Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что общего у деревьев, кустарников и трав"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Чешкова Татьяна Николаевна

Урок по УМУ «Перспективная начальная школа», в соответствии с ФГОС. Тема учебного занятия: Что общего у деревьев, кустарников и трав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_okr.miru_.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия по окружающему миру

Автор: Т. Н. Чешкова, учитель МОУ «Голузинская СОШ».

Класс: 1-й, УМК  «Перспективная начальная школа».

Тема учебного занятия: Что общего у деревьев, кустарников и трав.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: выявить черты сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев.

Задачи урока (деятельность учителя): 

  1. Актуализировать знания обучающихся о растениях.
  2. Обеспечить условия для установления отличия между деревьями, кустарниками травянистыми растениями.
  3. Помочь выявить особенности строения растений.
  4. Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 1 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» 1 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), дидактический материал.

Содержание урока:

Этапы урока;

задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Актуализация знаний обучающихся

Вспомнить известные знания  о растениях;

выявить основные группы растений.

Приветствие и начало урока.

Беседа по вопросам:

-Рассмотрите рисунки и скажите, какой предмет лишний?(Собака, утка, жук, дерево) Объясни, почему?

 

– Какие растения вы знаете?

– Можно ли растения отнести к живой природе? Почему?

– Какие группы растений вы знаете? (Если не назовут, вопрос: рассмотрите схему, скажите, на какие группы можно поделить растения?)

-А знаете ли вы, чем отличаются растения друг от друга?

-Лишнее – дерево, так как все остальные изображенные предметы относятся к группе «Животные», а дерево – это

растение.

Ель, малина, клевер…

Да, они дышат, питаются, двигаются, размножаются …

Деревья, кустарники, травы.

Да, …

Познавательные

(логические: обобщение)

Коммуникативные (монологические высказывания)

Познавательные (логические: вывод)

2.Целеполагание

Определить тему урока, поставить цель, наметить учебные задачи

- Определите и назовите тему сегодняшнего урока.

-Откройте учебник на странице 20й, прочитайте тему, правы ли были вы?

 -Ребята, а как вы думаете, какая цель нашего урока, что мы должны сегодня узнать новое?

- Давайте сообща наметим план наших учебных действий.

- Помогут нам известные условные обозначения. 

-Деревья, кустарники и травы

-Чем отличаются и чем похожи деревья, кустарники, травы..

-Что общего у деревьев, кустарников, трав.

Под руководством учителя формулируется цель: узнать, что общего у деревьев, кустарников, травянистых растений.

Дети с помощью учителя и условных обозначений планируют свои учебные действия:

         

             (вспомнить, что мы знаем о растениях).

           (выявить чем различаются деревья, кустарники и травы).

            (узнать строение растения).

          оценить свою работу.

Познавательные

(информационные:

извлечение информации)

Познавательные (логические)

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

Регулятивные

(принятие  цели и постановка задач урока)

Регулятивные (планирование действий)

Коммуникативные (монологические высказывания детей)

Познавательные (знаково-символические)

3. Открытие новых знаний

Узнавать объекты живой и неживой природы;

находить существенные отличительные признаки растений;

выявить черты сходства и различия деревьев, кустарников, трав;

развивать умения обобщать

наблюдения, делать простейшие выводы.

- Мы вспомнили, что уже знаем о растениях.

- Какая 2-я учебная задача?

-Ребята, я буду показывать растения, а вы будите называть, к какой группе вы их относите.

-Какие растения вы отнесли к группе Деревья?

Кустарники?

Трава?

-Как вы различали их? Сложно ли вам было определить? Почему?

Работа в группах попробуйте составить схему (кластер), попробуйте определить существенные (отличительный) признак каждой группы (схема разрезана, нужно ее собрать).

Посмотрите на экран и сравните с образцом.

Итак, какие отличительный признак у каждой группы растений?

Ребята, с первой задачей мы справились?

Работа с учебником (стр. 20-21)

– Рассмотрите рисунок на с. 21. Какое дерево здесь изображено?

– Какие части яблони показаны в увеличенном виде?

– Какой кустарник изображен?

– Назовите части этого растения.

– Какое травянистое растение изображено в книге?

– Назовите части этого растения.

 

– Как назвать одним словом: яблоко, ягоды смородины, помидор?

