План-конспект урока по развитию устной речи в 3 классе по теме «Осень золотая».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Игнатьева Людмила Николаевна

Урок в 3 классе для обучающихся с нарушениями интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_razvitiyu_ustnoy_rechi_vo_2_klasse.docx758.99 КБ

Предварительный просмотр:

       Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

План открытого урока по развитию устной речи

в 3 классе по теме

«Осень золотая»

Учитель: Игнатьева Л.Н.

Калинино-2014

      Тема: «Осень золотая»

Цель: Воспитывать любовь к родной природе.

Задачи:

Коррекционные: закрепить знания об изменениях в природе осенью; работать над развитием связной речи, обогащением и активизацией словаря через ответы на вопросы учителя, запоминание слов – названий.

Коррекционно-развивающие: коррегировать произношение учащихся через исправление ошибок в произношении;

коррегировать зрительное восприятие, развивать наглядно-образное мышление через работу с иллюстрациями.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе через беседу; воспитывать стремление старательно и добросовестно работать на уроке, создавая для этого благоприятный микроклимат, используя здоровьесберегающие предупреждающие накопление усталости, снижения работоспособности.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

1. Долгожданный дан звонок,

 Начинается урок.

 Мы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

 Работаем старательно,

 Слушаем внимательно.

   2. Психологический настрой на урок.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям и с хорошим настроением начинаем наш урок.

Но сегодня у нас ещё будет один гость. А чтобы узнать, кто придёт к нам в гости,  отгадайте загадку.

Загадка.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

C:\Users\Кабонет-111\Desktop\Documents\Открытые уроки ИЛН\Урок И.Л.Н. Золотая осень + видео\Игнатьева Л.Н фото урок\IMG_0906.JPG

           – Как вы догадались, что осень?

  1. Сообщение темы и целей урока.

 Сегодня мы поговорим с вами об осени.  Но урок у нас сегодня необычный. Осень приглашает нас к себе в гости. Мы с вами отправляемся в путешествие в осеннее царство, а когда устанем – будем делать привалы, как это делают туристы. Вы знаете, что такое привал? (это когда турист устанет, он делает остановку, которая называется привал, где он отдыхает, набирается сил, для дальнейшего путешествия). Вот мы с вами сделаем несколько таких привалов.

И так, в путь.

  1. Актуализация знаний.

  1. И первый привал - «Осенний». Слайд 2 . Осень.

Мы с вами находимся в красочном осеннем царстве. Какими красками расписывает осень свое царство? 

А теперь послушайте стихотворение.
                      Унылая пора! Очей очарованье!

            Приятна мне твоя прощальная краса.

            Люблю я пышное природы увяданье,

            В багрец и в золото одетые леса!

- Как вы понимаете выражение «в золото одетые леса»?

- Как вы думаете, почему люди называли осень золотой?

У: Действительно, всё вокруг: деревья, земля покрыты жёлтыми листьями, как  золотыми монетками, поэтому в народе такую осень и называют золотой.

Сегодня нам предстоит вспомнить все, что вы узнали об осени, о том, какие изменения происходят в живой и неживой природе.

Ребята, давайте сначала вспомним, на какие 3 части можно разделить осень?

(Ранняя, золотая, поздняя.) Слайд

- У Осени есть три сына-месяца.  Как зовут ее сыновей-месяцев?

Давайте разберёмся, какой месяц осени подходит под описание «Золотая осень»?

Расставьте по порядку. Слайд 3. Проверка.

Подберите картинки, которые соответствуют этим месяцам. (Из 3 картин выбрать 1.)  Проверка. Слайд 4.

Октябрь - золотая осень.

Сентябрь - ранняя осень.

Ноябрь - поздняя осень.

-Молодцы, теперь давайте вспомни, какие изменения в живой и неживой природе происходят в октябре.

Слайд 5. Неживая природа.

Итог: Слайд 6. В октябре похолодало, небо облачное, чаще идут дожди, дует прохладный ветер.

Поговорим теперь об изменениях в живой природе. Слайд 7.

  1. 2 привал - «Листопадный».  Слайд 8

- Какие изменения произошли в мире растений?

