Рабочая программа по предмету окружающий мир УМК "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Павлова Светлана Витальевна

Данная программа разработана в соответсвии тебования ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

1 класс

УМК «Гармония»

2 часа в неделю

Пояснительная записка

Основа: программа «Окружающий мир» (УМК «Гармония»).

Автор – кандидат педагогических наук О.Т.Поглазова.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск 2011

Учебник 1 класс в 2-х частях, рабочая тетрадь в 2-х частях под ред. Поглазовой О.Т.

   Курс «окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям «Обществознание» и «Естествознание».

   Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризациии, экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

   Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:

•        Формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;

•        Воспитание гармонически развитой, духовно-нравственной личности, любящей свое Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих;

•        Воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

При этом решаются следующие задачи:

-        Развивающие:  развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация ребенка, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

-        Образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из разных источников и представлять ее в разных формах;

-        Воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважение к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

   В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:

-        «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;

-        «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай его»

-        «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».

   Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают  знания об окружающем мире из всевозможных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нем, понимать место и роль человека в нем; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание осваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нем.

   Курс создает содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и ее обработку, планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов.

   Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир»  могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки на пришкольном участке, в парке; уроки-исследования, уроки-путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки – конференции. Учебно-познавательная деятельность на уроках: работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная, в проектной группе.

Общая характеристика учебного предмета

  Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений.

          Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним.

          Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

        В основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

                       В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане:

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.

Программа рассчитана на 270 ч:

1 класс — 66ч (33 учебные недели),                                                          

Планируемые результаты освоения учебной программы 1 класса.

Личностные универсальные учебные действия.

У ученика начнут формироваться:

-положительное отношение к процессу к приобретению знаний и умений;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

-ориентация на проявление доброго  отношения к людям, уважение к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально- этическими принципами;

-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

-понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

-бережное отношение к природе, культуре родного края;

У ученика могут быть сформированы:

-желание открывать новое знание, новые способы действий, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;

-стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;

-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

-осознание важности сохранять своё здоровье.

Метапредметные  результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик начнёт учиться:

-организовать свою деятельность , готовить рабочее место для выполнения разных видов работ

-принимать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;

-действовать согласно плану, составленному учителем;

-оценивать результаты решения познавательных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение;

-попробует проявить инициативу в постановке задач. Предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные  действия.

Ученик начнёт учиться:

-осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы

-применять для решения задач логические   действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;

-подводить под понятие на основе выделения существенных признаков природных объектов;

-целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их существенные признаки;

-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов

-пользоваться условными обозначениями

Ученик получит возможность научиться:

-осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений

-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач

-классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Ученик начнёт учиться:

-строить речевые высказывания в устной форме

-кратко отвечать на вопросы, задавать  вопросы

-адекватно использовать речевые средства для решения задач общения

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

-проявлять доброжелательное отношение к партнёрам по общению

Ученик получит возможность научиться:

-допускать возможность существовать у людей различных точек зрения

-проявлять терпимость по отношению к высказываниям других

Предметные результаты

Ученик начнёт учиться:

-выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, правила поведения на улице, поведение у водоёма. При встрече с опасными животными

-различать нравственные и безнравственные поступки. Давать оценку своим поступкам

-сравнивать, находить сходства и различия предметов .объединять их в группы

-различать объекты природы и изделий человека, объекты живой и неживой природы

-называть признаки живых существ

-различать на основе наблюдений с помощью иллюстрацией. Словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных

-приводить  примеры представителей  разных групп растений, грибов, животных

-описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных

-сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего  мира

-различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб

-называть части тела  человека

-характеризовать признаки времён года

-объяснять значение используемых условных признаков

-находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде

-оценивать  положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу

-участвовать в природоохранительной деятельности

-вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах

- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города

- выполнять режим дня

- рассказывать о растениях , грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности, по результатам экскурсий

-объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги

-классифицировать растения, грибы,  животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным основаниям

- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека

-моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др..

