри рисунки и прочитай текст. Верно, ли сказано: «Белка и бурундук – грызуны»? Чем похожи и чем различаются эти звери?

  1. Этап первичного применения знаний

Работа в тетради (стр. 44, № 78; дополнительно №79)

Учитель.    Обведи цифру с правильным ответом. Чем белка отличается от бурундука?

1). Бурундук – зверь, а белка – насекомое.

2). У бурундука на спине есть тёмные полоски, а у белки их нет.

3). Белка устраивает гнездо на земле под старым пнём, а бурундук – в дупле.

4). Белка зимой не спит, а бурундук впадает в спячку.

         Физминутка

     Давайте отправимся на прогулку в лес. Но сначала  дадим слово.

 Обещаем, впредь всегда и всюду

Животных будем мы беречь и охранять.

В лесу шуметь не будем!

Гнёзд разорять не будем!

Ежей ловить не будем!

Мы муравейники не будем разорять!

Не будем бабочек ловить и закрывать!

Так будем мы природу беречь и охранять!

  1. Этап обобщения знаний

Учитель.      Поиграем. Выбери себе роль любого лесного животного. Расскажи: кто ты (зверь, птица, насекомое)? Как тебя зовут? Какие у тебя привычки (повадки)?

    Вы, дети, будьте внимательны, чтобы смогли ответить на вопрос. На какие

    3 группы можно разделить этих представителей животных?

   Дети в костюмах рассказывают диалоги.

Дети.                                               Заяц и ёж.

Неожиданная встреча

  1. Я, заяц, лесной зверь. А ты кто?
  2. А я серый ёжик. Ни головы, ни ножек.
  3. Я тоже серый летом. А зимой у меня шубка белая. Только кончики ушей чёрные. Но чёрные ветки кустарников маскируют мои уши. А ты меняешь цвет шерсти?
  4. У меня вместо шерсти на спине колючки. При встрече с волком, куницей, лаской, я свёртываюсь в клубок и подставляю хищнику мою колючую спину.
  5. Существует поговорка – «труслив как заяц». А между тем зайцы не столько трусливы, сколько осторожны. Природное чутьё и способность быстро убегать большими прыжками вместе с приёмами запутывания своих следов заменяют нашу беззащитность. Впрочем, я, заяц, способен давать отпор: если меня нагоняет пернатый хищник, я ложусь на спину и отбиваюсь сильными ударами ног. У нас, зайцев, нет постоянного убежища, поэтому днём мы чутко спим, затаившись среди травы и повернувшись к ветру, под кустами. А зимой – в снежной ямке. А ты где живёшь?
  6. Днём я прячусь под кучей хвороста и листвы, среди кустарников. Для ежат самка строит гнездо. К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку в густых кустах, в углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой, среди лесного хвороста. Просыпаюсь только с прекращением заморозков. А ты зимой спишь?
  7. Нет. К зиме у меня отрастает более густая и длинная шерсть, лапы обрастают длинными волосами, образуя как бы лыжи, предохраняющие ноги от увязания в снегу. А вокруг ноздрей появляются пушистые волосы – всё это защищает меня от охлаждения в мороз во время неподвижного пребывания в снегу днём. А по ночам, в сумерки и перед рассветом мы питаемся.  А когда питаешься ты?
  8. Я выхожу кормиться ночью. За ночь могу пройти до трёх километров. В темноте нахожу пищу при помощи тонкого обоняния, а также зрения и слуха. Пищей мне служат жуки, дождевые черви, ящерицы, лягушки, жабы, мыши. А также грибы, ягоды, жёлуди, опавшие спелые плоды яблонь, груш и других фруктов. Я не боюсь яда пчёл и шмелей. Даже яд змеи мне не опасен. А чем питаешься ты?
  9. Летом ем хвою лиственниц, бесшляпочные грибы, злаки, бобы. А зимой – мелкие ветки, кору деревьев и кустарников, а также сено вокруг стогов. Всё хорошо у меня, да вот с наступлением весеннего наводнения, мне приходится спасаться на островах, по берегам рек, на торчащих из воды затопленных деревьях. В это время на нас нападают хищные животные – рысь, лиса, волк и хищные птицы – орлы, ястребы, филины.
  10. Во время ночной охоты на меня тоже может напасть филин. От которого меня не спасают ни иглы, ни свёртывание в клубок. Филин не боится моих иголок, так как его лапы покрыты прочной чешуёй. Мягкое оперение филина делает его полёт бесшумным и позволяет настигать свою добычу врасплох. Нет покоя мне и от лисицы. При её приближении, я успеваю свернуться в клубок. Но она не отступает. Лиса осторожно подкатывает клубок лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. В воде я расправляю спину и плыву к берегу. Тут меня и поджидает лиса. Приходится быть очень осторожным.
  11. Мне тоже.
  12. Удачи тебе.
  13. Тебе тоже.

