Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему:
    Урок окружающего мира 3 класс. Тема: "Умей предупреждать болезни"

    Умей предупреждать болезни.

    Цель. Формировать у учащихся новые понятия: инфекционные заболевания, предупредительные прививки; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Умей предупреждать болезни.

    Цель. Формировать у учащихся новые понятия: инфекционные заболевания, предупредительные прививки; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Планируемые результаты.

    Предметные результаты:

    • ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья;
    • научить детей бережно относиться к своему здоровью, привить навыки здорового образа жизни. 
    • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Организм человека»

    Метапредметные результаты:

    Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, патриотические чувства.

    Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения действия.

    Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

    Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

    Оборудование: иллюстрации здорового образа жизни

    Ход урока

    1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

    Обсуждение творческого вопроса с прошлого урока.

    Проблемная ситуация

    Лена: Мне приснилось, что маленькие гадкие микробы ползают по мне изнутри и хотят съесть заживо.

    Миша: Ну что ты, организм этого не допустит. Только надо ему немножко помочь.

    Актуализация.

    Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо вспомнить, что они уже знают.

    1. Вспомни, что тебе известно о микробах.
    2. Какие ткани защищают нас от микробов?
    3. По каким признакам можно понять, что человек болен?

    2. Ученики определяют тему урока.

    Совместное «открытие» знаний.

    Вступительное слово учителя.

    В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя — сыновья часто и подолгу болели.

    Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для детей своей страны.

    - От чего же зависит здоровье человека?

    - Что является причиной заболеваний?

    - Причины болезни изучает маленький ручеек. Послушайте!

    Бежит маленький ручей
    Средь цветов и средь камней.
    И людей, и зверей
    Поит он водой своей.
    Часто жалуются люди
    На болезни и недуги.
    У зверей сложна судьба,
    В то же время — жизнь длинна,
    И дубы растут лет сто,
    Коль не срубит их никто.
    Вот прозрачный ручеек —
    Задает себе вопрос:
    «Почему болеют люди?
    Что их так несчастных губит?»
    И решил вопрос он этот
    Всем задать, кого ни встретит:
    Розе, пальме, кабану,
    Тигру, дикому коту.

    - Что же ответили ручью растения и животные?

    По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость — это особая мудрость, и болезни ее боятся.

    Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость — это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

    Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

    Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

    Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.

    - А как вы думаете, что является причиной заболеваний? (Подводят итог).

    Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского языка  слово «инфекция»  означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки). В распространении целого ряда заразных болезней принимают участие кровососущие насекомые: вши, блохи, комары, москиты, слепни, клещи и др.

    Инфекция распространяется микроорганизмами (микробами), которые «живут» в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.

    Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов, например одного и того же шприца несколькими людьми или при лечении зубов.

    Замечено, если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею больше не заболеет. У организма появляется невосприимчивость к такой болезни — иммунитет.

    - Как искусственным способом можно приобрести иммунитет?

    -  Делали ли вам прививки?

    -  От каких болезней?

    В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.

    Игра-соревнование «Кто больше знает?»

    Назовите известные вам инфекционные заболевания и возможные способы заражения ими. (Ангина, бешенство, ветрянка, грипп, дизентерия, дифтерия, желтуха, коклюш, корь, конъюнктивит, краснуха, менингит, свинка, скарлатина, столбняк, энцефалит.)

    -  Кто из вас болел какой-нибудь из перечисленных болезней?

    - Где можно встретить возбудителей заболеваний?

    - Какие системы органов участвуют в защите нашего организма от различных возбудителей?

    -  Если возбудители попали в организм, то какие клетки вступают с ними в борьбу? По каким признакам можно понять, что человек заболел? (Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота и др.)

    Проанализируйте ситуацию.

    (Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Грипп».)

    Катя сегодня из школы пришла,
    С книжками вместе болезнь «принесла.
    Кашляет, чихает, слезы вытирает.
    У нее несчастный вид — очень голова болит,
    Нос припух, температура — видно, ей нужна микстура.
    И глотать ей тоже больно — очень Катя недовольна.
    Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,
    Надо маме помогать, а она не может встать,
    Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.
    В общем, встали все дела — так хвороба подвела.
    Невзирая на протест, ей поставили компресс,
    Хоть не хочется лечиться — с процедурами Катя мирится,
    Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
    В школу бегать, песни петь — надо многое успеть.

    - Чем отличается заболевший человек от здорового?

    - Как вы думаете, приятно человеку болеть?

    • Работа по учебнику (152 – 153).

    -  Как помочь больному?

     - Отчего же мы все-таки иногда заболеваем? (Гипотезы.)рабочая тетрадь с. 65 №1.

    • Почему при заболевании повышается температура?

    (Высокая температура губительна для микроорганизмов, ускоряет приток крови с белыми кровяными клетками.)

    • Что при этом произойдет с возбудителями?

    Как помочь больному при ознобе:

    • укутать;
    • дать теплое питье (чай с малиной, вишней);
    • положить грелку.

    При высокой температуре:

    • чаще проветривать комнату;
    • давать часто питье;
    • положить на голову холодный компресс;
    • сделать обтирание (1 ст. ложка водки, 1 ст. ложка воды, 1 ст. ложка уксуса)

    • Как еще можно помочь организму? Какая система органов будет в этом участвовать? (Рис. нас. 61.)

