Урок окружающего мира по теме "Почему радуга разноцветная?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок по окружающему миру в 1 классе из раздела "Почему и зачем?". Тип урока - "открытие"  детьми нового знания. Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС и с применением различных педтехнологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkr.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

Чернова Елена Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «Навлинская СОШ №2»

Тема «Почему радуга разноцветная?»

Цели:

формировать первоначальные представления о свете и цвете;

изучить с детьми  цвета радуги, их последовательность;

обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;

воспитывать интерес к изучению явлений природы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Узнать, как образуется радуга

Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника

Запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма

Отображать последовательность цветов радуги

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Высказывать предположения о причинах возникновения радуги

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах .

Перерабатывать полученную информацию: определять причины явлений и  делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Личностные:

Воспитывать интерес к изучению явлений природы

Воспитывать  чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"

Межпредметные связи: чтение, изобразительное искусство, технология , музыка.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая,  фронтальная.

Ресурсы: учебник,  презентация,  гуашь, цветной мел, пластилин, цветные карандаши, восковые мелки,  альбомные листы, конверты с цветными полосками.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

-Давайте друг другу улыбнёмся. Я очень рада видеть вас и пусть этот урок принесёт нам радость общения друг с другом.

-Садимся. Принимаем правильную и удобную посадку.

2. Актуализация знаний и мотивация

- Сегодня на уроке мы продолжаем разгадывать загадки о природе.  Явление природы, о котором будем говорить  одно из самых красивых. Угадайте:

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

(радуга)

-Как вы догадались?    ( дети доказывают)                                                              (слайд)                                  -Рассмотрите радугу.  Какое настроение у вас возникает при виде радуги? Поделитесь впечатлениями.

(радостное, сказочное, светлое, приятное, праздничное…

Даже взрослые при виде радуги радуются  как дети)

-Кто из вас видел радугу? Поднимите руки.

- Когда можно видеть радугу? (светит солнце и идёт дождь, сразу после дождя)

-Но  солнечные лучи и дождевые капли не имеют цвета.  А посмотрите на радугу. Какой вопрос возникает?  (Откуда берётся цвет?)

3. Постановка учебной задачи

-Отсюда,  какая тема  урока ?

(Тема урока уточняется учителем или по учебнику)

Тема урока «Почему радуга разноцветная?»

- Что мы должны узнать о радуге?  (вместе сформулируем учебную задачу)

( учебник с.40)

-узнаем, как возникает радуга

-научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности

4. «Открытие» детьми нового знания

-А   вы уже знаете, почему бывает радуга?

( разные мнения детей)

-Вопрос был один, а сколько мнений!

- Посмотрите мультфильм, совершите виртуальное путешествие с его героями и найдите ответ на вопрос «Почему бывает радуга?»

- Чтобы ответить на вопрос, надо внимательно смотреть мультфильм.

1) Просмотр отрывка мультфильма из серии «Семья Почемучек»

- Смогли ли вы найти ответ на поставленный вопрос?

2) - Давайте ответим на вопрос «Почему бывает радуга?»

План ответа:

  • Что нужно для возникновения радуги?  (Солнечный свет и капли воды)
  • Что происходит с солнечными лучами? (Капля воды преломляет свет как призма и раскладывает его на разноцветные лучи)

  Слайд                                                                                                                                      

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик.  Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга.

  • Что тогда образуется?  (Радуга )

3) Работа с учебником

- Давайте проверим себя по учебнику  с. 41 – прочитаем объяснение Мудрой Черепахи .

Дети читают текст про себя, один ученик перечитывает вслух.

- Ответ на поставленный вопрос соответствует учебнику? Вы правильно ответили на вопрос?

- Вы молодцы!

 4) Обобщение ответов детей

-Сейчас  мы несколько мгновений насладимся изображениями этого необычного природного явления. Посмотрите на экран.

