Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Евтушенко Анна Алексеевна

Конспект урока по окружающему миру УМК "Школа 2100" тема: "Как человек используеи свойства воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sv-va_vozduha.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как человек использует свойства воздуха.

Ход урока.

Учитель

Ученики

  1. Актуализация

Откройте учебники на с. 89

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Давайте прочитаем диалог Лены и Миши и определим проблему урока.

Какое вы заметили противоречие?

Какой у вас возникает вопрос?

У меня тоже возникло несколько вопросов. Я предлагаю вам сыграть в игру «Веришь – не веришь»

Возьмите белые листочки, прочитайте высказывания и в первом столбике поставьте «+», если вы отвечаете «ДА», если отвечаете «НЕТ» - поставьте «-« (приложение 1)

Оцените по шкале после таблицы, как вы справились с заданием.

Давайте проверим, что у вас получилось. Поднимите руку те, кто на первый вопрос ответил «ДА»?

(И так по всем вопросам)

Как вы думаете, почему на первые вопросы у вас не возникло больших разногласий в ответах?

Давайте вспомним, что же мы уже знаем о воздухе?

Как можно доказать, что воздух не пустое место?

Из смеси каких газов состоит воздух?

Для чего воздух живым организмам?

На остальные вопросы ваши мнения разделись. Почему?

Значит, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

Что нам для этого надо сделать?

Где мы можем узнать, кто же из вас прав? Где можно найти нужную нам информацию?

А ещё можно провести опыты, провести наблюдения и сделать выводы самим.

Этим мы и займёмся на сегодняшнем уроке.

Открывают

Читают

Читают

Ответы

Выполняют

Оценивают

Отвечают

Мы это уже знаем.

Помахать перед лицом листом бумаги.

Азот, кислород, углекислый газ и другие примеси

Кислород – для дыхания

Углекислый газ – для фотосинтеза у растений, для получения питания, для создания органических веществ.

ответы

Узнать, как человек использует свойства воздуха.

Ответить на вопросы, найти информацию

В учебнике, в энциклопедии, в интернете, спросить у взрослых

  1. Совместное открытие знаний

Как называется воздушная оболочка земли?

Для чего она нашей планете?

Где мы найдём подтверждение этой гипотезы?

На с. 89 найдите и прочитайте текст об атмосфере.

Какой вывод мы можем сделать?

Что такое ветер? Как он возникает? Как человек использует ветер? При поиске ответов можете использовать иллюстрации учебника на с. 89

Имеет ли воздух вес?

Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. Затем откачал воздух из шара и заткнул отверстие и снова положил шар на весы. Шар стал легче. Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.

А сейчас мы разделимся на группы (4 группы) и проведём несколько опытов.

Результаты своих наблюдений вы запишите в листы исследований, а потом каждая группа поделится своими выводами. (приложение 2)

Сейчас каждая группа сообщит свои наблюдения и выводы.

Зачем птицам перья, зверям мех, а нам шерстяная одежда?

На с. 90 учебника выполните последнее задание на этой странице.

Какой вывод мы сделаем?

Атмосфера

Ответы

В учебнике

Находят, читают

Атмосфера – это воздушная оболочка Земли; состоит из смеси газов; защищает от губительных космических лучей, от перегрева и переохлаждения; необходимая часть атмосферы – кислород – необходим для дыхания всем живым организмам; для создания органических веществ.

Ветер – это перемещение воздуха. (приводят примеры)

гипотезы

Работают в группах

Группы по очереди выступают

Для поддержания тепла. Между перьями, шерстью, нитками шерстяной одежды находится воздух, а он плохо проводит тепло.

выполняют

  1. Самостоятельное применение знаний

Давайте вернёмся к нашим табличка «Веришь – не веришь»

Заполните теперь последний столбик.

Сравните с правильными ответами (слайд на доске)

Оцените по шкале, как вы теперь справились с заданием.

У кого оценка изменилась?

У кого повысилась?

У кого осталась прежней?

У кого стала ниже?

Как вы думаете, достигли мы цели урока, которую сформулировали вначале?

Заполняют

Сравнивают и ставят + и –

Оценивают себя

ответы

ответы

  1. Рефлексия

Возьмите голубые листочки. Выберите и продолжите 1-2 предложения. (приложение 3)

  1. Домашнее задание

В тетрадях выберите задания, которые вы можете выполнить после сегодняшнего урока.


Приложение 1

«Веришь – не веришь»

В начале урока

Веришь ли ты, что …

В конце урока

Воздух – это не пустое место?

