урок окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок по теме "Когда дом становится опасным.Огонь-друг и враг."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

                         

       УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

                      в 4 классе

  по теме: «Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг»

                                              Учитель

                                                        начальных классов

                                                     МБОУ – СОШ с.Росташи

                                         НУРТДИНОВА МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА

                               25 ноября 2013 г.

Тема урока: Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг.

Цель урока: довести до сознания учащихся невозможность легкомысленного

             и беспечного обращения с огнём; показать роль огня в жизни  

              человека

      Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с правилами пожарной безопасности, учить соблюдать их; расширить представления учащихся об опасностях, связанных с огнём; научить правильным действиям в случае возникновения пожара;

воспитательные: выработать  чувства гражданственности;  стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников; способствовать воспитанию  бережного отношения к жизни и здоровью;

развивающие: создать условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word, «Окружающий мир» - учебник для 4 класса, рабочая тетрадь, тест «Наше здоровье», карточки с пословицами, памятки «Правила поведения при возникновении пожара»

                                           Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

  - Ребята, мы продолжаем  серию уроков из раздела «Ты и твоё здоровье».

 О чём вы узнали  в изученных темах раздела? (О правилах здоровой жизни)

- Я предлагаю вам выполнить тест «Наше  здоровье»

  1. Какие правила надо выполнять, чтобы сохранить здоровье:

       А) употреблять алкогольные напитки и курить;

        Б) заниматься спортом, правильно питаться, заниматься закаливанием;

        В) есть больше сладостей, мучных изделий.

2. В какой строчке указаны только органы  человека:

       А) желудок, печень, почки, лёгкие;

        Б) сердце, головной мозг, почки, кровь;

        В)печень, селезёнка, уши, желчь.

3. Как называется способность человека чувствовать боль, холод, тепло, прикосновения:

       А) вкус;

        Б) осязание;

        В) обоняние.

4. Какие болезни возникают у курильщиков:

      А) никакие болезни не возникают, они бывают здоровы;

       Б)  ангина;

     В) рак органов пищеварения, дыхания.

 5. Благодаря чему питательные вещества разносятся по организму:

      А)  благодаря мышцам;

       Б)  благодаря крови;

       В)   благодаря нервным волокнам.

   

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Всем кажется, что дом – самое надёжное и безопасное  место.  Так ли это на самом деле. Возможность несчастного случая в доме чрезвычайно велика.

- Посмотрите, над какой  проблемой  мы будем сегодня работать

  ( Слайд 1.)       Когда дом становится опасным

  1. Определение темы урока

- О какой опасности будем сегодня говорить, узнаете, отгадав загадку:

(Слайд 2.) С языком, а не лает, без зубов, а кусает.  

- Правильно. Это огонь.

-Что должны выяснить на уроке?

(Слайд 3.)      Огонь – друг и враг 

  1. Формирование новых знаний. Работа по теме урока
  1. «Путешествие в прошлое». Сообщение об открытии способа добывания огня ( ученик)     ( Слайд 4.)

         - Примерно 2 миллиона лет назад на территории Африки появились первые люди. Сначала они не умели пользоваться огнём. Пожары, молнии, извержение вулканов вызывали у первобытных людей ужас, и они в страхе бежали от огня. Но со временем человеку удалось приручить огонь. Вначале люди, вероятно, научились использовать огонь, подаренный природой (например, сохранённый после лесного пожара). Его берегли, постоянно поддерживали. Не удивительно, что того, по чьей вине костёр затухал, ожидало суровое наказание.

     Затем люди научились добывать огонь. Археологические раскопки показывают, что более миллиона лет назад люди уже могли получать огонь трением деревянных дощечек друг о друга или высекая искру ударом камня о камень.

  1. Огонь – давний друг человека.         (Слайд 5.)

        - Люди научились добывать и сохранять огонь. В руках человека, при условии соблюдения правил пожарной безопасности, он послушен.

   Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. С его  помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.

     - Назовите сферы применения огня

( даны рисунки: газовая плита, сталевары, легковая машина, глиняные горшки, изделия из стекла)

    - (Ученик)   Знают все. Человек без огня

                        Не живёт ни единого дня.

                        При огне, как при солнце светло,

                       При огне и зимою тепло.

                      Посмотрите, ребята, вокруг:

                                       Наш огонь-

                          Повседневный наш друг.

                       Но когда мы  небрежны с огнём,

     Он становится нашим врагом.

  1. Огонь – враг человека.

