Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме

Грибинюк Марина Владимировна

Календарно-тематическое планирование по  окружающему миру УМК Планета знаний 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_okr._mir_3_klass.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

«Рассмотрено»

на ШМО

Председатель ШМО

___________        /Ковалёва Н.В../

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

__________        /Чернышова Л.С./

«Утверждено»

Директор МБОУ  СОШ № 12

______________        / Петров С.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

на 2013-2014 учебный год

(Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов учебник «Окружающий мир» для 3 класса четырёхл.нач.шк. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Рабочие тетради» в 2-х ч.М: АСТ,»Астрель», 2013.

 Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик программы

учитель начальных классов ВКК

Грибинюк М.В.

2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

на 2013-2014 учебный год

Предмет: окружающий мир (3 класс)

Система обучения: традиционная

Программа: «Планета Знаний»

Количество часов в неделю по программе                        2

Количество часов в неделю по учебному плану               2

Количество часов в год:

по плану                                                               68

фактически                                                          68

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»)

Особое значение предмета  « Окружающий мир» заключается в формировании у детей 6–10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем.

 Цель курса: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

 Задачи:

  •  систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  •  формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  •  знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребенка;
  •  развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  •  воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  •  формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  •  воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

Основные содержательные линии курса «Окружающий мир»:

  1. Человек и природа.
  2. Человек и общество.
  3. Правила безопасной жизни.

Сведения о каждой составляющей этих линий  носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности.   У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.

Принципы:

  • дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности;
  • целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом;
  • развития, который предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуально развития ребёнка и реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности;
  • гуманитаризации, который реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
  • культуросообразности, который предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны; 
  • спиралевидности, который рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне; 
  • вариативности, который предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику и реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации, а также предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника;
  • специфические принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»:

  •  природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  •  Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
  •  наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  •  искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  •      человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • международное сотрудничество как основа мира на Земле;
  • патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, маленькой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
  • социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям;
  • гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира;
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества;
  • здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Основным методом организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является наблюдение. В процессе изучения курса используются словесные методы (беседа), экспериментирование, опыты.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные контрольные работы.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники и рабочие тетради для обучающихся:

Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир : 3 кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 1 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М. : АСТ : Астрель, 2013.

Потапов, И. В. Окружающий мир : 3 кл.: учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 2 / И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. – М. : АСТ : Астрель, 2013.

Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир : 3 кл. : рабочая тетрадь №1 к учебнику для четырехл. нач. шк. Ч. 1 / Г. Г. Ивченковой и И. В. Потапова. – М. : АСТ : Астрель, 2013.

Потапов, И. В. Окружающий мир : 3 кл.: рабочая тетрадь №2 к учебнику для четырехл. нач. шк. Ч. 2 / И. В. Потапова, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина. – М. : АСТ : Астрель, 2013.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы рабочей программы

Кол-во часов

Темы разделов рабочей программы

Кол-во часов

Контрольные мероприятия

Время проведения

Природа вокруг нас

8 ч

Что нас окружает

Экскурсии

Что такое горизонт

Ориентирование по компасу и местным признакам

Явления природы

Свойства тел и веществ

1 ч

3 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Практическая работа

Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас»

1четверть

Вода, воздух, горные породы и почва

16 ч

Свойства воды

Вода в природе

Круговорот воды в природе

Использование и охрана воды

Состав и свойства воздуха

Явления природы. Воздух

Охрана воздуха

Горные породы

Полезные ископаемые

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых

Почва

 Проектная деятельность

3 ч

3 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Тест «Свойства воды. Вода в природе»

Тест «Воздух»

Проверочная работа по теме «Вода, воздух, горные породы и почва»

Практическая работа

2 четверть

О царствах живой природы

16 ч

Четыре царства живой природы

Растения: разнообразие, части растения, дикорастущие и культурные растения, условия, необходимые для жизни

 Охрана растений

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания

Охрана животных

Грибы

1 ч

5 ч

1 ч

7 ч

1 ч

1 ч

Практическая работа

Тест «Растения»

Практическая работа

Практическая работа

Проверочная работа по теме «О царствах живой природы»

3 четверть

Человек

10 ч

Человек – часть живой природы

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Эмоции и темперамент

Проектная деятельность

1 ч

8 ч

1 ч

1 ч

Практическая работа

Проверочная работа по теме «Человек»

Практическая работа

Человек в обществе

18 ч

Народы нашей страны

Путешествие по ленте времени

Города России

 Кремль – центр города

Улицы города

Герб – символ города

Памятные места городов

Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)»

Современный город

 

Москва – столица России

Что такое государство. Человек – член общества

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

3 ч

4 ч

Практическая работа

Проектная деятельность «как жили наши предки»

Самостоятельная работа

Практическая работа

Проектная деятельность «Мой родной край»

Тест

Проверочная работа по теме «Наше государство»

4 четверть

Количество часов в год – 68

Количество часов в неделю – 2

Количество часов в I четверти – 18

Количество часов во II четверти – 14

Количество часов в III четверти – 20

Количество часов в IV четверти – 16

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления с строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества,

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморось Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, ох- рана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздух азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газам Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газами образные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух, Главное отличие почвы от горной породы — плодородие Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение

 Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

 Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,  птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие  животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление  об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях,  ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную  осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человек». Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Знать/понимать

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • что такое явление природы;

–  что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;

– устройство компаса;

– о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;

– о круговороте воды в природе;

– легко определяемые свойства воды (3–4 примера);

– о водоемах (река, озеро, море);

– о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны и рационального использования;

– легко определяемые свойства воздуха (3–4 примера);

– состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);

– о необходимости охраны воздуха от загрязнения;

– что такое горные породы и полезные ископаемые;

– свойства 3–4 полезных ископаемых, их использование человеком;

– о необходимости бережного использования полезных ископаемых;

– о почве, ее значении и необходимости охраны;

– о четырех царствах живой природы;

– об органах растений и их значении;

– особенности размножения и развития растений;

– о некоторых группах растений и их отличительных признаках;

