птицы нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока осетинского языка и литературы для 3 класса (для учащихся, изучающих осетинский язык как второй) на тему ,,Уалдзаджы та нам артахтысты цъиута''.
Учитель: Гатциева А.В.
Цели и задачи: формирование и развитие способности и готовности учащихся осуществлять общение на осетинском языке в наиболее часто встречающихся в жизни стандартных ситуациях; воспитывать детей в духе любви к Родине; содействовать коррекции логического мышления, связной речи, памяти, активации словаря; учить детей вести диалог, монологическую речь; учить извлечению информации при аудировании и при чтении; обучение соблюдения речевого этикета; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам; способствовать углублению и систематизации знаний учащихся о птицах нашего края; побуждать детей к посильной помощи птицам в зимнее время.
Планируемые результаты:
личностные: проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, сострадание, готовность в любой ситуации прийти на помощь;
метапредметные:
- регулятивные — планировать решение учебной задачи;
- познавательные- воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи;
- коммуникативные- подбирать внешние характеристики описываемых птиц;
- предметные- называть птиц по группам( сравнительные характеристики): гнездящиеся, пролётные, осёдлые, зимующие, перелётные;
Оборудование: карта Северной-Осетии, карты- атласы РСО-Алании, самодельные таблицы :,, Самые, самые...'', ,,Сроки прилета птиц в наш край”, ,,Кто чем питается”, таблицы с названиями перелетных, пролетных, зимующих птиц, магнитофон с записью голосов птиц, компьютер, слайды с птицами, слайды с презентаций, выставка рисунков учащихся ,,Птицы нашего края”, литература о птицах.
Дидактический материал: контуры птиц , вырезанные из картинок; сигнальные карточки; таблица для записи названий птиц по группам( вспомогательные таблицы висят на разных стенах класса- для периодической смены позы учащихся, для коррекции зрения); корм для птиц.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Вызов( определение, постановка задач урока).
а) - Ребята, посмотрите вокруг и догадайтесь, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?( На диске- голоса птиц).
- Вспомните, какое стихотворение мы учили на прошлом уроке?
(Стих.Тотрадза Кокаева,, Зарынц цъиута”).
- Сформулируйте, как называется тема нашего урока.
(Ученик рассказывает это стихотворение наизусть).
б) — Сегодня мы больше узнаем о их нелёгкой жизни, и той неоценимой пользе, которую они приносят. А для этого я приглашаю вас в путешествие на острова,, Птичьи''.(Открывается карта Северной- Осетии с обозначениями границ Северо- Осетинского заповедника и Национального парка,, Алании” ).
в)-До начала нашего путешествия мы проведём словарную работу, ведь нам в пути встретятся и местные жители , и мы им должны показать- чему мы научились на уроках осетинского языка.
- Вежливо здороваться на осетинском языке, и прощаться.
(Отвечают 3-4 ученика).
Словарная работа.
весна- уáлдзӕг
раньше- рáздӕр
страна- бǽстӕ
гнёзда- áхстӕттӕ
кукушка- гáкк-гукк
скворец- сáуцъиу
ворона- хáлон
воробей- сырддòнцъиу
стриж- чъúма
голубь- бӕлòн
ласточка- зӕрвáтыкк
соловей- бýлӕмӕргъ
синица(трясогузка)- дзывылдар
орёл- цӕргǽс
сова- уыг
сорока- дзӕгъындзӕг
снегирь- мúтмитгӕнаг
кавказский тетерев- къуырмáгарк
чиж- дзылы
журавль- хърúхъупп
перепёлка- уǽрцц
бородач- сáубоцъо цӕргǽс
пёстрый дрозд- нǽмыгхор
дятел- хъӕдхòй
жаворонок- дыгòппон цъиу
Региональный компонент.
В Северной Осетии встречается около 230 видов птиц, большая часть их пролётные, некоторые из них находятся на грани исчезновения.
Чёрный аист, беркут, бородач, беркут, дрофа, тетерев, дятел, кеклик- куропатка, сапсан- беркут, летучие мыши и т. д.- занесены в Красную книгу России и Северной Осетии, они нуждаются в защите и заботе.
г)Таблица.
Зимующие птицы | Перелётные птицы | Пролётные птицы |
воробей | ласточка | скворец |
дятел | соловей | перепёлка |
чиж | дрозд | |
сорока | стриж | |
ворона | кукушка | |
чёрный аист | жаворонок | |
синица | ||
орёл | ||
кавказский тетерев |
3. а) - Прислушайтесь к музыке природы. ( Включается музыка).
- Что вы слышите?
