Окружающий мир 4 класс "Географические и исторические карты" УМК "Гармония" Карта урока
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Силиванова Елена Станиславовна

Цель: Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

 

Предметные результаты: формирование представлений  об исторических и географических картах; умение различать  карту и план; умение  читать  географическую и историческую карты; видеть  различия между географическими и историческими картами,   развивать умение пользоваться условными знаками; понимание значение карт для человека, воспитывать интерес к профессии картографа.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности.  Интерес к профессиям, связанным с картой. Осознавать потребность и готовность к самообразованию

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, владение основами самоконтроля,  самооценки.

 Познавательные УУД: умение работать с разными источниками информации. Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы. Умение  работать с текстом, таблицей,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_karty.doc389 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Авторы, разработчики

Силиванова Елена Станиславовна

Предмет

Окружающий мир

Класс

4

Тип урока

Урок изучения нового знания (открытия нового знания)

Технология урока

Рейтинговая  накопительная система оценивания

Тема

Географические и исторические карты

Цель

Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Предметные результаты: формирование представлений  об исторических и географических картах; умение различать  карту и план; умение  читать  географическую и историческую карты; видеть  различия между географическими и историческими картами,   развивать умение пользоваться условными знаками; понимание значение карт для человека, воспитывать интерес к профессии картографа.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности.  Интерес к профессиям, связанным с картой. Осознавать потребность и готовность к самообразованию

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, владение основами самоконтроля,  самооценки.

 Познавательные УУД: умение работать с разными источниками информации. Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы. Умение  работать с текстом, таблицей,

Коммуникативные УУД: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение задавать вопросы по теме. Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.

Межпредметные связи

Формировать умения понимать и обобщать полученную информацию

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник: О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин «Окружающий мир» Учебник  для 4 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

Рабочая тетрадь: О.Т. Поглазова,Н.И. Ворожейкина В.Д. Шилин «Окружающий мир» Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 4 класс (в двух частях). Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013; Атлас. Природоведение. 3-5 классы, контурные карты.

Тема: «Географические и исторические карты»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал: карта урока, листы формата А3 для каждой группы учеников, презентация к уроку, компас на столе у детей, атлас, контурные карты.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная,  в малых группах

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Оборудо-

вание
урока

  1. Организация начала урока

Мотивация

к учебной

 деятельности

 

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Коммуникативные УУД: планирование

учебного сотрудничества

Ученики приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Подписывают  карту урока.

Учитель и ученики приветствуют друг друга.

Поздоровайтесь с гостями, проверьте готовность к уроку. На парте лежат: учебник, атлас, тетрадь, карта урока.

- Подпишите карту урока. Она поможет нам  проверить знания, оценить свою работу  и ответить на вопросы урока.

Карта урока

  1. Повторение изученного материала.

Личностные УУД:

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные УУД: 

Самостоятельно выполняют тестовую работу

 Выполняют задания .

- Первое  задание поможет  вспомнить  материал, который повторяли дома и подскажет тему урока.

-Каждое задание  оценивается  определённым количеством баллов. Выбирайте задания,  с которыми можете справиться.

Проверка:

-Что такое масштаб?

-В каком масштабе план местности крупнее?

-Что помогло выполнить третье задание?

-О чём говорится в первом определении?

-Во втором?

-Сосчитайте  баллы за правильные ответы.

Карта

 урока.

Слайд 2-4

  1. Сообщение темы урока, мотивация на восприятие нового материала.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,

 формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий

План местности – это чертёж её вида сверху в определённом масштабе, в котором невозможно начертить моря.

Рассматривают карты, называют их.

-С каким заданием легко справились?

-Какое задание вызвало затруднение?

-Определите тему урока? «КАРТА»\

- Зачем нужны карты?  

- Людям каких профессий не обойтись без карты?  

-Знаете, кто создаёт  карты?    

Игра «Найди слова в потоке букв» подскажет ответ на этот вопрос.

Чем занимаются эти люди?

- Географы изучают и описывают земную поверхность, природу Земли и как люди используют её богатства.

Геодезисты-  собирают сведения и о различных  точках земной поверхности и их высотах. А эти данные  используют при создании планов и карт, GPS-навигатора, в строительстве, в поиске полезных ископаемых, в предупреждении оползней, при наблюдениях за изменением поверхности земной коры

Картографы создают географические, геологические, зоологические, климатологические, исторические, этнографические, экономические, военные и космические карты. 

Кому интересны эти  профессии?

Карта урока, учебник,

Слайд 6

  1. Работа по теме урока

Коммуникативные: - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации 

Познавательные: смысловое чтение научно-познавательного текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

 

 Регулятивные:  определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Дети раскладывают на столах и рассматривают.

Находят слова.

Просматривают стр. 48-54

- Что изображают на картах? Чем карта отличается от плана? Что можно узнать по географической карте? Что и как изображают на исторической карте?

Работа в командах. Составление схемы, сбор  и внесение информации  в схему.

Дети советуются в группах и формулируют свои выводы. Представляют проект, рассказывают по очереди, дополняя сказанную информацию.

- Я принесла   некоторые  карты, но они разные.

Что есть  общее у всех карт? Чем различаются?

