Принципы и подходы к преподаванию окружающего мира
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Догадаева Анна Анатольевна

Новая обра­зовательная парадигма теснейшим образом связана с интегративным подходом к опре­делению содержания и разработке техноло­гий организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Подходы к отбору историко-обществоведческого содержания: антропологический, историко-антрополигеский, культурологический, хронологический»

Исполнитель:

Догадаева А.А.

Учитель МБОУ СОШ № 72

Екатеринбург, 2013г.

Содержание

Введение                                                                                                                  с.

Подходы к отбору историко-обществоведческого содержания: антропологический, историко-антропологический, культурологический, хронологический и др.      

- теоретические положения: историческая справка, понятия, термины           с.                                            - подходы к отбору историко-обществоведческого содержания в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» автор Н.Ф.Виноградова
УМК «Начальная школа XXI века»                                                                      с.

Заключение                                                                                                              с.

Литература                                                                                                               с.

Введение

            В большинстве развитых стран мира сегодня интенсивно разрабатывается концепция устойчивого развития. Одной из составляющих стратегии устойчивого развития является система образования, ориентированного на устойчивое развитие. Образование для устойчивого развития  связывают с его устремленностью в будущее, с приоритетом культурного развития личности, с пониманием многообразия ценностей природы, с отражением единства природы и общества, целостности мира[10]. Лазарева

Новая образовательная парадигма теснейшим образом связана с интегративным подходом к определению содержания и разработке технологий организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе[8].

Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе. - 1999. - № 6. - С. 18.

Проблема экологического образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Интегрированный курс «Окружающий мир» занимает особое место в начальном образовании, поскольку в сферу его изучения входят вся окружающая реальность и человек как субъект деятельности. Специфичность школьного курса «Окружающий мир» в том, что основу его содержания составляют разные предметные области «естествознание» и «обществознание».

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том,  что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях[13]. ФГОС - М.: Просвещение, 2011г. 
        Ввиду комплексного содержания предмета, базирующегося на многих науках, на первый план выдвигается задача приведения его содержания в единую систему, установления строгой взаимосвязи в изучении.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема работы «Подходы к отбору историко-обществоведческого содержания: антропологический, историко-антропологический, культурологический, хронологический и др».      

Цель работы: изучить вопрос о подходе к отбору историко-обществоведческого содержания интегрированного курса «Окружающий мир».

Задачи:

- ознакомится с имеющейся научно-педагогической литературой и официальными государственными документами по теме работы;

-    систематизировать понятийный аппарат по теме;

- проанализировать применение подходов к отбору историко-обществоведческого содержания интегрированного курса «Окружающий мир» автора Н.Ф.Виноградовой.

        


Теоретические положения: историческая справка, понятия, термины

           Если мы заглянем в учебники по истории педагогики и поинтересуемся учебными планами и номенклатурой предметов, которые в разные исторические времена изучали школьники начальных классов, то обратим внимание на то, что впервые курс, подобный природоведению, появился во второй половине ХVIII века. Автор В.Ф. Зуев «Начертания естественной истории, изданного для Народных училищ Российской империи...» (1786). Авторы всех курсов природоведения, которые изучались позже, вплоть до 90-х годов ХIХ века (А. Герд, Л. Севрук, И. Полянский, Д. Кайгородов, В. Горощенко, А. Низова, З.А. Клепинина, Л.Ф. Мельчаков, А.А. Плешаков) постепенно вводили всё новые и новые разделы, отражающие область естественнонаучных знаний. В основу курса авторы положили идею многообразия царств природы, характеристику их представителей[12].  Садохин А. Концепции современного естествознания М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с. 

Интересно отметить и то, что время от времени предмет «Природоведение» («Естествознание») снимался как самостоятельный предмет и заменялся объяснительным чтением на уроках чтения и родного языка. Это было во времена К.Д. Ушинского и его последователей в период с 1937 по 1966 год. Этот курс ознакомления с миром не мог, конечно, решить всех образовательных и воспитательных задач, но имел одно преимущество – мир изучался целостно.