- Но случается, что иногда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

(Слайды 6,7 – горящие здания)

       - (Ученик) Злой огонь – огонь пожара,

                           Злой огонь – огонь войны!

                             От безжалостного жара

                           Дни темны, поля черны.

                           Жители земного шара,

                          Граждане любой страны

                                     Злой огонь

                               Гасить должны!

           - Ребята, что происходит, когда огонь становится человеку врагом.

            - Правильно.  Пожар.

            - (Ученик)  Пожар – неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности, создающий опасность для жизни людей. ( сведения из энциклопедии «Я познаю мир»)

          -  Часто пожары вспыхивают по вине людей – невнимательных, неосторожных, не думающих о последствиях своего поведения.

Пожар опасен открытым огнём, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом. С давних времён известно, что пожар легче предупредить, чем погасить.

      Знакомство с  правилами  поведения при возникновении пожара:

Если в доме возникает пожар, а взрослых нет, сразу убегай. Выводи из горящего дома малышей.  Никогда не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар самостоятельно.

        - Ребята, назовите  номер пожарной службы

        - Правильно. 01

         (Слайд 8. – Наберите по телефону 01)

 - Знать обязан каждый гражданин

 Телефон пожарных 01

Если что-то загорелось,

На себя возьмите смелость:

Срочно 01 звоните,

Точно адрес назовите,

 Что горит, давно ли, где.

Загадка  про пожарного:   Смел огонь, они смелее,

                                                  Он силён, они сильнее,

                                                  Их огнём не испугать,

                                                 Им к огню не привыкать!

         (Слайды 9, 10, 11- Пожарные смелые и отважные люди. Огнеборцы. Современная пожарная техника)

 - На борьбу с пожарами направляются очень смелые люди – пожарные. Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества они часто забывают о собственной безопасности. В дыму трудно дышать. Газ проникает в лёгкие. Он может быть смертельным и для людей, и для животных. Когда всё застлано дымом, то очень сложно ориентироваться и спасать потерпевших. Пожар тушат водой, песком и землёй. А ещё есть специальные смеси, Они находятся в специальных красных баллонах- огнетушителях. В нашей школе, в целях пожарной безопасности,  огнетушители  находятся на каждом этаже возле запасного выхода.

     Работа по учебнику.  Чтение, обсуждение текста «Как дышать, если кругом дым» стр. 69-70                   (Слайд 12)

  1.  Подвижная физкультурная минутка

- Если  на мой вопрос вы можете ответить: «Я!» - то остаётесь стоять на месте, хлопая в ладоши,  если «Не я!» - то присев, как бы прячетесь.

   Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками играл?

Кто задорный и весёлый

Верность правилам храня.

 Бережёт родную школу

       От огня?

Побежал пожар во двор,

Это кто там жёг костёр?

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

 VII.Первичное закрепление знаний

               Работа в парах  

Рассмотреть рисунки на странице 68 учебника и составить правила поведения, которые необходимо выполнять при использовании огня

VIII.Физкультурная минутка для глаз   (Слайды 13, 14)

IX.Самостоятельная работа

Задание.  «Собери пословицу»

(каждый ученик собирает пословицу  на тему «Огонь. Пожар», читает).

                       Пословицы:

Запомнить твёрдо нужно нам – пожар не возникает сам.

Человеку друг огонь, только зря его не тронь.

С огнём не шути – сгореть можно.

Не шути с огнём – обожжёшься.

Огонь – не вода, охватит – не всплывёшь.

От маленькой искры большой пожар бывает.

Дорого при пожаре и ведро воды.

X.Подведение итогов урока.  Рефлексия.

- Ребята, поднимите руку, кто узнал  для себя что-то новое на сегодняшнем уроке.

Что нового узнали , что было интересно, что заставило задуматься.

- Начните свой ответ с одной из предложенных фраз:  (Слайд 15.)

            Сегодня я узнал…

            Я понял, что…

            Меня удивило…

            У меня получилось…

            Я смог…

XI.Домашнее задание. Выставление оценок за урок

 - Дома вам нужно нарисовать рисунок  на тему «Спички – не игрушка!»

    Слайд 16 . Пусть огонь в сердцах пылает, а пожаров не бывает 

                                                Пословицы:

Запомнить твёрдо нужно нам – пожар не возникает сам.

Человеку друг огонь, только зря его не тронь.

С огнём не шути – сгореть можно.

Не шути с огнём – обожжёшься.

Огонь – не вода, охватит – не всплывёшь.

От маленькой искры большой пожар бывает.

Дорого при пожаре и ведро воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...