Кто такие рыбы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Сидорова  Надежда Витальевна

Цель -познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения; расширять кругозор детей, закрепить знания детей о насекомых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olga_sidelnikova._kto_takie_ryby_1_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

  • Класс: 1
  • УМК: Школа России
  • Учебный предмет: Окружающий мир
  • Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:

Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса начальной школы. Часть1.

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся начальных классов

          Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. Мир вокруг

          нас.

  • Тема урока: Кто такие рыбы?
  • Цели урока:

Образовательная:  познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения; расширять кругозор детей, закрепить знания детей о насекомых.

Развивающие: развивать познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, точно выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

  • Тип урока: Изучение нового материала.
  • Оборудование урока: модели для изображения чешуи ( по одной на парте ), зелёные и синие кружки (у детей ), цветные карандаши.

Ход урока:

І. Организационный момент.

    Придумано кем-то, просто и мудро,
   При встрече здороваться: «Доброе утро!»
   Доброе утро солнцу и птицам!
   Доброе утро улыбчивым лицам!
   И каждый становится добрым, доверчивым,
   И доброе утро длится до вечера.

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

ІІ. Актуализация знаний.

     1. Повторение ( отгадывание кроссворда на тему «Насекомые» )

- А вот и наши друзья Муравьишка и Черепаха

- Муравьишка просит вас назвать его друзей. А для этого нужно отгадать кроссворд.

1. В воде родится,

    А воды боится. ( стрекоза )

2. Не моторы, а шумят,

    Не пилоты, а летят,

    Не змеи, а жалят. ( осы )

3. Шевелились у цветка

    Все четыре лепестка.

   Я сорвать его хотел,

   А он вспорхнул и улетел. ( бабочка )

4. На поляне возле ёлок

    Дом построен из иголок.

    За травой не виден он,

    А жильцов в нём миллион. (муравьи )

                                       

                         1 

                    2  

                   3

            4

- Как назвать их одним словом?

- Правильно, это насекомые.

- Кто такие насекомые?

- Какое слово в кроссворде выделено другим цветом?

- Муравьишка живёт в лесу и не знает, кто такие рыбы. Объясните ему.

- Где живут? Чем дышат? Как плавают? Чем покрыто их тело?

2. Постановка учебной проблемы.

- При ответах на вопросы, у вас возникли затруднения.

- Значит, мы с вами не всё знаем о рыбах.

- Нам надо понять: кто же такие рыбы?

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

Какая будет тема урока? А цель?

ІV. Изучение нового материала.

1. Знакомство со строением рыбы.

- А теперь познакомимся со строением рыбы.

- Давайте вместе «подпишем» её части.

- Чем покрыто тело рыбы?

- Чешуйки лежат определённым образом. Кто понял закономерность расположения чешуек?

- А сейчас дорисуйте чешуйки самостоятельно на модели ( Дети работают в парах.)

- Пока вы рисовали чешуйки, Мудрая Черепаха надела новый костюм.

- Чей костюм у Черепахи? ( Дети рассматривают рисунок на стр. 22 вверху в книге ).

- Как вы догадались? ( По хвосту, плавнику и чешуе ).

2. Чтение сообщения в учебнике на стр.22.

Вывод: - По какому признаку мы узнаём рыб? ( по строению )

V. Физкультминутка.

     Рыбки плавали, плескались

     В тёплой чистенькой воде.

     То сожмутся, разожмутся,

     То зароются в песке.

VI. Знакомство с разнообразием рыб.

1.  Беседа

      - Как вы думаете, где могут жить рыбы? ( В реке, озере и море )

      - Значит, как можно назвать рыб, которые живут в реке? ( Речными )

      - А в море? ( Морскими )

2. Игра «Найди дом для рыбки»

    Дети должны догадаться, о какой рыбе идёт речь, и положить кружок

( построить дом ) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зелёный кружок, если морская – синий.

    Учитель читает загадки.

                                     Он в самом омуте живёт,

                                     Хозяин глубины.

                                     Имеет он огромный рот,

                                     А глазки чуть видны. ( сом )

- Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

                                     Хвостом виляет,

                                     Зубастая, а не лает. ( щука )

- Щука – одна из крупных речных рыб.

                                Живу глубоко, плыву легко.

                                Зубастая, большая,

                                 Я рыба морская. ( акула )

- Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи.

                                        На дне один

                                        Лежит плоский блин. ( камбала )

- Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавниками.

                                        Драчун и забияка

                                        Живёт в воде,

                                        Кости на спине,

                                        И щука не проглотит. ( ёрш )

- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда его называют морским ежом.

                                        Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

                                        Полосатый пиджачок,

                                        Ярко-красный плавничок. ( окунь )

Вывод: - По какому ещё признаку определяем, что это рыба? ( по месту обитания ).

VIII. Работа в тетради.

    - Узнайте рыб по силуэтам.

    - Какие из рыб речные? Закрасьте кружки.

   - Я предлагаю послушать вам сказку. В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись хвостиком за водоросль, он стал размышлять, хорошо ли живётся морским обитателям. В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы. Они заговорили человеческим голосом. Стали рассказывать морскому коньку, что плохо стало жить им в море.

   -  Ребята, как вы думаете, почему?

   - Кто виноват в бедах морских жителей?

   - Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов уютно жилось в их домах?

IX. Определение рыб с помощью атласа – определителя ( стр. 164 – 167 ).

    - Расскажите, какие ещё бывают рыбы?

X. Итог урока

- Давайте расскажем  Муравьишке, как отличить рыб от других животных?

- А Мудрая Черепаха хочет знать, что нового и интересного вы узнали?

Рефлексия.

   Если на уроке вам было легко работать, и всё понятно –поднимите зелёный кружок, если остались вопросы –желтый, если многое не понятно-красный.        

- Молодцы! Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....