"Значение воды на Земле"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Лысенкова Наталья Ивановна

Тема урока «Значение воды на Земле» (1 класс, система Занкова Л.В.)

Цели урока:

а) развивающий аспект

  • развитие внимания;
  • развитие приёмов мыслительной деятельности (умение выделять существенные признаки и свойства, умение устанавливать единые, общие признаки и свойства, умение классифицировать, группировать, наблюдать);
  • развитие самостоятельности в мышлении;
  • развитие умения выделять главное

б) обучающий аспект

  • уточнение представления детей о значении воды на Земле;
  • продолжение формирования умений работать с учебником, географической картой;
  •  развитие умения работать самостоятельно;
  • развитие умения соблюдать темп урока

в) воспитывающий аспект

  • воспитание положительного интереса к знаниям;
  • развитие воли;
  • развитие умения работать во взаимодействии;
  • формирование представлений о бережном отношении к воде: необходимости её охранять от загрязнения и экономно расходовать.

Методическая цель- создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией урока, физическая карта полушарий, стаканы с пресной и солёной водой для проведения опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_vody_na_zemle.doc47.5 КБ
Файл kapitoshka.part2_.rar506.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет «Мы и окружающий мир»

Развивающая система обучения Занкова Л.В.

1 класс (1-4)

Тема урока «Значение воды на Земле»

Ход урока.

1)Организационный момент

Проверка подготовки рабочего места.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Пенал, учебник и тетрадка.

2)Разминка

Наш урок мы начинаем с небольшой разминки. Посмотрите на экран (Начало показа презентации).

- Щелчок мышью Прочитайте слоги (пи, Ка, ка, тош), попробуйте собрать их так, чтобы получилось слово. (Капитошка)

Правильно, ребята. Это Капитошка. Она сегодня пришла к нам на урок. (Щелчок мышью)

-А кто такая Капитошка, как вы думаете? (Капля воды)

Капитошка — веселая капелька летнего дождя, она несет в себе разноцветье радуги, энергию солнца и живительную силу воды. А почему именно эта капелька пришла к нам на урок, вы догадаетесь, выполнив её задание. (Щелчок мышью)

3)Актуализация знаний

-Прочитайте, какое задание приготовила Капитошка. (Загадки)

Слушайте внимательно загадки и постарайтесь их отгадать.

1) Щелчок мышью

Течет, течет, не вытечет,

  Бежит бежит, не выбежит. (Река) Щелчок мышью

2) Щелчок мышью

По среди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая. (озеро) Щелчок мышью

3) Щелчок мышью

 Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (Болото) Щелчок мышью

4) Щелчок мышью

Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня. (Ручей) Щелчок мышью

5) Щелчок мышью

Кругом вода, а с питьем беда. (Море) Щелчок мышью

6) Щелчок мышью

Зимнее стекло весною потекло. (Лед) Щелчок мышью

7) Щелчок мышью

Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака) Щелчок мышью

8) Щелчок мышью

Утром бусы засверкали, всю травы собой заткали. А пошли искать их днем, ищем, ищем - не найдем. (Роса) Щелчок мышью

9) Щелчок мышью 

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь, станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег) Щелчок мышью

10) Щелчок мышью 

Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман) Щелчок мышью

11) Щелчок мышью 

Люди ждут меня, зовут, а приду к ним - прочь бегут. (Дождь) Щелчок мышью

12) Щелчок мышью 

Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град) Щелчок мышью

13) Щелчок мышью

 Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней) Щелчок мышью

-Что общего между всеми загадками? (Речь в загадках о воде)

-Как вы думаете, почему Капитошка пришла к нам на урок? (На уроке мы поведем речь о воде)

4)Целеполагание

-Правильно, ребята. Капитошка пришла к нам в гости, потому что сегодня на уроке мы поведем речь о воде. А точнее: прочитайте тему нашего сегодняшнего урока на экране. («Значение воды на Земле») Щелчок мышью

-Как вы думаете, зачем сегодня на уроке мы будем говорить по данной теме? (Ответы детей)

-Нам предстоит ответить на вопрос «Почему нужно беречь и охранять воду?»

5)Работа по теме урока

а)Работа с учебником

-Откройте учебник на странице 14, рассмотрите внимательно картинки и скажите, какое значение имеет вода для окружающего мира? (Ответы детей)

-Представьте себе, что случится, если вода на земле исчезнет? (Ответы детей)

Вода –  самое нужное вещество. Она нужна всем растениям, животным и людям. Без воды погибнет вся жизнь.

    Человек на 98% из 100 состоит из воды.

   Все растения пьют воду и с нею получают нужные вещества. Вода содержится в листьях, коре, стеблях, плодах. Для своего роста растение расходует очень много воды. Для выращивания одного килограмма картофеля расходуется 300 литров воды.