         - Какие изменения произошли с деревьями?

 Слайд 9.

- Похолодало, света  мало, рост замедляется, сока поступает меньше, листья меняют окраску, опадают.  Как называется явление, когда листья осыпаются?

Листопад.

- Устроим в классе листопад. На дереве листочки с загадками, если отгадаем загадку, то листочек упадёт. ( Слайд  10 с отгадками).

Загадки:

1)  Белый передник, зелёная коса? (Берёза).

2) Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина).

3) Кого один раз в год наряжают? (Ель). 

  1. У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту  в высоту. (Сосна)

  1. Не загадка это даже, 
    Сразу назовем, 
    Если только кто-то скажет - 
    Желуди на нем! (дуб)

  1. В сенокос горька,

а в мороз сладка?

(Рябина)

 

Какие деревья  остаются всегда зелёными?

Игра «Найди лишнее дерево».  Слайд 11.

- А сейчас я хочу проверить, можете ли вы отличать хвойные и лиственные растения. Найдите лишнее дерево.

Берёза, осина, рябина, дуб, ель. Лишнее-ель, потому что оно хвойное.

Физкультминутка.

Листья уж очень красивые, так и хочется покружиться с ними под музыку «Листопад» (Учащиеся исполняют танец «Листопад»)

C:\Users\Кабонет-111\Desktop\Documents\Открытые уроки ИЛН\Урок И.Л.Н. Золотая осень + видео\Игнатьева Л.Н фото урок\IMG_0877.JPG

У: И всё же, на душе становится грустно, почему?

  1. 3 привал «Птичий».  Слайд 12.

Осенью часто слышится прощальный крик перелетных птиц.  Но не все птицы улетают в теплые края. Какие группы есть?

(Перелётные, зимующие).

Давайте вспомним, какие птицы являются перелетными, а какие зимуют в наших краях.

 Работа с презентацией.

 Демонстрируется слайд с изображениями птиц. Задача: узнать птицу по картине и назвать перелетных и зимующих.

Проверка. Слайд 13, 14. (перелётные, зимующие)

Раньше всех улетают птицы, которые питаются насекомыми.  Перед отлётом птицы собираются в стаи. Продолжительность дневного времени и исчезновение пищи подсказывает птицам, когда отправляться в тёплые края. Они совершают длительные перелёты, под их крыльями образуются мозоли величиной с кулак. Летят они днём и ночью, изредка останавливаясь для отдыха. Долетают не все, только самые сильные.

Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых, прилетают к жилью человека, где легче отыскать корм.

Физминутка.

 Гуси, лебеди летели,

На лужайку тихо сели.

Походили, поклевали,

Затем быстро побежали.

4.        4 привал - «Лесной»   (Слайд 15).

Но не только деревья, птицы  встречают осень. Большие изменения происходят и в мире животных.

- Что происходит в мире животных в октябре?

Дикие животные готовятся к зиме.

 Одни их них меняют цвет своей шкурки, другие делают запасы, а третьи готовятся к долгой спячке.

На какие 3 группы можно поделить животных по способу подготовки к зиме.

 Слайд 16, 17.

Уходят в спячку, делают запасы,

сами себя могут прокормить. ( Шерсть у животных становится гуще, пушистее, теплее, цвет меняется!)

Перед вами картинки с изображением животных и их «домиков» для проживания. Соотнесите эти картинки, чтобы было понятно, кто  где живёт. (Сайд 18)

Белка - дупло.

Медведь - берлога.

Лиса - нора.

Бобр - хатка.

Мышь - норка.

  1. 5 привал «Урожайный». Слайд 18.

Учитель: Осень называют не только рыжей, золотой, грустной, но и богатой.

Словарная работа: Что значит выражение "богатая осень"? «Богатая» – не значит, много денег, а значит – много фруктов и овощей. Часто говорим:  «Богатый урожай».

 Давайте вспомним, какие овощи и фрукты собирают осенью?

А что же происходит в огороде? (Сценка «Спор овощей»)

C:\Users\Кабонет-111\Desktop\Documents\Открытые уроки ИЛН\Урок И.Л.Н. Золотая осень + видео\Игнатьева Л.Н фото урок\IMG_0883.JPG

Спор овощей.