- Слово «радуга» похоже на слово «радость».                                                                                 Слайд

 И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.                                                                                                                                                          Слайд

- Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех редких случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.     Слайд

-Природа изобретательна!

5) Физкультминутка

Посмотрите: радуга над нами,

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Над деревьями,

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами,

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной,

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы.

6) Постановка проблемного вопроса.

- Мы теперь всё знаем о радуге?

- Кто знает, сколько  цветов у радуги?                                                                                            Слайд

- Назовите цвета радуги.

 В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке:

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

- Цвета радуги можно поменять местами? 

Проблемный вопрос: Как  запомнить их по порядку и очень быстро?

(Выслушиваем мнения детей)

7) Решение  проблемной   ситуации. Работа с учебником.

Учебник с.40

- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразу – подсказку:

 « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

- Но есть и другие фразы-подсказки:

«Как Однажды Жан – Звонарь Голубой Сломал Фонарь»

-Догадались, почему такие слова?

(по первым буквам -  цвета радуги)                                                                                              Слайд

Повторить  фразу – подсказку вместе и друг другу в парах, заучивание.

5. Первичное закрепление

1) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в парах

В конверте разноцветные полоски.

Задание: Чтобы запомнить последовательность цветов  радуги, предлагаю помочь  Муравьишке собрать кусочек радуги.

Проверка                                                                                                                                                        Слайд

Критерии оценки выполнения работы:

1. Количество и цвет полосок соответствует цветам радуги?

2. Все полоски расположены в правильном порядке. Модель соответствует образцу.

Да - Ты отлично справился с работой. Модель соответствует образцу      (Ситуация успеха!)

-Вы за работу получаете молодчинки. Достаньте их из конверта.

Допустил 1-2 ошибки - (не все цвета или нарушена последовательность) Проверь себя по учебнику с. 41 и исправь.

6. Включение в систему знаний

1)  Работа над проектом

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы научиться отображать  порядок цветов в радуге, предлагаю создать свою  радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем, что мы можем использовать для этой работы? (Карандаш, мелки, пластилин,

гуашь, акварель, цветная бумага и т. д.)

–Эти способы подходят нам сегодня?

в) Планирование проекта.

– Работать будем в группах.

Садятся дети по группам.

 Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги создавать. Сколько дуг вы будете рисовать? (7)

– Определим цвета полосок.

(Дети отмечают буквами названия цветов.)

-Время на выполнение работы – 5- 7 минут.

-Удачного вам сотрудничества!

г) Практическая работа.                                                                                                                              Слайд

(самостоятельная работа детей)

д) Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга?

(Свою работу дети вывешивают на доску)

-Вы довольны своей работой?

2) Песня «Кто построил радугу?»                                                                      Слайд

8. Домашнее задание

- Выучить фразу-подсказку,

или (возможно это трудная подсказка) попробуйте придумать свою фразу-подсказку, можете для этой работы пригласить своих родителей.

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

-Мы ответили на все поставленные  вопросы?

-Что узнали?

- Что у вас лучше всего получилось?

- Как работали?

Оцените свою работу с помощью смайликов (достижения)

Ж – Урок прошёл удачно. Я доволен собой.

З  -  Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

К  - Мне было очень трудно. Мне нужна помощь.

- От такого количества улыбок, не только в небе радуга зажжётся, но и нас в классе…

                                                                                                                                                                                Слайд

- В старину верили, что она приносит счастье. Так пусть у вас, мои милые ученики и дорогие гости, в жизни будет как больше счастливых мгновений!

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....

Урок окружающего мира "Радуга"

Урок с презентацией дан  в соответствии с ФГОС....

Урок окружающего мира на тему :"Почему радуга разноцветная?"

                Урок окружающего мира в 1 классе                Тема: «Почему ...

Тема: "Почему радуга разноцветная" урок окружающего мира для 1 класса

Всегда хочется найти нужную и надежную информацию к уроку. Я думаю, данная технологическая карта поможет подготовиться к уроку....