(- Это птицы поют в весеннем лесу).
-Назовите лучшего певца в лесу( с опорой на словарь и стенд на стене класса).
- Какие птицы первыми прилетают в наши края?
(-Скворцы и синицы- с опорой на словарь и стенд).
б) Работа в группах.
Выбрать правильный вариант:
Ралӕууыд Мӕргътӕ ӕртахтысты
□ зымӕг. □хъарм бӕстӕй.
□уалдзӕг. □ уазал бӕстӕй.
Адӕм кӕнынц
□ сӕрдыгон куыстытӕ.
□ уалдзыгон куыстытӕ.
Раздӕр ӕртахтысты
□булӕмӕргътӕ ӕмӕ зӕрватыччытӕ.
□сауцъиутӕ ӕмӕ дзывылдартӕ.
Ирон адӕмы уарзондӕр мӕргътӕ
□сырддонцъиутӕ.
□зӕрватыччытӕ.
Зӕрватыччытӕ аразынц
□хӕдзӕрттӕ.
□ахстӕттӕ.
в)- Как мы назовём птиц, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются к нам?
( Перелётные, их можно увидеть в городе Владикавказе и в сельской местности. Замечено, что с каждым годом их становится всё меньше, особенно ласточек.)
-Почему так, как вам кажется?
4.- Итак, отправляемся в путешествие по карте по Северной Осетии.
а) Национальный парк,, Алания''.
(Презентация о Нацпарке).
б) Северо- Осетинский Заповедник.
(Презентация о заповеднике).
5. Возвращение в город Владикавказ из путешествия.
- Каких птиц мы чаще всего встречаем во Владикавказе и перелётных, и зимующих?
- Но не только песни распевают птицы. У них, сейчас весной, бывает очень много забот и хлопот. С раннего утра до позднего вечера работают неугомонные труженики.
- Чем они заняты?
(Птицы вьют гнёзда, выводят птенцов и выкармливают их).
- С какой целью они строят гнёзда?
- Как вы можете оплатить им за ту неоценимую пользу, которую они приносят?
( Развесить как можно больше для них домики, скворечники, кормушки
на деревьях, подкармливать их, особенно зимой- слайды о зимующих в Осетии птицах).
-Когда отмечают День птиц?
- Какой корм можно положить им в кормушки?
( Семечки, крупы, хлеб, сало, семена сорных трав).
Игра,, Накорми птиц''. ( На кормушке закреплены контуры зимних птиц. Надо насыпать им соответствующий корм с опорой на таблицу).
6. -Вот и закончилось путешествие по островам ,, Птичьи''.
-Пора подвести итоги.
Обобщение.
- На какие группы можно разделить птиц, обитающих в наших краях?
- Какие из птиц немногочисленны и охраняются законом?
- Чему нас учит материал уроков о птицах?
7. Знакомство с выставкой книг и журналов о птицах.
8. Рефлексия.
- Поднять сигнальную карточку:
если урок понравился- зелёную;
если не понравился- красную;
не знаю- жёлтую.
9. Учитель: продолжить предложение...
Сегодня я занимался...
Мне понравилось( не понравилось)...
Мне стало понятно...
Я задумался над тем, что...
У меня возникло желание...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Птицы нашего края (конспект с презентацией)
Классный час имеет большое воспитательное значение для учащихся. Осуществление нравственного воспитания посредством бережного отношения к птицам, любви к природе. Формирование межличностных отношений....
Презентация "Зимующие птицы нашего края"
1. Загадки и фото зимующих птиц.2. Конкурс "Узнай птицу".3. Конкурс "Третий лишний"....
Проект "Птицы нашего края"
Участники проекта: ученики 3 класса (дети со сложной структурой дефекта), родители учащихся, учитель. Проблема: социальная интеграция, экологическая культура учащихся. Цель: коррекция психического ...
викторина"Птицы нашего края"
Викторина содержит вопросы о птицах лесной зоны.Может быть использована ко Дню птиц,на уроках окружающего мира.Затрагиваются разные области знаний....
Урок по предмету: Окружающий мир в 1 классе на тему: Птицы нашего края
На уроке учащиеся закрепят знания о зимующих и перелетных птицах Астраханского края.Более подробно узнают о лебеди-шипуне.Научаться изготавливать поделку "лебедь-шипун" применяя альбомный лист, картон...
Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"
Данный проект был составлен учащимися 3 класса и использовался на уроке "Окружающий мир"...
Презентация "Птицы нашего края"
Презентация может быть использована на уроках окружающего мира и краеведения. Она знакомит учащихся с птицами Печорского района....