   Все животные пьют воду. А есть и такие, для которых вода –  это их дом.

    Нашу землю называют «голубой планетой».

-Подумайте почему? В этом вам поможет карта полушарий. Щелчок мышью (Ответы детей)

Правильно, большую часть поверхности Земли занимает вода.

-Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса. Щелчок мышью

-И на снимке преобладает какой цвет? (Синий)

Воды Земли составляют Мировой океан. Он делится  на четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Учёные выделяют пятый – Южный океан (вокруг Антарктиды)

-Кто может показать океаны на карте? (Показ океанов)

Вода встречается на Земле в разных состояниях. Щелчок мышью

-Вспомните загадки Капитошки. И дождь, и град, и туман – это вода. А в чём же различие? (Ответы детей)

 

Значит вода бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Щелчок мышью

Физкультминутка-игра

А сейчас мы с вами поиграем. Я называю слова. Если вода находится в жидком состоянии, вы делаете волнообразные движения руками, если в газообразном, то вы делаете наклоны из стороны в сторону, если в твёрдом состоянии, то вы топаете ногами. (После каждого выполнения движения к слову делается щелчок мышью – проверка правильности выполнения)

Слова: озеро, облако, лужа, лёд, сосулька, роса, туман, снег, туча

- Если собрать всю сушу вместе и всю воду вместе, то одну часть поверхности земли занимает суша, а три части земли - вода. Щелчок мышью

-Ребята, если воды на земле так много, то почему её не хватает людям, животным, растениям? Даже есть страны где ведут строгий учет расходованию воды.(Ответы детей)

б)Опыт.

-Ребята у вас на столах стаканчики с водой. Сравните воду. (Прозрачная, бесцветная)

-Попробуйте воду на вкус. Что вы обнаружили? (В одном стакане вода несолёная, а в другом – солёная)

 

Вода на Земле бывает пресная, то есть несолёная. В реках, озерах, ручьях. А бывает -  соленая.

-Представьте, люди живут на берегу моря и испытывают недостаток воды, почему? (Вода в море солёная, её пить невозможно)

Вода в морях и океанах горько-соленая, её пить нельзя. А большую часть поверхности земли занимают именно океаны и моря. То есть большая часть воды соленая. Лишь 1% от всего количества воды на Земле составляет пресная вода. Поэтому воду надо беречь. Человек без пищи может прожить месяц, а без воды не более трех дней.

6)Беседа о необходимости охраны воды

-Что мы должны делать, чтобы сохранить богатство нашей Земли – воду? (Ответы детей) Щелчок мышью

За один час из незакрытого до конца крана по каплям набирается одна литровая банка воды. Пока вы сидите в школе 4 урока и ещё перемены, пройдет 4 часа. Сколько банок воды выльется зря? (Ответы детей)

Следите за тем, чтобы краны были закрыты хорошо. Щелчок мышью

На планете год от года

Человек вредит природе

И не понял он чудак,

Что природа не пустяк

Он зверей и пташек жестоко истребляет

Мусором, отходами речки засоряет.

Нельзя засорять реки, озера, пруды мусором. Если мы отдыхаем на берегу водоема, то весь мусор, оставшийся после нас, мы должны убрать за собой. Щелчок мышью

Нельзя сбрасывать с фабрик и заводов отходы, они отравляют воду ядами, гибнут растения и животные, живущие в водоемах, вода становится непригодной для использования её человеком в своих нуждах. Щелчок мышью

Физкультминутка

7)Работа в рабочей тетради

-Откройте свою рабочую тетрадь на странице 12. Давайте закрепим все то, о чем мы сегодня с вами говорили.

-Рассмотрите рисунок и расскажите, что могли бы сказать о значении воды повар, художник, шофер, лягушка, подсолнечник.

-Посмотрите на экран. Щелчок мышью

-Что ещё можно сказать о значении воды?

8)Рефлексия

-Какие выводы мы можем сделать из нашего урока? (Ответы детей) Щелчок мышью

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что особенно вам понравилось в уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение воды на Земле

урок в 1 классе по учебнику Поглазовой...

Урок окружающего мира по УМК Гармония 2 класс "Водоемы. Значение воды для всего живого на Земле"

Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Значение воды для жизни на Земле» в рамках проекта «Экологическая радуга»

Актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознаетс...

Значение воды для всего живого на Земле

технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса по УМК Гармония...

Урок по окружающему миру "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов." 2 класс, УМК "Гармония"

Урок по окружающему миру "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов", 2 класс, УМК "Гармония"....

урок окружающий мир 1 класс "Значение воды на Земле"

На уроке даются условия дя формирования общего представления о воде как о важнейшем условии жизни на Земле и её свойствах....