– об отличительных признаках основных групп животных;

– особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;

– некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;

– о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;

– названия важнейших органов человека и их функции;

– основные правила личной гигиены;

– какие народы живут на территории России;

– символику своего города;

– столицу России;

– государственные символы России;

– как называется главный закон страны;

– как устроено наше государство;

– основные права и обязанности ребенка;

могут знать:

– что такое открытая и закрытая линия горизонта;

– что называют свойством тела и вещества;

– о физических и химических явлениях природы;

– об использовании энергии воды и ветра;

– о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;

– о разнообразии грибов и их значении в природе и жизни человека;

– о значении бактерий в природе и жизни человека;

– об особенностях питания и дыхания растений;

– об условиях прорастания семян;

– о предках культурных растений и домашних животных;

– об обычаях и традициях своего народа;

– об истории возникновения своего города (села);

– об истории возникновения герба своего города;

– об истории происхождения и развития основных символов государства;

– основные моменты развития органов власти страны;

– об истории происхождения государственных наград;

  • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

– различать наиболее распространенные растения (5–6 примеров);

– различать наиболее распространенных животных (7–8 примеров);

– проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;

– устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;

– приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

– выполнять правила личной гигиены;

– оценивать свое поведение в природе;

– выполнять правила поведения в природе;

– находить на карте город (село), в котором они живут;

– рассказывать о главных символах государства;

– рассказывать о символах своего города;

– рассказывать о главных достопримечательностях своего города;

– рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка;

могут уметь:

– находить стороны горизонта по местным признакам;

– моделировать несложные природные процессы;

– объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;

– выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;

– пользоваться различной справочной литературой;

– получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

– сравнивать и делать выводы.

- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

  • осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
  • способность к самооценке;
  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
  • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
  • предсказывать погоду по местным признакам;
  • делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  • участвовать в мероприятиях по охране природы.
  • описывать государственное устройство Российской Федерации, основные положения Конституции;
  • характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
  • описывать культурные достопримечательности своего края.
  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
  • собирать краеведческий материал, описывать его.
  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
  • распределять обязанности при работе в группе;
  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание значения изучения  курса «Окружающий мир»;
  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
  • ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
  • осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство гордости за свою Родину;

могут быть сформированы;

  • осознание себя как гражданина России;
  • уважение к истории культуре народов, населяющих Россию;
  • понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
  • объяснять , что такое экология;
  • понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
  • называть основные и промежуточные стороны горизонта;
  • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
  • объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
  • рассказывать о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояние в другое, круговороте воды в природе;
  • устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
  • характеризовать различные водоёмы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
  • объяснять как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
  • рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
  • характеризовать органы растений и животных и их значение;
  • характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
  • различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
  • рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;
  • характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
  • выполнять основные правила личной гигиены;
  • проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;
  • приводить примеры физических и химических явлений природы;
  • рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
  • рассказывать о четырех царствах живой природы;
  • рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
  • рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
  • объяснять особенности питания и дыхания растений;
  • характеризовать условия прорастания семян;
  • рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
  • приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
  • выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
  • рассказывать, используя карту, о природных условиях, в которых живут народы нашей страны;
  • описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
  • различать символы государства;
  • показывать на политической карте РФ столицу России – город Москву;
  • описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
  • характеризовать главный закон страны;
  • рассказывать об устройстве нашего государства;
  • раскрывать основные права и обязанности ребёнка.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
  • устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
  • рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;
  • рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
  • объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
  • приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать е1 ( в рамках проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;
  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  • находить необходимую информацию в учебнике;
  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  • моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
  • понимать информацию, представленную на исторической карте.

Учащиеся могут научиться:

  • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
  • самостоятельно моделировать некоторые природные процессы;
  • ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
  • сравнивать исторические события.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
  • совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.

Список используемой литературы

  1. А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. Сборник стандартов второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010 г.
  2. И.А.Петрова. Методическое издание. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний». 2-е изд., доработ.-М.: АСТ, Астрель, 2009г.
  3.  Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир : 3 кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 1 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М. : АСТ : Астрель, 2013.
  4. Потапов, И. В. Окружающий мир : 3 кл.: учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. Ч. 2 / И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. – М. : АСТ : Астрель, 2013.

№ п/п

Тема урока

Кол-во

час

Элементы
содержания

Тип
урока

Цели и  задачи урока.  

Требования к уровню полготовки обучающихся

Вид
контроля.
Измерители

Домашнее
задание

Дата

план

факт

ПРИРОДА ВОКРУГ НАС (9 ч.)

1

Что нас окружает

1

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя

ку

Цели: показать взаимосвязи между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной её составляющих). Дать первое представление о науке «экология» и раскрыть важность охраны природы

 

Знать понятие «окружающая среда человека»; что изучает экология.

Уметь приводить примеры предметов, которые изготавливают из глины, дерева, льна, пшеницы; объяснять выражение «в природе все взаимосвязано»; рассказывать, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным  материалом

Учебник, ч. 1. С. 6–9, отвечать
на вопросы

2

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»

1

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Экскурсия

Цели: показать разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы.

Продолжить развивать умение наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Продолжить учить работать индивидуально и в группах

Знать  разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы

Уметь различать и характеризовать объекты живой и неживой природы, отличать их от изделий.

Задания по группам

Заполнять дневник наблюдений

3

Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу»

1

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Правила поведения в природе

Экскурсия

Цели: показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Воспитывать основы экологической культуры

 

Знать особенности влияния деятельности человека на природу

Уметь применять правила поведения человека в природе, сохранять природные богатства.

Фронтальный и индивидуальный
опрос

Заполнять дневник наблюдений

4

Что такое горизонт. Ориентирование
по Солнцу

1

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса

Экскурсия

Цели: сформировать представления о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта. Обучить приёмам определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца.

Знать, что пространство, которое мы видим вокруг себя, называют горизонтом; четыре основные стороны горизонта (север, юг, восток, запад) и промежуточные стороны горизонта (северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток).

Уметь определять, на каком рисунке изображена закрытая местность, а на каком открытая; определять, можно ли назвать местность перед зданием школы открытой; называть основные и промежуточные стороны горизонта; находить стороны горизонта

Фронтальный и индивидуальный
опрос

С. 10–

12, отвечать на вопросы

5

Ориентирование
по компасу и местным признакам

1

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса

упр

Цели: учить детей находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам

Знать правила определения сторон горизонта с помощью компаса; как можно ориентироваться по местным признакам.

Уметь пользоваться компасом; выполнять самодельный компас; пользоваться справочной литературой; объяснять,

Фронтальный

опрос

С. 12–

14, отвечать на вопросы

6

Экскурсия «Ориентирование на местности»

1

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса

ку

Цели: показать на местности горизонт, линию горизонта. Учить работать с компасом (индивидуально и в группах)

Уметь как в полдень можно определить стороны горизонта по Солнцу; сравнивать таяние с южной и с северной сторон домов; рассказывать, как можно ориентироваться  по местным признакам

Индивидуальный
опрос. Дидактическая игра

Заполнять дневник наблюдений

7

Явления природы

1

Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений)

ку

Цели: сформировать у учащихся научные представления о явлениях природы. Развивать наблюдательность, учить воспринимать красоту окружающего мира; развивать творческие способности.

Знать понятие «явления природы».

Уметь называть явления природы, изображенные на рисунках; определять время года,  свойственное для каждого природного явления; рассказывать, какие явления природы вы наблюдали во время летних каникул; приводить примеры физических и химических явлений.

Иметь представление о физических  и химических явлениях

Фронтальный

опрос

С. 15–

17, отвечать на вопросы

8

Свойства тел и веществ. Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас»

1

Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений)

ку

Цели: сформировать представления о свойствах тел и веществ. Развивать умение выделять существенные и несущественные признаки. Сравнивать и классифицировать предметы по различным признакам

Знать, что называют телом природы, а что изделием; что такое вещество.

Иметь представление о том, что каждое тело занимает место; твердые тела сохраняют свою форму; жидкости не сохраняют свою форму; что все жидкости и твердые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются; о строении вещества.

Уметь выделять главные (существенные) признаки тел; сравнивать свойства двух тел, выделять общие и отличительные признаки; объяснять, что такое существенные свойства тел; определять свойства сахарного песка и соли; сравнивать по рисунку, как располагаются молекулы жидкости, газа, твердого вещества

Мозаика заданий по теме «Природа вокруг нас»

С. 18–

23, отвечать на вопросы

ВОДА, ВОЗДУХ, ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И ПОЧВА (16 ч.)

9

Свойства воды
в жидком состоянии

1

Разные состояния воды

ку

Цели: показать, как опытным путём можно установить некоторые свойства чистой жидкой воды: бесцветность, прозрачность, отсутствие запаха, плохую теплопроводность. Познакомить с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике

Знать, что вода – самое распространенное в природе вещество; три состояния воды (жидкое, твердое, газообразное).

Уметь приводить примеры воды в трех состояниях; определять свойства воды в жидком состоянии; заполнять схему «Свойства воды»; доказывать, что вода текуча и принимает форму того сосуда, в который ее наливают; называть свойства воды

Индивидуальный
опрос.

Работа
в парах

С. 26–

27, отвечать на вопросы

10

Вода – растворитель

1

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха).

 Вода в природе

ку

Цели:  опытным путём установить свойства воды растворять вещества. Ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Развивать у школьников умения наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников (например, таблиц)

Знать, что вода с растворенными в ней веществами называется раствором.

Уметь приводить примеры веществ, которые хорошо растворяются в воде, и веществ, которые почти не растворяются; называть свойство растворов, которое позволяет легко отличить их от других жидкостей; находить ошибки в обобщающих таблицах; рассказывать, как очистить грязную воду; проводить опыты

Работа
в парах

С. 28–

30, отвечать на вопросы

11

Свойства льда, снега и пара

1

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Вода в природе

ку

Цели познакомить школьников со свойствами воды в твёрдом и газообразном состояниях. Сформировать представление о переходе вещества из одного состояния в другое. Учить школьников сравнивать, обобщать, делать выводы

Знать: что снег и лед – это вода в твердом состоянии.

Уметь: сравнивать лед  и другие вещества по цвету; устанавливать свойства льда; объяснять, почему во время ледохода лед плавает по поверхности воды, а не тонет; проводить опыты; называть свойства пара, которые делают его невидимым; выделять существенные признаки снега, льда, пара; пользоваться справочной литературой; устанавливать с помощью опытов, при какой температуре вода замерзает, при какой температуре снег и лед тают

Фронтальный

опрос

С. 31–

33, отвечать на вопросы

12

Родники

1

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

ку

Цели: познакомить школьников с процессом образования родников. Учить пользоваться схемами и рисунками для получения нужной информации. Развивать творческие способности, умение сотрудничать.

Знать: как образуются родники.

Уметь: доказывать, что глина не пропускает воду; рассказывать, какая вода называется минеральной; описывать родник родного края; придумывать плакат на тему «охраняйте родники»; отделять соль от речного песка

Фронтальный и индивидуальный опрос

С. 34–

35, отвечать на вопросы

13

Водоемы

(река, озеро, море, пруд, водохранилище)

1

Водоемы, их использование

человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

ку

Цели:  познакомить школьников с процессом образования родников. Учить пользоваться схемами и рисунками для получения нужной информации

 

Знать виды водоемов (озеро, река, пруд, водохранилище, океан, море).

Уметь рассматривать схему озера; определять, какая река впадает в озеро, а какая вытекает из него; показывать на схеме устье и исток реки; рассказывать, чем отличается озеро от реки, пруд от озера, озеро от моря, море от водохранилища, река от канала; подбирать репродукции картин художников, на которых изображены водоемы; отгадывать загадки; называть водоемы родного края; объяснять, почему не следует ходить по только что замерзшей поверхности водоема; проводить наблюдения за водоемом зимой

Фронтальный

и индивидуальный

опрос

С. 35–

38, отве-

чать на вопросы

14

Облака, роса, туман, иней, изморозь

1

Вода в природе. Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)

ку

Цели: дать знания о состоянии воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь). Раскрыть научную сторону этих явлений. Закрепить ранее полученные знания о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации

Знать, как образуются облака; виды облаков (перистые, кучевые, слоистые); роса – это капли воды на поверхности почвы и растений; туман – скопление в воздухе над поверхностью земли мельчайших капелек воды.

