Урок окружающего мира во 2 классе с применением инновационных технологий.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Панкова Елена Владимировна

УМК "Школа России" , 2 класс, тема "Про воду и её свойства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Панкова Елена  Владимировна

Место работы

МБОУ средняя школа № 1

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Про воду и ее свойства.

Класс

2 «А»

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Цель

Познакомиться со свойствами воды. Доказатьих на практике.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник; колба, пробирки, глобус, соль, сахар,  лимон, речной песок, цветные полоски, фломастеры, цветные карандаши, сигнальные карточки (зеленая, желтая, красная).

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока, активизация познавательной деятельности

Технологии, используемые на уроке

- Технология сотрудничества;

-Технология общей дискуссии;

-Технология группового обучения;

-Технология индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;

-Игровая технология;

 -Технология рефлексивной деятельности;

-Здоровьесберегающие технологии.

Этап урока

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

1.Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Технология сотрудничества.

Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

- Сегодняшний урок я предлагаю начать с нашего девиза:

-Орешек знаний твёрд, но все же,

Мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Наш девиз :

-  Давайте подарим  друг другу улыбку, пожелания успеха  и начнем урок.

-«Хотим всё знать!» ( хором)

-Проверяют готовность и самоготовность к уроку.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели  урока.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

- Тему нашего сегодняшнего урока вы определите, разгадав загадку:

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

-Молодцы!

(На доске вывешивается нарисованная тучка, на которой написано слово ВОДА)

- Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель.

- Сделайте отметку в листе самооценке.

- Вода.

-Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке -  это ВОДА.

-  проводят самооценку в индивидуальном листе

(Приложение 1)

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

3. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели  урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия.

- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Давайте посмотрим на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой.

-Что изображеноголубым цветом на глобусе?

-Молодцы!

 -А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока.

-Ребята а  мы с вами знакомы со свойствами воды?

-Так значит какая цель нашего урока?

-Верно! –Молодцы!

-Давайте еще раз грамотно попробуем сформулировать тему и цель нашего урока.

- А  знакомиться с  этими свойствами мы будем  с помощью опытов.

-Дети высказывают свои предположения, дискутируют, отстаивают свою точку зрения.

Технология общей дискуссии.

-Изображены моря, океаны нашей планеты.

Доклад ученика, подготовленный заранее.

(Приложение 2)

-нет.

-познакомиться со свойствами  воды.

- Тема урока : «Вода и ее свойства»

Цель : «Изучить свойства воды».

Познавательные: логический – анализ объектов с целью

выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: уметь  извлекать важную информацию из доклада одноклассника.

4. Физминутка  ( Музыкальная игра « Бабочки на поляне»)

(Игровая технология.  Здоровьесберегающие технологии.)

5. Практическое  применение знаний.

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

Технология группового обучения;

Технология общей дискуссии.

- Организую работу в группах.

- Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах.(Приложение3)

- Готовность группы показываем с помощью сигнальных карточек..

- Работают в группах: распределяют обязанности (капитан, секретарь, лаборант, помощник), проводят опыт с водой в соответствии с заданием.

-Фиксируют свои наблюдения на листах «Наблюдателя». Вывод о свойстве, оформляют на отдельном листе.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

6. Первичная проверка понимания.

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

- О каких свойствах воды вы узнали?

- Ответы детей.

Капитаны от каждой группы по очереди выходят к доске, вывешивают листы с выводом и поясняют.

- заполняют соответствующую графу в листе самооценки.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цельдля учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка.

Технология индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

- Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.

1.Задание – из толкового словаря выписать определение «Вода – это…»

2. Задание – записать пословицы и поговорки о воде.

3.Задание – выписать из фразеологического словаря фразеологизмы о воде и дать им свое толкование.

- учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий.

Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

Технология рефлексивной деятельности;

- С каким веществом мы работали сегодня на уроке и что нового мы про него узнали?

- А мы часто используем  воды в быту?

- Вы – молодцы!! Очень активно сегодня поработали!  

