Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "ПНШ"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx76.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету окружающий  мир для 1  класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, с основными положениями Федерального  государственного  образовательного стандарта начального общего образования,  рекомендациями Примерной программы начального общего образования и программы для общеобразовательных учреждений /О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»), утверждённой Минобрнауки РФ.

Преподавание ведётся по учебнику Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир». 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011г. – 80с.

Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Задачи курса:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
  • формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
  • развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • осознание ценности,  целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом для образовательных учреждений предмет изучается на базовом уровне в объеме 2-х часов в неделю. В 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели). Изменения не внесены.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы. Используются следующие формы контроля и учёта учебных достижений учащихся:

индивидуальная работа по карточкам,  устный опрос, пересказ текста, тесты.

         

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • название своего города,  номер своего дома, адрес школы;
  • названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
  • государственную символику  России;
  • первый куплет и припев гимна России;
  • виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
  • правила поведения в городе во время экскурсии;
  • что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
  • название органов чувств и их функции;
  • названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
  • основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
  • названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);
  • название каждого времени года и их последовательность;
  • основные признаки времени года;
  • правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

Уметь:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
  • проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
  • различать объекты природы и изделия человека;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • различать части растений, отображать их в рисунке;
  • приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
  • приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
  • приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
  • приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
  • приводить примеры съедобных грибов своего края;
  • приводить примеры ядовитых ягод своего края;
  • ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
  • называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
  • установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
  • написания на конверте своего адреса;
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).

 Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:        

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство, ответственности за сохранение её природы;        
  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать формацию из семейных архивов, от окружающих людей, открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;        
  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

 

            Содержание курса

Человек и природа

  • Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

  • Живая природа (10 ч)

Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.

  • Природа и ее сезонные изменения (38 ч)

Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе.

Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.

Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия

осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.

Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

Человек и общество

  • Наша родина — Россия (10 ч)

Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.     

     

 Система оценивания       

 В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

      При использовании безотметочной системы оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др. На начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, которая включает разнообразные методы оценивания:

- наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием вычислительных навыков, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений);

  - оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (участие в обсуждениях, выполнение  мини-исследований и т.д.);

 - тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);

- оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом);    

 - оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений, дневников учащихся и т.п.).                            

    Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе  повторения и  обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления  и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.  

    Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей прблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности  предметных и познавательных  умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

     Инструментарий для оценивания результатов:

Объектом оценки предметных результатов в 1 классе является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в ходе текущих и итоговых проверочных работ.

           В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты. В 1 классе остается безотметочное обучение, оценка выставляется в следующем виде:

а) Не освоил - нет материалов о результатах достижений.

б) Освоил нормально - в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Освоил хорошо или отлично - в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».

Объектом оценки метапредметных результатов в 1 классе является следующие оценки:

 а) Не сформировано - нет материалов о результатах достижений.

б) Сформировано нормально - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Сформировано хорошо или отлично - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»

Учебно-методический комплект:

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник. 2011

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник. 2011

3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. – М. : Академкнига/2013

4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.2 011


Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»

 п/п

Тема урока

Тип

 урока

Планируемые результаты

Дата

Предметные

метапредметные

личностные

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Наблюдение  как  способ  получения  ответов  на  вопросы  об  окружающем  нас  мире (8 ч)

1

Знакомство с учебником «Окружающий мир».

Изучение нового материала

Главные герои учебника, его интрига. Уметь читать  условные обозначения; знакомство с тетрадью для самостоятельных работ,  хрестоматией.

П.: Умение извлекать информацию из различных источников: учебника, хрестоматии, тетради.

Р.: Умение слушать и вступать в диалог.

 К.:Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой.

Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа

2

Населѐнный пункт,  в котором мы живѐм.

Урок-игра

Усвоение того, что человек с рождения познаёт окружающий мир с помощью глаз, ушей,носа, языка и кожи.

П.:Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.        

К.:Умение слушать и вступать в диалог.

Р.:Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой.

Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории.

3

Мы познаём мир органами чувств.

Изучение нового материала

Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выпол-нять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.

П.:Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков.

К.:Умение ставить вопросы, обращать за помощью, формулировать свои затруднения.

Р.:Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Формирование эмпатии как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

4

Мы познаём мир.

Комбинированный урок

Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выполнять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.

П.:Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. К.:Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы.        

К.:Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Учиться работать по предложенному учителем плану.                        

Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.

5

Мы познаём мир органами чувств.

Практикум

6

Мы познаём мир.

Комбинированный урок

7

Что нас окружает.

Изучение нового материала

Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека.

П.:Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.        

К.:Умение слушать и понимать речь других. Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.        

8

Живая и неживая природа.

Комбинированный урок

Раздел 2. Живая природа (10 ч)

9

Животные – часть живой природы.

Урок-путешествие

Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей.

Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида.

П.:Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего  последовательность сменяющих друг друга событий. Установление причинно-следственных связей.        

К.:Понимание возможности различных  точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.        

Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

10

Группы животных.

 

Комбинированный урок

11

Дикие животные.

Изучение нового материала

12

Домашние животные.

Изучение нового материала

Знать названия и отличительные признаки  8 - 10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида  и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных.

П.:Умение классифицировать по заданным критериям.        

К.:Понимание возможности различных  точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Р.:Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

                        

Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

13

Насекомые – часть живой природы.

Изучение нового материала

Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых. Называть насекомых родного края

 Л.:Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

П.:Подведение под понятие на основе  распознавания объектов, выделения существенных признаков.        

К.:Умение аргументировать своё высказывание, убеждать, уступать.

Р.:Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

14

Насекомые – часть живой природы.

Комбинированный урок

15

Растения – часть живой природы.

Изучение нового материала

Признаки, общие для всех растений, сходства и отличия травянистых растений: кустарников, деревьев. Названия и 8-10 растений (на уровне рода)

П.:Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков. Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, илюстрирующего  последователь-ность сменяющих друг друга событий.

К.:Умение аргументировать своё высказывание, убеждать, уступать.

Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

16

Растения – часть живой природы.

Комбинированный урок

17

Части растений.

Комбинированный урок

18

Практическая работа «Способы распространения семян».

Изучение нового материала

Понятие нового термина  «органы растений»  (корень, стебель,  лист,  цветок, плод,  семена).

П.:Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков.

К.:Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.        

Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Раздел 3. Природа  и  её  сезонные  изменения  (38 ч)

19

Природа и её сезонные изменения.

Изучение нового материала

Знать основные признаки времен года, название и последовательность. Иметь представления о сезонных  изменениях.

П.:Добывать новые знания: находить ответы   на  вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К.:Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.        

Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

20

Экскурсия

«Наблюдения за изменениями в природе».

Изучение нового материала

Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов при-роды, проводить простейшие наблюдения за объектами живой и неживой природы;  уметь  рассказывать о своих наблюдениях.

П.:Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.        

К.:Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных   и познавательных задач.

Р.:Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

21

Жизнь растений осенью.

Урок-экскурсия

Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью.

П.:Умение следвать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

К.:Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Р.:Формировать  умение проговаривать последователь

ность действий на уроке.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

22

Труд людей осенью.

Изучение нового материала

Знать о труде людей осенью в саду, поле, огороде. Уметь различать овощи и фрукты.

П.:Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять  их существенные признаки.

К.:Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.        

Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

23

Жизнь диких животных осенью.

Комбинированный урок

Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой

П.:Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между  живой и неживой природой.         

К.: Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.        

24

Как животные готовятся к зиме.

Экскурсия

(заочная)

25

Зимние изменения в неживой природе

Комбинированный урок

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последова-тельность. Уметь выделить существенные признаки зимы.

П.:Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.        

К.:Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

Р.:Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

26

Три состояния воды.

Практическая работа

Комбинированный урок

Знать  правила  проведения  и наблюдения  опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях  в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок. На основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег.

П.:Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать   выводы  на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.