(На стол каждой группы исторические и географические карты )

Рассмотрим карты. Какую задачу поставим перед собой? Что хотите узнать о картах?

Каждая команда рассматривает карту 30 секунд, после переходит к следующему столу.

Предлагаю выполнить работу в виде мини - проекта. Нам надо собрать информацию  для странички в альбоме «Ориентирование»  и представить её в виде  таблице.

Где можно найти информацию? (В учебнике, в атласе, в интернете)

Ориентирами в работе станут вопросы учебника. Перелистаем те страницы , которые нам предлагаются для изучения: стр.48-54. Прочитайте вопросы, на которые сможем найти ответ в учебнике. Какое слово звучало в каждом вопросе?(«Карта»)

Чтобы понять, что такое карта, проведём сравнение.

С чем сначала будем сравнивать карту?

О какой карте расскажем после?

С какой картой будем сравнивать географическую карту?

Советую, чтобы выполнить работу быстрее, разделиться на  группы и собрать информацию на один из вопросов, а потом поделиться знаниями со всей командой и представить мини- проект. Для сбора информации у вас 5 мин., для подготовки представления мини-проекта 3 мин. Чтобы выполнить работу быстрее,  можно воспользоваться,  дополнительным распечатанным материалом. Выбрать из него необходимые понятия и поместить их в таблицу.

Что осталось непонятным, после изучения материала?

Что было новым?

Проверка, обсуждение, оценивание.

При помощи таблицы сделайте вывод, в чём различие плана, географической и исторической карт.

Слайд 8-12

 

  1. Закрепление полученных знаний

Применение новых знаний.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные: - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Выполняют и проверяют задания.

Проверить наши знания помогут следующие задания в технологической карте.

Слайд 14-15

 

 5. Подведение итогов урока

Личностные: построение образа Я  (Я- концепции), включая самоотношение и самооценку.

Формирование идентичности личности.

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Сосчитайте, сколько баллов получили, работая на уроке.

Карта урока

6. Домашнее задание

 Познавательные: - отображения учебного материала;

- выделения существенного;

- отрыва от конкретных ситуативных значений;

-  формирования обобщенных знаний.

 Личностные: определение того, «какое значение имеет для меня учение»

.

Домашнее задание: проверить свои  знания, выполнив задания в тетради №43-44, ответить на вопросы в учебнике стр.49,51, 54

Слайд 17


Технологическая карта урока    учени___4 в класса_____________________________________

п/п

Вид    деятельности

Баллы

Мои баллы

  1. Выбери правильный ответ

 Масштаб – это:

а) величина, которая показывает, на сколько уменьшены действительные расстояния на плане;

б) величина, которая  показывает, во сколько  раз уменьшены действительные расстояния на плане.

2. В каком масштабе план местности  крупнее?

 а)1 см – 50 м;

 б)1 см – 5 м. 

3. Рассмотри план.

-Какой путь прошёл турист вдоль сада?________

- Сколько пришлось пройти вдоль луга?________

- Какое расстояние от родника до лиственного леса?_________

- Какой путь прошёл турист от дома до реки?________

 4. Вставь пропущенные слова.                                                                     __________________– это чертёж небольшого  участка  местности  в определённом масштабе. Стрелка  на чертеже показывает направление __________________________.  Местность изображается с помощью ________________________.

________________- это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости в определённом масштабе.       Направление    сторон горизонта показывают     специальными       линиями.    Земная          поверхность изображается с помощью ________________________.

1

1

1

1

1

2

3

4

2.

Найди слова в потоке букв.

рогеографыескаяипвгеодезистыаклакартографыен

3

3.

Я прочитал (а) статью учебника

Я рассказал(а) о том, что узнал(а)

Я предложил (а) информацию для проекта

Я принял участие в представления мини-проекта

Я работал над схемой самостоятельно

Я не участвовал (а) в работе

1

2

2

2

1

0

4.

Соедини линиями понятия и слова.

Карта географическая

Чертёж с изображением территории государств, местами и датами событий, направлениями и маршрутами походов, торговыми путями.

Карта

историческая

Чертёж, на котором условными знаками и    в     уменьшенном виде изображён населённый пункт или небольшой участок местности.

План

Чертёж, на котором в масштабе и условными знаками изображён большой участок земной поверхности

Параллель

            Линия, показывающая направление север-юг

Меридиан

  Линия, показывающая направление запад - восток

5

5.

Если я набрал(а)

24 балла – 5

22-20 баллов- 4

13-19 баллов - 3

Моя оценка

6.

Закончи предложение:

Сегодня на уроке я узнал(а):____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эти знания мне нужны для того, чтобы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Окна в окружающий мир"(строение глаза) презентация к уроку 4 класс окружающий мир

К уроку Окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А. презентация по теме "Окна в окружающий мир" поможет детям лучше усвоить строение глаза человека....

Окружающий мир.4 класс. Исторические достопримечательности родного края.( Респ.Калмыкия Приютненский р-н)

Окружающий мир. Урок – экскурсия в 4 классе.« Исторические достопримечательности Приютненского района Республики Калмыкия»...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)

Самоанализ урока  окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...

Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос» (первый урок)

Урок  знакомит учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране...