Урок по окружающему миру "В царстве грибов" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок ознакомления с окружающим миром с использованием ИКТ. Урок развивает умение детей работать со справочной литературой, развивать навыки сбора, обработки и систематизации материала, развивает умение анализировать, исследовать, сравнивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: «В царстве грибов»

Цели и задачи урока

Развивающие: развивать умения детей работать со справочной литературой (словари, энциклопедии); развивать навыки сбора, обработки и систематизации необходимого материала в другой литературе; развивать  умение анализировать, исследовать, сравнивать.

Образовательные: расширить знание детей о грибах, как особом царстве природы, познакомиться с основной классификацией грибов, формировать представление о значении грибов в жизни человека и в природе.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство взаимопомощи и поддержки в группах.

Оборудование: наличие компьютера, мультимедийная установка, магнитофон, муляжи грибов (ребята выполняют на уроках труда), аудиозаписи: «Звуки леса» сухие дрожжи, выращенный гриб мукор и пеницилл, глобус, карточки – схемы, словарь Ожегова С. И., атласы – определители А.А. Плешаков, М.: «Просвещение» 2007

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

Ребята, на нашем уроке будут присутствовать гости, повернитесь к ним и подарите свои улыбки, а они подарят свои вам, а теперь повернитесь ко мне и подарите свои улыбки мне, а я – подарю свою улыбку вам и наконец, подарите улыбки друг другу. Теперь у всех прекрасное настроение, а значит, мы можем приступать к работе.

  1.  Мобилизующее начало урока

На фоне музыки и слайда ученик читает стихотворение:

В лес грибной тебя зову

Тихим утром осени.

Видишь – под ноги листву

Нам деревья бросили.

Было лето и пришло –

Песенное, звонкое,

А теперь в лесу светло

Тише и спокойнее.

Только белка на виду –

Всю листву облазила

Витаминную еду, запасая на зиму. (включить аудиозапись)

  1. Этап – подготовка учащихся к активному усвоению нового материала.

Уч. Как вы думаете, какую витаминную еду запасает белка? (ответы детей)

Уч. Правильно, белка запасает на зиму грибы и речь сегодня на уроке пойдёт о грибах. Записываем тему: «В царстве грибов». А какие вопросы возникают у вас при слове «гриб»? по мере того, какие вопросы возникают у детей, на магнитной доске появляются карточки с вопросами.

Д. Что такое грибы?

Уч. У кого ещё возникли вопросы?

Д. Какие бывают грибы?

Уч. Что ещё вам интересно узнать о грибах?

Д. Где растут грибы?

Д. А мне интересно узнать пользу или вред приносят природе грибы.

Д. А я хотел бы узнать как правильно собирать грибы?

Уч. Вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить на нашем уроке. Перед вами «волшебные лесенки» оцените свои знания по данной теме.

  1. Этап – усвоение новых знаний.

Уч. Россию смело можно назвать грибной страной. Они растут почти по всей территории: от крайнего севера и до крайнего юга (показываю на глобусе). Их можно встретить в тундре, покрытых травой степях, высоко в горах, в почве, в воздухе и даже у себя в холодильнике.

Уч. Так что же такое грибы? Давайте заглянем в словарь Ожегова и дадим точное толкование данному слову.

Гриб –особый организм не образующий цветков и семян, размножается спорами.

Уч. Гриб – это особый организм. А что такое организмы? Ответы детей (организмы – это живые существа, которые дышат, питаются, растут, дают  плоды и умирают)

Уч. Значит, грибы мы отнесём, к какой природе?

Д. (к живой)

Уч. А к какому царству живой природы относятся грибы? (ответы учеников, их предложения могут быть различными) дети даже почувствуют сложность данного  вопроса.

Уч. Давайте послушаем сообщение, возможно, оно поможет нам понять, что же такое грибы.

Ученик. Наука о грибах – микология – развивалась до 18 века медленно, она долго не могла объяснить многие тайны грибного мира. Поэтому о грибах сочиняли самые невероятные легенды и вымыслы. Людей поражало неожиданное появление грибов и их быстрый рост. Некоторые ученые относили грибы к низшим морским животным, другие объединяли грибы с мхами. Карл Линней отнёс грибы к животными, а позднее объединил их с растениями. В настоящее время биологи выделяют грибы в отдельное царство. В отличие от растений, грибы не имеют зелёной окраски, не могут использовать для своего питания углекислый газ. Грибы наоборот возвращают углекислый газ атмосфере, а минеральные вещества – почве.  Роль грибов совершенно противоположна роли растений.

Уч. Спасибо …за твое сообщение. А мы подведём итог сказанному. Что же такое грибы?  

В таблице появляется соответствующая  табличка:

Что?

Особое царство живой природы

Что же, попробуем ответить на второй вопрос. Ребята для нас приготовили театрализованное представление «Спор грибов».

Ведущий:

Урожай у нас хорош

Уродился густо.

И опята, и маслята,

Чудная волнушка,

Дождевик и сыроежка,

Бледная поганка,

Строфания зелёная

И красный мухомор

Затевают длинный

И серьёзный спор.

Грибы.

Кто из нас вкуснее?

Кто из нас важнее?

Ведущий:

Выскочил опёнок,

Ну и хвастунишка.

Опёнок.

Я такой хорошенький

Тоненький мальчишка

На пеньках расту в лесу,

Как веснушки на носу.

Ведущие:

От обиды покраснев,

Сыроежка встала

На опёнка посмотрев,

Грозно проворчала:

Сыроежка:

Ты, опёнок, помолчи

Сыроежки всем нужны!

Мы такие вкусные,

А какие дружные.

Ведущие:

Тут надулся Мухомор

И промолвил строго!

