Главные вкладки

    Проект По теме: «Проектная деятельность как форма развития познавательной инициативы» «Цветы на подоконнике и на клумбе»
    проект по окружающему миру по теме

    Морозова Татьяна Геннадьевна

     

     

    Цель:  Развивать интерес к развитию и росту растений комнатных и на клумбе; наблюдательность и любознательность, наглядно – действенное мышление. Создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.

    Тип проекта: исследовательский, среднесрочный, групповой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект

    По теме: «Проектная деятельность как форма развития познавательной инициативы»

      «Цветы на подоконнике и на клумбе»C:\Users\dom\Desktop\Новая папка (3)\06.jpg

    C:\Users\dom\Desktop\Новая папка (3)\05.jpeg

    Тип проекта: исследовательский, среднесрочный, групповой.

    (работа начинается в феврале и заканчивается в июле)

    Актуальность проекта:
          Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
          Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
          Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
    Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

    Цель:  Развивать интерес к развитию и росту растений комнатных и на клумбе; наблюдательность и любознательность, наглядно – действенное мышление. Создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.

    Задачи:

    1. Закрепить знания детей о комнатных растениях. Познакомить с названиями 2-3 комнатных растений.

    2. Познакомить с растениями, живущими на улице.

    3. Выяснить, что нужно растениям для их роста и цветения.

    4. Учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках.

    5. Дать представления о семенах и черенках. Учить последовательности во время посадки.

    6. Развивать интерес к развитию и росту растений, учить быть любознательными и наблюдательными.

    Материал:

    Фотографии: «Групповые помещения без комнатных растений», «Групповые помещения  с комнатными растениями». Комнатные растения: декабрист, фиалка, огонек, бегония крапчатая.  Семена астр, совочки, грабли, лейки с водой, палочки  для рыхления; черенки комнатных растений; салфетки для снятия пыли. Иллюстрации цветов на клумбе: роза, лилия, астра; игра (карточки) «Что нужно растениям для роста»; фартуки на каждого ребенка.                              

    Ход проектной деятельности.

     1 этап – подготовительный:        

    Подбор справочной, познавательной, художественной литературы по теме проекта.

    Цель: Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

            На первом этапе был разработан план проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были обучающиеся второй младшей  группы, воспитатель и родители.

    2 этап проекта – ознакомительный:

    Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к растениям,  развивать желание выращивать их и ухаживать за ними, воспитать бережное отношение к живой природе.  Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.

    Второй и последующие этапы – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога с детьми,  работа детей и родителей, работа педагога  и родителей. С детьми  проводились занятия  по проекту, была организована совместная  и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с комнатными растениями и цветами, выращиваемыми на клумбе. С родителями было проведено собрание, на котором я познакомила их с проектом, предложила принять участие. Родители были заинтересованы предстоящей деятельностью: они принесли семена растений, приняли самое активное участие в изготовлении поделок и рисунков для выставки «Цветы вокруг нас».

    1.Вхождение в игровую ситуацию: приветствие «Солнечные лучики» (сплочение группы).

    Произношу следующие слова:

    Первый лучик, нежный лучик,

    Заглянул он к нам в оконце

    И принес в своих ладошках

    Теплоту, частицу солнца.

    Дети, стоя в кругу, протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Я предлагаю  детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.

    2.Рассматривание фотографий групповых помещений без комнатных растений и с комнатными растениями. 

    Спрашиваю  детей, какая фотография им больше нравится с комнатными растениями или без. Почему?

    Детям нравится фотография с комнатными растениями, потому что группа с ними выглядит красивее.

    Интересуюсь, видели  ли ребята такие растения у нас в группе? (Видели).

    - А на улице? (Нет).

    Подвожу итог:  такие растения живут только в помещении, в детском саду или дома, поэтому их и называют комнатными растениями.

    1. этап проекта – решение задач:

    1. Работа с комнатными растениями.

    Здесь предлагаю детям рассмотреть фотографии таких комнатных растений как декабрист, фиалка и огонёк. Спрашиваю, знают ли они  как называются эти растения?  Почему у них такие названия? (Декабрист – цветет зимой в декабре; фиалка – фиолетовый цвет; огонек – его цветы похожи на маленькие огоньки).

    После предлагаю рассмотреть  новое растение, которое они ещё  не знают. Это бегония крапчатая. Бегония, потому что ее стволы очень длинные, как - будто они торопятся расти, бегут.

    -А почему крапчатая? (На этот  вопрос предлагаю детям поразмыслить самостоятельно).

    Потому что у нее на листьях есть белые крапинки.

    Далее провожу работу с другими комнатными растениями, имеющимися в группе.  Предлагаю  детям  найти в нашей группе такие же растения как на фотографиях. (Дети находят растения, рассматривают их).

     Предлагаю детям по очереди показать цветы, которые  они  знают  и назвать их.

    Спрашиваю, все ли растения нравятся детям? (Да).

    - А какое  нравится больше всех?  Прошу детей подойти  к тому растению, которое  нравится больше.

    Предлагаю спросить  у своего любимого растения шепотом, чтобы  только оно услышало, хорошо ли ему живется в нашей группе? (Дети разговаривают с растениями).

    Спрашиваю: « Что ответили вам ваши растения? Нравится им у нас жить»? (Да, им нравится жить у нас в группе).

    - А почему? (Потому что мы ухаживаем за ними: рыхлим землю, поливаем, вытираем пыль с листьев).

    3. Чтение стихотворения.

    Хрустит за окошком
    Морозный денек.
    Стоит на окошке
    Цветок-огонек.

    Малиновым цветом
    Цветут лепестки,
    Как будто и вправду
    Зажглись огоньки.

