Тематическое планирование 3 класс окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Шилкина Валентина Алексеевна

Окружающий мир 3 класс АА Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_3_okr.docx59.23 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_okruzh._mir.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела (темы), тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные  виды учебной  деятельности обучающихся

План

Факт

Раздел «Как устроен мир» (6ч)

1

Природа.

1

Знакомятся с учебником и учебными пособиями, понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить, раскрывают ценность природы для людей

2

Человек

1

Находят сходства человека и живых существ и отличия его от животных, различают внешность человека и его внутренний мир

3

Проект: «Богатства, отданные людям»

1

Определяют цель проекта, распределяют обязанности по проекту, собирают материал, презентуют работы

4

Общество

1

Определяют место человека в обществе, обсуждают вопрос о том, почему семья является важной часть общества

5

Что такое экология

1

Анализируют текст учебника, работают в паре, формулируют выводы из изученного материала

6

Природа в опасности!

1

Устанавливают причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды

Раздел «Эта удивительная природа» (18ч)

7

Тела, вещества, частицы

1

Характеризуют понятия тела, вещества, частицы, классифицируют тела и вещества, приводят примеры, наблюдают опыт с растворением вещества, формулируют выводы из изученного материала

8

Разнообразие веществ Пр.р.  «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

1

Наблюдают и характеризуют свойства поваренной соли, крахмала, сахара, кислоты, ставят опыты по обнаружению их в продуктах питания

9

Воздух и его охрана

1

Анализируют схему, исследуют с помощью опытов свойства воздуха, фиксируют результаты в тетрадь формулируют выводы из изученного материала

10

Вода. Пр.р.  «Исследование свойств воды»

1

Исследуют по инструкции учебника свойства воды, работают в паре, находят главные мысли в учебнике, рассказывают об использовании воды

11

Превращение и круговорот воды

1

Различают три состояния воды, наблюдают образование капель в ходе эксперимента, формулируют выводы

12

Берегите воду!

1

Высказывают предположения почему надо беречь воду, используют при ответе цифровые данные, рассматривают фотодокументы, рассказывают о загрязнении воды, обсуждают способы экономного использования воды

13

Как разрушаются камни

1

Наблюдают процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента, характеризуют процесс разрушения твердых тел в ходе эксперимента, формулируют выводы и оцениваю себя и товарищей

14

Что такое почва. Пр.р.  «Исследование состава почвы»

1

Понимают учебную задачу, анализируют рисунок учебника, высказывают предположения, почему почва плодородна, исследуют состав почвы

15

Разнообразие растений.

1

Знакомятся с группами растений, классифицируют растения, приводят примеры, готовят сообщения о растении

16

Солнце, растения и мы с вами

1

Моделируют процессы дыхания и питания растений, рассказывают об этих процессах, выявляют роль листьев, стебля, корня в питании растений

17

Размножение и развитие растений.

1

Наблюдают в природе, как распространяются растения, выявляют роль животных в размножении растений, работают с терминологическим словарем

18

Охрана растений

1

Понимают учебную задачу, характеризуют факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, оформляют памятку, оценивают себя

19

Разнообразие животных.

1

Актуализируют знания о животном мире, классифицируют животных, приводят примеры, работают с электронным приложением учебника

20

Кто что ест?

Проект  «Разнообразие природы  родного края»

1

Характеризуют животных по типу питания, приводят примеры, анализируют цепи питания, определяют по атласу-определителю растения, птиц,  и другие природные объекты

21

Размножение и развитие животных

1

Моделируют стадии размножения животных разных групп, рассказывают, как животные заботятся о своем потомстве, работают с терминологическим словарем

22

Охрана животных

1

Обсуждают меры по охране животных, создают книжку-малышку «Береги животных», формулируют с помощью экологических знаков правила поведения в природе

23

В царстве грибов

1

Понимают учебную задачу, различают съедобные и ядовитые грибы ,формулируют выводы и оценивают себя

24

Великий круговорот жизни.

