Открытый урок окружающего мира " Весна и ее признаки." первый класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Сахно Елена Викторовна

Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urno2.ves_.izm_.1klass.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Сахно Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 52 города Краснодара

Технологическая карта

Урок окружающего мира

1 класс

Тема урока

Весна и ее признаки

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ).

Цель

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение  материалом урока  на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи

Обучающие:  формировать умения различать признаки весенних изменений в неживой природе

Развивающие: 

- способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с текстовым материалом;

- создать условия для развития у школьников умения анализировать информацию;

- содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действовать в нестандартной ситуации.

Воспитывающие: 

- содействовать воспитанию у детей любви к природе

- формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях групповой работы и работы в парах ;

- способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной работы.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Знать основные признаки весенних изменений в неживой природе.

 Знать правила безопасного поведения весной на улице и вблизи водоемов.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  

Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами неживой природы.

Коммуникативные: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками.

Организация пространства

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование

  1.  учебник «Окружающий мир. 1 класс,» (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов.),
  2. тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир. 1 класс,» (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов.)
  3. карточки с заданиями для парной работы (№ 1,),
  4. карточка с заданием для самостоятельной работы (№ 2),
  5. результаты опыта с ветками деревьев,
  6. карточки для саморефлексии,
  7.  компьютер,
  8. интерактивная доска
  9. музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, колокольчики, свистульки
  10. кусочки не совсем чистого льда, щипчики для льда, салфетки, тарелочки

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель: 

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Готовятся к работе.

 

Приветствует гостей.

Включает в деловой ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой.

– Здравствуйте, ребята!

 На таком уроке

 Сегодня встретились мы в первый раз,

 Но от меня вы можете не прятать

 Сиянье ваших умных глаз.

 Пусть будут поиски, сомненья,

 И как ни краток встречи срок,

 Быть может, мы сойдёмся в мненьях

 И вместе проведём урок.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. 

II. Актуализация знаний обучающихся.

Формулировка темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: организовать формулировку темы урока детьми;- организовать постановку цели урока детьми.

Формулируют тему и цель урока с помощью учителя

Читает

 стихотворение С.Я.Маршака

-Послушайте стихотворение С.Я. Маршака и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Демонстрация слайд-шоу с изображениями картин природы весной. Звучит музыкальная запись пьесы П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

- Как вы думаете, к нам весна пришла?

- Сформулируйте цель урока

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

 Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

III. Совместное открытие нового (12 мин)

Цель: формировать умения различать признаки весенних изменений в неживой природе и формулировать правила безопасного поведения весной вблизи водоемов.

Сравнивают рисунки учебника, выявляют произошедшие изменения с опорой на вопросы учебника

Составляют рассказ об объекте, используя опорные слова и картинки

Организует работу в группах

Корректирует действия учащихся

Корректирует и дополняет ответы учащихся

- Откройте учебники на развороте страниц 46-47. Прочитайте тему урока.

 

- Рассмотрите внимательно два центральных рисунка. Это художник Валерий Перов изобразил одну и ту же местность в разные времена года.

- Какое время года изображено на  этих рисунках?

- Как изменилась природа с приходом весны? Обсудите в группах, опираясь на вопросы в учебнике на с.46.

- Каждая группа готовит  рассказ об одном наблюдаемом объекте неживой природы. Можно пользоваться опорными словами и картинками, размещенными на магнитах по классу. 

-  А как тает снег: сразу или постепенно? Вспомните, как это происходило в нашем опыте. (Снег сначала оседает, становится тяжелым и грязным. )

- А где в первую очередь растаял снег? (На открытых местах.)

- Что происходит со льдом на реке? Чем отличается лед на реке зимой и весной?

(Лед - намокает, темнеет, появляются проталины).

- Чем опасен весенний лед? (Он некрепкий, поэтому категорически запрещается весной играть на льду.)

- Обратите внимание на  перемены, которые произошли с деревьями. (На ветвях деревьев нет снега, изменился цвет коры и набухли почки.)

- Почему белка не узнала зайца? (У животных изменился цвет шерсти.)

- Изменилось ли поведение птиц? (Они стали возвращаться из теплых стран домой и строить гнезда.)

Знать основные признаки весенних изменений в неживой природе.

 Знать правила безопасного поведения весной вблизи водоемов.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей 

IV. Динамическая минутка.

 (3 мин)

Цель:

снятие физического и умственного напряжения

Хлопками повторяют ритм

Имитирует звуки капели на треугольнике

- Как вы думаете, можно ли услышать приход весны? Какие это звуки?