Изучение истории тоже входило в разные исторические времена в программы обучения учащихся начальных классов. Так, «Уставом гимназий и прогимназий» (1864 г.) было предусмотрено изучение в 3–4-х классах эпизодического курса истории, элементарный курс обществоведения в 20-е годы XX столетия был обязательным предметом во 2–3-х классах начальной школы, затем (в 30-е годы) был введен курс истории СССР. К сожалению, впоследствии ознакомление с историей, современной жизнью общества осталось в рамках объяснительного чтения.

Каким бы интересным и полезным ни было природоведение, оно не решало задач социального развития младшего школьника. Известно, что человек – существо не только биологическое, но и социальное. Более того, человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное, как член определенного общества, существующего в определенное время и в определенном пространстве.

Триединство окружающего мира (природа - человек - общество) и стало основной концептуальной идеей при разработке нового для начальной школы предмета «Окружающий мир». Сначала это было реализовано в авторской программе «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, а затем нашло отражение в государственном стандарте и учебном плане, где с начала 90-х годов появился предмет «Окружающий мир»[7]. в № 18/2007 журнала "Начальная школа" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.

Таким образом, такая интеграция требует ответа на следующий вопрос: каким образом отбирается содержание по курсу «Окружающий мир»?

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Интеграция знаний различных наук требует определенных подходов к отбору содержания курса «Окружающий мир». Рассмотрим сущность некоторых из них.

Антропологический подход. Определяется оно как системное использование данных всех наук о человеке. Антропологический подход в сфере образовательного знания - это в первую очередь его ориентация на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях[15].

Шайхутдинова Р.В. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОМУ, РЕАЛИЗУЮЩЕМУ ОБЩИЙ ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 5 – С. 86-88 

               

Историко-антрополигеский подход. Историческая антропология (anthropology) (антропологически ориентированная история) – область современного исторического знания, зародившаяся и существующая в рамках «новой исторической науки», объединяющая ряд дисциплин, которая изучает человека во всех проявлениях конкретных форм его существования, в конкретное время и конкретном месте, во взаимосвязи с элементами и сторонами социальной системы[14].

 http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01416:article Фонд знаний Ломоносова.

Культурологический подход рассматривается как обучение в контексте культуры, опора образования на характер и ценности культуры.

В культурологической концепции содержание образования включает четыре компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Компонентом культуры в данном случае можно считать знания, которые в образовании значимы и с точки зрения самооценки личности[11]. Писарева Т.  «Общие основы педагогики: конспект лекций» М. Научная книга, 2012г.

Хронологический подход к изучению предмета позволяет освоить основные   исторические события в определенной  последовательности во времени.  Возникает целостное представление об историческом  процессе возникновения и развития человечества. В содержании раскрываются системы летосчисления и календари государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников[9].

А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г.

Педоцентрический подход – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания, необходимые для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Подход  экологизации – определяется социальной значимостью содержания  экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. В процессе познания происходит формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

Подход поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность изложения материала обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

Краеведческий подход – в содержании предмета широко используется местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

           Дифференцированный подход заключается в целенаправленной педагогической помощи и поддержке школьника в условиях гетерогенного разноуровневого класса. Учебники и тетради содержат разноуровневые задания[6]. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: методическое пособие для учителей. 1-4 классы. / Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2004.-105с.

Итак, мы рассмотрели общие подходы к отбору содержания курса «Окружающий мир» в начальной школе. Далее необходимо проанализировать применение таких подходов в рамках  УМК «Начальная школа ХХI века», автор учебников «Окружающий мир» для 1–4 классов, автор Виноградова Н.Ф.

Подходы к отбору историко-обществоведческого содержания 

в рамках интегрированного курса «Окружающий мир»

автор Н.Ф.Виноградова УМК «Начальная школа XXI века»

Отличительная особенность конструирования курса  "Окружающий мир" - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром[5]. 1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. Программа для 1–4 классов // В сб.: «Программы для четырехлетней начальной школы». – М.: Вентана-Граф, 2005.

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В  программе  представлены следующие ведущие  содержательные линии:
- человек  как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны[1-4].