Дети.                                          Медведь и белка

Встреча у дупла

  1. Я – лесной зверь – бурый медведь. Меня называют Мишка Косолапый, Михайло Иванович. Моё имя мед-ведь связано с тем, что я очень люблю мёд и знаю, где его искать. А ты кто?
  2. Я тоже лесной зверёк. А зовут меня белочка.
  3. Днём я скрываюсь в глухих местах, только вечером выхожу на поиски корма. В начале лета я ем молодые побеги, коренья, луковицы. Позже – грибы, ягоды, жёлуди, орехи. Разворачиваю муравейники, отдираю кору со старых пней, добывая жуков-короедов и других насекомых. Иногда медведи едят яйца и птенцов из гнёзд на земле, ловят мелких грызунов, лягушек. При случае нападают на лосей, диких кабанов, оленей, коров и лошадей.
  4. Я тоже ем ягоды, грибы, жёлуди, орехи, цветочные почки, фрукты. Ловлю садящихся на деревья жуков и бабочек. А при случае, белки разоряют птичьи гнёзда, выпивают яйца и поедают птенцов. При неурожае шишек белки едят побеги и почки деревьев, нежную кору кустарников. Разыскивают кладовые бурундуков и кедровок, используя их содержимое.
  5. В трудные годы я подхожу к жилью человека и кушаю овёс, кукурузу, виноград. Трясу яблони, груши, алычу, абрикосы.
  6. А мы в трудные годы преодолеваем большие расстояния, пока не доберёмся до таких лесов, где много шишек с семенами, грибов, орехов, ягод и другого корма.
  7. Свою берлогу я устраиваю в сухом месте, в углублении, в расщелине скалы, под вывернутым пнём, А ты где живёшь?
  8. А я устраиваю несколько убежищ. Использую дупла, выдолбленные дятлом или строю своё гнездо, в котором сплю. Температура в гнезде, даже в сильные морозы, достигает восемнадцати-двадцати градусов тепла.
  9. К осени я жирею, накапливаю питательные вещества и сплю в берлоге всю зиму без пищи и воды. Говорят, что медведи сосут лапу, но это неправда. Старая кожа на лапах отслаивается, а молодая кожа зудит и мёрзнет, поэтому медведи облизывают её. А ты где спишь?
  10. А я не сплю. Я делаю запасы на зиму в дупле, прячу орехи в лесной подстилке, закладываю грибы за отставшую кору деревьев или на ветках. Все белки трудолюбивые, поэтому я могу брать запасы из любого дупла.
  11. На меня могут напасть волки, тигры, но я для них сильный противник. А ты кого остерегаешься?
  12. А я остерегаюсь куницы, лисицы, совы, филина, горностая и других животных.
  13. Будь осторожна.
  14. Ты тоже.