Уметь объяснять, почему из облаков летом выпадают дожди, а зимой – снег; указывать, на какой высоте образуются слоистые, кучевые и перистые облака; рассуждать на вопрос: «Почему дождь хорошо, а почему плохо?»; проводить наблюдения за небом; объяснять, как возникают такие явления природы, как роса, туман, изморозь; находить сходство и различие между туманом и облаками; составлять небольшие рассказы на темы: «Роса», «Туман», «Изморозь»

Работа  
в парах,

оформление опытов в тетради

С. 38–

41, отвечать на вопросы

15

Круговорот воды
в природе

1

Вода в природе

ку

Цели:  познакомить учеников с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое

Знать, как происходит круговорот воды в природе.

Уметь объяснять, почему воду называют «вечной странницей»; называть свойства воды, которые обеспечивают ее круговорот в природе; рассказывать об опыте, в котором вода превращается в пар, а пар в воду; придумать рассказ «Путешествие капельки воды»

Фронтальный

опрос

С. 41–

42, отвечать на вопросы

16

Использование
и охрана воды

1

Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Цели: повторить и закрепить содержание пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Сформировать представление о воде как необходимом условии жизни. Подвести к пониманию изменений, возникающих в природе в процессе использования воды. Воспитывать у детей потребность бережного отношения к природным ресурсам

Знать, как люди используют воду.

Иметь представление об энергии падающей воды; как получают электричество, используя силу воды.

Уметь анализировать схему «Вода в жизни человека»; объяснять, почему воду называют «другом» и «помощником» человека; рассказывать, почему запрещается спускать в водоемы использованную воду; придумать плакат «Нам нужна чистая вода»

Фронтальный

опрос

Тест

С. 43–

46, отвечать на вопросы

17

Значение воздуха для жизни. Состав и свойства воздуха

1

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха)

ку

Цели: сформировать представления о том, что такое воздушная среда и каково её значение для жизни.  Познакомить детей опытным путём с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься

Знать понятие «атмосфера» и свойства воздуха.

Уметь объяснять выражение «окружающая нас воздушная среда»; придумывать опыты, с помощью которых можно доказать, что нас окружает воздух; рассказывать, сколько воздуха нужно человеку в спокойном состоянии; определять по диаграмме, какого газа больше всего в воздухе, а какого меньше всего; объяснять, почему космонавты берут с собой в космос кислород. Называть свойства воздуха (плохо проводит тепло, воздух при нагревании расширяется, воздух при охлаждении сжимается); доказывать, что воздух, который находится во многих телах природы, легче воды; объяснять, какое свойство воздуха позволяет нам видеть окружающий мир

Фронтальный

опрос

С. 47–

53, отвечать на вопросы

18

Ветер

1

Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)

ку

Цели: сформировать научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении

Знать, что ветер – это движение воздуха над поверхностью земли.

Уметь объяснять, как образуется ветер; придумывать опыт, который бы доказал, что теплый воздух поднимается вверх; объяснять, почему ветряные двигатели не загрязняют воздух; объяснять, почему свистит ветер

Устный  опрос

С. 54–

55, отвечать на вопросы

19

Охрана воздуха

1

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

ку

Цели: дать элементарные представления о загрязнении воздуха. Подвести к пониманию необходимости охраны воздуха

Знать, почему воздух необходимо охранять от загрязнений.

Уметь рассказывать, как сберечь чистоту воздуха; объяснять, почему растения называют «легкими» города

Тест

«Воздух»

С. 56–

57, отвечать на вопросы

20

Горные породы

1

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

ку

Цели: сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространённости в природе

Знать понятия «горные породы».

Уметь рассказывать, как залегают слои горных пород; объяснять, почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами; наблюдать, как расположены слои горных пород, какого они цвета

Фронтальный

опрос

С. 58–

59, отвечать на вопросы

21

Полезные ископаемые.

Песок, глина, гранит, известняк

1

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

ку

Цели: установить связь деятельности человека с природой и свойствами её объектов. Подчеркнуть эстетический аспект этого взаимодействия

Знать, что полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев земли.

Уметь рассказывать о свойствах песка и глины; выполнять практические работы; заполнять таблицу «Полезные ископаемые»;  сравнивать свойства глины и песка, песка и гранита, гранита и известняка; рассматривать образцы речного песка

Индивидуальный
опрос. Практическая

работа

С. 60–

63, отвечать на вопросы

22

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых

1

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

ку

Цели:  познакомить учащихся со способами добычи полезных ископаемых. Показать необходимость бережного и экономного использования полезных ископаемых. Повторить и обобщить знания по теме «Полезные ископаемые»

Знать, как используют песок, глину, известняк, гранит.

Уметь рассказывать, как используют различные полезные ископаемые; приводить примеры; называть горючие полезные ископаемые; пользоваться  справочной литературой; рассказывать, как добывают и используют полезные ископаемые; сравнивать шахту и карьер

Устный опрос

С. 63–

67, отвечать на вопросы. Нарисовать плакат на тему «Сбережем полезные ископаемые!»

23

Почва. Проверочная работа по теме «Вода, воздух, горные породы
и почва»

1

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

ку

Цели: сформировать у младших школьников представления о почве как о верхнем плодородном слое земли, о её составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения

Знать, что почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения; что такое перегной; как повышают плодородие почвы; как охраняют почву.

Уметь рассказывать, как образуется почва; сравнивать почву и горную породу; рассказывать, от чего зависит плодородие почвы; доказывать, что в почве есть воздух, вода, песок и глина; проводить опыты

Мозаика заданий по теме «Вода, воздух, горные породы и почва»

С. 68–

73, подбор материала к проекту

С. 74-75

24

Проектная деятельность

1

Освоение воздушного пространства человеком

упр

Практическая работа

О ЦАРСТВАХ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (16 ч.)

