Природа и мы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Смирнова Елена Владимировна

Предлагаю вашему вниманию опыт моей работы в "кабинете природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок на экологической тропе73 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Урок  во 2 классе.Учитель Смирнова.Е.В

Тема: «Природа и мы»

Цели урока:

1. Понаблюдать, какие изменения произошли в природе с наступлением поздней весны

2. Учить правилам поведения в парке, в лесу, в природе

3. Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование:

Задания для работы в группах «Маленькие исследования»

1-я группа Отметьте крестиком признаки погоды.

          Признаки

      Весна

        Зима

Тепло

Холодно

Прохладно

Морозно

Ясно

Облачно

Осадки (снег дождь нет осадков)

Сильный ветер

Нет ветра

Вьюга

Метель

 2 группа: Определите, чем покрыта земля.

Признаки

Весна

Зима

Снег

Лед

Трава

3 группа. Отметьте явления природы

Признаки

Весна

Зима

Оттепель

Ледоход на реках

Появление проталин

Сосульки

4 группа. Определите, как выглядят деревья

Признаки

Весна

Зима

Стоят без листьев

Набухли почки

Распустились листья

5 группа. Определите, как выглядят травы

Признаки

Весна

Зима

Покрыты снегом

Зазеленела трава

Появились первые цветы

6 группа Определите, какие встретились птицы.

Признаки

Весна

Зима

Ворона

Галка

Воробей

Грач

Скворец

Ласточка

1. Подготовка к экскурсии

А) Подведение итога конкурса на звание «Лучшего следопыта»

Б) Беседа по картине «Лес»

2. Постановка цели экскурсии перед учащимися

Класс делится на группы. Каждая получает свое задание: найти изменения, произошедшие в природе

3.Ход экскурсии ( использование экологической тропы)

А) учитель рассказывает и показывает детям.

Особенности леса, особенности деревьев, трав, правила поведения в природе.

Б) Работа в группах

4. Итого экскурсии

Работа в классе

А) выступление команд

Б) викторина

Окружающий мир

Тема: «Весна. Пробуждение природы»

Цели урока:

1. Показать пробуждение природы и учить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении

2. учить определять последовательность событий в природе и их связи

3. сравнивать состояния живой и неживой природы

4. воспитывать бережное отношение к природе

Урок проводится в марте месяце, в теплый, солнечный день.

Оборудование:

1. Картина «Зима»

2. План на доске:

-положение солнца

-продолжительность дня

-состояние неба

-температура воздуха

-осадки

-водоемы

3. Материалы для опытов: 3 баночки с веточками, поставленные на 2-3 недели до урока

4. Карточки с названиями весенних месяцев

5. Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

6. Набор открыток «Цветы- первоцветы»

7. П.И.Чайковский «Времена года. Март»

8. Плакат «Весна»

                                                         Ход урока

1. Оргмомент

2.Актуализация знаний и постановка проблемы ( на экологической тропе)

А)- изменения в живой и неживой природе (дети делятся на группы, обсуждают)

-почему прилетают птицы?

-а почему распускаются листья на деревьях?

-почему тает снег, лед на реках?

-а почему становится тепло?

  выступление групп

( весной начинает ярче светить солнце,  потому что к этому времени солнечные лучи попадают прямо на нашу Землю, а чем прямее они будут попадать, тем станет теплее.  Это связано с обращением нашей Земли вокруг Солнца )

Далее урок проходит в классе.

Б)- звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Март»

-какие весенние месяцы вы знаете?

-по каким признакам вы узнали время года?

Работа с плакатом «Весна»или по репродукции А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

3. Постановка проблемы

- По каким признакам узнали время года?

-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

4. Совместное открытие новых знаний

Рассказ по динамичной картине и по плану

5. Исследовательская работа в группах (опыты с веточками деревьев)

1 группа. Ветки с водой стояли в холодном месте

2 группа. Ветки в баночке без воды на подоконнике

Вывод. Что нужно, чтобы природа ожила?

6. Совместное открытие новых знаний

7. Самостоятельное применение знаний. Работа в группах.

1 группа. Почему растения называют первоцветами?

2 группа. Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной? Какие гнезда птицы построили сами, а каким помогли люди?

3 группа. Какие приметы весны вы можете назвать?

( работа по учебнику)

8. Итог урока

-Ответили ли на главный вопрос урока? Раскройте секрет волшебницы-весны. Что помогает ей распускать листочки?

- мини – тест ( с взаимопроверкой)

Окружающий мир

«Зима: покой природы»

Цели урока:

1) знакомить ребят с зимними явлениями, учить их отличать признаки зимы

2) учить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных

3) воспитывать чувство сопереживания, желания помочь нуждающимся животным.

Оборудование:

1. Календарь погоды.

2. Иллюстрации месяцев зимы и карточки с названием месяцев.

3. Иллюстрации с домашними и дикими животными.

4. Иллюстрация зимней природы, жизни растений и животных.

5.Гербарий: веточки ели, сосны, березы, осины.

6. Карточки для игры «Крестики- нолики»

7. Плакат «Зима» из комплекта наглядных материалов

                   Ход урока

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

1) Проверка домашнего задания.

Ученики рассказывают о красоте зимней природы и демонстрируют свои рисунки.

2) Отгадайте загадки:

Шуба бела весь свет одела.

На всех садится, никого не боится.

Кто меняет шубу два раза в год?

-Какова будет тема нашего урока?

-Каков главный вопрос нашего урока?

3. Совместное открытие новых знаний

1)Рассмотрите иллюстрации разных месяцев, расположите их по порядку, выберите подходящее описание каждого месяца

2) Работа с плакатом «Зима» из комплекта наглядных материалов

-Какое время года изображено? По каким признакам догадались?

3) «Календарь погоды» на экологической тропе

Установите признаки зимней погоды:

- с каждым днем холоднее;

-небо чаще покрыто облаками;

-осадки выпадают в виде снега;

-дни становятся короче, а ночи длиннее.

4) беседа о снеге.

-почему зимой выпадают осадки в виде снега?

-снег- что это такое?

-как образуются снежинки?

-каковы особенности жизни деревьев зимой?

-Как отличить сосну от ели?

-давайте рассмотрим строение иголочек (покрыты восковым налетом и поэтому им не страшен мороз)

-Где прячутся звери и птицы? От кого прячутся?

-Какие трудности они испытывают зимой?

-Вспомните, какие птицы улетели в теплые края? Почему они улетели?

-Какие птицы остаются зимовать? Как ми мы можем помочь?

( можно предложить работать по группам)

Далее работа продолжается в классе

4.Самостоятельное применение знаний

Игра крестики-нолики (учащиеся на листочках отвечают на вопросы, ставя +, если ответ правильный, 0- ответ неправильный)

Прячутся ли насекомые к зиме?

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края?

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине?

Ласточка, соловей, скворец- зимующие птицы?

Верно ли, что зимой у клестов появляются птенцы?

Зимой птицы питаются плодами, семенами, почками, так ли это?

Нужно ли птиц подкармливать зимой?

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода?

Взаимопроверка

5. Итого урока

6. Нарисуйте свой морозный узор и подумайте, как же эти узоры появляются на окнах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...