(Звуки капели, журчание ручейков, пение птиц.) 

- Внимание: слушаем весну. Кому как удобно: стоя или сидя. (Звучит музыкальное произведение Ц.А.Кюи «Весна» )

- А это капельки разговаривают.

- Повторите ритм, хлопая в ладоши

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

V.Практическая часть. Работа в группах. 

(9 мин)

Цель:

формировать умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений и делать выводы

Проводят опыт по картинному плану

Формулируют правила безопасного поведения весной на улицах

Анализируют свои наблюдения и формулируют вывод

Организует работу в группах

Корректирует действия учащихся

Сообщает новые сведения

- Еще одна примета весны – это сосульки. А что такое сосульки?

- Проведение в группах опыта «Чист ли лед?» по алгоритму, предложенному в учебнике. (Кусочки льда щипчиками выкладываются на чистую салфетку в тарелочку)

- - Отчего «растут» сосульки? Когда снег на крыше тает, почему замерзает эта вода?

- Оказывается, сосульки образуются только в морозную погоду. Снег на крыше подогревается снизу со стороны теплого чердака, слегка подтаивает, тонкие струйки воды стекают до карниза. А здесь они попадают на морозный воздух, замерзают и становятся сосульками. Но бывает и иначе. На южном скате крыши снег подтаивает под прямыми солнечными лучами даже в легкий морозец. Но стоит струйкам воды попасть в тень, как они превращаются в лед. Так и получается, что сосулька «растет». В оттепель все начинает таять. Выросшие сосульки обламываются и падают вниз.

- Рассмотрите рисунок справа. Зачем сосульки сбивают с крыш? (Упав на человека, наносят тяжелые повреждения. Весной всем прохожим нельзя подходить близко к домам.)

- Продолжение наблюдения, цель которого ответить на вопросы : чист ли лед в сосульках? Можно ли облизывать сосульку? ( Дети убеждаются, что на чистой салфетке следы грязных «разводов», обсуждают ответы на вопросы в группах .)

Знать правила безопасного поведения весной на улицах

Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

 Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других, сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

VII. Динамическая минутка

(4 мин)

Цель:

снятие физического и умственного напряжения

Подражают звукам природы с помощью музыкальных инструментов на фоне мелодии песни «Солнечная капель»

Организует деятельность учащихся

- Предлагаю вам с помощью различных музыкальных инструментов показать звуки природы весной. Треугольники – капель. Металлофон и колокольчики – журчание ручейка. Свистульки – пение птиц. Ложки – стучит дятел. У остальных инструментом будет голос – жужжание пчел, кваканье лягушки. Приготовились и…

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

VIII.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

(8 мин)

Цель:

формировать умение использовать новые знания для решения учебных задач

Читают рассказ в учебнике, придумывают ему заглавие, отвечают на предложенные вопросы.

Выполняют задание по выявлению «лишних» признаков

Проверяют правильность выполнения работы

Выполняют задание по восстанов

лению последовательности событий весной

Выполняют проверку и исправляют ошибки

Организует работу в паре

Корректирует действия и ответы учащихся

Организует самостоятельную работу учащихся

- Выполните задание учебника на с.47, работая в паре. Как только задание выполнено – поднимите руку.

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.(Дети работают по карточкам в парах)

Карточка № 1.

Стало холоднее

Стало теплее

Образовались проталины

Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                

День увеличивается.

Река замерзает

Лёд на реке тает.

Листья распускаются

Птицы улетают на юг.                      

Листья желтеют

Тает снег и лёд.

Птицы прилетают с юга.

- Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1столбике? А во 2? (Проверка осуществляется с опорой на слайд, демонстрируемый на интерактивной доске)

- Выделите самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее)

- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения).

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

- Проверка по слайду.

Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других сотрудничество в поиске и выборе информации  

Личностные: уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

-  Какая тема урока была?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

                                    знаю

          Я                       запомнил

                                    смог

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

разработка открытого урока окружающего мира по программе "Перспектива" для 1 класса.

Урок был дан в период апробации учебников УМК "Перспектива" в 2009-2010уч. году...

Урок окружающего мира "Весна в мире птиц"

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе....

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире насекомых», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни насекомых весной, расширение знаний об изменениях, происходящих в природе весной, развитие умений оберегать бабочек и особенно гусениц.Зада...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире птиц и зверей» (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование представления о жизни птиц и зверей в весенний период.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с поведением птиц и зверей веснойПознакомить с ве...