25

Четыре царства живой природы

1

Растения: разнообразие, части

растения, условия, необходимые для жизни. Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери)

ку

Цели:  познакомить учащихся с царствами живой природы и науками, которые их изучают. Показать отличие живых существ от тел неживой природы. Сформировать представление о среде обитания живых существ, познакомить с четырьмя средами обитания

Знать царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии); чем живые существа отличаются от тел неживой природы; какие среды обитания населяют живые существа.

Уметь сравнивать условия жизни в разных средах; приводить примеры сходств и различий между растениями, животными, грибами и бактериями; приводить примеры живых существ, обитающих в наземно-воздушной, водной и почвенной средах; приводить примеры живых существ, обитающих не в одной,  а в двух средах

Практическая работа

С. 78–

79, отвечать на вопросы

26

Строение растений

1

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни

ку

Цели:  познакомить учащихся с органами растений и их разнообразием. Показать значение органов в жизни растений. Учить детей сравнивать и выявлять существенные признаки

Знать строение растений (корень, побег, стебель,  цветок, плод с семенами).

Иметь представление о строении цветка (лепестки, пестик, тычинка, чашелистик); о листовой почке и цветочной почке.

Уметь описывать по плану любое цветущее комнатное растение; определять, какие растения изображены на рисунке; сравнивать корни различных растений; сравнивать стебли, листья различных растений; называть главное сходство плодов; доказывать, что растение – живое существо; указывать, какое значение имеют для растения его органы

Практическая работа

С. 80–

84, отвечать на вопросы. Придумать и нарисовать растение
с необычными цветками
и плодами

27

Разнообразие растений

1

Деревья, кустарники, травы

 (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение)

ку

Цели:  познакомить учащихся с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявить отличительные признаки групп растений

Знать о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).

Иметь представление о группах растений.

Уметь сравнивать водоросли и остальные группы растений; рассказывать, чем размножаются мхи и папоротники; называть отличия цветковых растений от хвойных; объяснять названия некоторых растений

Дидактическая игра

С. 85–

86, отвечать на вопросы

28

Дикорастущие и культурные растения

1

Дикорастущие
и культурные растения родного края (различение)

Цели:  развивать знания учащихся о культурных растениях и их значении в жизни человека. Познакомить учащихся с предками некоторых культурных растений.

Знать дикорастущие и культурные растения.

Уметь сравнивать культурные и дикорастущие растения; рассказывать, как люди научились выращивать растения; объяснять, почему растения, выращиваемые человеком, стали урожайнее, чем их дикорастущие предки

Фронтальный

опрос. Работа
с раздаточным  материалом

С. 87–

88, отвечать на вопросы. Нарисовать фантастическое культурное растение

29

Жизнь растений

1

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

ку

Цели:  с помощью опытов показать, как питается растение. Сформировать представление о дыхании растений. Показать значение испарения воды листьями растений

Знать, что растение – это живое существо, организм.

Уметь доказывать, что растения поглощают воду из почвы; рассказывать, что растения получают вместе с водой; определять, какое свойство воды особенно важно для растений; объяснять, какое значение имеет сахар и крахмал,

которые образуются  в листьях; объяснять, зачем люди рыхлят почву.

Иметь представление о том, что такое испарение; что помогает охлаждению листьев; какое значение имеет дыхание для растений

Фронтальный

опрос. Работа
с раздаточным  материалом

С. 89–

92, отвечать на вопросы

30

Размножение и развитие растений

1

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни

ку

Цели:  сформировать у учащихся представление об опылении растений, показать его значение в жизни растения. Развивать представление о способах расселения плодов и семян растений, показать значение расселения плодов и семян

Знать, что такое опыление; как опыляются цветки растений; какое значение имеет опыление в жизни растений.

Уметь определять, от каких растений данные семена; рассказывать, как растения распространяют свои семена; объяснять названия растений; объяснять, почему первым из семени вырастает корень; доказывать, что для прорастания семенам необходимы вода, воздух, тепло; рассказывать, как человек размножает культурные растения

Устный опрос

С. 93–

96, отвечать на вопросы

31

Охрана растений

1

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

ку

Цели:  развивать знания детей о значении растений в природе и жизни человека. Показать влияние человека на мир растений, убедить детей в необходимости бережного отношения к растениям. Познакомить учащихся с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений

Знать, почему растения нуждаются в бережном отношении; как хозяйственная деятельность человека повлияла на растения.

Уметь объяснять выражение «бережное отношение к растениям»; рассказывать, почему сократилось количество дикорастущих растений с красивыми цветками; приводить примеры редких растений, растений Красной книги; рассказывать, как охраняют растения в  нашей стране

Устный

опрос

Тест «Растения»

С. 97–

98, отвечать на вопросы

32

Строение животных

1

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида,  питания

(на примерах животных, обитающих в данной местности)

ку

Цели: познакомить учащихся с особенностями строения животных, показать значение органов животных в их жизни. Выявить сходства и различия между растениями и животными

Знать, из каких веществ состоит организм животного.

Уметь описывать домашнее животное по плану; приводить примеры наружных органов животных; рассказывать о значении органов животных; приводить примеры внутренних органов животных.

Иметь представление о том, чем животные отличаются от растений; что общего у растений и животных

Индивидуальный
опрос

С. 99–

100, отвечать
на вопросы

33

Разнообразие животных

1

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания

(на примерах животных, обитающих в данной местности)

ку

Цели : развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширить знания детей о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др.). Учить выявлять существенные признаки

Знать разнообразие животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Уметь называть знакомых животных каждой группы; сравнивать животных каждой группы; приводить свои примеры; называть существенные признаки насекомых, птиц, рыб и млекопитающих; отгадывать загадки; узнавать, к каким группам животных относятся дельфин и акула; сравнивать изображения червей, изображения ракообразных, изображения паукообразных, изображения моллюсков

Практическая работа

С. 101–

105, отвечать
на вопросы

34

Домашние и дикие животные

1

Домашние
и дикие животные

ку

Цели:  развивать знания детей о домашних животных и их значении в жизни человека. Познакомить учащихся с предками основных домашних животных.