Мухомор:

Сыроежка, не болтай!

Помолчи немного…

Ведущие:

Вдруг послышались шаги,

Шли по лесу грибники.

Грибник 1

Миша, ну-ка, посмотри

Вот где спрятались грибы!

Грибник 2

Ой, какие славные,

Есть среди них- забавные.

Грибник 1

Давай скорей их собирать,

Ведь нам домой ещё шагать.

Ведущие:

Собрали все грибы друзья

И были очень рады,

Но среди них, мой друг,

И те, которых рвать не надо.

/ ребята собирают в корзинки муляжи из пластилина, изготовленные на уроке труда/

Уч. И какие же грибы собрали наши ребята? Давайте их определим. Ребята  работают в группах и по атласам  определяют и дают кратку характеристику  грибам.

1 группа        исследует опят и маслят

2 группа        волнушку и мухомор

3 группа        сыроежку и поганку

4 группа        строфанию и дождевик  /названий  грибов ученики определяют по муляжам/

Через пять минут группы с руководителями дают ответы о грибах.

Уч. Какой вывод сделаем из всего сказанного? Какие бывают грибы?

/ ответы ребят/

 На схеме появляется карточка.

                                       КАКИЕ?

Съедобные

Несъедобные

5этап / релаксация « Стань грибом»/

Звучит музыка

Давайте представим, что мы маленькие грибочки, только- только показались из- под земли. Вас поливает дождь, вас согревает солнышко. Вы растёте. Представьте себя крепким боровиком, или тонким опёнком. Ноги- грибница, они крепки и устойчивы. Она прочно уходит в почву и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ножка- тело, она прочная и ровная . Шляпка- голова- чиста и свежа. Вы – прекрасные грибы, вы уверены в себе и спокойны. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится.

6 этап:   Продолжение усвоений новых знаний.

Уч:          вот какой красивый гриб у нас вырос./ на экране появляется гриб/ У большинства съедобных грибов плодовое тело образовано / помогают дети/

Д.  Шляпкой, ножкой и грибницей.

Уч: Отсюда и их название шляпочные.

Появляется следующая схема.

                                             КАКИЕ?

СЪЕДОБНЫЕ                             НЕСЪЕДОБНЫЕ

ШЛЯПОЧНЫЕ

ПЛАСТИНЧАТЫЕ          ТРУБЧАТЫЕ

Рассмотрите нижний слой шляпки, что заметили?

/ ответы детей/

Уч:    например у маслят, подберёзовиков, белого гриба нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы.

Для того, чтобы ответить на следующий вопрос давайте просмотрим презентацию, которую подготовила…

СЛАЙДЫ: / мучнистая роса, плодовая гниль, спорынья на зерновках, головня на кукурузе, грибы трутовики/

Во время просмотра ученица  рассказывает об этих грибах и их роли в жизни растений.

Уч:  грибы могут поселиться в керосине, в топливе реактивных самолётов. Грибы активно  осваивают сырые помещения, обшивки кораблей, пластмассы. Как, одним словом ответить на вопрос: Где живут грибы?

Дети: везде

                                          ГДЕ

                                  ПОВСЕМЕСТНО

Уч: А мы переходим к следующему вопросу. Зачем нужны природе грибы?

Трудно переоценить роль грибов для нашего здоровья. Из плесневелого гриба  пеницилла / показываю образец выращенного гриба/  используют вещество , которое  образуется в его клетках. Это вещество убивает некоторые болезнетворные бактерии. Препараты из красного мухомора применяют при лечении эпилепсии, ревматизма. Велика и питательная ценность грибов. Съедая 100 граммов опят, мы съедаем суточную норму меди и цинка. В белых грибах, рыжиках обнаружен витамин А.

Уч:  Какой сделаем вывод?

Д. Грибы важны для человека и всей природы. Они  питаются растениями и сами питают их. Грибы - корм и лекарства для животных. Из некоторых грибов делают лекарства.

Уч:  Как вы думаете , нужно ли беречь грибы?

Д: Грибы, как и всё живое, нуждаются в защите и бережном отношении.

Уч: В природе всё взаимосвязано и человек нарушит , хоть одно звено этой цепи, всё может оборваться. А чтобы этого не случилось нужно ценить всё. Что дала нам природа.

Показ слайдов/ грибы из Красной книги/

Уч: сегодня мы узнали много о грибах, можно смело отправляться в лес. Сбор грибов - это активный и увлекательный отдых.

7 этап:  закрепление новых знаний.

Ребята работают с учебником и составляют правила сбора грибов.

8 этап: подведение итогов.

Вернитесь к своим волшебным лесенкам и оцените свои знания на конец урока. / ребята оценивают урок/

9 этап: домашнее задание

Задания на выбор:

1.Составить кроссворд о грибах.

2. Составить тест /5 вопросов, по три варианта ответов/

3. Составить фантастический рассказ о грибах.

4. Найти интересные факты  о грибах,  которые занесены в Красную книгу.

Выставление отметок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Царство грибы"

Конспект подходит для проведения урока окружающего мира в 3 классе....

урок по окружающему мирув 1 классе "Здоровая пища"

данный урок проводится без ИКТ,но с использованием различных видов деятельности учащихся и форм общения педагога с детьми.Усвоение материала идёт с опорой на свойственые первоклассникам возрастные осо...

Интегрированный урок по окружающему миру во 2 классе "Грибы - особое царство природы"

МБОУ ООШ п. Шатурторф           Интегрированный урок по окружающему мируи изобразительному искусству во 2 классе...

Урок по окружающему миру для 1 класса "В царстве грибов"

Урок по окружающему миру для 1 класса "В царстве грибов"...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"

Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"...