Технологическая карта урока Тема урока: Жизнь птиц
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Асланова Ирина Викторовна

Предметные умения:

- научиться классифицировать птиц по признаку «перелётные-зимующие»;

- называть отличительные особенности птиц;

- называть причины сезонных перелётов птиц: отсутствие пищи, холод;

- научиться узнавать птиц на рисунке, описывать птицу:

- уметь отличать птиц хищных и растительноядных;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;

- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_oom_raspechatat.docx194.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Асланова Ирина Викторовна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Жизнь птиц

Тип урока: открытие нового знания

Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Основные понятия, термины: птица, перо, клюв, перелётные, зимующие птицы.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику; карточки с заданием.

Тема раздела

Родная природа

Тема изучения

Жизнь птиц

Цель

  • Познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;
  • Учить выделять существенные признаки природных объектов;
  • Продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

Планируемый результат

Личностные умения:

самоопределение проявлять готовность и способность к саморазвитию; формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.

Познавательные умения:

общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение;

предметные – выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц, зависимость способа питания птицы от строения клюва; знакомиться с многообразием птиц, знать и объяснять понятия: «дикие», «домашние», «перелётные», «оседлые» птицы.

Регулятивные умения:

планирование планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные умения:

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные умения:

- научиться классифицировать птиц по признаку «перелётные-зимующие»;

- называть отличительные особенности птиц;

- называть причины сезонных перелётов птиц: отсутствие пищи, холод;

- научиться узнавать птиц на рисунке, описывать птицу:

- уметь отличать птиц хищных и растительноядных;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;

- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Содержание урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Включение учащихся в деловой ритм.

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

С детства мы должны стремиться

Что – то новое узнать.

Всё исследовать, конечно,

Чтобы в жизни применять!

Психологическая минутка

- Прочитайте девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек – знаниями».

- Как вы понимаете наши слова? Как примените к нашему уроку?

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Актуализация знаний. Постановка темы и цели

Урока.

Обеспечение мотивации учения, актуализация субъектного опыта учащихся.

- Парная работа: дети в парах собирают предложенные пазлы с изображением животных (заяц, белка, ласточка, синица)

- Кто у вас получился? Как одним словом назвать полученные изображения

(животные)

- Перечислите(заяц , белка,ласточка, синица).

- На какие группы можно разделить данных животных? (ПТИЦЫ И ЗВЕРИ)

- О зверях мы с вами уже говорили. Остаются кто? (Птицы)

- Рассмотрите рисунок (снегирь, синица, сова, дятел, бабочка, летучая мышь, белка-летяга)  Каких животных вы узнали? Что  у них у всех общего? ( у них есть крылья и они умеют летать).  Значит, все они птицы? (Нет)

- Ребята, а кто такие птицы, что их отличает от остальных животных?

- У человека есть руки, а у  птицы …(крылья).

- Да, ребята, но ведь крылья есть и у бабочки, и у летучей мыши, у белки-летяги. Значит,  они тоже птицы? (Нет).

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных.  Оказывается, умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо. Вывод: Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц.

- Ведь, есть птицы, которые совсем не умеют летать. А вы знаете таких? Посмотрите на рисунки в учебнике на с.12

Сообщение учителя: Страус, пингвин – не летают. Страусы не умеют летать и крылья им служат для украшения. У страусов длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.

Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, т.к. вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто непромокаемым оперением.

- А теперь посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Найдите их общий признак.  (Перья).

- Так, кто же курица? (птица, покрыта перьями)

- Не случайно птиц часто называют „пернатые“.

- Для чего нужны перья птицам?(Предохраняют от охлаждения и ран, придают обтекаемую форму.)

- Какой вывод сделаем? Кто такие птицы?

Вывод: Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.

Перья – это ещё и украшение птиц. Самые красивые перья у павлина.

павлин2.jpg

- Птицы потеряли свои пёрышки. Найдите их.

4

- Парная работа: Игра «Где чьё пёрышко?»

- Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от дома, надо знать.

Давайте перечислим знакомых вам птиц. (Дятел, синица,  ворона, снегирь, сорока, воробей, сова, голубь, галка, грач, свиристель)

- Можно ли всех названных вами птиц увидеть вместе в одно время? (Нет).

- Почему?

- Какие из названных вами птиц улетают на юг? Как называют птиц, которые улетают на юг?

(на экране появляются перелетные птицы)

- Почему эти птицы улетают от нас в теплые страны?

- Каких птиц зимой можно увидеть у нас? Как называют таких птиц?

