рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Пименова Наталья Владимировна

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение   "Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2"

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

          Рассмотрено                                      Согласовано                                                        Утверждаю

           на заседании  ШМО                        заместитель директора по УВР                        Директор МБОУ  "Аксубаевская СОШ №2"

          _______Г.Р.Аюханова                       ___________Ф.М.Фахрутдинова                      ___________А.М.Сударев

           Протокол №1 от                      

          “__  “ августа 2015г                           “      “  августа 2015г                                           Приказ №               от

                                                                                                                                                     “_____”  сентября  2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру (4 класс)

                                                                                                                                                         Составил:

                                                                                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                                                                                         первой кв. категории

                                                                                                                                                         Пименова Наталья  Владимировна

                                           

                                                                                                                                   Рассмотрено на заседании педагогического совета                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                   МБОУ « Аксубаевская СОШ №2»      

                                                                                                                                   Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

                                                                                                                                   Протокол №       “___” августа 2015г

2015-2016уч.год

                                                                                    Пояснительная записка

 Рабочая программа по окружающему миру   составлена на основе:

- Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009г;

- Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой.- М,: «Просвещение»,  2014 год.

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиНРФот 6октября 2009г№373);

Преподавание ведется по учебнику А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой «Окружающий мир 4 класс» в 2 частях.

        Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Цели и задачи изучения предмета

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Задачи:

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих задач:

•        развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

•        освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

•        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.  К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Описание места учебного  предмета в учебном плане.

     В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» и учебным планом  МБОУ «Аксубаевская средняя образовательная школа № 2», утверждённого приказом № ____ осн. от ________ изучается в 4 классе по 2 часа в неделю.  Курс рассчитан на 70 ч.  (35 учебных недель).

Из них:

Количество практических работ -23

 Количество экскурсий-3

 Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

По антикоррупционной программе включено 4 темы (темы подчёркнуты):

1) «Что такое справедливость?»

2) «Упорство и упрямство»

3) «Мы все разные, но у нас равные права»

4) «Как прожить без ссор?»                                

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

         Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета.

Личностными результатами изучения  курса  «Окружающий мир» в 4 классе является  формирование следующих умений:

  • Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  •  государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края; проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

                                                                                       Содержание учебного курса для 4 класса

Тема

Всего

часов

1

Земля и человечество

10

2

Природа России

10

3

Родной край – часть большой страны

14

4

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории Отечества

20

6

Современная Россия

11

                                                                  ИТОГО

70

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома, Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет, Земля —планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года.

 Звездное небо великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории.  Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество и области охраны окружающей среды.

Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте: знакомство с историческими картами.

                                                                                               Природа России (10 ч)

Разнообразие   и   красота   природы   России.   Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, лона лесом, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон. охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности  людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов па карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растении различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

                                          Родной край - часть большой страны (14ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности  в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана  недр   в нашем  крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д.). Охрана почв и нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресною водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью  атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

                  Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество, Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз. железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время, представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

                     Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII -XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII- XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы   Минина   и Дмитрия   Пожарского.   Утверждение новой   царской династии   Романовых.   Освоение Сибири,   Землепроходцы.  Культура, быт и нравы страны в XVI — XVII вв.

Россия и XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России Петербург. Провозглашение России империей. России при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: Л. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы   России и XVIII в.

Россия в Х1а — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр  Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в  Первой мировой войне. Николай  Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР.  Жизнь страны в 20- 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция –«Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. Истории страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села)

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (11 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.   Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб. гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения   России.

Регионы России: Дальний Восток. Сибирь, Урал, Север Европейской России. Центр Европейской России. Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

                                                                     

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСа.