Знать понятия «домашние» и «дикие» животные.
Уметь
приводить примеры диких и домашних животных; отгадывать загадки про домашних животных; объяснять, почему человек стал приручать животных, почему домашние животные дают больше молока, мяса, яиц, чем их дикие предки

Устный

опрос. Работа
в  парах

С. 106–

108, отвечать
на вопросы

35

Как животные воспринимают мир

1

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания (на примерах животных, обитающих в данной местности)

ку

Цели:  познакомить учащихся с органами чувств животных, показать их значение в жизни животного. Сформировать представление о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств.

Уметь называть органы чувств животных; рассказывать, какое они имеют значение в жизни животных; объяснять, какие органы чувств лучше всего развиты у насекомых, рыб, птиц; рассматривать рисунки с изображением млекопитающих; определять, какие органы чувств развиты лучше у млекопитающих

Индивидуальный
опрос

С. 109–

111, отвечать на вопросы.
придумать фантастическое животное с необычными органами чувств,

вылепить его из пластилина

36

Передвижение и дыхание животных

1

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания (на примерах животных, обитающих в данной местности)

ку

Цели : развивать знания детей об особенностях передвижения животных разных групп. Показать приспособленность животных к разным способам передвижения. Показать связь способа передвижения животного со средой обитания. Познакомить с органами дыхания животных разных групп.

Уметь наблюдать за передвижением животных; рассматривать рисунки с изображением млекопитающих и определять, как они передвигаются; объяснять, почему тюленей и моржей называют ластоногими; определять, от чего зависит способ передвижения животного

Дидактическая игра

С. 112–

115, отвечать на вопросы

37

Питание животных

1

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания (на примерах животных, обитающих в данной местности)

ку

Цели : познакомить учащихся с особенностями питания животных разных групп. Показать приспособленность животных для добывания и поедания пищи.

Уметь наблюдать за питанием животных; называть, на какие группы делят животных в зависимости от того, чем они питаются; приводить примеры растительноядных, насекомоядных и хищных животных; по внешнему виду определять хищника

Фронтальный

и индивидуальный опрос

С. 116–

119, отвечать на вопросы

38

Размножение и развитие животных

1

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания (на примерах животных, обитающих в данной местности)

ку

Цели:  познакомить учащихся с особенностями размножения животных разных групп. Сформировать представление о последовательности развития животных разных групп.

 

Знать, что животные, как и все другие живые существа, размножаются.

Уметь определять сходство и различия в размножении насекомых и птиц; рассказывать о развитии насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; использовать рисунки, рассказывать, чем отличаются самцы от самок у бабочки-капустницы, у горбуши; составлять рассказ о том, как птицы и млекопитающие заботятся о потомстве

Работа
в парах

С. 120–

123, отвечать на вопросы

39

Охрана животных

1

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

ку

Цели:  развивать знания детей о значении животных в природе и в жизни человека. Показать влияние деятельности человека на животных. Воспитывать бережное отношение к животным. Расширить знания детей о редких животных и мерах по их охране.

Знать, как человек использует животных; каково значение животных в природе; как человек влияет на диких животных; как охраняют животных
в нашей стране.

Уметь объяснять, почему нужно бережно относиться ко всем животным, а не только к редким; приводить примеры животных, которые занесены в Красную книгу

Практическая работа

С. 124–

125, отвечать на вопросы

40

Грибы и бактерии. Проверочная работа по теме

«О царствах живой природы»

1

Грибы

ку

Цели: познакомить детей со строением шляпочных грибов. Познакомить с разнообразием грибов: шляпочные, плесневые, дрожжи, трутовики; показать их значение в природе и жизни человека. Показать значение бактерий в природе и жизни человека.

Иметь представления о грибах и бактериях; о том, какое значение имеют бактерии в природе.

Уметь называть грибы; объяснять, чем полезны ядовитые грибы; расска-

зывать, почему грибы (белый, подберезовик, подосиновик, лисичка, рыжик, опенок, мухомор) получили такие названия; сравнивать шляпочные и плесневые грибы

«Мозаика зада-ний» по теме

 «О царствах живой природы»

С. 126–

131, отвечать на вопросы.

 Придумать и нарисовать необычный гриб

ЧЕЛОВЕК (10 ч.)

41

Человек – часть живой природы

1

Как человек познает  самого себя. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана
и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре)

ку

Цели:  познакомить учащихся с особенностями строения тела человека. Дать общие сведения об органах человека и их значении для организма. Выявить сходства и различия между человеком и животными. Показать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Знать, что такое система органов; науки – анатомию, физиологию, гигиену; чем опасен шум для здоровья.

Уметь называть системы органов человека; сравнивать человека с другими организмами; объяснять выражение «организм – единое целое»; называть сходства и различия между человеком и животными

Фронтальный

опрос

Учебник, ч. 2. 

С. 6–10, отвечать на вопросы. нарисовать плакат на тему «Окружающая среда
и здоровье человека»

42

Кожа – наша первая «одежда»

1

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Простейшие измерения (температуры  тела человека с помощью термометра; своего веса, роста)

ку

Цели:  познакомить детей со свойствами кожи. Показать значение кожи для организма. Убедить в необходимости ухода за кожей.

Знать, что наше тело покрыто кожей; свойства и значение кожи; правила гигиены.

Уметь выполнять правила ухода за кожей; рассказывать, отчего загрязняется кожа; оказывать первую помощь при травме кожи; ухаживать за волосами и ногтями; правильно принимать солнечные ванны

Практическая работа

С. 11–15, отвечать на вопросы

43

Скелет

1

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

ку

Цели: сформировать у учащихся общее представление о скелете человека и его значении для организма. Показать значение правильной осанки, познакомить с правилами её формирования.

Знать части скелета (позвоночник, череп, грудная клетка); понятия «осанка».

