конспект урока "Кровь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Угольникова Анастасия Сергеевна

Конспект урока для 4 класса по окружающему миру по теме "Кровь. Строение кровеносной системы". Рекомендовано использовать микроскоп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая цель урока: формирование знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: познакомить и расширить знания учащихся о крови и    кровеносной системе, о её значении в жизни   человека  с составом крови;  развивать интерес к познанию «самого себя»; воспитывать в детях заботливое отношение   к своему здоровью.

Оборудование урока:

учебник  «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова

  для 4 класса;

  рабочая тетрадь; тест №1,№2,№3

  1. Психологический настрой.

-Добрый  день, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. Поприветствуйте гостей. Садитесь.

-Сядьте ровно, проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.

  2. Проверка домашнего задания.

  • Перед вами лежит лист №1. Запишите фамилию, читайте задание и выполняйте.
  • Соедини линиями.
  • Глаза                               орган осязания
  • уши                                  орган вкуса
  • нос                                   орган зрения
  • кожа                                орган обоняния
  • язык                                орган слуха
  • Прочитай вопрос, ответ запиши.
  • Какой учёный занимался исследованием нервной системы?
  • Какой главный орган нервной системы находится в черепе?
  • Кто «подаёт» информацию головному мозгу?
  •  Что дают человеку во время операции для обезболивания?
  • Проверяем.
  • СЛАЙД: глаза                орган осязания
  •                уши                 орган вкуса
  •                нос                  орган зрения
  •                кожа                орган обоняния
  •                язык                орган слуха
  • СЛАЙД: И.П.Павлов
  •               Головной мозг
  •               Нервы
  •               Наркоз
  •  Поставьте себе оценки.        
  • 3. Постановка проблемы, Целеполагание.

На уроках окружающий мир мы всегда открываем для себя что-то новое, интересное и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями.

Отгадайте загадку: По реке бежит вода, ярко-красная она.

                                      Корабли по ней плывут, пищу органам везут.

                                      Кислород они подвозят, углекислый газ увозят,

                                      И умеют воевать, от микробов защищать. Это…

-Вы все видели капельку крови. Опишите её.

-Вы уверены, что у вас полные знания о значении  крови в организме?

- Сформулируйте тему урока

СЛАЙД: Тема урока: Значение кровеносной системы. Кровь. (тетрадь)

Цель нашего урока:

-расширять знания об организме человека;

   -познакомиться с составом крови, её значении в жизни человека;

 -развивать интерес к познанию «самого себя»;

 -воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Открытие  новых знаний.

Кровь – удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди  кровью скрепляли свои клятвы. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5 л крови. У детей её немного меньше. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные  сосуды».

 Сегодня мы будем говорить о крови, узнаем состав крови и выясним её значения для человека

 Работа по учебнику с. 33

  • откройте учебник с.33 (рисунок)
  • Прочитайте заголовок. Работа в парах.
  • Рассмотрите рисунки. Сделайте предварительные выводы о значении крови для человека. Запишите их.
  • Проверяем. Зачитайте свои выводы.
  • Слайд.  Как работает кровь.
  • Итак, мы видим, что кровь выполняет роль транспортировщика, кондиционера, снабженца, уборщика, защитника, как же она успевает справиться со всеми своими обязанностями?

  • Разносит питательные вещества;
  • снабжает клетки кислородом;
  • поддерживает постоянную температуру тела;
  • выводит вредные вещества;
  • защищает от вредных микробов.
  • Физминутка

Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения

а)  Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-поворот головы направо; 2-исходное положение; 3-поворот головы налево; 4-исходное положение. Повторить 4-5 раз. Темп медленный. 

Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

а) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями,   голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.

Комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц туловища

а) Исходное положение – стойка, ноги врозь.
1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – исходное положение; 5-8-то же в другую сторону.

Повторить 5-6 раз. Темп средний.

Строение крови.

Одно из заданий, которые мы выполняли для улучшения головного кровоснабжения. Как же кровь поступает в головной мозг?

