Рабочая программа по предмету " Окружающий мир" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

Рабочая программа по ФГОС для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа по предмету  «Окружаюший мир» для 2 класса МАОУ СОШ п.Новониколаевский  составлена на  основе:

- примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);

-общей образовательной программы ФГОС НОО МАОУ СОШ п.Новониколаевский на 2011-2015гг;

-примерного тематического планирования примерной программы по окружающему миру и авторской программы «Программа по окружающему миру» О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, Л.Г.Кудровой УМК «Перспективная начальная школа».

Концепция (основная идея) программы

       Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

   Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному  постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Общая характеристика учебного процесса

  Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

Во 2м классе все знания, полученные в 1м, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об

окружающем мире. Дети  уже  умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными  научными  источниками,  справочной  литературой,  наглядными  пособиями,  за  счет  первичных  умений  «собирать» информацию самостоятельно (в беседах с информированными взрослыми —родителями, педагога

ми школы, агрономами, экологами, на уроках информатики и т.д.).

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации —

усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения —вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство»,  «гражданин»,  «законы  страны»,  «Красная  книга  Российской  федерации»,  «Красная  книга  Вологодской  области»,

«государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина»

Ценностные  ориентиры  содержания учебного предмета «Окружающий мир»

         Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

         Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

        Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

         Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

         Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

         Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

         Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

         Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

         Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

         Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

         Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

         Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Методы обучения::

а) объяснительно-иллюстративный: рассказ,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д)Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия :осенью с целью наблюдения за изменениями в природе.

е) Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.

Ё)Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

Формы организации процесса обучения:

  1. Индивидуальная
  2. Парная
  3. Групповая
  4. Фронтальная

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется во 2 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметными результатами изучения курса   является формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся  будут овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут учиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе будут учиться действиям моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание  учебного предмета

Человек и природа (40ч)

        Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

         Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

        Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

         Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

        Цветковые растения. Части  (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

         Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

        Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

         Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

        Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

        Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24ч)

        Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.         

        Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

        Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

        Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

        Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

        Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

        Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд  и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

        Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

        Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4ч)

        Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

        Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

        Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Окружающий мир» к концу второго года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Обучающиеся научатся:

-  различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);

-  устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

-  сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

-  группировать объекты природы по их  признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие);

-  назвать признаки отличающие домашних животных от диких;

-  сравнивать характерные для животных способы питания;

-  характеризовать роль грибов в жизни человека;

-  ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;

-  наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;

-  наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;

-  учиться работать со справочной литературой

-  определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;

-  понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-  обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;

-  характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

-  называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

-  отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

-  называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

-  называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

-  иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;

-  иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

-  знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

-  знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

-  рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении

   этого труда;

-  знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

-  названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);

-  принимать участие и знать важнейшие события страны и города: день Победы, День города и т.д.

-  название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

-  использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также -  учиться работать с оглавлением учебника;

-  называть своих ближайших родственников;

-  знать профессии взрослых и важность каждой профессии.

-  описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

Обучающиеся получат возможность научиться:  

-  знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

-  называть  государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества) узнать правила безопасного поведения в природе.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

-  выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

-  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае;

-  выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Планируемые результаты формирования УУД по предмету

«Окружающий мир» к концу второго года обучения

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • объяснять влияние притяжения Земли;
  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;
  • называть основные природные зоны и их особенности.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Учебно-методическое обеспечение

Методические и учебные пособия:

1.Закон «Об образовании в РФ»

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.        

3Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2009

4.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост.Н.В.Лободина. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

5. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/ Учебник, 2012;

6.О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/ Учебник, 2012;

7.О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. Окружающий мир. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. - М.: Академкнига/ Учебник, 2014;

8. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2012;

9.Т.С.Гулуева, Н.В.Лободина. Окружающий мир. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2012.

Образовательные диски:

1. Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный вариант).

2.http://www.openclass.ru,

3.http://fcior.edu.ru,

4.http://files.scool-collection.edu.ru,

5.http://festival.1september.ru,

6.http://www.viki.rdf.ru,

7.http://www.uchportal.ru,

График контрольных работ, практических работ, лабораторных работ

Виды работ

I

II

III

IV

экскурсии

2

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся  третьего класса  Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...