Базовый учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

Литература для учащихся

Учебник: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2014г

1.Методическое пособ./ А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2014г

2.Журнал « Начальная школа» под.р ед.В.Г.Горецкий,2011-14г

3.Аудиозаписи, музыкальные фрагменты классических произведений

4.http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

5.http://som.fsio.ru/-  сетевое сообщество методистов

6.http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  

7.http://www.auditorium.ru/  - Российское образование – сеть порталов

8.http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ

9.http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов

10.http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования

11.http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека

12.http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека

13.http://www.standart.edu.ru  - Новый стандарт общего образования

14.http://www.ug.ru  – Учительская газета

15.Дистанционная поддержка профильного обучения // http://edu.of.ru/profil/

16.Информационно-коммуникационные технологии в образовании

17.Объединение педагогических изданий "Первое сентября"

18 http://www.1september.ru /ru/main-slow.htm

1 А.А.Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2014г.

2. Контрольно- измерительные материалы по окружающему миру для 4 класса, М.:ВАКО, 2015г., составитель И.Ф.Яценко

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

план

факт

КНИГА 1.    Раздел 1. ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (10 ЧАСОВ)

1

Инструктаж по ТБ. Мир глазами астронома.

«А если с тобой так поступят?»

1

 Характеризовать различия звёзд  и планет на примере Солнца и Земли. 

 Строить сообщения в устной форме.

 Принимать и сохранять учебную задачу.

 Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.  Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика».

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

1.09

2

Планеты Солнечной системы

1 

 Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня  и ночи, времён года

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.

Формулировать собственное мнение .

 Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы

2.09

3

Звёздное небо – Великая книга

Природы Практическая работа: знакомство с картой звёздного неба.

1

Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба.

Строить сообщения в устной форме.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

 Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы..

8.09

4

Мир глазами географа Практическая работа: показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.

1

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

 Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Задавать вопросы, обращаться за помощью.

 Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы

9.09

5

Пояса Земли

1

Объяснять влияние Солнца на распределение солнечного тепла на земле.

 Характеризовать растительный и животный мир каждого пояса.

 Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи.

Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

 Строить  монологическое высказывание.

Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

 Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Способность к оценке своей учебной деятельности

15.09

6

Мир глазами историка Практическая работа: знакомство с историческими картами.

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию  из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.

 Строить рассуждения в форме простых суждений.

 Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью.

 Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Способность к оценке своей учебной деятельности

16.09

7

Когда и где?

1

 Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач.

 Различать способ и результат действия.

 Формулировать свои затруднения; задавать вопросы; слушать собеседника Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Способность к оценке своей учебной деятельности

22.09

8

Прошлое и настоящее глазами эколога. 

Игра «Планета – это мы»

1

Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.

 Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений.

 Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровьесберегающего поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

23.09

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

Посетить заповедник своего края. Оценивать личную роль в охране природы.

  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Проявлять познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве.

 Формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии.

 Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

29.09

10

Обобщающий урок-игра по разделу «Земля и человечество»  

 

1

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника.

 Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

30.09

Раздел 2.  ПРИРОДА  РОССИИ  (10часов)

11

Равнины и горы России

Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.

1

Находить и показывать на физической карте  территорию России, её государственную границу, равнины и горы.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков.

 Принимать и сохранять учебную задачу.

 Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

 Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

6.10

12

Моря, озёра и реки России Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.

1

Находить и показывать на физической  карте России разные водоёмы и определять их названия.

Сравнивать и различать разные формы водоёмов  Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Учиться высказывать своё предположение.

 Формулировать своё мнение и позицию; задавать вопросы, слушать собеседника.

 Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

7.10

13

Зона арктических пустынь 

Практическая работа: поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон

 1

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  Формулировать своё мнение и позицию.

Ставить вопросы. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

13.10

14

Тундра 

Практическая работа: поиск и показ зоны тундры на физической карте и карте природных зон

 

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

 Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров

14.10

15

Леса России Практическая работа: поиск и показ зоны лесов на физической карте и карте природных зон

1

Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон.

 Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

20.10

16

Лес и человек.

Экскурсия в лес.

1

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Устанавливать причинно-следственные связи.

 Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Учиться высказывать предположение по иллюстрации. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия

21.10

17

Зона степей. Практическая работа: поиск и показ зоны степей  на физической карте и карте природных зон

1

Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Вести диалог, слушать и слышать собеседника. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

27.10

18

Зона пустыни. Практическая работа: поиск и показ зон полупустынь и пустынь на физической карте и карте природных зон

Итоговый тест за 1 четверть

1

     

 Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Различать способ и результат действия.

