Открытый урок
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Пчелова Юлия Борисовна

Продуктивное чтение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию.  Поэтому  одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.

Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения. Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.   Таким образом,  на материале текстов учебника строится  формирование правильной читательской деятельности. 

Обучая детей с первых дней, я внедряла продуктивное чтение на уроках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения.

В 2012 году (3 класс) я провела открытый урок окружающего мира по теме: «Чтобы путь был счастливым». Используя технику продуктивного чтения.

В 2014 году (1 класс) был проведен открытый урок окружающего мира по теме: « Белые медведи».



Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира, проведённого   в 3 «А» классе.  УМК «Школа России»

Тема: « Чтобы путь был счастливым»

Учебник «Окружающий мир  3 класс (ч.2).Автор А. А. Плешаков». Рабочая тетрадь (ч.2) к учебнику «Окружающий мир» (автор А. А. Плешаков)

Цели урока: Познакомить с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах.

Планируемые результаты: Научить соблюдению правил безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира;

Формирование УУД на уроке:

  • Личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности на уроке и её мотивом.
  • Регулятивные УУД:    целеполагание; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка результатов работы;
  • Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации в учебной литературе; осознанное и произвольное  построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективного способа нахождения необходимой информации;  смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;
  • Логические УУД: построение логической цепочки рассуждений при выполнении заданий;
  • Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управление поведением партнёра при работе в парах, в группе; коррекция и оценка действий; умение выражать свои мысли, овладение монологической и диалогической формами         речи;

Наглядные материалы, оборудование для урока:

1.Карточки с цифрами важных телефонных номеров(0,1,0,2,0,3,0,4,,1,1,2) на магнитной доске.

2.Картинки (или слайды) с изображениями  пешехода, пассажира, велосипедиста.

3.Электронное приложение  к учебнику «Окружающий мир.3 класс. А. А. Плешаков» ,раздел «Наша безопасность». Тема «Чтобы путь был счастливым».

4.Сигнальные карточки красного и зелёного цвета (у каждого).

5.Рабочие тетради.

6.Листчки для самостоятельной работы (у каждого)

  • У 1 ряда с изображением пешехода
  • У 2 ряда с изображением велосипедиста
  • У 3 ряда с изображением пассажира

7.Опорные таблицы (на магнитной доске) для выбора способа самостоятельного изучения  учебного материала (формат А-4 каждый лист)

  • Запиши:

       -главные (ключевые слова).

-план своего рассказа.                                                                       1 лист 

  • Нарисуй:

- опорные рисунки

- опорные схемы                                                                                 2 лист

  • Выдели (подчеркни)

главное в тексте.

              Подготовь пересказ.                                                                            3 лист

8.Зараннее подготовить с учеником небольшое сообщение на тему «Из истории велосипеда» (предлагается один из вариантов).

Первые велосипеды, которые изобретали в России, имели очень необычные названия. Тяжёлая махина с двумя одинаковыми колёсами из дерева, снабжённых для крепости железными обручами, называлась, например, «КОСТОТРЯС». КАКОВО БЫЛО НА НЕЙ ЕЗДИТЬ КРАСОЧНО ГОВОРИТ САМО НАЗВАНИЕ. Затем  появился « паук». У него были металлические колёса, причём переднее было очень большое, в рост человека. Из-за множества спиц оно напоминало паутину, отсюда и название.

Почти 20 лет просуществовал этот «паук», прежде чем пришла ,наконец, машина, которая своим устройством и видом напоминала уже прежний велосипед.

Какие теперь только не делают велосипеды для удобства людей. Есть велосипеды - невелички, которые легко помещаются в багажник автомобиля. Есть велосипеды складные. За считанные секунды их можно разобрать на две половинки и также быстро собрать. Есть велосипеды малоколёски, с ними велосипедист может легко продолжить свой путь в автобусе, трамвае.

Есть специальные трюковые  велосипеды. Теперь есть даже трёхколёсные велосипеды для пожилых людей.