    Его поливаю,
    Его берегу,
    Его подарить
    Никому не могу!

    Уж очень он ярок,
    Уж очень хорош,
    Уж очень на мамину
    Сказку похож!

    (Елена Благинина)

    4. Игра «Что растениям необходимо для роста»         

    Предлагаю детям  расположить карточки по порядку. Дети располагают. Если они  затрудняются, помогаю им.

    Подвожу итог: лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света и тепла растения не растут. Растениям нужна земля. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота и нежность.

    5. «Цветы на клумбе».

    Обращаю внимание детей на картинки новых растений (роза, лилия, астра).

    Выясняю, где растут такие растения. (На клумбе, на участке детского сада, около дома).

    Затем  называю ещё некоторые  цветы, растущие  на клумбе и предлагаю детям назвать те  уличные цветы, которые они знают.

    Спрашиваю: « Чем похожи комнатные растения и цветы с клумбы? Что у них одинаковое»? (Стебли, листья, цветы).

    - Чем они отличаются? (Одни растут в доме, другие на улице, цвет и размер листьев, окраска и форма цветов, время цветения).

     Далее  показываю детям семена, спрашиваю: «Вы знаете что это?»                 Это семена цветов, которые называются «астры». (Показываю иллюстрацию с цветами).

    - Представляете, как будет красиво на нашем участке, когда зацветут астры. Но чтобы эти семена проросли, выросли, зацвели, нам надо много трудиться.

    4 этап – практический:

    1.Знакомство со схемой посадки цветов на клумбе. 

    Предлагаю вниманию детей следующие картинки. С помощью наводящих вопросов  даю им возможность самостоятельно составить схему подготовки почвы и посадки семян. Помогаю им при затруднении. Совместными усилиями приходим к следующему выводу:

    Сначала нужно:  вскопать землю, разрыхлить – сделать бороздки – посадить семена – засыпать землей – полить  водой.

    2.Посадка семян астры с помощью воспитателя, поливка. 

    Дети самостоятельно под руководством воспитателя подготавливали почву к посадке семян, сажали семена астры, поливали, пропалывали , удаляли сорняки и наблюдали за всходами семян и ростом растений.

    3.Знакомство с черенками (отростками) комнатных растений.

    Рассказываю детям, что комнатные растения редко размножаются семенами: многие из них в помещении не цветут или цветут редко, если даже и цветут, то не дают семян. Поэтому основной вид размножения комнатных растений – частями растения (черенками).

    4. Работа на клумбах.

    Работа на клумбах детского сада велась с апреля по июль. Ребята  с большим интересом сажали, выращивали цветы и ухаживали за ними.

    5.Пальчиковая игра « Цветок»

          Предлагаю детям выполнить следующие действия. (Сомкнутые и чуть округлые ладони – бутон цветка).

    -Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться (пальцы начинают расходиться в стороны). Цветок распустился, смотрит на солнце, лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка (пальцы расходятся полностью, даже немного прогибаются; чуть – чуть шевелятся кончики пальцев). Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает (пальцы вновь медленно смыкаются). Игру можно выполнить и под такие стихи:

    Наши красные цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши красные цветки.

    Закрывают лепестки.

    Головой качают,

    Тихо засыпают.

    6.Аппликация « Цветы».

    Провожу с детьми аппликации «Цветы».

    7.Конструирование « Цветы».

    Выполняю с детьми конструирования «Цветы».

    8.Психогимнастика «Я - растение».

     (дети садятся  в круг  и закрывают глаза).

    - Представьте, что вы маленькие растения. Вас посадили в теплую, черную землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые и хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы корни ваши дышали. Вы начинаете расти. Ваши лепестки подросли, стебель становится крепким. Вы тянетесь к свету. Как вам хорошо и на подоконнике и на клумбе с другими красивыми цветами.

    - Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (За ними ухаживают, рыхлят землю, поливают).

    - То же самое чувствуют наши растения на подоконнике и на клумбе. Мы будем каждый день ухаживать за нашими цветами, им будет очень приятно жить в нашей группе. Мы будем у них спрашивать: «Хорошо ли вы себя чувствуете?»

    Затем предлагаю  внимательно посмотреть, все ли  в порядке в уголке, где живут наши комнатные растения. Может быть, какое-то растение надо полить или подрыхлить?

    5 этап – работа детей в уголке природы.

    На данном этапе проводится работа детей в уголке природы под руководством воспитателя. При этом работа может сопровождаться  детскими песенками или приятной музыкой.   

    1.Оформление фотоальбома «Дети и цветы».

    Оформляю фотоальбом  из фотографий, сделанных на фоне клумб детского сада.       

    Работа с родителями.

    1.Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас».

    Итогом нашей работы стала выставка рисунков и поделок детей совместно с родителями. Это были рисунки и объёмные поделки цветов.

    Результаты работы:

    В результате проектной деятельности у обучающихся были сформированы представления о растениях, первоначальные навыки  экологически грамотного отношения к растительному миру, ответственное отношение к окружающей среде. Дети были активно вовлечены в творческую деятельность. Были развиты познавательный интерес к природе, коммуникативные навыки, а так же навыки взаимодействия и сотрудничества.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проектная деятельность с детьми средней группы Тема: «Цветы на подоконнике и на клумбе»

    Слайд 3

    Игра «Что растениям необходимо для роста»

    Слайд 4

    Схема посадки цветов на клумбе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...

    Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

    Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

    статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

    В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

    Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса

    «При разработке федеральных государственных  стандартов второго поколения приоритетом начального образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, у...

    Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников

    Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и  твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...

    Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"

    Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие  познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....