(на экране появляются зимующие птицы)

- Итак, мы выяснили, что у нас встречаются птицы перелётные и зимующие. Поиграем в игру «Разбери картинки»(на экране появляются картинки птиц, дети с места показывают карточки: если перелётная птица – солнышко, если зимующая – снежинку)

- Почему зимующие птицы остаются зимовать? Можете вы точно ответить на этот вопрос? Почему?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня мы узнаем о жизни птиц.

1. Предлагаю собрать пазлы.

2. Прошу выделить группы животных.

Предлагаю рассмотреть рисунки.

Сообщение учителя.

Предлагаю выделить общий признак птиц.

Предлагаю игру «Где чьё пёрышко?»

Сообщение учителя

Предлагаю игру «Разбери картинки»

1.Собирают пазлы.

2.Делят животных на две группы.

3.С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

4. Отвечают на вопросы.

5. Делают вывод

Выделяют общий признак

Делают вывод

Работают  в паре

Слушают и запоминают

Перечисляют знакомых птиц

Называют группы птиц: перелётные, зимующие

Показывают с места карточки

ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи.

ПУУД: строят сообщения в устной форме; осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений

(«Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

- Что вы знаете о птицах? А что бы вы хотели узнать?

- Что или кто может вам помочь в получении новых знаний?

Подвожу к цели урока, вывешиваю слова к опорному сигналу

Предлагают пути разрешения проблемы, составляют алгоритм решения

КУУД: формулируют собственное мнение и позицию; планирование учебного сотрудничества, определение целей, функций участников, способов взаимодействия

Введение нового материала.

Решение задач и обсуждение проекта её решения

1. Знакомство с зимующими птицами, с группами птиц по способу питания.

- Отгадайте  загадки о птицах и расскажите о них то, что вы уже знаете.

1) Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

- Чем питается синица? (семенами растений)

2) На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)

- Объясните название птицы. А ещё снегирей называют «тихопевами». Знаете ли вы, почему?

- Прочитаем в учебнике текст «Песни снегирей и синичек».

- Почему же снегирей называют «тихопевами»?

(прослушивание записи пения синицы и снегиря)

- А теперь обратите внимание на клюв снегиря и синицы. Как вы думаете, таким клювом удобно скусывать почки, извлекать семена растений?

- Снегирь и синица – птицы …(растительноядные) (дополняется опорный сигнал – растительноядные).

3) – Послушайте загадку про ещё одну растительноядную птицу. Может быть кто-то знает её название.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

«Кле! Кле! Кле!» - поёт со свистом. (Клёст)

-Скажите,

ребята, зачем

клесту такой

необычный

клюв? На что он

похож?

- Клюв у клеста

напоминает

щипцы. Клёст вьёт гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

4) Включаю

аудиозапись

звуков, которые

издаёт в лесу

дятел.

- Ребята, что это

за звуки слышны

в нашем лесу?

- Обратите

внимание на

клюв дятла, что

удобно делать таким клювом клевать зерно или долбить кору деревьев и хватать насекомых?

- уточним, чем питается дятел?

(насекомыми)

птица …

(насекомоядная)

- Назовите ещё насекомоядных птиц (ласточка, кукушка – прикрепляю к опорному сигналу изображения птиц)

- Давайте дополним наш опорный сигнал. Почему я не стала прикреплять изображения ласточки, кукушки к зимующим птицам? (Это перелётные птицы)

5) Включаю запись звуков совы.

Днём спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Сова)

- Обратите внимание на клюв совы, острый, загнутый вниз, как вы думаете, зачем ей такой клюв? (Таким клювом легко разрывать мясо на куски)

- Чем же питается сова? (мелкими животными)

- Значит, сова птица … (хищная)

Опорный сигнал дополняется в разделе питание и группы птиц

- Сделаем вывод. Работа с учебником, стр.10. Чтение вывода

Загадываю загадку

Загадываю загадку

Предлагаю работу в учебнике

Загадываю загадку

Сообщение учителя

Сообщение уч-ся о синице.

Ответы детей.

Сообщение уч-ся о снегире.

Ответы детей.

Чтение текста в учебнике

Сообщение уч-ся.

Ответы детей.

Сообщение уч-ся.

Ответы детей.

Сообщение уч-ся.

Ответы детей.

Читают вывод в учебнике

РУУД: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

ПУУД: знакомятся с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривают особенности внешнего вида и определяют голоса зимующих птиц, устанавливают зависимость способа питания от строения клюва.

ПУУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы.

ПУУД: осуществляют анализ объктов с помощью существенных и несущественных признаков.

Первичное закрепление.

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

1. Формулировка вывода по изученному материалу.

