Разработка урока по окружающему миру "Луг"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Мельник Лариса Васильевнав

Цели урока:

формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе;

познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью  и влиянием  человека на луг;

развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира "Луг - природное сообщество. Растения луга." (4-й класс)

Цели урока:

формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе;

познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью  и влиянием  человека на луг;

развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родине

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютеры, гербарий, презентация.

                                        План урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой

II. Актуализация опорных знаний.

III. Вводное повторение.

Проверка домашнего задания.

IV. Изучение нового.

Введение в тему.

1.1. Введение в тему.

1.2. Особенности природного сообщества – луг.

а) виды луга;

б) растения луга;

в) тест «Узнай меня».

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализация требований  к ученику   со стороны учебной деятельности;

-создание условий  возникновения у учащихся  внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнение  типа урока. 

- способствовать положительному эмоциональному настрою на плодотворную работу,  снятию психоэмоционального напряжения, установлению коммуникативного контакта.

1.0. Цель: проверить готовность учащихся к началу урока.

-Здравствуйте, ребята.

-Проверьте, всё ли готово у вас к началу урока

1.1. Психологический настрой

- У меня хорошее настроение, а у вас?

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Включаю запись пения птиц.

- Давайте представим, что мы  на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.

(учебник, тетрадь, дневники)

Отличное!

Психологический настрой.

Звучание музыки леса.

Дети закрывают глаза, слушают спокойную музыку.

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь и настроение других.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цели:

- организация выполнения учащимися пробного учебного действия;

- организация фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Данный этап мотивирует учащихся на расширение границ своих знаний по предлагаемой теме. Осуществляется осознание цели и задачи.

Активизируются мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение.

- Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее. На прошлом уроке мы начали с вами изучать новую тему. Как она звучит?  Какие группы природных  сообществ вы знаете? (записаны на доске)

- На какие две группы можно разделить данные сообщества?

Почему вы так думаете?

Природные сообщества.

Лес. Луг. Водоем. Поле. Сад.

Природные и искусственные.

Т.к. одни образовались в природе самостоятельно, а другие с помощью человека.

Познавательные:

Объяснять, что такое природное сообщество. Выделять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах. Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ.

моделировать цепи питания.

Коммуникативные:

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и доп.сведений.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Цели:

организация постановки цели урока.

- Дополните цепь питания:

Личинка - … - лиса.

Колокольчик - … - трясогузка.

Клевер - … - … - ястреб – перепелятник.

- Пример чего мы сейчас с вами записали?

- Что же такое природное сообщество?

Мышь

Муха

Бабочка, перепел.

Пример пищевой связи.

Это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории и влияют друг на друга.

Коммуникативные:

- Умение слушать учителя и ответы одноклассников.

- Умение соотносить свои чувства с чувствами других и корректно высказываться по этому поводу.

Познавательные:

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять в виде схем.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новые знания в речи;

-организовать  устранение и фиксирование преодоления затруднения.

Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какова  же тема нашего урока?

Нынче удались цветы повсюду;

 Вволю им дано покрасоваться

Я смотрю на землю, как на чудо,

 Просто не могу налюбоваться,

 Вот раскрылся лютик милый,

А на, холм, где расцвела ромашка,

 Где калина руки заломила

Вышел клевер в розовой рубашке.

- О чём это стихотворение?

- Где мы можем увидеть такое обилие цветов?

- Ребята, а что такое луг в вашем представлении?

- Какова же тема нашего урока?

- Итак, тема нашего урока «Луг -  природное сообщество».

- Вернемся к нашим пищевым цепочкам. Как вы думаете, пищевую цепь какого природного сообщества я вам предложила?

Физминутка.

О цветах.

Все эти цветы растут на лугах.

Это много цветов, летают бабочки, пчёлы, шмели).

Луг.

Пищевую цепочку растений и животных луга.

        Познавательные:

- Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества.

- Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.

Определять круг своего знания и незнания.

- Анализировать, сравнивать, обобщать, группировать различные объекты.

Регулятивные:

-Самостоятельно формулировать задание, его цель, планировать алгоритм его выполнения.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать речь других, высказывать свою т.з. на события.

- критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с другой стороны.

5. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Освоение способа действий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (если есть время).

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

На данном этапе преобладают специфические познавательные эмоциональные, социальные мотивы.  Чётко прослеживается многоуровневость взаимодействия: «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – группа».

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: подвести итог урока

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Выбранный способ контроля является целесообразным, соответствует индивидуальным, возрастным особенностям детей, особенностям класса, строящего своё обучение и воспитание на гуманно-нравственной основе.

Особенности природного сообщества – луг.

Цель: познакомить с лугом, как сообществом.