-анализировать иллюстрации, сопоставлять их  со словесным  описанием  в тексте

- интерпретировать  значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов

- осознавать необходимость бережного  и сознательного отношения к своему  здоровью

- осознать, что многообразие предметов окружающего мира  можно классифицировать , распределять на группы по существенным признакам

-создавать творческие работы на заданную тему

- понимать , что в окружающем  мире  огромное разнообразие  живых существ, и каждое  из них не только красиво , но и полезно природе и человеку; что среди  растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие  растений, грибов. животных, бережно и заботливо относиться к ним.

осознать: что в окружающем мире огромное разнообразие существ живой природы и каждое из них по-своему красиво и полезно природе; что растения, грибы, животные — живые существа, требующие бережного к ним отношения и заботы; что собирание цветущих растений, лесных ягод, грибов не должно наносить ущерба природе; что среди растений, грибов и животных есть опасные для жизни человека; важность сохранения разнообразия растений, грибов, животных.

К концу 1 класса обучающиеся должны:

 знать: правила культурного поведения в школе, в общественных местах на транспорте; правила дорожного движения, поведения у водоема, при встрече с опасными животными; правила сбора ягод и грибов;

   отличительные признаки предметов живой и неживой природы, изделий человека; дикорастущих и культурных растений, деревьев, кустарников, травянистых растений, хвойных и лиственных деревьев;

2-4 представителя растений школьного участка, леса, поля, сада, огорода, комнатных растений, ядовитых; 2-4 представителя съедобных и несъедобных грибов; группы животных: дикие и домашние; млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и их отличительные признаки; 2-4 представителя каждой группы животных; наиболее распространенные местные растения и животные родного края; 2-3 представителя местных растений и животных, занесенных в красную книгу.

Уметь: различать объекты природы и рукотворные объекты; объекты живой и неживой природы; дикорастущих и культурных растений, деревьев, кустарников, травянистых растений, хвойных и лиственных деревьев;

  Сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать предметы окружающего мира; объединять растения и животных в группы, называя их внешние общие признаки; давать словесные описания растений, грибов, животных, называя их отличительные признаки;

   Наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их внешние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особенности строения, среду обитания; вести простейшие наблюдения за животными и растениями.

Осознавать: что в окружающем мире большое разнообразие существ живой природы и каждое из них по-своему красиво и полезно природе; что растения, грибы, животные – живые существа, требующие бережного к ним отношения и заботы; что среди растений, грибов и животных есть опасные для жизни человека; важность сохранения разнообразия растений, грибов, животных.

Содержание программы по окружающему миру в 1 классе.

Тема

Содержание программного материала

Универсальные учебные        действия

Наблюдения, практические и творческие работы. Экскурсии

Твои первые уроки (13 часов)

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Условные знаки как источник

Информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указание способа действия, способ предупреждения и др.). Дорога от дома до школы, правил безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки).

Уроки культурного общения (в семье, в школе, в общественных местах). Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважительных отношений с окружающими людьми. Уроки здоровья. Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Важность здорового сна (правила поведения перед сном).

Учиться организовывать своё рабочее место, аккуратно складывать школьные принадлежности.

Следить за своим внешним видом и ухаживать за одеждой.

Учиться анализировать рисунки, рассказывать, что на них изображено.

Учиться работать с рабочей тетрадью.

Учиться понимать и использовать условные знаки.

Моделировать, изображать безопасный путь от дома до школы с помощью дорожных знаков.

Учиться вести себя во время экскурсий в природу, по населенному пункту.

Моделировать различные ситуации поведения и общения.

Экскурсии по школе,

на пришкольный участок.

Ролевые игры:

«Я - примерный

пешеход и пассажир»;

«Я - культурный че

ловек»; «Время знаю

- всюду успеваю».

Окружающий мир, его изучение (8 часов)

Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Наблюдения -

важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Опыт как один из способов познания свойств предметов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, наблюдательность, воображение, пытливость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы. Отличие живых существ от тел неживой природы.

Наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства.

Сравнивать предметы по заданным основаниям (поцвету, форме, размеру и др.).

Объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам.

Рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Учиться задавать вопросы и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу).

Учиться работать с

разрезными карточками.

Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения

объектов окружающего

мира и сбора природного материала.

Практические работы.

Наблюдение разных

предметов с целью

определения с помощью органов чувств

их внешних признаков, свойств.

Работа с разрезными

карточками: распределение объектов окружающего мира на

группы (живая, неживая природа, изделия

человека).

