Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК 21 век
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК 21 век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titul_i_poyasn.zapiska_okr.docx | 51.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Сладковского района
Маслянская средняя школа
РАССМОТРЕНО: на МО дошкольного и начального образования, технологии, физической культуры и ОБЖ Протокол от 09.01.2014г. №3 Руководитель МО: _________Л.И.Ефимова | СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УВР _______________ С.А.Фёдоров
«____ »_____________________20___г. | УТВЕРЖДЕНО: директор школы ____________________ Лежнякова М.Л «_____»_____________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету__окружающий мир__________________________________
__________________________________________________________________________
для____4_____класса
на 2013 - 2014 учебный год
программа разработана:
Ляпуновой Н.Ф.,
учителем начальных классов
п. Маслянский
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373, редакция от 18.12.2012 г.), авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной Н. Ф. Виноградовой в рамках проекта «Начальная школа 21 века», Москва: Издательский центр «Вентана - Граф» 2013 года, Учебного плана МАОУ Сладковского района Маслянская СОШ на 2013-2014 учебный год.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях – М.: Вентана — Граф, 2013г.
- Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 4 класс, №1, №2. Виноградова Н.Ф., М.: Изд. Центр «Вентана-Граф», 2013 г.
- Беседы с учителем 4 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2008 г.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Цели и задачи курса.
«Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира».
Задачи курса:
- устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимать взаимозависимость в системе «человек – природа – общество»;
- осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получать начальные навыки экологической культуры;
- подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознавать возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни;
- подготовить к изучению базовых предметов в основной школе.
Общая характеристика учебного предмета.
Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего «Я».
Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- принцип интеграции;
- педоцентрический принцип;
- культурологический принцип;
- принцип экологизации;
- принцип поступательности;
- краеведческий принцип.
Основу курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: человек как биологическое существо; я и другие люди; человек и мир природы; человек и общество; история родной страны.
Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается все содержание обучения.
Важнейшая особенность содержания предмета – определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений.… Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Всего часов на изучение программы: 68ч.
Количество часов в неделю: 2 часа
Организация учебных занятий в соответствии с учебным планом предусматривает использование разнообразных форм: экскурсии, круглые столы, интеллектуальные игры, соревнования, смотр знаний и другое, из расчёта не менее 1-го часа в четверть по предметам до 68 часов, не менее 2-х часов в четверть по предметам свыше 68 часов в год.
В авторскую программу внесены изменения.
Региональная специфика базового компонента в объёме 10% от общего количества часов заключается в обновлении содержания образования, направленного на изучение отдельных тем экологической направленности в рамках предмета «Окружающий мир».
Изучение направлено на достижение следующих целей:
- формирование мотивов, ориентирующих поступки человека на гуманистическое отношение с природой и с самим собой;
- воспитание чувства гордости и любви к родному краю, уважительного отношения к традициям и истории своего края
Основы безопасности жизнедеятельности интегрируются с учебным предметом «Окружающий мир».
Описание ценностных ориентиров
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука, как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- под познавательными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Содержание программы
Человек – живое существо (организм) (16 ч)
Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и
спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно – двигательная система: скелет, мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление
опорно – двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними.
Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от
повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения).
Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме.
Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль,
плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов
чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Универсальные учебные действия
Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять
особую роль нервной системы в организме.
Твоё здоровье (12ч.)
Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными
животными. Правила и безопасность дорожного движения.
Универсальные учебные действия
Раскрыть принципы здорового образа жизни. Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя. Различать ядовитые грибы и
растения. Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Практические работы
- Составление режима дня школьника для будней и выходных.
- Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.
- Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и т.д.)
Человек – часть природы (2 ч)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство, отрочество.
Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и
игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Универсальные учебные действия
Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.
Устанавливать последовательность этапов развития человека.
Характеризовать условия роста и развития ребёнка.
Человек среди людей (5ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качество культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Универсальные учебные действия
Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.
Родная страна от края до края (10 ч)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики
(растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почва России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почвы. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних годов Кремлёвские города. Улицы, история и
происхождение названий.
Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, тундра, культура
народов).
Универсальные учебные действия
Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.
Находить на карте равнины и горы России (своего края). Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам
(достопримечательностям).
Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы,
культуры, труда и быта людей стран – соседей России.
Человек – творец культурных ценностей (12 ч)
Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван
Фёдоров. Просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская
икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусство 18 века.
Возникновение публичных театров.
Искусство России 19 века «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» 9страницы жизни и
творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников.
Искусство России 20 века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского
периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.С.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.
Малявин, К.С. Малевич и др.) Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами. Составлять рассказы –
повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.
Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).
Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох. Обобщать информацию,
полученную в разных информационных средствах.
Человек – защитник своего Отечества (5 ч)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с
Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение»
Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в 17 веке. Минин и
Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы
разных эпох.
Универсальные учебные действия
Составлять рассказ – повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их
даты.
Экскурсии
В краеведческий музей.
Практические работы
Работа с исторической картой (в соответствии в заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (3 ч)
Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы
государства.
Универсальные учебные действия
Характеризовать права и обязанности гражданина России. Обобщать информацию, полученную в разных информационных
средствах.
Практическая часть:
Практические работы- 6;
Экскурсии – 1;
Контрольная работа -1.
