Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Металлы".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Пучкова Ольга Владимировна

Урок 24.

РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Тема: Металлы

Цели:

  • Познакомить учащихся со свойствами металлов и их использованием.
  • Раскрыть значение металла в жизни человека.
  • Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы; умение работать с различными источниками информации, формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитывать  стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Металлы".

Урок 24.

РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Тема: Металлы

Цели:

  • Познакомить учащихся со свойствами металлов и их использованием.
  • Раскрыть значение металла в жизни человека.
  • Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы; умение работать с различными источниками информации, формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитывать  стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе.

Оборудование: образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов,  мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), иллюстрации с изображением металлов и способов их добычи , раздаточный материал, учебник по окружающему миру, 4 класс, «Человек и природа», часть II /А.А. Вахрушев; презентация .

Методы и приемы: наблюдение; исследовательская работа; эвристическая беседа; работа с учебником; сравнительно-сопоставительный анализ; приемы развития критического мышления: составление таблицы «Что знаем?- Что хотим узнать?»
Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная 
Ход урока.

Текущее время урока

Деятельность учителя по мотивации деятельности учащихся

Слайд

Деятельность учащихся

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

1.Организаци-онный момент

2 мин

Поздороваться с гостями (наклон головы)

Улыбнуться.

Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира для вас будет открытием,  удивлением.
Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: «Нет во всём мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»
Как вы понимаете слово 
недра? (Недра – это то, что внутри Земли)


- О каком богатстве недр говорится в эпиграфе?

 - (О полезных ископаемых)


Сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке.

Слайд 1

Эвристическая беседа

Коллективная

Пытаются дать ответы, на поставленные вопросы, на основе собственного опыта, высказывают, предполагают

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

2.Проверка домашнего задания

3 мин

Отгадайте загадки:

  • Он нужен детворе,
  •  Он на дорожках во дворе, 
    Он и на стройке, и на пляже, 
    Он и в стекле расплавлен даже. (
    песок)
  • Античных статуй вечная краса,
  • Затмившая собою небеса…
    Сей камень - настоящий образец.
    Как звать его, скажите, наконец? (
    мрамор)
  • Если встретишь на дороге,
  • То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу -
    Она понадобится сразу. (
    глина)
  • Покрывают им дороги,
  • Улицы в селении,
    А еще он есть в цементе.
    Сам он – удобрение. (
    известняк)
  • Этот мастер белый–белый
  •  В школе не  лежит без дела:
    Пробегает по доске, 
    Оставляет белый след. (
    мел)
  • Камень набережных и площадей,  
  • Он фундамент массивных домов.
    И в руках у умелых людей
    Украшенье больших городов. (
    гранит)

-Что объединяет все эти материалы?
- Назовите ключевое слово. (
Строительные)
Эта группа минералов и горных пород  называется «строительная». 
-Как выдумаете, есть ли другие группы?
( Конечно, есть)

Слайд

2

Коллективная

Отвечают на вопросы

- песок

Мрамор

Глина

Известняк

Мел

Гранит

Строительные

Эта группа минералов и горных пород  называется «строительная». 

3. Постановка проблемы, актуализация знаний

3 мин

- Перед вами образцы различных предметов (пуговицы, скрепки, монеты, ластик, карандаш, кубики, магниты, ручки).

 Распределите их на группы

– О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О металлах)


- Какие группы вы выделили? (Металлические и неметаллические

Как вы это сделали? ( Заметили, что одни предметы блестят, а  другие - нет. На ощупь одни предметы холоднее других. Одни могут гнуться, а другие – ломаются. Одни притягиваются магнитом, а другие не притягиваются).


Какими свойствами обладают металлические предметы? (Металлические предметы холодные, гладкие, блестящие, могут притягиваться магнитом.)

 

Групповая
Коллективная работа.

Наблюдение.

Ответы детей: О металлах

Высказывают свои предположения, гипотезы, догадки.

Делают вывод из своих наблюдений и догадок

4. Введение в тему урока

3мин

-Как вы уже поняли, тема нашего урока: «Металлы».
-Давайте определим, что мы уже знаем о металлах, а что можем или хотим узнать.
Беседа по вопросам таблицы.


Что мы знаем?

Что хотим узнать?

  • Какие металлы вы знаете?
  • Какими общими свойствами обладают металлы?
  • Для каких целей металлы незаменимы?
  • Какие еще свойства есть у металлов?
  • Где человек использует металлы, благодаря их свойствам?

 

Итак, мы познакомимся с новыми свойствами и применением металлов.

Цели нашего урока следующие:

  1. Изучить свойства металлов, узнать их применение на основе этих свойств
  2. Развивать навыки самоорганизации, умение работать с различными источниками информации
  3. Стремиться к установлению доброжелательных отношений с одноклассниками.

Слайд 3

 

Слайд 4

 

 

Слайд

5

Коллективная Сравнительно-сопоставительный анализ 
Приемы развития критического мышления
Эвристическая беседа

Ответы детей:

  1. Железо, сталь, олово, медь и т.д.
  2. Тяжёлые, твёрдые,прочные
  3. Незаменимы для изготовления деталий для механизмов
  1. Совместное открытие знаний

2 мин

- Посмотрите на иллюстрации и ответьте на вопросы:

  • Какое событие в истории развития Человечества послужило началом бронзового века?(Человек научился обрабатывать и добывать металлы)
  • Где человек брал металлы?(Находил в земле и на земле)

Слайд

6

Наблюдение
Эвристическая беседа

Рассматривают слайды, картинки в учебниках.

Коллективная

 

 

6.Практическая работа в группах

 5 мин.

 

Предлагаю выяснить ответы на наши вопросы в группах. Делимся на четыре исследовательские группы. У вас на столах представлены различные наглядные и вспомогательные  материалы. Используйте материал учебника, дополнительный материал и коллекции металлов. Вы должны подготовить мини-доклады по своим темам, затем рассказать всем ребятам.

Темы:

  • Из чего получают металлы?
  • На какие группы делятся металлы и руды металлов?
  • Сплавы.
  • Свойства металлов
  • Где используются?

Правила поведения в группах!

ОБЩЕНИЕ ШЁПОТОМ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕМ ОТВЕТЫ

На подготовку  я даю вам 5 минут.

Слайд

7

Групповая

Наблюдение
Исследовательская работа

Работа с учебником 
Составление опорного конспекта

Обсуждают в группах, советуются, составляют мини-рассказы

Физминутка

2мин

 

Слайд

8

9. Домашнее задание

1мин

1. Чтение учебника (тема 22.)
2.
Одно-два задания на выбор в рабочей тетради.
3. По желанию: подготовить сообщение о рудных месторождениях Красноярского края.

Слайд

9

 

10. Подведение  итогов, рефлексия

2мин

И в заключение нашего урока я предлагаю вам в листах самооценки урока выставить зелёным цветом оценку, которая означает: я доволен собой и у роком.

Красным: тема заинтересовала, захотелось узнать ещё больше

Жёлтым: кое-что не понятно, возникли трудности.

Спасибо вам за работу. Вы постарались.

Приемы развития критического мышления

Групповая


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 3 класс по теме:Маленькие рыцари Программа "Школа 2100"

Урок проводился с применением слайд-шоу, групповая форма работы....

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....

технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)

материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...

Урок окружающего мира 3 класс по теме: «Заглянем в крестьянскую избу» (урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века».

Урок окружающего мира 3 класспо теме: «Заглянем в крестьянскую избу»(урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века»....