конспект урока окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Шишко Виктория Петровна

болото и его обитатели

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: №95                                                                                                                                      Учитель: Деева Т.И________

Класс: 3б                                                                                                                                           Методист: Боева С.З________

Дата: 4.04.14                                                                                                                                    Студентка: Шишко В.

Тема урока: «Болото и его обитатели»

Цель урока: познакомить учащихся с животными и растениями болот, рассказать о значении болот в жизни человека

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:
-познакомить с болотом как с природным сообществом;
- обобщить и систематизировать знания о болоте;
- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
Личностные УУД:
- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
- работать над формирование рефлексивного отношения к учёбе
Регулятивные УУД:
- учить ставить цели предстоящей работы;
- учить различать учебные задания разного типа;
- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль; 
Коммуникативные УУД: 
- совершенствовать умение работать в паре, в группе;
- учить осуществлять учебное сотрудничество;

Оборудование: презентация, учебник, тетрадь для самостоятельных работ

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

1.Орг момент

Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Петровна, проверьте все ли готово к уроку, теперь тихо садится 1й ряд, 2й ряд, 3й ряд.

Начинается урок,

Он пойдёт вам, детки, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

Здороваются

Проверяют готовность

Садятся на места

2

Актуализация знаний

Что вы изучаете сейчас на уроке? Какова тема раздела? (экосистемы)

– Назовите составные части экосистемы. (воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители)

Отвечают на вопросы

3

Проверка домашнего задания

– Как выглядит экосистема озеро? (двухэтажная)

“Верхний этаж” составляют – рачки, мелкие организмы – планктон.

“Нижний этаж” – растения, рыбы, животные.

– Что выяснили о круговороте веществ в озере?

– О чем свидетельствует черная стрелка? (Круговорот замкнут не полностью, поэтому со временем озеро превращается в болото)

Отвечают на вопросы

4

Сообщение темы урока. Объяснение нового материала

– Какова тема сегодняшнего урока?

– Сегодня на уроке мы будем изучать экосистему болот.

– Какое озеро может превратиться в болото? (бессточное- нет подпитки, не впадают реки) – Почему?

Все обходят это место: 
Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи.
Нет опоры для ноги.

Болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается. Также болота образуются на местах зарастающих водоемов. Каждое болото по-своему интересно, их множество.

– Почему на дне болота откладывается столько останков мертвых организмов?

Ручьи, реки, впадающие в озеро, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. Все это оседает на дно озера. Дно, заполненное илом и остатками, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.

Ковер-сплавина – сплошной ковер из растений, которые корнями сплетаются друг с другом.

– Что это за удивительное растение мох-сфагнум вы узнаете из текста. Открываем учебники на странице 65. Читаем вслух, готовьтесь ответить на вопросы.

– Что интересного узнали об этом растении?

– Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.

Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками – вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.

Как вы знаете в каждой экосистеме свой растительный и животный мир.

– Во многих местах на болотах есть озерца воды, где растут водные растения.

РОГОЗ часто называют камышом. Растение с темно-коричневыми головками.

РЯСКА, ее мелкие листочки достигают размера ноготка мизинца.

БАГУЛЬНИК Цветы его содержат много эфирного масла с одурманивающим запахом, поэтому над болотом часто ощущается своеобразный аромат.

РОСЯНКА – хищное растение. Листья его покрыты волосками. На волосках капельки жидкости похожи на мелкие росинки. Жидкость привлекает насекомых, которые садятся на растение и приклеиваются. Лист мгновенно закрывается, и насекомое переваривается, остается только твердый покров и крылышки. Так питается росянка.

БОЛОТНЫЙ МИРТ (другое название КАССАНДРА) Дочь царя Трои Приама, в древнегреческой мифологии. Она отвергла любовь Апполона и была наказана. Никто не верил ее предсказаниям, хотя они всегда сбывались.

– На болотах растет множество ягодных растений. Они съедобные и очень полезны.

КЛЮКВА – вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.

ЧЕРНИКА – с темно-зелеными ягодами. Богат витаминами, укрепляющий зрение.

БРУСНИКА – вечнозеленое растение. В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.

МОРОШКА – хорошее средство против цинги – заболевания десен.

ГОЛУБИКА – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название.

Открываем рабочие тетради на с23, читаем задание № 29 и выполняем его.

- На болотах много насекомых: КОМАРЫ, МОШКИ ими питаются хищники: СТРЕКОЗЫ, они очень прожорливы, охотятся в полете.

Другой хищник – ВОДОМЕРКА. Ее тело и лапки покрыты волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают и образуют воздушную шубу, поэтому водомерку невозможно утопить. Быстро бегает за насекомыми. Умеет летать, но когда совсем пересыхает. ГЛАДЫШ – в ночное время летает.

ЖУК-ПЛАВУНЕЦ – отлично плавает.

- Насекомыми питаются УЖИ, ЖАБЫ, ЛЯГУШКИ. Здесь встречается ЯЩЕРИЦА, УЛИТКА.

- Что общего во внешнем виде аиста, журавля, цапли?

(Длинные ноги, чтобы удобно было ходить по болоту. Хорошие длинные клювы, чтобы достать пищу. Все они хорошо летают. Питаются головастиками, ягодами, насекомыми).

В камышах прячется КАМЫШОВКА (устар. малиновка) питается насекомыми, умеет голосом подражать другим птицам и даже животным.

КУЛИК И ЧИБИС – питаются насекомыми.

ВЫПЬ (устаревший бугай) ее голос напоминает рев, если вы подуете в горлышко бутылки. Питается пиявками, рыбой, лягушками. Ведет ночной образ жизни.

Своеобразное пение и у  БОЛОТНАЯ СОВА – одна из самых полезных птиц. Питается грызунами. Охотится утром и вечером.

БОЛОТНЫЙ ЛУНЬ – летает низко над землей. Питается рыбой, лягушками, птицами.

- Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, лоси.

ЛОСИ – любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.

Отвечают на вопросы

Определяют тему урока

Слушают рассказ учителя

Слушают рассказ

Смотрят презентацию

Выполняют работу в тетрадях

Слушают рассказ

Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них.

Воспринимать на слух рассказ учителя.

Отвечать на вопросы по содержанию.

Конструировать монологическое высказывание: логично и последовательно строить высказывание, отбирать выразительные средства языка.

Воспринимать на слух рассказ учителя.

5

Физминутка

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

          Вам, друзья, физкультпривет!

Повторяют упражнения

6

Первичное закрепление

Работаем в парах

Распределите болотных жителей по группам производители, потребители, разрушители:

Белая куропатка, кулик, клюква, багульник, журавль, микробы, голубика, лягушка, осока, лось, комар, морошка, мох – сфагнум.

Проверим, ответы на слайде.

Сейчас мы с вами поработаем в группах, решим кроссворд и ответим на вопрос: какое значение имеют болота для человека? Проверим.

Так же в группах мы решим тест и проверим его.

Работают в парах

Работают в группах

Высказывать свою точку зрения.  Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое  высказывание по поводу темы занятия.

7

Итог урока

- С какой экосистемой познакомились?

- Что нового и интересного узнали о болоте?

- Что можете сказать о круговороте веществ в болоте? (со временем болото может превратиться в луг, так как круговорот незамкнут полностью)

Отвечают на вопросы

Подводят итог урока

8

Рефлексия

Я раздам вам листочки и  на них вы отметите хорошо ли вы поняли тему нашего урока, либо у вас есть вопросы.

Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!

Отмечают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...