Ведущий: Дело было вечером,

Делать было нечего,

Горошек пел, а лук молчал,

А помидор ботвой качал….

Каждый был собою горд,

Натуральный натюрморт!

Тут сказала вдруг капуста просто так….

Капуста: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?

 Кто при всех болезнях будет всем полезней?

Горошек (весело):

 Я такой хороший, зелененький мальчишка!

 Если только захочу, всех горошком угощу.

Свекла (важно):

 Дай сказать хоть слово мне,

 Выслушай сначала:

 Свеклу надо для борща

И для винегрета.

 Кушай сам и угощай —

Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая):

 Ты уж, свекла, помолчи!

 Из капусты варят щи!

 А какие вкусные

Пирожки капустные!

 Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

 Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):

 Очень будете довольны,

 Съев огурчик малосольный!

 А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска: (скромно):

 Я — румяная редиска.

 Поклонюсь вам низко-низко.

 А хвалить себя зачем?

 Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо):

 Про меня рассказ не длинный.

 Кто не знает витамины?

 Пей всегда морковный сок и грызи морковку —

 Будешь ты тогда, дружок, крепким,

 сильным, ловким!

Помидор: Не болтай, морковка, вздор.

 Помолчи немного!

 Самый вкусный и приятный

 Уж, конечно, сок томатный!

Лук: Я — приправа в каждом блюде

 И всегда полезен людям.

 Угадали? Я ваш друг.

 Я — простой зеленый лук.

Картошка: Я, картошка, так скромна,

 Слова не сказала.

 Но картошка всем нужна:

 И большим, и малым.

Ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!

Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.

Ведущий: Кто-то, кажется, стучится.

Входит Айболит.

Овощи: Это доктор Айболит!

Айболит: Ну, конечно, это я.

Что вы спорите, друзья?

Капуста: Кто из нас, из овощей,

 Всех вкусней и всех нужней?

 Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,

 Нужно овощи любить

 Все без исключенья!

 В этом нет сомненья.

 В каждом польза есть и вкус,

 И решить я не берусь,

 Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее.

Ведущий: Дело было вечером…

Делать было нечего,

И истории конец, а кто слушал - молодец!

Игра «Что в мешке?» (С закрытыми глазами угадать на ощупь овощи или фрукты).

C:\Users\Кабонет-111\Desktop\Documents\Открытые уроки ИЛН\Урок И.Л.Н. Золотая осень + видео\Игнатьева Л.Н фото урок\IMG_0885.JPG

  1. 6 привал  «Творческий»

Составление рассказа «Золотая осень» из группы слов. (работа в парах)

Наступила золотая осень.

Птицы улетели на юг.

Дни стали короче.

Звери готовятся к зиме.

Собран весь урожай.

Слайд 14. Проверка.

  1. 7 привал «Музыкальный».

(Исполняется песня «Осень золотистая»)

  1. Подведение итогов урока.

1.Вопросы к теме урока.

- Вам понравилось путешествие?

-А какие задания вам больше понравились?

-Какие задания были трудными?

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание.

4. Гостиницы от Осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по английскому языку во 2 классе по теме "Еда"

Данный открытый урок во втором классе занял второе место в районном конкурсе педагогов....

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

План-конспект открытого урока по английскому языку в 3 классе на тему "Days of the week"

Этот материал можно использовать при знакомстве учеников 3 класса с днями неделями в английскоя языке....

План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.

План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю­щей действительности в 4 классе   Тема:  Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 4 классе, на тему: "Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости". Анализ урока.

МКОУ «Александровская СОШ»Аннотация к разработке  урока по физической культуры в 4 классе. Дата: 20.01.2017г.Класс: 4Предмет: физическая культураРаздел урока: Подвижные игр...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе по теме: «Подвижные игры на развитие выносливости»

Предлагаю вам план - конспект открытого урока по физической культуре на тему «Подвижные игры на развитие выносливости» для учащихся третьего класса. Данный материал будет полезен учителям ...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...