Открытый урок по окружающему миру во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

 Отараева Ирма Игоревна

Тема: Карта России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_rossii.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский физико-математический лицей-интернат

Отараева Ирма Игоревна

Стаж- 23 года

Первая категория

2 «А» класс

Тема урока: «Россия на карте».

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: карточки к игре, географическая карта России, карточки с дополнительным материалом.

УМК «Школа России» учебник по окружающему миру А.А.Плешакова 2 класс, рабочая тетрадь по окружающему миру к учебнику А.А.Плешакова.

Цели и задачи урока:

Образовательные: научить учащихся различать виды карт;читать физическую карту (различные цвета);уметь показывать границы России; стороны горизонта.

УУД:

Познавательные - ориентироваться в учебнике,справочной литературе и других источниках, добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

 Коммуникативные - умение слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий; донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Личностные - способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы; развитие способностей к творческому мышлению; учебная мотивация, ориентация на понимание причин успеха;

Регулятивные - умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем,принимать и сохранять учебную задачу, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;

  1. Мотивация (П., Л.)

Создание эмоционального настроя на учебную деятельность.

(звучит песня)

1.Умывает красно солнышко

Руки тёплые в росе

И Россия, как Алёнушка,

Предстаёт во всей красе.

Припев:

Ни вблизи, ни вдали

Я не знаю земли

Лучше той, что меня растила:

Синих рек рукава,

В небе синь-синева,

И светла от берёз Россия.

- О чем эта песня? (О Родине)

-Как называется наша Родина (Россия)

-Да, о нашей Родине, великой и могучей.

-Случайно ли я ее включила? ( Мы сегодня будем говорить о Родине)

2. Отгадайте загадку:

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

(карта)

Карта –это плоское изображение поверхности нашей Земли.

На доске слова:РОССИЯ,  РОДИНА, КАРТА.

-Чтобы объединить эти слова, надо выполнить задания.

  1. Актуализация знаний. (К.,П.,Р.)

-У каждой группы на столе карточки определенного цвета. Вы должны прочитать слова, обсудить и ответить, что их объединяет. Минута на размышление.

-Кто отвечает? (уч-ся из каждой группы зачитывают и говорят, что их объединяет)

2 и 3 группы -по аналогии.

-Почему они записаны с заглавной буквы? (имена собственные)

  1. Постановка целей и задач урока. (К., П., Р.)

-Когда я бываю на море, я могу видеть только море, когда я в горах, я вижу перед собой только горы.

-А как вы думаете, можно сразу увидеть и города, и моря, и океаны? И даже горы?

А где это можно увидеть все сразу? (на карте)

-Да, ребята! Вот мы и подошли к теме нашего урока. Карта. Наша Родина на карте.

-Карта- это удивительная вещь. Ёе можно изучать часами, открывать для себя все новое и не уставать. Сегодня мы сделаем первый шаг в этот удивительный мир…(слайд)

-Выберите из предложенных задач, которые вы бы хотели решить.

Значит, вы должны решить на уроки все эти задачи. И раз у вас есть желание узнать так много нового, приступим к работе. А в конце урока мы посмотрим, все ли у нас получилось.

  1. Изучение нового материала (П., Р.)

-Сегодня наши ребята, это не только ваши одноклассники, но и эксперты.

-Кто такой эксперт? (это человек, обладающий специальными знаниями, специалист в какой либо области)

-Правильно,и сегодня наши эксперты поделятся с вами информацией, которой они владеют и  помогут вам ответить на все вопросы.

Ваша задача: выслушать весь материал, запомнить информацию и как можно точнее ответить на контрольные вопросы. Будьте внимательны.

-Задание понятно?

-Вопросы есть?

-Тогда приступим к работе.

Различные карты (1 Эксперт)

Земля имеет форму шара. Уменьшенной моделью Земли является глобус. Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нём сильно уменьшены. Поэтому учёные придумали другой способ изображения земной поверхности, уже на плоскости - карты.

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Об условных знаках вам расскажет другой эксперт, а мы поговорим о картах.

Карты бывают разными.

Есть физические карты, на них изображены моря, реки, озёра, горы, города т.д.

А бывают политические карты, на них показаны разные государства, каждое имеет свой цвет (ученики рассматривают карту и находят Россию). Россия- самое большое по площади государство.

Геологические карты – показывают месторождение полезных ископаемых (уголь, гранит, золото и т.д.).

Карты растительного и животного мира- на них показано где какие животные обитают и где растут разные растения.

-А теперь я проверю, что вы поняли, что запомнили. У вас на столе виды карт. -----Найдите и покажите физическую карту.

-Политическую карту.

-Геологическую карту.

-Карту животного и растительного мира.

Ребята, у всех групп одинаковые карты? Молодцы!

Условные обозначения (2 Эксперт)

Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи.

Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

Разберёмся, что обозначают на карте различные цвета.

Голубым цветом на карте обозначается вода(реки озёра, моря), зелёным, жёлтым коричневым – суша.

Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым - горы.(показывает равнины)

Вы заметили, что равнины обозначаются разным цветом. Дело в том, что на равнинах есть низкие места – низменности (зелёный цвет) и более высокие возвышенности (жёлтый цвет).

На карте есть и другие значки, они находятся в левом нижнем углу карты.мы с ними познакомимся на следующих уроках.

-А теперь проверим ваши знания.

- Что обозначают на карте синим цветом? (моря, реки, океаны, реки)

- Каким цветом изображают горы? (коричневым)

-Что обозначают зеленым цветом?

Значит, что надо знать, чтобы прочесть карту?

ВЫВОД:

- Язык карты, это условные обозначения.

-Читать карту, это знать условные обозначения.

Физминутка

Путешествие по родной стране (3 Эксперт)

Как показывать объекты на настенной карте

  1. Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте.
  2. Показывай только указкой.
  3. Показывай не надпись, а сам объект.
  4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.

Путешествие по родной стране

(у каждого ребёнка перед глазами лежит карта)

Давайте вспомним стороны света: север, юг, восток и запад.

 Север на картах всегда вверху, юг внизу, запад слева, восток справа (рассказчик показывает на карте, остальные учащиеся находят на своих картах ).

Нашу страну с севера омывают Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское.

С востока: Берингово море, Охотское море, Японское море.

На юге страны находятся: Чёрное море, Каспийское море.

А на западе: Балтийское море.

V. Обсуждение проделанной работы (П., К., Р.)

-Найдите и положите перед собой физическую карту России. У каждой группы будет свое задание.

1 группа- назовите моря, которые омывают нашу страну с севера.(Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское ).

2 группа - назовите моря, которые омывают нашу страну с юга.(Чёрное море, Каспийское море).

3 группа- назовите моря, которые омывают нашу страну с востока. (Берингово море, Охотское море).

4 группа- назовите моря, которые омывают нашу страну на западе. (Балтийское море)

Физминутка

- Я вижу, вы все хорошо запомнили и разобрались в информации.

Обобщение о нашей Родине(показываю на карте)!!!

-Велика и прекрасна наша страна-Россия. Столица нашей страны - Москва. Когда солнце восходит на востоке нашей огромной страны, то на западе глубокая ночь, а когда на западе день, на востоке глубокая ночь. На севере нашей страны вечные льды и живут белые медведи, тюлени, а на юге пустыни, жара, и живут верблюды.

Эмоционально-патриотический момент.

-Ребята, где легче навести порядок, в классе или во всей школе?

-А где легче следить за дисциплиной, в классе или во всей школе?

Вот так и в нашей стране есть президент, которому порой трудно следить за порядком в нашей огромной стране, и каждый из нас должен ему в этом помогать.Своей учебой, своим поведением, своей работой. Потому что это наша Родина.

- Красной линией на карте обозначена граница нашего великого государства, которую никому и никогда нельзя нарушать.  (ПОКАЗЫВАЮ ГРАНИЦУ РОССИИ НА КАРТЕ)

И сейчас вы на своих картах проведете эту границу и запомните: ее никогда и никому нельзя нарушать!

 Конечно же, она будет красного цвета. А затем на всей территории написать название нашей страны – Россия. И отметить стороны горизонта.

Итог групповой работы.

А теперь посмотрите - это ваша первая карта. На ней ваша Родина. Вы ее любите? Вы готовы ее защищать? (да)

-Мы сможем добавлять туда города, моря, реки, горы, материки, когда научимся это делать.

VI.Рефлексия. (П., Л.)

  • Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?
  • Как вы считаете, мы решили эти задачи?

- Значит, у нас урок получился?

  • Мне очень понравились выступления экспертов. Молодцы, вы будете мне помогать и в дальнейшем. Надеюсь, каждый из вас побывает в этой роли. Мне очень понравилось, как слаженно и дружно работаете в команде.
  • Возьмите листы самооценки, напишите фамилию и отметьте +то, что вам уже понятно, то, что вы сможете объяснить и показать.

-То, что у вас пока вызывает затруднение или вы просто не поняли - поставьте минус и на следующем уроке я объясню ещё раз.

Домашнее задание: с. 90-95, а те, кто захочет, может уже начать заполнять свою карту: отметить столицу нашего государства, найти и написать название морей, которые омывают границы нашей Родины. И на следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось.

Лист самооценки

Ф.И.________________________________________________

Отметь знаком «+» нужное утверждение

  1. Я знаю, что такое карта

  1. Я знаю, что обозначают разные цвета на карте

  1. Я могу показать свою страну на карте

  1. Я умею находить объекты на карте

  1. Я умею показывать реки, моря и горы на карте