Воздух состоит из смеси газов?

Воздух необходим всем живым организмам?

Атмосфера необходима нашей планете?

Человек может прожить без воздуха?

Реки текут благодаря ветру?

Воздух при нагревании расширяется?

На воздух можно опереться?

Двойные рамы в окна вставляют, чтобы не пропустить холодный воздух?

Тёплый воздух легче холодного?

Зимой теплее в валенках, чем в сапогах?

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


Приложение 2

Исследование №1

(Обязательное условие –работайте как можно тише. Запоминайте, откуда что берёте. После окончания работы верните всё на свои места.)

  1. Разверните маленькую плёнку (полотно) возьмите её за края, натяните. Одновременно медленно поднимите полотно вверх и опускайте вниз.
  2. То же самое проделайте с большой плёнкой (полотном)
    Заполните лист исследований.

Лист исследований №1.

  1. Что чувствуете, когда полотно идёт вверх?
    ______________________________________________________
  2. Что чувствуете, когда полотно опускается?
    ______________________________________________________

Сравни наблюдения с обоими полотнами.

________________________________________________________________________________________________________________Соотнеси полотно с парашютом. Сделай вывод: влияет ли размер парашюта на скорость приземления.

        

________________________________________________________
Подтверди это примером.
Возьми парашютиста, осторожно  встань на стул, подними руку повыше и отпусти парашютиста. То же самое сделай со вторым парашютистом, у которого парашют больше. Подтвердил ли этот пример тот вывод, который ты сделал?
_______________________________________________________

Исследование №2

( Обязательное условие – работайте как можно тише. Запоминайте, откуда что берёте. После окончания работы верните всё на свои места.)

  1. Возьми шприц, втяни в него воздух, закрой отверстие пальцем. Затем попытайся надавить на поршень ( можно давить руками сильно). Затем поршень отпусти. Что наблюдал?
  2. Несколько раз стукни мячом об пол. Что происходит с мячом?
  3. На парте лежат воздушные шарики. Сверху они накрыты большой книгой. Попробуйте, не поднимая книгу руками, одновременно надуть шарики.  (Взрослых попросите постоять рядом). Что вы наблюдали? Сделайте вывод.

    Лист исследований №2.
  1. Что вы наблюдали, надавливая на поршень шприца?
    ___________________________________________________
    ___________________________________________________
  2. Что происходило с мячом? Почему он отскакивал?
    ___________________________________________________
    ___________________________________________________
  3. Кто или что подняло парту?____________________________
    ___________________________________________________
  4. Как может помогать человеку сжатый воздух?
    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_ Исследование №3

( Обязательное условие – работайте как можно тише. Запоминайте, откуда что берёте. После окончания работы верните всё на свои места.)

  1. Затолкай один бумажный платок (или два) в стакан, но не до дна, переверни и проверь, чтобы платок не выпал.
    Теперь опусти стакан отверстием вниз под воду. Внимание!, Всё время держи стакан вертикально.
    Так же аккуратно подними стакан. Запиши наблюдения.
  2. Положи на воду человечка. Накрой стаканом. Так же аккуратно опусти стакан вниз под воду. Внимание! Всё время держи стакан вертикально.

Так же аккуратно подними стакан. Запиши наблюдения.  

 

Лист исследований №3. 

1. Что произошло с платком? Он намок? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Намок ли человечек? Почему? Где это используется?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_ Исследование №4

( Обязательное условие – работайте как можно тише. Запоминайте, откуда что берёте. После окончания работы верните всё на свои места.)

Попроси взрослых зажечь свечи под «Тепловым колесом». Что происходит с лопастями? Как ты это объяснишь?

 Лист исследований №4.

  1. Почему лопасти стали двигаться?
    ___________________________________________________________________________________________________________-
  2. Что произойдёт, если увеличить количество свечей? Предположи.______________________________________________________________________________________________
  3. Попроси взрослых добавить свечи. Проверь своё предположение._______________________________________
    ______________________________________________________
  4. Что произойдёт, если свечи убрать? _____________________________________________________
  5. Попроси взрослых погасить свечи. Ты так рассуждал?
    ____________________________________________________________________________________________________________


Приложение 3

Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________________________________________________________________________________

Сегодня на уроке меня удивило ____________________________________________________________________________________________________________________

После сегодняшнего урока у меня остались вопросы ____________________________________________________________________________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________________________________________________________________________________

Сегодня на уроке меня удивило ____________________________________________________________________________________________________________________

После сегодняшнего урока у меня остались вопросы ____________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...