К.:Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Р.:Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.                

Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.        

27

Снежные загадки.

Изучение нового материала

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность. Уметь выделить существенные признаки зимы.

П.:Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.        

К.:Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

Р.:Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

28

Жизнь лесных зверей зимой.

Комбинированный урок

Знать о зимовке животных, о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой. Знать признаки сходства млекопитающих зверей.

П.:Добывать новые знания: находить ответы   на  вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К.:Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

29

Жизнь лесных зверей зимой.

Изучение нового материала

30

Птицы зимой.  

Урок-экскурсия

Знать признаки, по которым из всех животных выделяется группа – птицы. Виды зимующих птиц. Уметь оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения. Изготовление простейшей кормушки.

П.:Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между  живой и неживой природой.

К.:Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Р.:Умение осуществлять контроль в форме сличения  результата с эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона.        

Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

31

Как помочь птицам зимой.

Комбинированный урок

32

Жизнь в воде подо льдом.

Изучение нового материала

Знать признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом. Правила безопасного поведения у водоёмов зимой.

П.:Добывать новые знания: находить ответы   на  вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К.:Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения  и обосновывать собственное.        

Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

33

Жизнь деревьев, кустар-ников и трав зимой.

Комбинированный урок

Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений. Иметь представление о внутреннем строении почки.

П.:Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

К.:Осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь.        

Р.:Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.

34

Экскурсия

«Как зимуют растения».

Изучение нового материала

Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы, проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы;  уметь  рассказы-вать о своих наблюдениях.

П.:Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

К.:Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных   и познавательных задач.

Р.:Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

35

Учимся различать деревья и кустарники зимой.

Урок-экскурсия

Знать отличия кустарников и деревьев зимой. Уметь определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту, коре, почкам, плодам

П.:Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков.

К.Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.        

Р.:Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Культура поведения в природе, бережное отношение к ней.        

36

Труд людей зимой.

Комбинированный урок

Знать особенности труда людей зимой. Уметь обобщать жизненные наблюдения.

П.:Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.        

К.:Умение строить монологическое высказывание.        

Р.:Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

37

Весенние изменения в неживой природе.

Комбинированный урок

Знать основные признаки весны, правила безопасности  в природе весной.

 П.:Умение    1) описывать  на  основе иллюстрации объекты,  выделять  их существенные признаки; 2) следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы  на основе    полученных результатов.

К.:Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.        

38

Весенние изменения в живой природе

Экскурсия

39

Травянистые раннецветущие растения.

Изучение нового материала

Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. Уметь отличать первоцветы от остальных растений.

П.:Умение    1) описывать  на  основе иллюстрации объекты,  выделять  их существенные признаки; 2) следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы  на основе    полученных результатов.

К.:Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения  и обосновывать собственное.        

Р.:Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.        

40

Жизнь диких животных весной.

Комбинированный урок

Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе

П.:Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между  живой и неживой природой.        

К.:Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.        

Р.:Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

41

Жизнь домашних животных весной.

Изучение нового материала

42

Про больших и маленьких.

Комбинированный урок

43

Как животные о потомстве заботятся.

Комбинированный урок

Знать, как появляется потомство у животных. Уметь сравнивать животных и их детенышей. Знакомство с термином «млекопитающие» животные

П.:Поиск и выделение необходи-мой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего  последовательность сменяющих друг друга событий.

К.:Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.        

44

Труд людей весной.

Комбинированный урок

Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жизненные наблюдения.

П.:Добывать новые знания: находить ответы   на  вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К.:Умение строить монологическое высказывание.        

Р.:Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

45

Летние изменения в неживой природе.

 

Изучение нового материала

Знать об основных изменениях в природе с приходом лета. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в летний период.

П.:Добывать новые знания: находить ответы   на  вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К.:Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения  и обосновывать собственное.        

Р.:Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.        

46

Летние изменения в живой природе.

Экскурсия

47

Лесные ягоды.

Комбинированный урок

Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. Иметь представление о правилах сбора ягод

П.:Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.        

К.:Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Р.:Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить.        

Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я»  и «хороший» ученик.

48

Съедобные и несъедобные ягоды.

Изучение нового материала.

Знать признаки и названия грибов. Уметь отличать съедобные и ядовитые грибы края. Знать правила сбора грибов. Приводить примеры съедобных грибов своего края.

П.:Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.        

К.:Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.        

Р.:Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я»  и «хороший» ученик.        

49

С лукошком за грибами.

Изучение нового материала

50

Съедобные и несъедобные грибы.

Урок-викторина

Знать признаки и названия грибов. Уметь отличать съедобные и ядовитые грибы края. Знать правила сбора грибов. Приводить примеры съедобных грибов своего края.

П.:Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.        

К.:Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Р.:Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я»  и «хороший» ученик.        

51

Лекарственные растения.

Изучение нового материала

Знать некоторые лекарственные растения края. Иметь представления о сборе и использовании лекарственных растений.

П.:Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирующего  последовательность сменяющих друг друга событий.        

К.:Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Р.:Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.        

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.        

52

Правила сбора  лекарственных растений.

Экскурсия

53

Правила поведения в природе.

Комбинированный урок

Уметь соблюдать правила безопасности в природе. Знать виды и формы помощи человека природе.

П.:Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстри-рующего  последовательность сменяющих друг друга событий.

К.:Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения  и обосновывать собственное.        

Р.:Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.        

54

Красная книга России.  

Изучение нового материала

Знать некоторые растения и живот-ных Красной книги России и Татарстана. Уметь устанавливать взаимосвязи в жизни растений и животных.

П.:Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

К.:Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения  и обосновывать собственное.

Р.:Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

55

Что такое экология.

Комбинированный урок

Знакомство с термином «экология».

П.:Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.        

К.:Умение строить монологическое высказывание.        

Р.:Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

56

Обобщающий урок «Сезонные изменения»

Комбинированный урок

Знать название каждого времени года и их последо-вательность; основные признаки времён года; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время; правила безопасности  на водоёме весной.

П.:Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

К.:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.

Р.:Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Раздел 4.   Наша родина – Россия  (10 ч)

57

Наша родина – Россия.

Изучение нового материала

Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечательности России.

П.:Извлечение необходимой информации при работе с картой.        

К.:Умение вести диалог  в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.        

Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России;  чувства сопричастности  и гордости за свою Родину, народ, историю.

58

Наш родной край.  

Комбинированный урок

59

Россия – многонациональная страна.

Изучение нового материала

Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечательности России.

П.:Извлечение необходимой информации при работе с картой.        

К.:Умение вести диалог  в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.        

Р.:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России;  чувства сопричастности  и гордости за свою Родину, народ, историю.

60

Символы нашего государства.

Изучение нового материала

61

Москва – столица нашего государства.

Комбинированный урок

Знать названия планеты, страны, региона, города. Уметь описывать достопримечательности родного края. Называть виды растений и животных края.

П.:Извлечение необходимой информации при работе с картой Татарстана.        

К.:Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения  и обосновывать собственное.        

Р.:Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, историческим памятникам.

62

Достопримечательности  Москвы.

Урок-путешествие

Уметь описывать достопримечательности края.

П.:Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.        

К.:Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных   и познавательных задач.

Р.:Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, историческим памятникам.        

63

Экскурсия

«Достопримечательности нашего края».

Экскурсия

Знать государственную символику России, первый куплет и припев гимна. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов.

П.:Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: иллюстрация,  карта.        

К.:Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Р.:Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России;  чувства сопричастности  и гордости за свою Родину, народ, историю

64

Символика родного края

Комбинированный урок

Знать  символику Татарстана

П.:Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей        

К.:Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Р.:Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, символике.        

65

Обобщающий урок «Наша родина – Россия»

Урок-отчет

Знать названия страны, области, города; рассказывать о достопримечательностях страны и своего края.

П.:Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.        

К.:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.        

Р.:Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России;  чувства сопричастности  и гордости за свою Родину, народ, историю

66

Обобщающий урок «Наша родина – Россия»

Урок-отчет



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...