    Вспомните сказку о докторе Айболите. Он один лечил зверей от всех болезней.

    — Кто лечит вас, когда вы болеете?

    — Как называется врач, который лечит на дому взрослых? (Терапевт.)

    — Детей? (Педиатр.)

    — Зубы? (Стоматолог.)

    — Глаза? (Окулист.)

    — Уши, горло, нос? (Отоларинголог.)

    — Делает операции? (Хирург.)

    Есть еще много других врачей, но мы познакомимся пока с работой только этих врачей.

    — Какие лечебные учреждения вы знаете?

    — Чем они отличаются и что у них общего?

    • Задание 5 нас. 62.

    Самостоятельное применение знаний.

    • Вопросы на с. 153.

    Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Посмотрите, друг на друга, скажите, как выглядит здоровый человек.

    Игра-соревнование «Кто больше знает?»

    Дети называют признаки, характеризующие здорового человека. (Веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

    Тест «Твое здоровье»

    (Ставьте «+» или «-»)

    1. У меня часто болит голова.
    2. У меня часто бывает насморк.
    3. У меня больные зубы.
    4. Иногда у меня болит ухо.
    5. У меня нередко болит горло.
    6. Каждый год я болею гриппом.
    7. Иногда меня тошнит.
    8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.
    9. Ко мне легко прилипают всякие болезни.

    Чего получилось больше: «+» или «-»?

    Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?

    — Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.

    — Есть полезную пищу.

    — Чистить зубы. Мыть руки.

    — Выполнять физические упражнения и т.д.

    Я предлагаю Вам  разделиться на группы по рядам и выполнить  подготовленные мною задания. У каждой группы один теоретический вопрос, ответить на который вам помогут ваши знания и текст учебника на стр._________ и одно практической задание.

    Задания группам:  

    Группа 1 «Спортивные консультанты»

    Работа с учебниками. Объяснить смысл высказывания «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

    Дописать правила закаливания:

    1.Закаливание проводится с помощью ________________,________________ и __________.

    2.Делай зарядку при ___________________форточке.

    3.Больше _____________ и чаще играй на ___________________________.

    4.Начинать закаливание водой надо с _________________________душа.

    5. После водных процедур нужно_________________________________________________.

    6.Перед сном полезно обмывать__________________________________________________.

    7. Принимая солнечные ванны, надевай на голову____________________________, чередуй несколько минут _______________________________, несколько минут ____________________.    

    Группа 2: Консультанты-диетологи

     Какие питательные вещества необходимы организму?

    Выбери из продуктов полезные и составь из них меню на завтрак, обед и ужин.

    картофель фри

    запеканка  

    сладкие газированные напитки.

    картофельные чипсы

    чай

    сладкие батончики.

    Доширак

    молоко

    каша        

    булочка

    котлеты

    суп

    салат

    какао

    рыба        

    компот

    пюре             

    сосиски, сардельки, вареная колбаса

    жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.

    ЗАВТРАК_____________________________________________________________________________________________________________________________

    ОБЕД_________________________________________________________________________________________________________________________________

    УЖИН________________________________________________________________________________________________________________________________

    Завтрак – каша,  компот,  булочка.        

    Обед – салат, суп,  пюре,  котлета, чай.        

    Ужин – запеканка, какао.

    Группа 3 Хранители времени.

    Нужен ли режим дня? Как распределить время с пользой для здоровья?

    Выбери правильные советы.  Неправильные советы зачеркните.

    Режим дня:

    • Утром делай зарядку.
    • Вовремя ложиться спать.
    • Полдня играть в компьютер.
    • Кушать в одно и то же время.
    • Кушать 3-5 раз в сутки.
    • Завтрак можно пропустить.
    • Кушать 3 раза в сутки.
    • Чередовать умственный труд и физический.
    • Долго сидеть перед телевизором.
    • Делать уроки поздно вечером.
    • Сразу после обеда бежать на футбол.
    • После занятий обязательно отдыхать.
    • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
    • Обязательно умываться и чистить зубы 2 раза в день.

    Вот как заботится о себе герой стихотворения:

    Почему я не болею, почему я здоровее
    Всех ребят из нашего двора?
    Потому что утром рано
    Заниматься мне гимнастикой не лень,
    Потому что водой из-под крана
    Обливаюсь я каждый день.

    Игра «Полезно — вредно». Назовите, что для здоровья полезно, а что вредно.

    Итог урока.

    • Как часто мы можем болеть гриппом, ангиной, ветрянкой, корью? Почему? (Проверка с помощью чтения учебника).

    •Что нового узнали на уроке?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

    уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

    уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

    уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

    уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

    урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

    УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

    Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку окружающий мир 3 класс Лес – богатство мира…

    презентация к уроку или внеклассному занятию по окружающему миру (фотограции нужно будет увеличить)...

    Конспект урока окружающего мир 3 класс "Путешествуя познаем мир" УМК "Перспектива"

    Цель: научить детей осознанно готовиться к путешествию по определённому плануПланируемые результаты:Личностные:- способствовать восприятию окружающей природы, как явления национальной культуры;- продо...

    Конспект урока окружающий мир, 3 класс "Путешествие по странам мира" ПНШ

    Конспект урока по теме "путешествие по странам мира" 3 класс, по программе перспективная начальнач школа (ПНШ)....