Разнообразие растений (13 часов)

Растения - живые существа. Условия, необходимые для их роста и почва. Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) на примере цветкового растения. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса). Культурные растения,

чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как люди выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.

Наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или работы с иллюстрациями.

Группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники,

травы; хвойные и лиственные деревья).

Наблюдать за развитием растения из семени (по желанию).

Прогулка в школьный

двор (ближайший

сквер) для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых растений.

Практические

работы.

Рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев (на примере собранных во время экскурсии или на гербарных листах).

Моделирование

строения дерева (работа в паре).

Работа с разрезными

карточками (распре

деление растений на группы).

Уход за комнатными растениями.

Грибы, их разнообразие ( 3 часа)

Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, питательные вещества). Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов.

Рассматривать муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении.

Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.

Сравнивать грибы, объединять их в группы.

Практическая работа.

Лепка шляпочных грибов (работа в парах).

Разнообразие животных (16 часов)

Животные - живые существа, среда их обитания. Условия, необходимые для жизни животных. Способы питания и защиты разных животных. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся; их главные, существенные признаки. Дикие и домашние животные. Для чего человек разводит домашних животных. Домашние питомцы, уход за ними. Значение животных для природы и человека, бережное отношение к ним. Важность сохранения дикорастущих растений и диких животных. Красная книга. Заповедники, заказники, зоопарки. Наиболее распространённые животные разных групп, обитающие в родном краю (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения и животные родного края, занесённые в Красную книгу России (региона).

Проводить простейшие наблюдения за животными (в живом уголке школы, во дворе дома, за домашними питомцами).

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей

(на примере животных своей местности).

Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия.

 Группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся).

 Приводить примеры представителей разных групп животных.

Экскурсия в зоопарк

(в цирк зверей, в зоомагазин).

Практические работы.

Работа с разрезными

карточками (распределение животных на

группы).

Уход за животными

живого уголка школы.

Творения людей вокруг нас (8 часов)

Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расходование бумаги, вторичное использование бумажных отходов. Красота изделий народных мастеров. Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России. Увлечение коллекционированием (домашний музей). Что находится во дворах домов. Бережное отношение к строениям и растениям родного двора (школьного двора). Городские парки. Культура поведения в парке. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села). Бережное отношение к памятникам культуры.

Наблюдать предметы, созданные людьми, и рассказывать, из каких

материалов они сделаны.

Обсуждать, почему нужно экономно расходовать бумагу, и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать.

Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры.

Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта.

Рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции, демонстрировать свои изделия.

Знакомиться с достопримечательностями родного города и святыми местами его жителей.

Экскурсия в краеведческий музей.

Заочная экскурсия в

музей прикладного

искусства.

Экскурсия по ближайшим к школе улицам родного города,

в парк.

Творческие работы.

Лепка и раскрашивание фигурки из глины.

Резервные уроки (5 часов)

Тематическое планирование (66часов)

Название темы и ее содержание

Поурочное планирование

Дата

Дата факт

Характеристика деятельности учащихся

Экскурсии, практические и творческие работы

Первые уроки школьника (14ч).

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке.

Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздухи др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Условные знаки как источник информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указание способа действия, способ предупреждения др.)

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки).

Уроки культурного общения (в семье, в школе, в общественных местах). Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважительных отношений с окружающими людьми.

Уроки здоровья. Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Важность здорового сна (правила поведения перед сном).

  1. День знаний

  1. Путешествие по школе.

  1. Школьные принадлежности  

  1. Правила поведения в школе

  1.   Условные знаки

  1. Безопасный путь

  1. Экскурсия на пришкольный участок.

  1. Азбука культурного поведения

  1. Уроки общения

  1. Классный коллектив

  1. Уроки вежливости

  1. Урок здоровья. Наша пища

  1. Урок здоровья как нужно одеваться

  1. Режим дня ученика

3.09

6.09

10.09

13.09

17.09

20.09

24.09

27.09

1.10

4.10

8.10

11.10

15.10

18.10

Знакомиться со школьными помещениями, запоминать их расположение.

Учиться организовывать свое рабочее место, аккуратно складывать школьные принадлежности.

Учиться носить школьную сумку, сидеть за партой.