 Учиться высказывать своё предположение.

 Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

 28.10

19

2 четверть.

У Чёрного моря Практическая работа: поиск и показ зоны субтропиков на физической карте и карте природных зон

1

П. Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

Использовать общие приёмы решения задач.

Р.  Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

К. Формулировать своё мнение и позицию.

10.11

20

Экологическое равновесие

Обобщающая игра  «По природным зонам  России»

1

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. П. Осуществлять поиск необходимой  информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных  и несущественных признаков.

 Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные  от собственной. 

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

11.11

Раздел 3.  РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ  БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (14 часов)

21

Наш край.

«Как у нас в семье празднуются дни рождения?»

1

Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.

Находить на карте России родной регион.  Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

 Принимать и сохранять учебную задачу.

 Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

17.11

22

Поверхность нашего края

1

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

18.11

23

Водоёмы нашего края.

Экскурсия на водоём.

1

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений)  водоёмы нашей местности. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

24.11

24

Наши подземные богатства Практическая работа:

свойства  полезных ископаемых.

1

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края). Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

  Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Применять установленные правила.

25.11

25

Земля-кормилица

1

Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

Оценивать плодородие почв нашего края. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

1.12

26

Жизнь леса Практическая работа: работа с гербарием растений леса.

1

Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно-следственные связи.

 Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Формулировать своё мнение и позицию Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

2.12

27

Жизнь луга Практическая работа: работа с гербарием растений луга.

1

Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

8.12

28

Жизнь пресного водоёма Практическая работа: работа с гербарием растений пресного водоёма.

1

Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

.

 9.12

29

Растениеводство в нашем крае Практическая работа: работа с гербарием полевых  культур.

1

Ставить и формулировать проблемы.

 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

 Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров

15.12

30

Незаметные защитники урожая

1

 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.

 Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве*.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Задавать вопросы, обращаться за помощью. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

16.12

31

Животноводство в нашем крае

Итоговый тест за 2 четверть

1

 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

  Соотносить правильность выбора с требованиями конкретной задачи.  

Использовать речь для регуляции своего действия

 Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

22.12

32

Экскурсия в краеведческий музей.

Правила поведения в общественных местах.

1

Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного  края,

 Владеть основами смыслового восприятия познавательного материала, сообщаемого в устной форме, выделять существенную информацию.

 

23.12

33

34

3 четверть.

Обобщающий урок-игра  «Я знаю родной край» 

Соблюдение мер безопасности при пользовании эл.приборами в быту.

1

1

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и светских праздниках.

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осуществлять обобщение на основе имеющихся знаний.

 Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.                    

12.01

13.01

КНИГА 2.  Раздел 4.   СТРАНИЦЫ ВСЕМИНОЙ ИСТОРИИ  (25часов)

35

Начало истории человечества

1

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Принимать и сохранять учебную задачу.

 Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

19.01

36

Мир древности: далёкий и близкий

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Показывать места исторических событий на исторической карте. для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Осознанно и произвольно  осуществлять поиск необходимой информации строить сообщения в устной форме.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Учиться высказывать своё предположение.

 Задавать вопросы, обращаться за помощью.

 20.01

37

Средние века: время рыцарей и замков

1

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

 Формулировать собственное мнение и позицию.

26.01

38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.

Участвовать в ролевых играх по типу путешествий (например, «Путешествие в Древнюю Москву», «Путешествие по Третьяковской галерее»).

Проводить познавательные игры (например, «Знаете ли вы?», «Что? Где? Когда?»). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

27.01

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории».  Игра  «Путешествие на «машине времени». 

1

Участвовать в групповой работе по поиску информации и подготовке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидца событий

ХХ века (например, рассказы ветеранов о Великой Отечественной войне)

  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

2.02

40

Жизнь древних славян

Работа с картой.

1

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Самостоятельно создавать алгоритм деятельности.

 Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

 Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

3.02

41

Во времена Древней Руси

(столица Древний Киев) 

Работа с картой.

 1

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

 Различать способ и результат действия.

 Учиться высказывать своё предположение.