Дети.                                               Лиса и волк

Встреча героев сказки

  1. Я лесной зверь, лисичка, рыжая сестричка. А ты кто?
  2. А я серый волк, зубами щёлк. Тоже лесной зверь.
  3. У меня хвост пушистый и большой. Он служит мне рулём, делая резкие повороты, а также греет мне лапы и нос. А у тебя?
  4. А у меня серый хвост.
  5. К зиме у меня отрастает густой подшёрсток, хорошо сохраняющий тепло. Я живу в норе, куда прячусь в непогоду. Строю свою норку сама, иногда поселяюсь в норе барсука. А ты где живёшь?
  6. У меня нет постоянного убежища. Мы, волки, ведём бродячую жизнь. Для вывода детёнышей устраиваем логово.
  7. На охоту я выхожу в любое время суток. А когда ты охотишься?
  8. Я выхожу на поиски добычи в сумерки и по ночам. Мы охотимся стаями по 10-15 особей. Днём прячемся в зарослях кустарников и по оврагам.
  9. Летом лисы поедают насекомых, ягоды и плоды различных растений. А также я быстро бегаю и ищу мышей. Зимой их норы скрыты под снегом, но я нахожу их по писку и шорохам. Выйдя на охоту, я останавливаюсь возле снежного сугроба и прислушиваюсь. Затем внезапно подпрыгиваю и, зарывшись концом мордочки в снег, быстро разгребаю его лапами до самой земли, где находится мышиное гнездо. Делаю я это ловко и быстро, что мыши не успевают скрыться. Летом я тоже мышкую возле их норок.
  10. Моя стая охотится на оленей, коров, куропаток, тетеревов, на спящих в берлоге медведей. Совместные усилия стаи приносят успех в преследовании и поимке добычи. Однако, мы получаем мощный отпор со стороны лосей, которые сильными ударами копыт в голову, убивают наповал самых сильных хищников, заставляя отступить. Когда нет живой добычи, волки поедают погибших животных.
  11. Лисы тоже собирают погибших животных.
  12. Остатки пищи волки зарывают в снег, а летом прячут про запас в укромном месте, куда позже возвращаются, чтобы доесть остатки.
  13. Если нет достаточно пищи в природных условиях, то мы подбираемся к жилью человека. Посещаем даже окрестности городов. А что делаете вы?
  14. В поисках добычи, мы рыщем по открытым пространствам, совершая переходы до 50 км без отдыха. Хотя в некоторых местах мы приносим вред животноводству, но в природе мы часто выполняем роль оздоровителей животного населения, уничтожая больных и слабых животных. Бегаем мы трусцой друг за другом, ставя лапы точно в след, так что кажется, будто пробегал один волк.
  15. Мы тоже санитары леса. Я прячусь от охотников. А ты?
  16. Волки человека боятся. Но бешеные волки для него опасны.
  17. Я живу 20-25 лет. А сколько лет живёшь ты?
  18. Я живу 15-20 лет

Дети.                                         Мышь и бабочка.

Необычная встреча.

  1. Я, мышка-норушка, лесной зверёк. А ты кто?
  2. А я бабочка, насекомое, лесная красавица. Своей красотой, я обязана чешуйкам, покрывающим крылья. Некоторые думают, что пыльца бабочек – это цветочная пыльца. Но это не так. Ещё, когда бабочка не появилась на свет, скрыта внутри неподвижной куколки, на крыльях, пока бесцветных, возникают бугорки. Эти бугорки растут и постепенно превращаются в чешуйки. В чешуйках откладываются различные красящие вещества. И поэтому из куколки каждая бабочка выходит уже с рисунком. Бывают чешуйки бесцветные, хотя и переливаются так, что взгляда не оторвёшь. Чешуйки эти особые. Они устроены так, что падающий на них солнечный свет, распадается на все цвета радуги.
  3. Я устраиваю себе гнездо в дуплах деревьев, выстилая их сухими стебельками и листьями. Ты тоже живёшь в дупле или в норке, как моя сестра – полевая мышь?
  4. Нет, я не живу ни в дупле, ни в норке. Я люблю лесные цветочные поляны. А мои сёстры, полевые бабочки, любят поля и луга.
  5. Я питаюсь семенами трав, семенами хвойных растений, стеблями, почками, листьями, ягодами черники, голубики, брусники, корой ивы, осины, рябины, дуба, зелёными частями низкорослых кустарников, орехами и желудями, разными вредными насекомыми.

     А чем питаешься ты?

  1. Мы, бабочки, питаемся сладким соком (нектаром) цветов.
  2. Зимой я бодрствую. Не впадаю в спячку как другие грызуны. Поэтому я делаю запасы кормов на зиму (иногда до 10-20 кг) в дуплах, норах или пустотах под корнями пней и крупных деревьев. А как зимуешь ты?
  3. Бабочки зимуют по-разному: одни откладывают яйца, в виде куколок, некоторые забиваются в дупла, под кору деревьев. Сидят, сложив крылья, а жизнь в их тельцах теплится еле-еле. Среди бабочек есть путешественники-адмиралы и репейницы. Они улетают зимовать в тёплые края.

Дети.                                          Дятел и стрекоза.

Случайная встреча.

  1. Я, лесной дятел, я птица. А ты кто?
  2. А я стрекоза, самые зоркие глаза. Я насекомое.
  3. У меня пёстрая окраска перьев.
  4. А мои крылья, придя в движение, зашуршат, а также засветятся и заиграют в солнечных лучах
  5. Я ловко лазаю по деревьям вверх, вниз и вбок, и перемещаясь по спирали. В этом мне помогают сильные и цепкие когти. А жёсткий хвост мне служит опорой. Ночью я отдыхаю в таком же вертикальном положении, прицепившись когтями к коре дерева или к внутренней стенке дупла. А ты как передвигаешься?
  6. С мая до осени я летаю вдоль лесных опушек. Если ты будешь рядом со взлетающей стрекозой, то услышишь сухой шелест крыльев.
  7. Летом я питаюсь насекомыми. Уничтожаю множество вредителей леса (короедов, златок и других). Зимой употребляю семена хвойных деревьев, разбивая ударами клюва шишки, зажав их в трещину коры.

     А что кушаешь ты?

  1. Я тоже питаюсь насекомыми: мухами, комарами, мошками. Я ловлю их на лету. И комара съедаю на лету, а муху, садясь на веточку. Мне помогают мои глаза. Почти у всех насекомых глаза сложены из мелких глазков. Но, если сравнить, кто из насекомых лучше видит, то чемпионами, наверно, окажутся стрекозы! У стрекоз в каждом глазу может быть двадцать восемь тысяч глазков! Ещё глаза замечательны тем, что разделены на две половинки. Причем верхняя и нижняя половины глаз разные. В верхней – глазков меньше, и сами они крупнее. Они не видят красок. Если муха летит выше стрекозы, заметить её просто. Ведь небо светлое, а муха тёмная. Метнёт на светлом фоне тёмный силуэт – хватай, не ошибёшься. В нижней части глаза глазки мельче. И их намного больше. Они могут различать цвета и видят лучше. Ведь под собой летящая стрекоза, видит траву, цветы, кусты – и всё это яркое, пёстрое. Чтобы отличить добычу от листьев и цветов, надо как следует рассмотреть её. Но добычу стрекозы ловят ногами, так как в полёте они согнуты в корзиночку-ловушку. Стрекозы съедают в день очень много пищи. Масса пищи, может быть, больше массы тела.
  2. Я, дятел, полезная птица, так как уничтожаю много вредных для леса насекомых. А, устраивая каждый год новые дупла, обеспечиваю жильём насекомоядных птиц и белок. Кроме того, я выбраковываю больные, заражённые вредителями деревья, подлежащие санитарной рубке.
  3. У нас, стрекоз, есть заслуги перед людьми. Там, где появляется много мошек и комаров, там же вскоре появляется и множество стрекоз. Через несколько дней мы освобождаем людей от назойливых насекомых.

Дети.                                         Ворон и синица.

Интересная встреча.