Следить за своим внешним видом и ухаживать за одеждой.

Учиться анализировать рисунки, рассказывать, что на них изображено, давать оценку ситуациям, изображенным на них.

Учиться работать с рабочей тетрадью.

Учиться понимать и использовать условные знаки.

Моделировать, изображать безопасный путь от дома до школы с помощью дорожных знаков.

Обсуждать правила поведения в школе, поступки, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Учиться вести себя во время экскурсий в природу, по населенному пункту.

Выбирать соответствующие формы общения с  окружающими людьми, с родителями, учителем, сверстниками, друзьями.

Моделировать различные ситуации поведения и общения.

Учиться составлять режим дня.

Экскурсии по школе, на пришкольный участок. Ролевые игры Я – примерный пешеход и пассажир; Я -культурный человек; Время знаю-всюду успеваю.

Окружающий мир, его изучение (8ч).

Как человек познает окружающий мир, источники информации о нем. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и определяют в группы (классифицируют).

Наблюдение – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя.

Опыт как один из способов познания свойств предметов.

Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, наблюдательность, воображение, пытливость, умение размышлять и делать выводы).

Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы. Отличие живых существ от тел неживой природы.

15.Признаки предметов

16.Сходства и различия предметов.

Объединение предметов в группы  

             

17. Органы чувств – наши помощники        

   

18. Способы изучения окружающего мира    

19.Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.

20.Живая и неживая природа. Свойства живых существ.

21. Экскурсия в сквер, парк.

22.10

25.10

5.11

8.11

12.11

15.11

22.11

Наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства.

Сравнивать предметы по заданным основаниям (по цвету, по форме, размеру и др.)

Объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам.

Рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Учиться задавать вопросы и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу).

Учиться работать с разрезными карточками.

Различать тела живой и неживой природы, называя характерные признаки живых существ.

Прогулка на школьный двор (сквер), для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала.

Практические работы .

Наблюдение разных предметов с целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств.

Работа с разрезными карточками: распределение предметов окружающего мира по группам (живая, неживая природа, изделия человека).

Разнообразие растений (13 ч).

Растения – живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет, почва). Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя на примере цветкового растения).

Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса).

Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений.

Где и как люди выращивают культурные растения, что из них изготавливают.  

Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.

22. Многообразие растений. Условия их жизни.

23.Строение растений (на примере цветкового растения).

24. Какими бывают растения (деревья, кустарники, травы).

25. Деревья, их строение.

26. Кустарники и травы, их отличие от деревьев.

27. Лиственные деревья, разнообразие их листьев (простые, сложные).

28.Хвойные деревья, их разнообразие.

29. Ягодные растения. Ядовитые ягоды.

30. Удивительные растения мира.

31.Культурные растения. Разнообразие растений сада и огорода.

32.Растения поля. Зерновые культуры.

33.Декоративные растения. Комнатные растения.

34. Обобщающий урок «Что мы узнали о растениях»

26.11

29.11

3.12

6.12

10.12

13.12

17.12

20.12

24.12

27.12

10.01

14.01

17.01

Наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или работы с иллюстрациями.

Различать части цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели).

Сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев, с целью выявления их отличительных признаков.

Различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культурные растения.

Группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья).

Рассказывать, что изготавливают из разных культурных растений.

Наблюдать за развитием растений из семени (по желанию).

Прогулка в школьный двор (сквер) для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых растений.

Практические работы

Рассматривание частей растений на комнатном растении, простых и сложных листьев (на собранных во время экскурсии или на гербарных листах).

Моделирование строения деревьев (работа в парах).

Работа с разрезными карточками (распределение растений по группам).

Уход за комнатными растениями.

Грибы, их разнообразие (3 ч).

Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, питательные вещества).

Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы.

Опасность отравления ядовитыми грибами.

Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов.

35. Шляпочные грибы, их строение.

36.Разнообразие шляпочных грибов (съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые)

37.Другие виды грибов.

21.01

24.01

28.01

Рассматривать муляжи (картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении.

Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.

Сравнивать грибы, объединять их в группы.

Практическая работа

Лепка шляпочных грибов (работа в парах).

Разнообразие животных (17ч).

Животные – живые существа, среда их обитания. Условия, необходимые для жизни животных. Способы питания и защиты разных животных.

Растительноядные, хищные, всеядные животные.

Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, их главные, существенные признаки. Дикие и домашние животные. Для чего человек разводит домашних животных. Домашние питомцы уход за ними.

Значение животных для природы и человека, бережное отношение к ним. Важность сохранения дикорастущих растений и диких животных. Красная книга. Заповедники, заказники, зоопарки. Наиболее распространенные животные разных групп, обитаемые в родном крае (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения и животные родного края, занесенные в Красную книгу России (региона).

38. Разнообразие животных (среда обитания, разное строение, способы питания, защиты).

39.Млекопитающие, их существенные признаки. Многообразие млекопитающих.

40.Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц.

41. Размножение птиц. Забота о потомстве.

42.Насекомые, их существенные признаки, строение тела.

43.Общественные насекомые.

44. Разнообразие насекомых. Жуки и бабочки.

45. Рыбы, их существенные признаки, строение тела.

46.Разнообразие рыб. Аквариумные рыбы.

47.Земноводные, их разнообразие (строение тела).

48.Пресмыкающиеся, их разнообразие (строение тела и способы передвижения).

50.Древние пресмыкающиеся.

51.Домашние животные, их значение в жизни человека.

52. Домашние питомцы.

53.Обобщающий урок «Что мы узнали о животных»

54. Экскурсия (в краеведческий музей). Животный мир Калужской области.

55. Красная книга растений и животных.

31.01

4.02

7.02

11.02

14.02

25.02

28.02

4.03

7.03

11.03

14.03

18.03

21.03

1.04

4.04

8.04

11.04

Проводить простейшие наблюдения за животными (в живом уголке школы, во дворе дома, за домашними питомцами).

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности).

Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия.

Выделять существенные признаки систематических групп животных.

Группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся).

Приводить примеры представителей разных групп животных.

Рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними.

Объяснять необходимость создания Красной книги.

Экскурсия в зоопарк.

Практические работы

Работа с разрезными карточками (распределение животных на группы)

Творение людей вокруг нас (8ч.).

Природные материалы, используемые человеком для своих изделий.  Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к  таким изделиям.

Экономное расходование бумаги, вторичное использование бумажных отходов.

Красота изделий народных мастеров.

Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России.

Увлечение коллекционированием (домашний музей).

Что находится во дворах домов. Бережное отношение к строениям и растениям родного двора (школьного двора).

Городские парки. Культура поведения в парке.

Памятники культуры на ближайших улицах родного города. Бережное отношение к памятникам культуры.

56. Что делают из древесины. Как можно сохранить деревья.

57. Народное творчество.

58. Национальные традиции в изделиях разных народов.

59.Экскурсия в музей прикладного искусства (краеведческий музей).

60. Мир увлечений людей. Коллекционирование.

61. Среда  обитания – наш общий дом.

62. Родной город, его памятные места.

63. Памятники культуры, бережное отношение к ним.

64. Экскурсия по Калуге. Памятные места г. Калуги

65.Экскурсия по городу.  Экскурсия в музей космонавтики.

66. Обобщение пройденного.

15.04

18.04

22.04

25.04

29.04

6.05

13.05

16.05

20.05

23.05

27.05

Наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны.

Обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу и рассказывать по рисункам, как можно ее вторично использовать.

Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры.

Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта.

Рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции, демонстрировать свои изделия.

Наблюдать строения и растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного города.

Знакомиться с достопримечательностями родного города и святыми местами его жителей.

Экскурсия в краеведческий музей.

Заочная экскурсия музей прикладного искусства.

Экскурсия по ближайшим к школе улицам города, в парк.

Творческие работы

Лепка и раскрашивание фигурки из глины.

Тематическое планирование 1 класс (66 часов).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Окружающий мир: Учебник для 1 класс общеобразовательных учреждений. В 2 ч./О.Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. – («Гармония»).
  2. Окружающий мир: Рабочие тетради №1, №2, для учащихся  общеобразовательных учреждений. В 2 ч./О.Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. – («Гармония»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся  третьего класса  Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" (учебник А. А. Плешакова, программа "Школа России")

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии с ФГОС и отражает содержание учебника А. А. Плешакова. Окружающий мир. - М. : Просвещение, 2019....