-Выполните в листе самооценке последние отметки.

-А сейчас посмотрите, перед вами на столах лежат капельки воды, нарисуйте в виде  улыбки на ней, свое настроение от урока,  тем цветом, который присутствует на   наших индикаторах, соответственно

- а теперь я предлагаю вам устроить теплый летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. (на тучке написана тема урока и она вывешена на доску с самого начала).

- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!

 - Мы работали на уроке с водой, изучали ее свойства.

- Да.

-Заполняют последнюю графу.

Дети рисуют улыбку – зеленным цветом, если урок понравился, и он активно потрудился; желтым – если урок понравился, но что-то не получалось; и красным – урок не понравился, я работал не активно.

(цвет улыбки, соответствует также и цвету в листах самооценки).

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Приложение 1

Лист самооценки

Фамилия  Имя  класс

Предмет

Тема урока

Зеленый  

Желтый    

Красный  

  1. Определение темы и цели урока.

  1. Распределение обязанностей в группе.

  1. Выполнение обязанностей в группе.

  1. Все ли было понятно?

  1. Понравился ли урок.

  1. Как ты оцениваешь свою работу на уроке.

Приложение 2

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха открывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.

Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

- Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами

Приложение 3

ОПЫТ 1. (Форма воды.)

Приготовьте разную посуду, например, стакан, пробирку, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание:  какую форму приобретает вода? Вывод…..

ОПЫТ 2. (Цвет воды.  Прозрачность воды).

Приготовь полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной?   Какого же цвета вода?  

Вывод…

 Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти в стакан. Что можно сказать о прозрачности воды?  

Вывод…

ОПЫТ 3. (Вкус воды )

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука?  Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой?  

Вывод….

Опыт 4.(Запах воды)

Когда твоя мама печет пирожки, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее.

Вывод…..

ОПЫТ 5. (Текучесть воды.)

Приготовь плоскую тарелочку. Вылей на неё из пробирки  немного воды. Что ты заметил? Наклони тарелочку. Что произошло с водой?

 Возьми один стакан пустой. Другой - с водой. Перелей воду в пустой стакан.  Подумай какое свойство воды проявляется.

Сделай вывод…

ОПЫТ 6. (Вода – растворитель.)

Приготовь четыре стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок. Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром, мелом, песком. Попробуй на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода?  Теперь обрати внимание на соль, сахар,мел,песок, которые ты опускал в воду.

 Почему не видно соли и сахара?

Вывод…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа в наминации "Технология проектного обучения". Урок окружающего мира 3 класс «Лес и его обитатели».

Конкурсная работа в наминации: «Технология проектного обучения». Урок окружающего мира   3 класс  «Лес и его обитатели».Автор:  Яготина Олеся Владимировна  учитель началь...

Методическая разработка с использованием технологии взаимообучения на уроке окружающего мира 2 класс

В данной разработке представлен материал по технологии взаимообучения, применяемый на уроке окружающего мира во 2 классе...

Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная инновационная школа"

Планирование к учебнику "Окружающий мир" авторы В.А.Самкова, Н.И.Романова...

План-конспект открытого урока по специальности (гитара) "Дидактические игры на уроках гитары в подготовительном классе с применением мультимедийных технологий (компьютера)"

Включение дидактических игр в учебный процесс на начальном этапе обучения игре на любом музыкальном инструменте повышает интерес обучающихся к занятиям на инструменте. А создание на уроке "ситуац...

Доклад. Игровые технологии на уроках окружающего мира 2 класс

Игра - естественное состояние ребенка. Игра -  это важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга и культуры в целом. Игра - это своеобразный доктор, который лечит апатию и низкую мотивацию.Я бы х...

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира, 1 класс. УМК "Школа России"

Данная статья рассматривает проблему обучения детей с ЗПР....

Урок окружающего мира 4 класс "Зона степей" с применением ИКТ

Урок окружающего мира "Зона степей" с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, технологии проблемного обучения. На уроке применяются различные формы работы: фронтальный опрос, индиви...