Открытый урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Недильская Кристина Васильевна

Конспект+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Зима в неживой природе

Класс: 2

Цель: сформировать представление о зимних явлениях в неживой природе.

Задачи:

- способствовать ознакомлению учащихся с изменениями в неживой природе зимой;

 - способствовать развитию мыслительных операций, речи, умению аргументировать свои высказывания;

 - формировать навыки самостоятельной, коллективной, групповой, индивидуальной работы, самоконтроля, самопроверки;

 - способствовать развитию пространственных представлений для становления познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;

 - поддерживать творческие устремления каждого ученика.

Планируемые результаты:

Предметные:

 - знать зимние изменения в неживой природе;

 - объяснять причины изменений в неживой природе зимой;

 - приводить примеры зимних явлений природы;

 - понимать происхождение снежинок и знать их форму.

Метапредметные:

 - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке;

 - работать в паре: извлекать информацию из текста и фотографий, проводить взаимопроверку и самопроверку;

 - обобщать изученный материал

Личностные:

 - понимать целостность картины мира;

 - проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;

 - понимать и принимать ценности здорового образа жизни

Межпредметные связи с уроками литературного чтения, изобразительного искусства «Зимние картины».

Ресурсы урока: ноутбук, проектор, колонки

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Я хочу начать урок со слов Виталия Бианки:

«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире! ».

- Ребята, а вы любите делать открытия?

-А знаете ли вы главный закон истории открытий?

- Открытия приходят в процессе работы.

-Такие чудеса случаются! Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке каждый из вас сделал открытие и узнал что-то новое для себя.

2.  Актуализация знаний и пробное действие. (4-5 мин.)

- С чего начнем? (с повторения)

-Повторим то, что необходимо нам для открытия нового.

-Вспомните, какая бывает природа?

-Выполним задание «Убери лишнее». Найдите из предложенных объектов природы лишний. Почему вы так считаете?

(2 группы: осадки, воздух, вода, почва; воробей)

Ребята, 2015 год – год литературы

- Послушайте отрывок из стихотворения великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

- О каком времени года идёт речь в этом отрывке? (зима)

-Пользуясь опорными словами, объектами неживой природы, поделитесь своими наблюдениями, что изменилось в природе с приходом зимы?

Зима пришла не одна, а со своими братьями – зимними месяцами. Попробуйте отгадать их по описанию.

А) Год кончает, зиму начинает. ( декабрь)

Б) Он году начало, а зиме середина. (январь)

В) У него два друга метель да вьюга. (февраль)

Мы всё повторили, оцените свою работу.

Мы готовы к открытию нового знания. Для этого предлагаю выполнить задание, чтобы понять чего мы не знаем.

Поработаем в парах

Найдите и подчеркните слова, которые, по вашему мнению, являются признаками зимы в неживой природе:

Метель, гололед, оттепель, солнцестояние, заморозки,  изморозь, похолодание, солнцеворот.

-Назовите, какие слова вы подчеркнули.

  1.  Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание выполняли?

- Одинаковые у нас получились ответы? (да/нет)

- Какие слова у нас не совпали, вызвали затруднения?

-Значит, что показало пробное действие? (мы не знаем всех признаков зимы в неживой природе)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Чему мы будем учиться? Какова цель урока? С чем познакомимся? (нужно научиться распознавать признаки  зимы в неживой природе)

- Сформулируйте тему урока? Зима в неживой природе.

5. Реализация проекта. (работа по группам)

На доске: зима в неживой природе.

- Чтобы разобраться в нашей теме, нам нужно самим найти способ решения.

Для этого я предлагаю вам поработать в группах и составить эталон.

У каждого группы свое определение. Пользуясь словами для справок, подберите нужное к вашему определению.

Задания группе 1. Выпадение (обильного) снега из облаков на землю.

2.Слой льда или обледеневшего снега, который образовался на поверхности земли в результате замерзания талой воды.

Слова для справок: Снегопад, изморозь, гололедица.

Задание группе 2. Повышение температуры воздуха зимой, которое приводит к частичному таянию снега.

Слова для справок: Снегопад, оттепель, солнцестояние.

Задания  группе 3. Древнерусское название праздника рождения Солнца. Показывает, что день стал увеличиваться.