– Где образуются плоды?

Учитель разрезает яблоко, помидор, ягоду смородины.

– Что находится внутри каждого плода?

– Что же общего у трав, кустарников и деревьев?

 В рассмотрите рисунок, который нарисовали Маша и Миша, и определите не ошиблись ли ребята.

– Правильный ли вывод сделала Маша: корень, стебель, лист, цветок, плод

с семенами – части растений?

Ребята, мы справились со 3й учебной задачей?

Подумайте, почему каждое растение имеет одинаковые части.

-Каждая часть растения выполняет свою функцию.

-Зачем нужны растению корни?

Корни всасывают растворённые в почве минеральные вещества, необходимые листьям, и воду;корни служат также якорем для растения.

А стебель?

 Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой также транспортную артерию, покоторой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой – запасы пищи, образующиеся в листьях в виде крахмала, движутся вниз и могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

Лист является фабрикой растения. Здесь углекислый газ, почвенная влага и солнечный свет при участии хлорофилла превращаются в крахмал, который транспортируется в другие части растения.

 Цветок выполняет важную генетическую функцию. Он обеспечивает появление следующего поколения,

благодаря чему виды растений, как и животных, существуют тысячи лет.

-Что они относятся к живой природе, потому что…

Ответы детей…

Да, мы узнали …

-Дерево яблоня.

Яблоко, листья, цветы, корень, ствол.

Черная смородина.

Ягоды, листья, цветы, корни,

стебли.

Помидор.

Помидор, листья, цветы, стебель, корень.

Это плоды.

Плоды образуются на месте цветков

Внутри всегда есть семена.

У всех растений есть

корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена.

Правильно, эти органы есть у деревьев,

кустарников и травянистых растений.

Да. Мы узнали строение растения, это то, что объединяет все растения…

Да, мы …

Ответы детей..

Рассмотрение плаката, обсуждение, высказывание предположений обучающихся.

Регулятивные

(удержание цели и задач урока)

Познавательные

(логические: вывод)

Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение , представление информации)

Коммуникативные (общение)

Коммуникативные

(взаимодействие)

Регулятивные (контроль, сличение с образцом)

Познавательные

(логические: вывод)

Познавательные (поиск и выделение информации, источников информации, построение речевого высказывания)

Познавательные

Анализ (выделение признаков)

Познавательные

(логические: вывод)

4. Первичное формирование умений на основе самоконтроля

Формировать первичные умения анализа;

Учить

распознавать части растения.

На каждую парту до уроков раскладывают разрезанное на части растение.

Работа в парах будем по плану.

1. Рассмотрите и назовите отдельные части растения.

2. Покажите их друг другу.

3. Соберите растение целиком.

– Подумайте, почему каждое растение имеет одинаковые части.

Работа в печатной тетради (задания 14).

– Какие растения здесь нарисованы?

– Нарисуйте недостающие части растений.

– Какие части растений вы дорисовали?

(задания 15).

– Назовите нарисованные части томата. Сколько их?

– Укажите с помощью стрелок, как заполнить свободные клеточки

рисунка томата.

– Расскажите, что вы знаете об этом растениях.

(задания 16).

– Отметьте изображения тех растений, листья которых человек использует

в пищу.

Работа в паре: обсуждение, составление растения.

Дерево, кустарник, трава.

У дерева ствол, корень. У кустарника корень, у травы листья и корень.

4 части: плоды, цветы, листья, корень.

Коммуникативные (взаимодействие)

Познавательные (логические)

Познавательные

(логические: вывод)

Личностные

(развитие познавательных интересов, учебных мотивов)

5.Рефлексия

Формировать умения оценивать себя

- Обратимся к поставленным задачам в начале урока.

- Какие затруднения встретились при решении некоторых задач?

- Почему?

- Пригодятся ли нам эти знания в жизни?

- Оцените себя по следующим критериям:

- я знаю, что общего у деревьев, кустарников, травы;

- я знаю отличительные черты деревьев, кустарников, травы;

- я умею различать части растения.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети оценивают себя с помощью «волшебных линеечек».

Регулятивные (удержание цели и задач урока)

Регулятивные (внесение коррективов)

Личностные (компетентности в поступках и деятельности)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)