- Используя наш опорный сигнал, расскажите, на какие группы делятся птицы по способу питания. Приведите примеры.

- Где же мы можем проверить ту информацию, которую вы рассказали?

- Прочитаем в учебнике на с.10 вывод.

Работают с материалом на доске.

Работают с учебником.

РУУД: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Группова работа. Деление птиц на группы.

У каждой группы рисунки птиц: попугай, дрозд-рябинник, чайка, сова, клёст, цапля; таблички с названиями групп птиц.

На доске рисунки со стр.11 учебника.

- Рассмотрите рисунки и разделите птиц на группы:

1группа:  хищные, растительноядные. Объясните свой выбор.

2 группа: зимующие и перелётные птицы.

Взаимопроверка. Каждая группа подходит к месту работы другой группы и проверяет работу.

2. Кроссворд «Зимующие птицы»

1. Какая птица может рассмотреть добычу с высоты 300 метров? (сова)

2. Какую птицу можно назвать «лесным доктором»?  (дятел)

3. В названии какой птицы спряталось «снежное» слово? (снегирь)

4. Какая птица – охотница до свежего несолёного сала? (синица)

5. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

3. Игра «Выбери правильный ответ»

1. Каких птиц называют «тихопевами»…

- синиц

- снегирей

- сорок

2. Птиц, которые питаются  насекомыми  называют…

- насекомоядными

- хищными

- растительноядными

3. Хищная птица филин выберет для еды…

- гроздья рябины

- комара

- мышь

- Молодцы, ребята!

Предлагаю игру «Выбери правильный ответ»

Работа в группе. Взаимопроверка.

Разгадывают кроссворд

Фронтальная работа

ПУУД: осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

КУУД: планирование учебного сотрудничества, определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Контроль усвоения знаний

- Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и перемещаются ближе к человеческому жилью?

- Что зимой для птиц страшнее голод или холод? Почему?

- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

- Как люди помогают птицам? Поднимите руку, кто сделал кормушку. Молодцы, дети, вы не остались равнодушными к беде наших маленьких пернатых друзей

- После уроков мы выйдем на улицу и повесим ваши кормушки, положим корм.

- Послушайте обращение к нам птиц.

Висит кормушка на окне на радость нам и птицам
И каждый день по сто друзей в окно моё стучится.
Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры – 
Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры,
Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!
Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

- Кто что любит? (Снегири, дрозды - рябину, синички - сало, семечки, воробьи - крошки хлеба, зерно)

Задаёт вопросы

Сообщение

Побуждает к действию

Дают ответы

Показывают результат своей работы: кормушки

Ответы детей

ЛУУД: принятие ценности природного мира; развитие этических чувств

П одведение итогов урока. Рефлексия

Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Садитесь поудобнее,

К концу подходит наш урок.

Чтоб закончить нам его

Надо подвести итог.

- Над какой темой мы работали? (жизнь птиц)

- Какие цели ставили?  Достигли ли мы их?

- О каких группах птиц узнали на уроке?

- Какие из них зимующие?

- Ребята, давайте оценим свою работу. (Вывешиваю образец на доску)

На столе у каждого из  вас лежит карточка самооценки, выберите для себя наиболее подходящую фразу, которая отражает результат вашей деятельности и закрасьте возле неё кружок, можно закрасить несколько кружков. (Сами всё знали о птицах; многое узнали на уроке; нужно ещё узнавать о птицах самостоятельно).

- Расскажите, какие фразы вы отметили. Наше знакомство с птицами будет продолжаться. А сейчас, если у вас хорошее настроение и вы получили удовольствие от работы на уроке, возьмите по птичке и прикрепите к нашей кормушке

Ответы детей.

Оценивают свою работу на уроке.

Прикрепляют птичек к кормушке на доске

ПУУД: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме.

ЛУУД: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Тема урока : I like snails.( Я люблю улиток) Класс: 2

Технологическая карта урока  Тема урока : I like snails.( Я люблю улиток)Класс: 2...

Технологическая карта урока. Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины.

Тип урока: открытия «нового» знания Цели по содержанию:обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длины (см, дм, м); форм...

Технологическая карта урока. Тема урока: «Корякская сказка. Хитрая лиса. Сравнение героев сказок» (2 класс)

Цель урока: познакомить с корякской сказкой «Хитрая лиса»Задачи: -стимулировать желание читать народные сказки;-сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традици...

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема урока: сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +8, +9

Познакомить обучающихся с приёмом сложения чисел 8 и 9 с переходом через десяток....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема урока: «Повторение и закрепление изученного»

Способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражняться в навыках счёта, показать различные виды заданий для письменных вычислений....