Обратите внимание на доску- это план изучения любого природного сообщества, которым мы с вами будем пользоваться при изучении большой темы «Природные и искусственные сообщества»

(Алгоритм записан на доску).

  1. Название сообщества.
  2. Какие организмы составляют сообщество.
  3. Как связаны между собой организмы в сообществе.
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.
  6. Охрана сообщества.

а) Знакомство с видами луга (заливной и цветочный)

Слайд заливного луга.

В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют - лужайками, большие - лугами.

Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются - заливные.

Слайд цветочного луга.

Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга - цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели.

Переходим к следующему пункту плана.

- Как вы думаете, что может объединять все растения, которые растут на лугу?

- Есть растения на лугу, которые называются кормовые, это какие, ребята, как вы думаете? (слайд)

- На лугу очень много цветущих растений - синих, жёлтых, красных, голубых.

- Какие вы знаете? (слайд)

- Верно.  К ним относятся такие растения, как нивяник, ромашка непахучая, василёк, Иван-чай, цикорий.

- Есть на лугу и ядовитые растения.

- Может вы знаете какие то из них?

- Верно, это сон-трава, лютик, чистотел, дурман. (слайд)

- Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной (сон-трава, лютик, чистотел, дурман).

-  А какие еще бывают растения на лугу? (Мы ими пользуемся, когда болеем)

- Многие из этих растений являются лекарственными.

-Какое луговое растение поможет при простуде? (ромашка лекарственная)

-Какое луговое растение поможет при болезни желудка? (тысячелистник)

-Отвар из какого растения освежит и успокоит? (мята)

- Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой)

На следующем урок продолжим знакомиться и с другими   живыми организмами луга - животными луга. А сейчас откройте тетради и выполните практическую работу. Выберите из гербария одно из растений луга и зарисуйте его в тетради. Подпишите те части растения, которые вы наблюдаете. Кто выполнит, откройте учебники на стр.57 – 58 и прочитайте статью о растениях луга.

- Поставьте себе оценку. Согласуйте ее в паре.

- Откройте компьютеры, найдите тест «Растения луга». Выполните задания, выбрав одно из предложенных растений. В конце получите оценку за урок. Сравните ее со своей самооценкой и поставьте ее себе в тетради.

- Над какой темой мы начали с вами работать?

-Почему луг называется природным сообществом?  Можем ли мы ответить на этот вопрос?

(если осталось время)

Напишите синквейн на тему «Луг». Вспомните схему:

  1. Слово – тема.
  2. Два прилагательных по теме.
  3. Три-четыре глагола по теме.
  4. Предложение с использованием слов текста или близких по теме.
  5. Слово, отражающее основную мысль текста.

-Интересна ли вам была эта тема?

-Если интересна, то чем?

- Считаю, цели я достигла.

-А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.

Информация о домашнем задании.

Цель: дать учащимся возможность выбрать и выполнить задание различного уровня сложности.

1.Работа по учебнику. стр 59. Ответить на вопросы 1, 2, 3.

2. Работа в тетради. стр 34.

3. Творческое: подготовить сообщение о жителе луга или растении луга.

Размышляют над тем, что записано на доске.

Эвристическая беседа

- Растут на открытой местности. Любят свет и тепло.

- Те растения, которые любят и едят животные. Мятлик, клевер луговой, мышиный горошек.

Нивяник, василёк, ромашка, колокольчик и др.

Лютик

Лекарственные. Это ромашка, тысячелистник , зверобой и др. Рассматривают фото с лекарственными и ядовитыми растениями.

Выполняют групповую работу.  Работают с гербарием. Выполняют зарисовку на листе бумаги.

Кто справился с работой, читают в учебнике. Находят информацию о растениях и травах луга.

Выполняют задания теста, выбирая один из предложенных трех вариантов растений. В конце теста получают от 5 до 2 баллов. Тест можно пройти несколько раз, пока не получат хорошую отметку.

Природное сообщество – луг. Растения луга.

Нет, так как мы еще на узнали о животных, обитающих на лугу. Нам нужно до конца выяснить, как взаимосвязаны растения и другие живые организмы луга.

Луг…

Яркий и прекрасный.

Жужжит, звенит, поёт.

Луга – они такие красивые!

Жизнь…

Интересно узнать, сколько всяких разных видов растений растут на лугу – и кормовые, и ядовитые, и лекарственные.

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Выполнять различные функции в группе.

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, сопоставлять полученную информацию.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.

Регулятивные

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Планировать свою работу по изучению нового материала.

Определять самост.критерии оценивания.

Личностные 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

Регулятивные

Планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных, управление поведением партнёра.

Регулятивные

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные

 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."

Цели урока:Образовательные-         формировать представления детей о далеком прошлом Земли;-         пополнить знания у...

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....