  • Рассмотрите свои руки (кисти, запястья) с наружной и внутренней стороны.
  • Что вы видите? (Кровеносные сосуды в виде голубоватых полосок).
  • Слайд. Кровеносные сосуды.
  • Кровеносные сосуды в нашем организме разные по длине и ширине. Толстые сосуды постепенно разветвляются на более мелкие и пронизывают всё наше тело, образуя целую сеть, даже в коже.

Кровь, так же, как и головной мозг состоит из клеток, и каждая группа    клеток имеет свои обязанности. Давайте рассмотрим под микроскопом мазок крови.  

( демонстрация на экране через цифровой микроскоп)

–– Что вы  увидели?

Кровь – это прозрачная жидкость с красными шариками.

Кровь – неоднородная жидкость. ЕЕ основу составляет прозрачная желтоватая жидкость – плазма, которая состоит из воды, и растворенных в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего красных кровяных клеток, они то и окрашивают кровь в красный цвет. Другие группы клеток мы в наших микроскопах не видим, т.к. нужно еще большее увеличение.

- Посмотрите на слайд

  • На доске – таблички плазма, (кровяные пластинки )тромбоциты, красные кровяные клетки эритроциты, белые кровяные клетки лейкоциты.
  • Возвращаясь, к цели урока - определим какое значение имеет каждая группа клеток.
  • Работа в группах   ( стр. учебника 34-35, справочный материал)
  • Проверка.

Если вы внимательно слушали товарищей, то сумеете ответить на проблемные вопросы, вытекающие из новой темы.

 – Почему порезав палец, кровь через некоторое время перестает течь?

  • - Почему иногда в том месте, куда попала заноза, образуется гной?

  • Любое заболевание вызывает изменение состава крови.
  •   Как вы это понимаете? (изменяется количественный состав крови.)
  •    А как мы узнаём состав крови? (сдаём анализы)
  •     Анализ крови — один из наиболее распространенных методов диагностики состояния человека. Кровь, взятая у пациента, разбавляется в определённое количество раз, а затем помещается на стекло счётной камеры, где медсестра считает количество клеток на единицу площади. После нескольких расчётов несложных удаётся определить число различных кровяных клеток на единиц к объёма крови.
  • Посмотрите бланк анализа крови с нормами — табличка.
  •   Слайд:  Лейкоциты — 5000 -6000 х10
  •                 Тромбоциты — 180000 — 300000
  •                  Эритроциты — 3000 — 3500
  •   Очень важно, чтобы в нашей крови было достаточное количество лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов. И существуют определённые нормы.
  • А если показатели не совпадают с нормами? то сигнал обратить внимание на своё здоровье.
  •   Какие цели ставили вначале урока?
  •  Как вы думаете, мы выполнили их?

-Давайте проверим, полученные вами знания.

  • Тест.  
  • 1.Всего несколько капель крови позволяют получить информацию
  • П) о состоянии организма
  • Б) о характере человека
  • 2.Повышенное количество лейкоцитов говорит
  • А) о заболевании
  • Я) о здоровье
  • 3.Чтобы инфекция не попала в кровь необходимо
  • Т) обработать рану зелёнкой
  • Д) помочить слюной
  • 4. Подвижные игры на свежем воздухе способствуют
  • Ь) поступлению кислорода в кровь
  • Ъ) попаданию микробов в организм
  • Выпишите буквы правильных ответов.
  • В результате правильного выполнения теста получается слово ПЯТЬ.

  Итог урока Рефлексия. Синквейн. Групповая работа.

  Как вы думаете, что это?

  Тема нашего урока — кровь, а зачем я принесла на урок сердце? (сердце качает кровь)

    Сердце человека — это плотный мышечный мешок величиной с кулак, при сокращении которого кровь движется внутри организма.

    Как движется кровь внутри организма? (по кровеносным сосудам)

    Кровь движется по кровеносным сосудам — специальным трубкам, предназначенным для протекания крови внутри организма.

Как вы думаете, какая тема следующего урока?

Оценки.

Д/з-: прочитать материал в учебнике с.32-35, по желанию составить кроссворд по теме кровь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...