Педоцентрический подход.  Поскольку уроки строятся на конкретном и близком детям материале, они затрагивают их чувства, позволяют сравнивать свой опыт с приобретаемым, иметь свою точку зрения. Например, во 2-м классе дети изучают достаточно трудную тему «Россия – твоя Родина». Для работы со сложным для второклассника текстом в учебнике предлагаются две эмоциональные опоры. Первая – рассказ «О чем рассказал папа»(с. 100) – рисует эмоциональную ситуацию, знакомую почти каждому ребенку. В процессе чтения и обсуждения текста дети могут ответить на следующие вопросы: «Случались ли такие истории с вами? Когда вы скучали по дому? Вспоминаете ли вы о своем родном городе, улице, доме, когда уезжаете в другие места? Почему человек скучает по дому?»

Культурологический подход. 2 класс на  содержании темы «Россия – многонациональная страна» (с.160) дети приобщаются к культурному наследию народов нашей страны. В 3 классе в теме «Какими людьми были наши предки славяне» (с. 104) обучающие получают знания об образе жизни наших предков, их материальной культуре (жилищах, одежде, предметах быта и др.). Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»). 1 класс тема «Какое бывает настроение» (с.65), 2 класс тема «Кто ты такой» (с. 16), 3 класс тема «Как тебя зовут» (с.97). Темы «Где ты живешь? (1кл., с. 44)», «Почему нужно быть осторожным (2кл., с.61)», «Как устроен и работает организм человека (4кл., с.6)», Забота о здоровье и безопасности  своей и окружающих людей – нравственный долг каждого человека.

Антропологический подход. Содержание способствует становлению и развитию базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но прежде всего - подлинным субъектом культуры и исторического действия, субъектом собственной жизни». 1кл. - «Семья (с.23)», «Мы – россияне (с.25)», «Мы имеем обязанности (с.45)». 2кл. – «Я, ты, он, она. Все мы – люди (с. 16)», «Здоровье - наше богатство (с.27)», «Все профессии важны (с.145)». 3кл. – «От палки и камня до космического корабля (с.135)», «Как возникли и строились города (с.141)», «Древний город Владимир(с.147)». 4кл. – «Чем человек отличается от животного (с.39)», «Человек и культура (с.60)», «Гражданин и государство (с.149)».

Историко-антропологический подход. Приведем пример. В 4-м классе изучается тема «От рождения до старости» (с. 43). На одном из уроков ребятам предлагается порассуждать на тему «Почему старикам нужна твоя помощь?». Четвероклассник сопоставляет образ пожилого человека, имеющийся в его прошлом опыте, с образом, представленным в тексте учебника. В этом случае эмоциональная опора соединяется с содержательной: опыт детей обогащается конкретными жизненными ситуациями. Во 2 классе – «История рассказывает о прошлом»(с.104). Раскрывается смысл понятий «прошлое», «настоящее», «будущее».В учебниках присутствует рубрика «Жил на свете человек» 4 класс(с.56), 3 класс(с.129).

Хронологический подход. В 3 классе «Наша Родина: от Руси к России»(с.91). В этой теме даются знания о том, как  и в какие года называлась наша страна. Расширяется  знание об обозначении веков римскими цифрами. В рубрике «Жил на свете человек» (с. 92) детям раскрывается понятие «Летопись». В 4 классе тема «Русское искусство» рассматривается в хронологической последовательности: до 18 века (с.76),  18 век (с.89), 19 век (с. 99),  20 век (с.123).

Краеведческий подход. В 1классе тема «Календарь сбора ягод и грибов» (с.20). Обучающиеся получают сведения о сроках сбора ягод вообще и отвечают на вопрос: Какие ягоды собирают в твоем крае? Во 2 класс «Родной край - частица Родины» (с. 123) дети выполняют задание о достопримечательностях родного города: улицах, памятниках...

Подход  экологизации – В 1 классе «Кто обедал в птичьей столовой?» (с.76) дети приходят к выводу, что птиц необходимо зимой подкармливать. Во 2 класс тема «Давайте беречь нашу Землю» (с.146) расширяется кругозор обучающихся понятиями: заповедник, Красная книга; знакомятся с правилами поведения в лесу. В 3 классе по теме «Может ли природа существовать без животных» (с.62) показывается  взаимосвязь и взаимозависимость объектов окружающего мира.