Слова для справок: Гололёд, изморозь, зимний солнцеворот.

Задания группе 4. Кристаллики льда на тонких и длинных предметах, ветках деревьев, проводах при влажной и морозной погоде, обычно после оттепели.

Слова для справок: Оттепель, изморозь, гололедица.

Задания группе 5. День, когда Солнце стоит особенно низко над горизонтом. Самый короткий день в году.  

Слова для справок: солнцестояние, изморозь, оттепель.

(Появляется схема)

Загадка: Всходит, заходит, но с места не сходит. Что это? (солнце)

Заметили ли вы в нашем классе солнышко? (да, схема)

-Расскажите о солнце зимой? (Солнце зимой не греет, показывается из-за облаков редко).

- Нам нужно проверить правильно ли мы составили эталон к нашей теме урока, где можно проверить, куда посмотреть? (в учебник) Откройте 12-ую страницу, признаки зимы выделены жирным шрифтом.

-Все ли признаки зимы нашли в учебнике?

-Когда бывает Зимний солнцеворот?

В какой день бывает зимнее солнцестояние?

Оцените себя?

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Наш эталон проверен и готов.

Давайте все вместе еще раз назовем признаки зимы в неживой природе.

Оцените себя?

Физминутка

Солнце землю греет мало,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке встала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Сейчас предлагаю поработать самостоятельно. Откройте 14-ую стр., прочитав текст вверху, вы сделаете еще одно открытие для себя.

Выполнение задания на карточке: соотнесите картинку с названием разновидности снежинки.

- Какое открытие сделали?

Проверка задания по эталону в учебнике. 

Оцените себя.

8. Включение в систему знаний (творческая работа по группам, составление проекта по теме: Зима в неживой природе)

Сейчас предлагаю вам создать проект «Зима в неживой природе».

Первая группа будет учеными и составит текст о зиме.

1. Заполнить пропуски в карточке, чтобы получился текст о зиме. (ученые)

Зима – самое холодное время года. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают водоемы. Земля покрывается снежным покрывалом.

2.Группа составителей оформит народный календарь.

22 декабря, 25 декабря, 1 января, 7 января, 19 января.

3. Год 2015 – год русской литературы, поэтому без поэтов нам не обойтись!

Поэты найдут (подчеркнуть) в отрывках стихотворений русских поэтов красочные описания зимы.

4.Юные сыщики найдут пословицы о зиме.

Береги нос в большой мороз.

Черёмуха расцвела - холода позвала.

Хороший снежок урожай сбережёт.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

5.А фотохудожники соотнесут фото с зимними явлениями в неживой природе.

А какие фото или картины вам понравились больше всего?

Всем удачи в работе!

Оцените свою деятельность.

9. Рефлексия УД.

Хочу проверить насколько вы усвоили новое. Предлагаю ответить на вопросы и выбрать один, на ваш взгляд, верный ответ.

Тест:

1) День зимнего солнцестояния:

З)20 декабря

И)22 декабря

Й)25 декабря

2)Какой объект относят к неживой природе?

Ё)белка

Ж)ель

З)почва

3.Пушистая снежная бахрома - это...

М)изморозь

Н)оттепель

О)мороз

4.Какая форма снежинки встречается чаще всего?

А)звезда

Б)ёж

В)пластинка

-Проверьте. У кого выбраны те же буквы, что и у меня? Вы справились!

Составьте из предложенных букв слово.

Как вы думаете почему слово ЗИМА я зашифровала?

Как звучала тема урока?

Мы достигли цели?

Оцените себя.

- Что посоветуете тем, у кого были затруднения? (еще раз прочитать текст в учебнике)

Позже я соберу дневники наблюдения, чтобы все ваши старания отметить.

Домашнее задание по выбору.

1. Прочитать с.12-15

2.Подобрать 5 загадок о зиме.

3.Нарисовать иллюстрацию на тему «Снегопад»или «Гололедица».

Ребята, мне было очень приятно сегодня совершать открытия вместе с вами! Вы такие необыкновенные и удивительные! Успехов вам во всем! Спасибо за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Открытый урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".

  Урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".  Целью является: учить сравнивать животных по типу питания, внешним признакам, обитанию. Воспитывать бережное отн...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...