«Велосипед» в переводе с латинского означает «быстроног». В первом спортивном соревновании в гонке на 120 км, которая проводилась во Франции в 1869 году, велосипед показал по тем временам неслыханную скорость 11 км/ч. С тех пор он постоянный участник соревнований. Мчится вперёд по шоссе (шоссейная гонка), по пересечённой местности(велокросс),по бетонным закруглённым дорожкам(велотрек).Низко пригнувшись к рулю, гонщики в разноцветных майках и защитных шлемах развивают иной раз скорость свыше 100 км/ч.

9.Компьютер,  мультимедийный проектор. Аудиозапись со звуками леса.

10.На маркерной доске слова «Торжественная клятва 3 «А» класса», изображение печати на доске, небольшие разлинованные  листочки у каждого ученика.

                                                              Ход урока (технологическая  карта)

Основные этапы организации

учебной  деятельности

Цель этапа

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся, ответы детей.

1.Проверка  

Д /З. Актуали-

зация знаний.

Проверить выполнение Д /З.

-На прошлом уроке мы говорили о правилах безопасности в стенах собственного  дома. Дома вам нужно было собрать информацию о важных и необходимых телефонных номерах  на случай опасности. На магнитной доске расположены цифры, из которых вы сможете собрать эти номера. Обязательно скажите, в какой ситуации будете звонить в эти службы.

Дети поочерёдно выходят к магнитной доске, складывают из карточек  телефонные номера экстренных служб:

01,02,03,04,112. Рассказывают, когда можно  обращаться за помощью в эти службы.

2.Самоопре-

деление к деятельности,

постановка

учебных задач.

Создание

проблемной

ситуации.

Фиксация новой учебной задачи.

-Все люди каждый день собираются куда-то идти, ехать. Что обычно говорят ему перед уходом родные и близкие? Какие слова говорят вам?

- Так  называется тема нашего сегодняшнего урока (на доске):

  Чтобы путь был счастливым!  

         

-А как может добраться человек до места своего назначения?

-Кем в таком случае становится человек?

(вывешивается подписанная картинка с изображением пешехода).

-Какие ещё способы передвижения использует человек?

-И тогда люди становятся кем?

(вывешивается  подписанная иллюстрация  с изображением пассажира)

-Как ещё можно путешествовать?

(Учитель вывешивает подписанную картинку с изображением велосипедиста)

- Поднимите руки те, кто хоть раз в  жизни был пешеходом, пассажиром, велосипедистом. Конечно, каждый из вас был в этой роли.

-Как вы думаете, ребята, могут ли подстерегать опасности пешехода, пассажира и велосипедиста в дороге?

-А можно ли этих опасностей избежать? Как?

-О них мы сегодня и будем говорить.

(на доске открывается цель урока:Узнать правила безопасного поведения на улицах и дорогах).

-До свидания!

-Всего хорошего! Удачи!

-Пока!

-Счастливого пути!

-Пешком.

-Он становится пешеходом.

-Люди могут передвигаться на любом транспорте.

-Они становятся пассажирами.

-На велосипеде. И тогда человек становится велосипедистом.

(Дети поднимают руки)

-Конечно, ДА!

-Необходимо соблюдать установленные правила.

Дети читают цель урока.

3.Совместное исследование проблемы.

Организация

учебного исследования для выделения понятия.

-Сейчас вы будете самостоятельно изучать правила безопасного поведения по парам.

-У вас на партах лежат листочки  с текстом. На них вы можете подчеркнуть главные (ключевые) слова, составить план своего рассказа, на чистых листочках нарисовать схематические рисунки, сделать подсказки для своего рассказа о правилах безопасного поведения.

 Вы можете работать в парах. Не забывайте  о правилах поведения во время работы.

Учащиеся самостоятельно (в парах, мини группах) готовят материал по теме «Правила безопасного поведения пешехода, пассажира, велосипедиста»

4.Переход  к этапу решения частных задач (1 часть)

Первичный   контроль  за правильностью выполнения способа действия.

-Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

Как таблицу умноженья,

Как урок,

Помни правила движенья

Назубок!

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила ,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперёд:

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

-Откройте учебник на стр.8.  Рассмотрите иллюстрации. Ребята первого ряда расскажут о правилах пешеходов.

-Посмотрим  видеозапись, внимательно послушаем. Все ли правила безопасного поведения пешеходов назвали ребята.

Слушают стихотворение.

Учащиеся, опираясь на свои  записи, рассказывают о полученных знаниях. Дополняют ответы одноклассников.

Просмотр 1-й части материала из электронного приложения  «Окружающий мир.3 класс. А. А. Плешаков» .Раздел «Наша безопасность». Тема «Чтобы путь был счастливым».

5.Применение новых знаний.

Коррекция отработки способа действия.

-Откройте рабочую тетрадь.  На стр.5.упр.1.

-Заполни пропуски, используя слова , предложенные для справок.

-Прочитайте, что получилось.

-Стр.6  упр.2.Кто  из ребят на картинках поступает правильно? Закрась кружок рядом с правильной картинкой зелёным цветом. Сравни ответ со своим соседом.

-Три главных правила пешехода.

1.Ходить только по тротуару, и никогда не ходить по проезжей части.

2.Переходить улицу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте.

3.Переходить улицу только на зелёный свет светофора, и никогда не переходить на красный.

Выбирают правильную картинку, сравнивают свой вариант с соседом.

6.Переход  к этапу решения

частных задач.

(2 часть)

Первичный  контроль  за правильностью выполнения способа действия

-Все транспортные средства разделяют  на  механические и немеханические. Механическими транспортными средствами называются такие, которые приводятся в движение двигателем:

Автомобили, мотоциклы, трамваи, троллейбусы, тракторы…

К немеханическим транспортным средствам относятся те, которые не имеют двигателя и используют для движения другие виды энергии. Например, велосипед. Таким образом, как только ты сел на велосипед, ты немедленно становишься водителем, т.к. водитель – это человек, управляющий каким-либо транспортным средством.

-Вторая группа выступает с сообщением на тему «Если ты велосипедист»

-Дополните ответы своих одноклассников.

-Просмотрим видеозапись и прослушаем правила поведения велосипедиста.

Слушание учащихся.

Ответы учащихся.

Просмотр 2-й части из электронного приложения по теме урока (см. выше).

7.Применение новых знаний.

Коррекция отработки способа действия.

Рабочая тетрадь стр.6 упр.3.

-Приготовьте сигнальные карточки. Я буду читать высказывания, если оно верное, то вы поднимите зелёную  карточку. Если высказывание неверное, то поднимите красную карточку.

а) Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде.

б) Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили.

в) Маленьким детям разрешено ездить по тротуарам на детских велосипедах.

г) Разрешено ездить на велосипедах, не держась за руль.

д) Запрещено катать кого-либо на раме или багажнике велосипеда.

Стр.7 упр.№ 4.

-Рассмотри рисунки. Кто из мальчиков поступает правильно? Закрась зелёным цветом правильный вариант.

Поднимают карточки красного или зелёного цвета, в зависимости от своего  ответа.

-Красная карточка.

-Зелёная карточка.

-Зелёная карточка.

-Красная карточка.

-Зелёная карточка.

Закрашивают правильный вариант зелёным цветом, объясняют свой выбор.

8.Физминутка.

Релаксация,

крепление

организма

учащихся.

Звучит аудиозапись со звуками леса.

-Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимали ноги выше,

через кустики и кочки,

через ветви и пенёчки.

Кто из нас вот так шагал-

Не споткнулся, не упал.

Вот мы в лес пришли,

Белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок

Положу их в кузовок.

9.Переход к этапу частных задач. (3 часть)

Применение новых знаний.

Первичный контроль.

Закрепление

изученного.

-Прослушаем выступление 3 группы «Если ты пассажир». Во время рассказа одноклассников рассмотрите иллюстрации  в учебнике.