Уметь рассказывать о значении скелета для организма человека; выполнять упражнения для формирования правильной осанки

Индивидуальный
опрос

С. 15–18, отвечать на вопросы

44

Мышцы

1

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Простейшие измерения (температуры  тела человека с помощью термометра; своего веса, роста)

ку

Цели:  познакомить детей с работой мышц. Убедить в необходимости укрепления мышц. Показать значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Знать, какое значение в жизни человека имеют мышцы; как изменяются мышцы при сокращении и расслаблении.

Уметь выполнять сравнение мышц  

(мышцы-разгибатели, мышцы-сгибатели); рассказывать о работе мышц; укреплять мышцы,  занимаясь физическим трудом и спортом

Устный опрос

С. 19–21, отвечать на вопросы

45

Кровеносная система

1

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

ку

Цели:  познакомить детей со строением и работой кровеносной системы. Показать необходимость укрепления сердца и сосудов. Сформировать представление о составе и значении крови в организме.

Знать органы кровеносной системы; что такое пульс; как укрепить сердце; какие необходимые вещества доставляет кровь ко всем органам тела.

Уметь рассказывать о движении крови в организме; обобщать сведения о составе крови

Самостоятельная работа

С. 22–25, отвечать на вопросы

46

Дыхание

1

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Простейшие измерения (температуры  тела человека с помощью термометра; своего веса, роста)

ку

Цели: познакомить детей с органами дыхания человека и их работой. Показать важность выполнения правил гигиены органов дыхания.

Знать органы дыхательной системы

(носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие); почему нужно дышать носом, а не ртом; как беречь органы дыхания.

Уметь объяснять по рисунку путь воздуха в организме при вдохе и выдохе; рассказывать, как происходит вдох и выдох; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух

Работа
в парах

С. 26–30, отвечать на вопросы

47

Питание

1

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

ку

Цели: расширить знания детей о пище и значении её разнообразия. Познакомить со строением и работой пищеварительной системы. Сформировать представление о строении и значении зубов, познакомить с правилами ухода за ними. Показать значение выделения из организма вредных и ненужных веществ.

Знать органы пищеварительной системы (ротовая полость, желудок, пищевод, кишечник, печень, поджелудочная железа); правила ухода за зубами; виды зубов (резцы, клыки, коренные зубы).

Уметь рассказывать, как устроена пищеварительная система; пользоваться справочной литературой; рассказывать, как из организма удаляются вредные вещества

Устный опрос, работа

в парах

С. 30–35, отвечать на вопросы

48

Органы чувств

1

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

ку

Цели:  расширить представления детей об органах чувств, познакомить с правилами их гигиены. Развивать внимательность и наблюдательность учащихся.

Знать органы чувств; правила гигиены зрения, слуха.

Уметь объяснять, какое значение для человека имеют органы чувств; выполнять правила гигиены, чтобы сохранить хорошее зрение, слух, обоняние и вкус

Беседа по вопросам

С. 35–37, отвечать на вопросы

49

Нервная система

1

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Простейшие измерения

(температуры тела человека с помощью термометра; своего веса, роста)

ку

Цели:  сформировать у учащихся представление о нервной системе человека, показать её значение для организма. Познакомить детей с правилами гигиены нервной системы и убедить в необходимости их выполнения.

 

Знать строение нервной системы

 (спинной и головной мозг, нервы); правила гигиены.

Уметь обобщать знания о том, какую работу выполняет головной мозг; уточнять значение спинного мозга и нервов; выполнять правила охраны

нервной системы; рассказывать, какой вред нервной системе наносят вредные привычки

Беседа по статье

С. 38–40, отвечать на вопросы

50

Эмоции и темперамент.

Проверочная работа по теме «Человек»

1

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья

Физкультура и спорт

упр

Цели:  познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека. Сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах.

Иметь представление о том, что такое темперамент; о типах темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

Знать понятие «эмоции».

Уметь управлять своими эмоциями; приводить примеры положительных и отрицательных эмоций; рассказывать о своем друге, черты какого темперамента у него проявляются; рассуждать, как можно избежать обиды

Беседа по вопросам. «Мозаика заданий»
по теме «Человек»

Тест по теме «Человек»

С. 41–47, отвечать на вопросы

ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (18 ч.)

51

Народы нашей страны

1

Человек – член общества. Россия – наша Родина

ку

Цели:  познакомить учащихся с народами, населяющими нашу страну. Сформировать представление о многонациональном характере населения России.

Знать, в какой республике, области или крае ты живешь; какие народы живут на этой территории; какой город является столицей вашего края.

Уметь работать с картой;  рассказывать о традициях народов; обобщать сведения о народном костюме; анализировать содержание народных песен, народных танцев; сравнивать костюмы разных народов нашей Родины; рисовать элементы национальной одежды своего народа; называть детали национального костюма своего народа; по рисункам определять, какие костюмы принадлежат жителям Севера, какие – жителям средней части России; какие – жителям Кавказа; рассказывать о национальных играх

Человек – член общества. Россия – наша Родина

52

Путешествие по ленте времени

1

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей
в разные исторические времена

Цели:  познакомить с традициями и обычаями народов нашей страны.

Знать, что история – наука, изучающая прошлое человеческого общества; понятие «историческое время», «лента времени»; что такое век.

Уметь отмечать на ленте времени дату своего рождения и все важные события жизни; называть промежутки времени в порядке их увеличения; называть, какой сейчас год, какой век; обобщать сведения о названиях месяцев года

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей
в разные исторические времена

53

Города
и села

1

Города России

(2–3 примера): название, достопримечательности, расположение на карте

ку

Цели: познакомить детей с понятиями «село», «город». Сформировать представления об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан.

Знать понятия «кремль», «собор», «посад», «торг»;  чем отличается город от села.

Уметь определять по ленте времени, какой город старше всех; рассказывать по рисункам, что продается в торговых

рядах; объяснять, почему деревянные стены города стали заменять каменными, как река помогала защищать город

Города России

(2–3 примера): название, достопримечательности, расположение на карте

54

Названия городов

1

Города России

(2–3 примера): название, достопримечательности, расположение на карте

ку

Цели: сформировать представление о появлении названий у городов.

Знать историю возникновения названий старинных русских городов Ярославль, Хабаровск, Смоленск, крепость святого Петра, Соликамск.