  1.  Я, серый ворон, лесная птица. А ты кто?
  2. А я синица. Тоже лесная птица. Название «синица» возникло, очевидно, в связи с тем, что в моём оперении часть перьев имеет сине-голубую окраску.
  3. Я строю гнездо на опушке леса или в рощах. А также на отдельных деревьях в развилках стволов на толстых ветвях. Мы гнездо строим вместе. А где строишь гнездо ты?
  4. Я устраиваю гнездо обычно в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев или среди коряг. Гнездо мы строим вместе из тонких веточек, сухих трав, мха и лишайников, выстилая потолок пуховыми перьями.
  5. Мы питаемся насекомыми. Птенцов кормим яйцами птиц, птенцами, лягушками, ящерицами, рыбой и другой пищей. А чем питаетесь вы?
  6. Мы тоже питаемся насекомыми. Благодаря моим сильным, толстым ногам и крепким пальцам с загнутыми когтями я ловко прицеплюсь к любой ветке, качаясь на ней вниз головой или спиной. И даже зимой достаю из-под коры оцепенелых от холода насекомых. Кроме того, мы , синицы, добываем насекомых из таких укрытий, которые недоступны для других, более крупных птиц. Мы в сутки поедаем столько пищи, сколько весим сами. Некоторые синицы заготавливают корм на зиму. Также мы употребляем семена и плоды.
  7. Многие думают, что мы не улетаем зимой, но это не так. Мы совершаем регулярные перелёты осенью и весной. В сентябре – октябре мы отлетаем на зимовку к югу. На наши гнёзда прилетают северные вороны. А весной мы возвращаемся к своим гнёздам, когда улетят северяне.
  8. Синицы, живущие в северных районах, к зиме перелетают в более южные места.
  9. Старые вороны не улетают.
  10. Есть синицы, которые тоже не перелетают с места на место.
  11. В трудные времена, мы подбираемся к жилью человека.
  12. Мы тоже ищем там себе пищу.
  13. Известно, что о людях, совершающих какие-либо промахи говорят: «Эх, ты ворона!» или «Ну, что проворонил?». Но это не так. Мы, вороны, довольно осторожны и наблюдательны.

Учитель.      Вот какая интересная жизнь происходит в лесу. На какие 3 группы разделились животные леса? Обсудите друг с другом. Запишите на индивидуальной доске.

Дети. Звери – заяц, ёж, медведь, белка, лиса, волк, мышь.  

Птицы – ворон, синица, дятел.

Насекомые – бабочка, стрекоза.

Учитель.   Теперь подумайте и ответьте на вопрос, – Каких животных можно назвать хищниками?

Дети. Хищники – лиса, волк.

Самопроверка

Учитель. Встаньте те дети,  которые  играли роль тех животных, кто помимо другого корма, питается другими животными. В том числе и насекомыми.

Дети. Встают дети в костюмах.

учитель.  Можем ли мы делить животных на плохих и хороших?

Дети. Нет. Хищники – санитары леса. Они охотятся только на больных и слабых животных или подбирают уже погибших.

 Учитель.     Животных, как и растения надо беречь, т.к. в природе всё взаимосвязано. Многие животные занесены в Красную книгу, либо охраняются в заповедниках. В белгородской области 2 заповедника – «Ямская степь» и «Лес на ворскле». В лесу под охраной более 6000 животных. Из них лоси, кабаны, бурундуки, лисицы, зайцы и др.

  1. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

 Неожиданная встреча (для всех). Ужиное семейство. Подземный житель (по выбору).

 Рефлексия

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Учитель.    Чтобы от урока остались приятные чувства закончим песней.

Нам птицы просигналили подъём.

Привычными тропинками проходим мы.

Мы каждую берёзку сбережём

В лесах  любимой Родины.

Мы сами написали в лесной зелёной книге

О том, что есть у леса надёжные друзья.

Такие же девчонки. Такие же мальчишки.

Такие же счастливые как ты и я.

Резерв

Разгадайте кроссворд

Впиши названия животных.

  1. Птица – лесной «доктор».
  2. Зверь – рыжая плутовка.
  3. Зверь – рыжая прыгунья.
  4. Самый колючий житель леса.

          Жители леса

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....

Интерактивная презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"

Презентация по окружающему миру по УМК "Планета знаний" даст вам возможность в интерактивной форме провести практическую работу, совершить путешествие по карте леса, проверить свои знания....

Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...

Урок окружающего мира "Животные леса"

Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...