Подход поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность изучения материала. В 1классе темы располагаются по принципу смены сезонов, для того, чтобы обучающиеся могли наблюдать то, о чем читают. Перспективность изложения материала обучения дает возможность успешного изучения естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. В основной школе  материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики «Бывают ли на свете чудеса?(2кл., с.13)», химии, биологии - «Как человек воспринимает окружающий мир(4 кл.,с.26 )», географии «Богата природа России(1кл., с.18)»,  истории «Как русские победили шведских рыцарей(4кл., с. 132)», литературы «Родина. М.Пляцковский(1кл., с.79)» и других дисциплин.

Таким образом, описанные подходы позволяют сделать отбор содержания курса «Окружающий мир» ознакомить обучающихся  с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым, обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

Заключение

Новая образовательная парадигма теснейшим образом связана с интегративным подходом к определению содержания и разработке технологий организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Интегрированный курс «Окружающий мир» занимает особое место в начальном образовании, поскольку в сферу его изучения входят вся окружающая реальность и человек как субъект деятельности. Специфичность школьного курса «Окружающий мир» в том, что основу его содержания составляют разные предметные области «естествознание» и «обществознание».

Цель моей работы «Изучить вопрос о подходе к отбору историко-обществоведческого содержания интегрированного курса «Окружающий мир»» достигнута, задачи полностью выполнены. А, именно:

- ознакомилась с имеющейся научно-педагогической литературой и официальными государственными документами по теме работы;

-    произвела сбор и систематизация понятийного аппарата по теме;

- проанализировала применение подходов к отбору историко-обществоведческого содержания интегрированного курса «Окружающий мир» автора Н.Ф.Виноградовой.

В рамках  данного предмета применены следующие подходы

отбора содержания: педоцентрический, культурологический, историко-антрополгческий, хронологический, краеведческий,  экологизации,  поступательности. 

Благодаря данным подходам к отбору  содержания предмета «Окружающий мир» в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Литература

  1.  Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. – М.: Вентана-Граф, 2011г.
  2.  Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. – М.: Вентана-Граф, 2012г.
  3.  Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. – М.: Вентана-Граф, 2007г.
  4.  Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2008г..
  5.  Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. Программа для 1–4 классов // В сб.: «Программы для четырехлетней начальной школы». – М.: Вентана-Граф, 2005.
  6.  Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: методическое пособие для учителей. 1-4 классы. / Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2004.-105с.
  7.  Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы, журнал "Начальная школа" издательского дома "Первое сентября" № 18/2007 с. 2
  8.  Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе. - 1999. - № 6. - С. 18.
  9.  Крюковских А. Словарь исторических терминов, 1998 г.
  10.  Лазарева О.Н. Модель методической подготовки учителей начальных классов в условиях интеграции естественнонаучного и обществоведческого образования, Педагогическое образование № 3, 2009
  11.  Писарева Т.  «Общие основы педагогики: конспект лекций» М. Научная книга, 2012г.
  12.  Садохин А. Концепции современного естествознания М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 447 с. 
  13.  ФГОС - М.: Просвещение, 2011г. 
  14.   Фонд знаний Ломоносова.  http://www.lomonosov-und.ru
  15.  Шайхутдинова Р.В. Антропологический подход в сфере образования. // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 5 – С. 86-88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы и методы преподавания окружающего мира как средство формирования познавательного интереса учащихся

Для использования в работе, а также для выступления на ШМО учителей начальных классов...

ТРУДНОСТИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

При изучении окружающего мира ученик должен овладеть не только необходимыми знаниями о природе, но и знаниями о способах их получения. Успех достигается при учете индивидуальных особенностей посредств...

Инновации в преподавании окружающего мира (развивающая система Л.В. Занкова)

Статья, в которой рассказывается об особенностях преподавания предмета "Окружающий мир" в начальной школе по развивающецй системе Л.В. Занкова. А также приводятся примеры заданий, которые носят преобр...

Инновации в преподавании окружающего мира (развивающая система Л.В. Занкова)

Статья, об особенностях преподавания предмета "Окружающий мир" по развивающей системе Л.В. Занкова....

Методика преподавания окружающего мира в начальной школе

Квалификационные работы по методике преподавания учебной дисциплины "Окружающий мир"...

Использование «Технологии деятельностного метода» в преподавании окружающего мира

Важно не столько дать ребенку как можно больше готовых знаний, сколько обеспечить его личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться....

Основные направления преподавания окружающего мира в 1 классе

Современные ФГОС НОО рассматривают предмет «Окружающий мир» как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, исто...