Уметь рассматривать план города Санкт-Петербурга и анализировать его особенности; объяснять названия древних русских городов; работать со справочной литературой

Города России

(2–3 примера): название, достопримечательности, расположение на карте

55

Кремль – центр города

Проектная деятельность «как жили наши предки»

1

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей
в разные исторические времена

упр

Цели: познакомить учеников с устройством древнерусского города. Сформировать представление о кремле как центральной части города.

Знать, какие реки защищали Московский Кремль; какие здания находятся на территории современного Кремля;

Уметь называть башни Московского Кремля по рисунку; сравнивать рисунки древнего Московского Кремля; сравнивать историю Псковского кремля и Московского.

Иметь представление об истории Псковского кремля, Новгородского кремля

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей
в разные исторические времена

56

Улицы
города

1

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

ку

Цели: продолжить знакомство учеников с устройством города. Познакомить с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Дать представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов.

Знать название своей улицы.

Уметь рассказывать об улице, на которой ты живешь; называть улицы, которые носят имена русских поэтов и писателей, героев войны, великих ученых; объяснять историю возникновения названий улиц; составить список улиц своего города; рассказывать о памятниках своего города

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

57

Герб – символ города

1

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте

ку

Цели:  познакомить учеников с одним из символов города — гербом.

Знать, что все города мира имеют свой самый главный символ, отличительный знак – герб города; какие качества символизируют разные животные на гербе.

Уметь описывать герб своего города; рассматривать гербы российских городов; рассказывать, что на них изображено; объяснять, что означают элементы гербов; придумать герб своего класса

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте

58

Памятные места городов

1

Москва – столица России.  Города России

(2–3 примера): название,

достопримечательности, расположение на карте

ку

Цели:  продолжить знакомство с символами города. Сформировать представление о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод).

Знать памятные места своего города; что символом города является исторический памятник, примечательное здание, музей, завод, аэродром.

Уметь рассказывать о памятниках своего города, своей страны; пользоваться справочной литературой и картами. Иметь представление о памятниках России: о Мамаевом кургане, Казанском университете

Москва – столица России.  Города России

(2–3 примера): название,

достопримечательности, расположение на карте

59

Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)»

1

Родной город

(село), регион

(область, республика, край): название, основные достопримечательности

ку

Цели:  познакомить учащихся с основными достопримечательностями своего города: памятниками истории и культуры.

Знать достопримечательности родного города; названия улиц города; исторические события, которые проходили на территории города.

Уметь рассказывать по карте о своем городе

Родной город

(село), регион

(область, республика, край): название, основные достопримечательности

60

Современный город

1

Города России

(2–3 примера): название, достопримечательности, расположение на карте

ку

Цели:  познакомить учеников с обликом современного города.

Знать, что современный город – это очень большое хозяйство; что город разделен на округа и районы, на улицы и переулки.

Уметь сравнивать рисунки современного и старинного городов; рассказывать о знаках дорожного движения; называть мэра своего города.

Иметь представление о периодической печати для детей, о средствах массовой информации (радио, телевидении, Интернете)

Города России

(2–3 примера): название, достопримечательности, расположение на карте

61

Москва – столица России

1

Москва – столица России

ку

Цели:  познакомить учеников со столицей нашей страны, ее достопримечательностями

Знать столицу России; год основания Москвы.

Уметь рассказывать, чем отличается Москва от других городов нашей страны; сравнивать возраст Москвы и возраст города, в котором ты живешь.

Иметь представление о достопримечательностях Москвы: о Третьяковской галерее, Московском университете

Москва – столица России

62

Что такое государство

1

Что такое государство

ку

Цели:  познакомить учеников с понятием «государство». Познакомить с современным государственным устройством России.

Знать понятия «государство», «федерация», «гражданин», «президент», «правительство».

Уметь называть, какие республики, края, области входят в состав Российской Федерации; объяснять, для чего нужны государству милиция, армия.

Иметь представление о том, как управлялось наше государство в прошлом

Что такое государство

63

Конституция –
основной закон
нашей
страны

1

Человек – член общества

Цели:  познакомить учеников с основным законом государства — Конституцией.

Знать, что главный закон нашего государства – Конституция, которая определяет устройство государства, основные права и обязанности граждан.

Уметь называть права и обязанности граждан России по Конституции; объяснять, почему важно охранять памятники истории и культуры.

Иметь представление о том, какие права бывали в старину

Человек – член общества

64

Права
ребенка

1

Человек – член общества

Цели:  познакомить учеников с правами детей.

Знать, что права детей защищает международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Уметь рассказывать о правах детей во всем мире; рассказывать по рисункам о применении знаний, полученных в школе; рассказывать о видах спорта.

Иметь представление о праве на образование, о праве на гражданство, о праве на охрану здоровья

Человек – член общества

65

Государственный герб России

1

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте

ку

Цели:  познакомить учеников с главными символами страны

Знать, что символами государства являются герб, флаг, гимн.

Уметь описывать герб, флаг России; рассказывать, как защищают государственные символы страны; находить изображение двуглавого орла с Государственного герба Российской Федерации

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте

66

Государственный флаг России

1

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте

ку

Цели:  иметь представление об истории российского флага.

Уметь рассказывать историю Государственного флага России по ленте времени; описывать государственный флаг; рассказывать, как защищают государственные символы страны

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте

67

Государственный гимн России

Проверочная работа по теме «Наше государство»

1

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте

ку

Цели: продолжение знакомства с главными символами страны

Знать, что гимн – торжественная песнь; слова Государственного гимна РФ.

Уметь сравнивать обычную  песню и гимн.

Иметь представление об истории российского гимна

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте

68

Государственные награды.ё1

1

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карт

КУ

Цели: познакомить учеников с наградной системой страны

Знать государственные награды РФ.

Уметь объяснять, для чего существуют государственные награды; рассказывать о государственных наградах своих знакомых, родственников.

Иметь представление о героях нашей Родины

Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое пранирование по окружающему миру во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века

Календарно тематическое планирование поокружающему миру  для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС  с УУД...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...