-Какие правила пассажиров изображены в учебнике?

-Прослушаем ещё раз «Правила поведения пассажиров».

-Ученик нашего класса подготовил небольшое сообщение об истории велосипеда.

Слушание, дополнение ответов одноклассников по теме «Если ты пассажир».

-Держитесь за поручни во время движения.

-В метро не заходи на платформе за ограничительную  линию.

-Садиться и выходить из автомобиля безопаснее со стороны тротуара.

-Не прислоняйтесь к дверям в общественном месте.

Просмотр 3 части электронного приложения (см. выше).

Выступление  ученика с сообщением «Из истории велосипеда»

10.Рефлексия

учебной деятельности.

Контроль.

-Вспомним, о чьей безопасности мы сегодня говорили?

-На маркерной доске  у меня пока чистый лист с торжественной клятвой 3 «А» класса и печатью. А что такое клятва?

-На листочках  вам нужно будет написать свою клятву  (обещание), которую вы дадите мне, одноклассникам, родителям . Она должна быть связана с темой нашего сегодняшнего урока. Начните со слов «Клянусь всегда….» или «Клянусь никогда…..»

Подпишите свой листок. Когда будете выходить из класса,  прикрепите его на маркерную доску. Обязательно посмотри, что пообещали ваши товарищи.

-О безопасности пешеходов, велосипедистов и пассажиров.

-Клятва – это обещание, которое нельзя никак нарушить ни при каких условиях.

Учащиеся пишут свои клятвы. (Обещаю, никогда не перебегать улицу на красный свет.  Клянусь кататься на велосипеде только в специально отведённых местах.  И т. д.)

Вывешивают  свои листы на маркерную доску.

11.Оценка деятельности учащихся.

-Хочу сказать спасибо за сегодняшний урок ….(кому?)

-Хочу отметить работу на сегодняшнем уроке ….(чью?)

-Дома вам надо будет повторить правила поведения пассажиров в общественном транспорте и в личном, для этого выполните в рабочей тетради №5 на стр.8.

-Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема урока: Где  живут белые медведи?

Тип урока: Объяснение нового материала с использованием ИКТ.

Цели урока:

  • формирование представлений о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах;
  • нахождение этих районов на глобусе, отличительных признаков растительности и животных, обитающих в этих районах;
  • развитие зрительной памяти и наглядно-образного мышления, устной речи;
  • формирование чувства любви к своей родине;  воспитание любознательности.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир, 1 класс.», рабочая тетрадь, куклы , глобус, слайды с изображением животных, текст о белых медведях, фильм «Твои веселые зверята - про медвежонка Перси».

План урока.

1.Орг.момент.

2. Повторение изученного  материала.

3.Физкультминутка.

4.  Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Просмотр фильма

7. Итог урока.

.

Этапы урока

Ход урока

Примечание

Организ.

момент.

Встали все около своих мест.

Проверим готовность к уроку.

Приготовление рабочего места

Повторение ранее изученного материала.

Начнем наш урок с повторения ранее изученного

1. Загадка про глобус:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Что такое глобус?

На прошлом уроке мы с вами отправились в жаркие страны.

А кто из вас назовет более точно, где мы побывали?  (в саванне и тропических лесах). Слайд

Покажите на глобусах,  где находится саванна  и тропические леса.

Слайд №1

 модель земли в уменьшенном виде

Слайд 3

Проверьте – слайд 4

На земле есть места, где очень холодно. Одно из таких мест – острова Северного Ледовитого океана – Арктика

Большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс .  

 Посмотрите на глобусы, и вы покажите,  где расположен Северный полюс. Каким цветом?

 Острова Северного Ледовитого океана – Арктика. Эта территория отличается своеобразной погодой. Здесь долгая зима и очень короткое лето с белыми ночами, когда солнце почти не уходит с неба. Снег лежит почти круглый год. С середины октября до конца февраля здесь царит долгая полярная ночь, когда солнца не видно. Температура в это время может опускаться  -60 градусов.  