1

Характеризуют организмы -производители, организмы –потребители, организмы – разрушители, обсуждают опасность исчезновения хотя бы  одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе, моделируют круговорот в природе, оценивают достижения на уроке

Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч)

25

Организм человека. Пр.р. «Измерение роста и массы тела человека»

1

Характеризуют системы органов человека, анализируют схемы, измеряют рост и массу тела

26

Органы чувств

1

Изучают материал темы и готовят рассказ по плану, распознают предметы на ощупь, формулируют правила гигиены органов чувств

27

Надёжная защита организма. Пр.р. «Изучение свойств  кожи»

1

Характеризуют средства гигиены и ухода за кожей, меры первой помощи при повреждении кожи, осваивают приемы оказания первой помощи при повреждении кожи, готовят рассказ об уходе за кожей

28

Опора тела и движения

1

Характеризуют роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывают роль правильной осанки для здоровья человека, выполняют физминутки

29

Наше питание

Проект  «Школа кулинаров». Пр. р.                                         «Наличие  питательных веществ в продуктах питания»

1

Определяют наличие питательных веществ в продуктах, моделируют строение пищеварительной системы, обсуждают правила правильного питания,  составляют меню здорового питания

30

Дыхание и кровообращение. Пр.р. «Измерение  пульса на запястье»

1

Актуализировать знания о легких и сердце, характеризовать строение дыхательной системы и ее роли в организме, моделируют строение дыхательной системы, кровеносной системы, измеряют пульс

31

Умей предупреждать болезни

1

Характеризуют факторы закаливания, формулируют правила закаливания, составляют памятку по закаливанию

32

Здоровый образ жизни

1

Различают факторы укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие, обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни

33

 Проверим и оценим свои достижения

1

Выполняют тесты с выбором ответа, оценивают

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

Выступают с подготовленными сообщениями, обсуждают выступления товарищей

Раздел « Наша безопасность» (7ч)

35

Огонь, вода и газ

1

Характеризуют действия при пожаре, называют наизусть номера телефонов экстренных вызовов, анализируют схему эвакуации из школы

36

Чтобы путь был счастливым

1

Повторяют правила безопасного поведения на улице, изучают материал учебника, готовят сообщения, выполняют тесты, моделируют свои действия в ходе ролевой игры

37

Дорожные знаки.

1

Анализируют разные виды знаков,, обсуждают, как они помогают пешеходам, моделируют свой путь от дома до школы

38

Проект  «Кто нас защищает»

1

Находят материал, расспрашивают взрослых, оформляют материалы

39

Опасные места

1

Обсуждают опасности в доме и вне его,  формулируют выводы

40

Природа и наша безопасность

1

Работают с атласом – определителем, характеризуют опасности природного характера

41

Экологическая безопасность. Пр.р. «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды»

1

Приводят примеры цепей загрязнения, обсуждают проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды ,знакомятся с устройством и работой бытового фильтра

Раздел «Чему учит экономика» (12ч)

42

Для чего нужна экономика

1

Раскрывают понятие «экономика», «потребности», «товары и услуги», различают товары и услуги, приводят примеры товаров и услуг, характеризуют роль труда в создании товаров и услуг

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

Раскрывают роль природных богатств и труда людей в процессе производства товаров, прослеживают взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывают роль науки в экономическом развитии

44

Полезные ископаемые.

1

Актуализируют полученные знания о полезных ископаемых, определяют полезные ископаемые, характеризуют особенности добычи полезных ископаемых, формулируют выводы и дают оценку

45

Растениеводство. Пр.р. «исследование сельскохозяйственного растения»

1

Исследуют любое сельскохозяйственное растение, различают и классифицируют культурные растения, готовят сообщения о растениях

46

Животноводство

1

Классифицируют домашних сельскохозяйственных животных, выявляют взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности, исследуют, какие продукты животноводства использует семья в течении дня, формулируют выводы и оценивают достижения на уроке

47

Какая бывает промышленность

1

Характеризуют отрасли промышленности по их роли в производстве товаров, соотносят продукцию и отрасли промышленности, выявляют взаимосвязь отраслей промышленности, характеризуют труд работников промышленности

48

Проект  «Экономика родного края»

1

Собирают информацию об экономике края, оформляют собранные материалы, презентуют и оценивают