 Задавать вопросы Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы., обращаться за помощью

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Показывать места исторических событий на исторической карте.

9.02

42

Страна городов. Работа с картой и схемами

1

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

 Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром .

10.02

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

16.02

44

Трудные времена на Русской земле Работа с картой.

1

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

17.02

45

Русь расправляет крылья 

Работа с картой.

1

 Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Формулировать свои затруднения.

23.02

46

Куликовская битва

Работа с картой.

1

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать

(по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

24.02

47

Иван Третий

 1

 Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

 Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 

1.03

48

Мастера печатных дел

1

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Проявлять  познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

2.03

49

Патриоты России.

«Мои друзья – моё богатство»

1

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

 Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Использовать речь для регуляции своего действия

 Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии .

8.03

50

Пётр Великий Работа с картой.

1

 Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Использовать речь для регуляции своего действия

 Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

9.03

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

 Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

 Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

 Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

 

15.03

52

Екатерина Великая

Итоговый тест за 3 четверть

1

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

 Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Учиться высказывать своё предположение.

 Задавать вопросы, обращаться за помощью.

16.03

53

Отечественная война 1812 года Работа с картой.

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

 Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

 Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

30.03

54

Страницы истории ХIХ века

 Работа с картой.

1

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 Задавать вопросы, обращаться за помощью

5.04

55

Россия вступает в ХХ век

 1

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Учиться высказывать своё предположение.

 Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.

6.04

56

Страницы истории 20 - 30-х годов Работа с картой.

1

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.  Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

 

12.04

57

Великая война и Великая Победа Работа с картой.

.1

 Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 Формулировать свои затруднения.

Достаточно точно,  последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий. 

13.04

58

Страна, открывшая путь в космос

1

 Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

 Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

19.04

59

Обобщение по теме «Страницы истории Отечества».

 Игра «Что? Где? Когда?»

1

 Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

 Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

20.04

Раздел 6.  СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ  (11часов)

60

Основной закон России и права человека 

Работа с картой современной России.

1

 Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

 Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

26.04

61

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

1

Подготавливать рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.  Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 Учиться высказывать своё предположение.

 Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

27.04

62

Мы – граждане России.

«Как прожить без ссор?»

.1

Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

 Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

3.05

63

Славные символы Росси

 1

Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов.

Знать текст  Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его.  

Узнавать по этим признакам российский флаг среди флагов других стран.

Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России П. Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона.

 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

4.05

64

65

Такие разные праздники

Правила поведения в транспорте

Такие разные праздники

1

1

Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации. П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

 Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

 Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

10.05

11.05

66

67

Путешествие по России

 Работа с картой.

Итоговый тест за 4 четверть

1

1

Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

Строить  монологическое высказывание.

17.05

18.05

68

69

70

Обобщение по теме «Современная Россия».

Игра «Крестики-нолики».

Итоговый тест за учебный год         

1

1

1

Описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения, подготавливать рассказ о важнейших изученных событиях из истории Отечества.

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

 Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце

 Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

 Перерабатывать полученную информацию.

24.05

25.05

31.05

 

Итого:

70ч

Планируемые результаты изучения учебного предмета по окружающему миру.

1 раздел. Земля и человечество

1.Личностные УУД

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

2.Регулятивные УУД

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

3.Познавательные УУД 

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4.Коммуникативные УУД

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

2 раздел. Природа России

1.Личностные УУД

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

2.Регулятивные УУД

Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Планировать учебную деятельность на уроке.

3.Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

4.Коммуникативные УУД

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог.

3 раздел. Родной край – часть большой страны

1.Личностные УУД

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

2.Регулятивные УУД

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

3.Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

4.Коммуникативные УУД

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

4 раздел. Страницы всемирной истории

1.Личностные УУД

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

2.Регулятивные УУД

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

3.Познавательные УУД

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4.Коммуникативные УУД

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

5 раздел. Страницы истории Отечества

1.Личностные УУД

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

2.Регулятивные УУД

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3.Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

4.Коммуникативные УУД

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

6 раздел. Современная Россия.

1.Личностные УУД

Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

2.Регулятивные УУД

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

3.Познавательные УУД

приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

4.Коммуникативные УУД

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...