                                                                       Несмотря на то, что в Арктике очень холодно, там можно встретить некоторых животных.                              

Кого из этих животных вы узнали? Давайте назовем некоторых из них.

(Морж живет в Артике. Это т великан не боится медведей. Хотя у моржа могучие большие клыки он безобиден. Эти клыки нужны ему только для выкапывания из ила раковин и съедать их содержимое).

-Ребята, помните на один из наших уроков приходил Винни- Пух?- Сегодня к нам на урок пришел еще один медвежонок. Как зовут этого медвежонка?

-Умка  приглашает  к себе в гости самых умных ребят. Давайте ему  докажем, что мы все можем отправиться!                

-Он задал вам такой вопрос:

Какие группы животных вы знаете? (звери, насекомые, птицы, рыбы)

-К какой группе животных относится Умка (звери)

- Докажите.

-Кто догадался, как звучит тема нашего урока?                      

- Предлагаю отправиться в путешествие, чтобы точно узнать, где живут белые медведи. Но к путешествию надо подготовиться.          

Какие предметы пригодятся нам в путешествии  и почему?    

 слайд №

слайд

слайд№

слайд

слайд№

слайд№

        

слайд

слайд№

слайд№

слайд№.

Физ. мин

Работа стекстом

Самостоя-тельное чтение

Итог урока

Мы сейчас поиграем в игру под названием       «Доскажи»

Смысл этой игры заключается в том, что прочитав одно предложение нужно догадаться, о чем написано дальше.  

 - Возьмем в руки наши движочки и поставим под названием.

- Прочитайте название текста.

   - Почему медведей назвали белыми?

 С чем связан их окрас?

Ваши предположения.

Проверим наши высказывания.

Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов – на островах  и холодном побережье Северного Ледовитого океана

Наше предположение об окрасе подтвердилось? (льды и снега белые)

Какие слова из текста  говорят нам о том месте, где обитает белый медведь. Какое оно?

В холодном

Как вы думаете, как животное приспособилось жить в таком холоде?

(теплая шкура)

Проверим наши предположения. Прочитаем дальше.

Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло тела. Благодаря густому подшерстку ему не страшны даже самые лютые морозы.

Наше предположение подтвердилось.

Что еще интересного мы  можем узнать о медведях? Прочитаем.

 Это самое большое, самое Сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.

Обратите внимание на выделенные слова. Подумайте, о чем нам это говорит?  Что должен уметь делать белый медведь, чтобы не умереть от голода?

Давайте проверим - двигаем движок.

   Белые медведи  - отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими.

На прошлом уроке мы узнали о слонах. Они живут под открытым небом. Бурые медведи зимуют в берлогах, т.к для них зимой нет еды и маскироваться они не могут. А  белые медведи? Есть ли у них берлога? Нужна ли она им?

Читаем.

     Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через один месяц на свет появляются 2 – 3 детёныша, которые спят вместе с ней в теплой берлоге до наступления весны

Теперь прочитайте весь текст от начала до конца самостоятельно. В пол голоса.

Я вам дам 2– 3 минуты для того ,чтобы вы выбрали вопрос и задали своему соседу.

– Как называются места, где очень холодно.

 - Как животное приспособилось жить в таком холоде?

- Что еще интересного узнали о медведях?

 - Где зимуют белые медведи?

-Покажите на глобусе где находится Арктика.

Кто готов ответить на первый вопрос?

Работа в парах

Просмотр фильма.

Вы хорошо отвечали на вопросы. И мы сейчас посмотрим фильм о том как живут белые медведи.

.

Белые медведи

          Они обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов – на островах  и холодном побережье Северного Ледовитого океана.

           Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло тела. Благодаря густому подшерстку ему не страшны даже самые лютые морозы.

            Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.

                 Белые медведи  - отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими.        

                Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через один месяц на свет появляются 2 – 3 детёныша, которые спят вместе с ней в теплой берлоге до наступления весны

                                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...