49

Что такое деньги. Пр.р. «Сравнение  монет России по внешнему виду»

1

Моделируют ситуации бартера и купли-продажи, раскрывают роль денег в экономике, различают денежные единицы разных стран, рассматривают и сравнивают монеты России по внешнему виду, устно описывают их

50

Государственный бюджет

1

Характеризуют государственный бюджет, его доходы и расходы, выявляют взаимосвязь между доходами и расходами государства, формулируют выводы и оценивают достижения на уроке

51

Семейный бюджет

1

Выявляют сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь, моделируют семейный бюджет

52

Экономика и экология

1

Характеризуют вредное воздействие экономики (различных отраслей) на окружающую среду, моделируют экологические прогнозы

53

 Проверочная работа по теме «Чему учит экономика»

1

Выполняют тесты с выбором ответа и оценивают себя

Раздел «Путешествия по городам и странам» (15ч)

54

Золотое кольцо России

1

Рассказывают о достопримечательностях Золотого кольца России, узнают по фотографиям достопримечательности городов Золотого кольца России, составляют вопросы к викторине

55

Города Золотого кольца

1

Моделируют маршрут Золотого кольца, выполняют задания из электронного приложения к учебнику

56

Достопримечательности городов золотого кольца

1

Готовят сообщения о любом городе Золотого кольца, оценивают свои достижения

57

Проект: «Музей путешествий»

1

Собирают материал, составляют этикетки, оформляют экспозицию выставки

58

Наши ближайшие соседи

1

Показывают  на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, работают с электронным приложением

59

На севере Европы

1

Работают в группе, готовят сообщения , выступают, оценивают свои достижения, соотносят государства и их флаги

60

Что такое Бенилюкс

1

Составляют вопросы к викторине, описывают достопримечательности Бенилюкса, работают в группах: изучают материал, готовят сообщения

61

В центре Европы

1

Изучают материал о странах центра Европы, готовят сообщения

62

По Франции и Великобритании (Франция)

1

Изучают материал, готовят сообщения, выступают, описывают достопримечательности Франции

63

По Франции и Великобритании (Великобритания)

1

Изучают материал, готовят сообщения, выступают, описывают достопримечательности Великобритании, выполняют задания из электронного приложения

64

На юге Европы

1

Самостоятельно изучают материал о Греции и Италии, составляют вопросы к викторине, описывают достопримечательности Греции и Италии

65

По знаменитым местам мира

1

Обсуждают цели международного туризма, соотносят памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, описывают по фотографиям изучаемые достопримечательности

66

Проверочная работа по теме «Путешествие по городам и странам»

1

Выполняют тесты с выбором ответа, обсуждают выступления учащихся, оценивают свои достижения

67

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края»,  «Музей путешествий»

1

Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами

68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края»,  «Музей путешествий»

1

Выступают с презентациями, сообщениями, оценивают свои достижения



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа   по окружающему миру  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы начального общего образования и с учётом сборник рабочих программ «Школа России» М: «Просвещение», 2011 год

     Программа является ориентиром для изучения предмета окружающий мир  по учебнику:  Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А.А.Плешаков- М: «Просвещение», 2013г.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Описание  места учебного предмета в учебном плане

На изучение «Окружающего мира» в начальной школе выделяется 270 ч.

 В 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)

Практических работ –  10.   Проверочных работ  –3  Проектов - 8.         

Описание ценностных  ориентиров содержания учебного предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

 Метапредметные результаты
         понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

 включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем      и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты
       находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Содержание учебного предмета

Раздел «Как устроен мир»(6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и

несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Пр.р.  «Обнаружение крахмала в продуктах питания». Пр.р.«Исследование свойств воды». Пр.р.  «Исследование состава почвы».

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Пр.р. «Измерение роста и массы тела человека». Пр.р. «Изучение свойств  кожи».

Пр. р  «Наличие  питательных веществ в продуктах питания». Пр.р. «Измерение  пульса на запястье».

Раздел «Наша безопасность» (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Пр.р. «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Пр.р. «исследование сельскохозяйственного растения». Пр.р. «Сравнение  монет России по внешнему виду».

Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...