Практическая часть
№ п\п | Тема практической работы | Дата |
1 | Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях | 13.12 |
2 | Подсчет пульса после физических нагрузок и в спокойном состоянии. | 25.09 |
3 | Составление режима дня школьника | 30.10 |
4-6 | Практическая работа с картой | 24.01 28.01 31.01 |
Календарно – тематическое планирование | |||||
Дата | № п/п | Название раздела | Тема урока | Программное содержание | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
04.09. 06.09 11.09 13.09,18.09 20.09 25.09 27.09 02.10 04.10 09.10 11-16.10 18.10 23.10 25.10 | 1 2. 3. 4-5. 6. 7. 8 9.
10 11 12-13. 14. 15. 16. | Человек — живое существо (организм) (16 ч.) | Организм человека. Нервная система. Двигательная система организма. Пищеварительная система. Дыхательная система Кровеносная система. пр.р. Подсчёт пульса в спокойном состоянии Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Кожа. Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Слух. Обоняние. Вкус. Осязание. Мир чувств. Внимание Память. | Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей | Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного |
30.10 01.11 II ч. 13.11 15.11 18.11, 22.11 | 17-18. 19. 20. 21-22. | Твоё здоровье (12 ч.) | Режим дня. НРК пр.р. составление режима дня школьника Правила закаливания. НРК Чистая вода – залог здоровья Можно ли снять усталость. Поговорим о вредных привычках НРК. Сохраним природу чистой и зелёной | Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные | Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. |
01.03 05.03 07.03 12.03 14.03 19.03 21.03 IV ч. 02.04. 04.04. 09.04 11.04 16.04 | 46. 47. 48- 49. 50. 51- 52. 53- 54. 55-56. 57. | Человек — творец культурных ценностей (12 ч.). | «Что такое культура» экск. в музей «Из истории письменности». «О первых школах и книгах». НРК Что мы сажаем, сажая леса. «Чему и как учились при Петре 1» «Русское искусство до XVIII века». «Искусство России XVIII века». «Золотой век русской культуры XIX век» «Искусство России XX века». | Культура в разные исторические времена | Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений |
18.04. 23.04 25.04 30.04 07.05 | 58-59. 60. 61-62. | Человек — защитник своего Отечества (5 ч.) | «Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва» «Отечественная война 1812 года». «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» | Человек — воин. Героические страницы истории | Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий |
09.05 14.05 16.05 | 63-65 | Гражданин и государство (3 ч.) | «Гражданин и государство» | Государственный язык России. Символы государства | Характеристика прав и обязанностей гражданина России |
21.05 23.05 28.05 | 66. 67. 68 | Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа по проверке метапредметных результатов обучения. Анализ контрольной работы |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты УМК «Начальная школа 21 века», окружающий мир для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
Методические пособия для учителя
Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ.
2. Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания — магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Географические и исторические настенные карты.
Атласы.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
3. Технические средства обучения
Классная магнитная доска, экспозиционный экран, интерактивная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор, электронные учебники.
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп.
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).
5. Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения.) С учётом местных особенностей и условий школы.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 4 классе научатся:
- соблюдать правила безопасности дорожного движения
-выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
-моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
-устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
-характеризовать условия роста и развития ребёнка;
-оценивать положительные и отрицательные качества человека;
-приводить примеры проявления доброты, честности, смелости;
-анализировать модели. Изображающую Землю (глобус, план, карту) в соответствии с учебной задачей;
-описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
- составлять рассказ – описание о странах – соседях России.
- различать (соотносить): год и век, арабские и римские цифры, искусственные тела (изделия) и тела природы,
полезные и вредные привычки, эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
- решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»
объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».
«государство», «права ребенка»;
в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
работать с географической и исторической карт; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
К концу обучения в 4 классе обучающиеся могут научиться:
-применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры, различать полезные и вредные привычки;
- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменение государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Система оценки планируемых результатов
Для контроля и оценки знаний и умений по окружающему миру используется индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а так же самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа – полилог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают конкретные обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставлять факты, выбрать альтернативу, сравнивать, проанализировать, найти причину явления.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить индивидуального формы опроса: рассказ – описание и рассказ – рассуждение.
При оценке рассказа – описания учитывается полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценке заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять дословно, а высказывать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем
Рассказ – рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм. Это вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи – рассуждения.
Характеристика цифровой оценки
«5» -отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более одного недочета, логичность и полнота изложения;
«4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса. Наличие 2-3 ошибок или 4 -6 недочетов по текущему материалу ( не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу. Незначительные нарушения логики изложения материала. Использование нерациональных приемов решения учебной задачи. Отдельные неточности в изложении материала.
«3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований. Не более 4-6 ошибок по текущему материалу. Отдельные нарушения логики изложения материала. Неполнота раскрытия вопроса.
«2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. Наличие более 6 ошибок по текущему
материалу. Более 5 ошибок по пройденному материалу. Нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по окружающему миру.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные
суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка "5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет
использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Ошибки:
- Неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной.
- Нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной.
- Неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления.
- Ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.
- Незнание фактического материала, неумение провести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение.
- Отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом.
- Ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату.
- Неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
- Монотонность чтения, отсутствие средства выразительности.
Недочеты:
- Преобладание при описании объекта несущественных его признаков.
- Неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей.
- Отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату.
- Неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.
- Неточности при нахождении объекта на карте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...