Открытый урок по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Клюева Александра Алексеевна

УМК "Гармони" авторская программа О.Т. Поглазовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_izmeneniya_v_rastitelnom.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСТИТЕЛЬНОМ
И ЖИВОТНОМ МИРЕ

Цели: познакомить с причинами изменения окраски листьев, объяснить явление «листопад», расширить знания детей о подготовке к зимовке разных групп животных; развивать умение делать выводы, анализировать; воспитывать бережное отношение к родной природе.

Оборудование: названия маршрутов в царство Природы, таблицы «Царство животных», «Царство растений», аудиозапись песни «Листопад», гербарий осенних листьев, иллюстрации (животные родного края).

Подготовительная работа:

1. В течение недели после экскурсии дети должны наблюдать самостоятельно за растениями, насекомыми, птицами, результаты наблюдений фиксировать в тетрадь.

2. Подготовить сценки, выучить стихи отдельным ученикам.

Ход урока

I. Организационный момент.

                      Приглашаю вас путешествовать,

                      Знания свои совершенствовать.

II. Проверка домашнего задания.

– Определите, о каком времени года эти строчки.

        Жаркое солнце,                        Тучи серые несу

        Цветов аромат.                        Над землею вязкой.

        Время для отдыха                        И рисую я в лесу

        Шумных ребят. (Лето.)                        Золотою краской. (Осень.)

– По каким признакам вы определили?

– Когда наступает осень по календарю?

  • А что в природе считается началом осени? (Первые заморозки.)

– Какая погода осенью называется «бабьим летом»? (Когда возвращается к нам на короткое время лето. Нередко после первых заморозков начинается сухая, солнечная, теплая погода. Может и прогреметь гроза с ливневым дождем, засиять радуга. Это время получило название «бабье лето». В пору бабьего лета могут зацвести второй раз некоторые растения, например одуванчики и прострел. «Обманутые» теплом, могут проснуться уснувшие насекомые. Вновь начинают летать мухи и бабочки.)

Дети читают  сочиненные ими сказки «Как Лето с Осенью бабье лето делили».

III. Постановка цели урока.

– Объясните поговорку: Осень – перемен восемь. 

– Какие же перемены происходят осенью? (Ответы детей.)

– Сегодня мы продолжим изучать осенние изменения в природе. И отправляемся в путешествие «В царство природы».

Знакомство с маршрутом путешествия:

1. Золотая, расписная осень.

2. Листопад.

3. Зимой и летом одним цветом.

4. Растения и животные родного края.

5. Подготовка животных к зиме.

IV. Изучение нового материала.

Путешествие в царство Природы.

1. Золотая, расписная осень.

Осень для школьников – рабочая пора. А в лесу, наоборот, осенью начинаются каникулы. Но прежде чем осень распустит лесных жителей на каникулы, они должны сдать экзамен. Все без исключения: и маленькая травка, и большое дерево, и птица, и зверь. Осень объявляет всему живому: готовьтесь, за мной идет зима.

Каждому задается только один вопрос – вопрос жизни.

– Как деревья узнают, что скоро зима?

                        Полюбуйтесь – маскарад!

                        Лес меняет свой наряд.

                        Снял зеленый – мерит новый:

                        Желтый, красный и лиловый,

                        Собирается на бал!

                        Вл. Приходько

– Почему изменилась окраска листьев?

Чтение текста (с. 54).

В осеннюю пору длина светового дня становится меньше, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Начинают проступать другие красящие вещества. Желтые красящие вещества довольно стойки, и осенью листья многих растений становятся желтыми. Однако у листьев некоторых деревьев желтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда с понижением температуры деятельность листа замирает, проступают багряные, фиолетовые красящие вещества. Кроме того, осенью уменьшается отток питательных веществ из листьев, и в них образуются разные вещества, меняющие их окраску. В дождливую, пасмурную осень это происходит медленнее.

Игра-драматизация.

Ведущий. Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом.

1-е дерево. Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски.

2-е дерево. Я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен. Самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.

– Угадайте, какие деревья вели этот спор. (Лиственное и хвойное.)

– Все ли деревья меняют окраску с приходом осени?

– Какие останутся зелеными? (Сирень, ольха, все хвойные, кроме лиственницы.)

2. Листопад.

Работа по рабочей тетради (задание 13 №7).

Ответ. 1. Ель. 2. Вишня. 3. Абрикос. 4. Яблоня. 5. Шиповник. 6. Рябина. 7. Дуб. (Ключевое слово: Листопад.)

– Почему опадают листья? (Ответ в учебнике на с. 54.)

                        Вьется в воздухе листва,

                        В желтых листьях вся земля.

– Соберите листья разных деревьев.

Учитель читает загадки, дети находят в гербарии соответствующие листья.

Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет ... 
(Клён)

У Лукоморья он один –

Зеленый, крепкий исполин.

Царя деревьев лесоруб

Всегда обходит. Это - … (дуб)

Увидал в лесу,
Ягоду-красу,
Тяжела корзина,
Хороша... (Рябина)

Дунул ветерок немножко

В серебристые ладошки,

Задрожала ими сильно

Боязливая ... (ОСИНА).

Из меня плетут корзины,

Мои ветки тонки, длинны,

У воды расту, плаксива.

Угадали кто я? - …(ива)

И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряжках и серёжках.
Это белая...(Березка)

– Чем они отличаются? (Формой, размером, окраской.)

3. Зимой и летом одним цветом.

– А у хвойных деревьев бывает листопад?

(У хвойных деревьев листья-хвоинки опадают не все сразу, а постепенно. Поэтому деревья круглый год зеленые.)

– Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает с себя всю хвою, то есть ведет себя как лиственное. (Лиственница.)

– Какие изменения произошли с травянистыми растениями? Проверьте свой ответ, прочитав текст (с. 56.)

Физкультминутка

4. Растения и животные родного края.

Игра «Самый наблюдательный».

– У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?

– Какого цвета листва сирени осенью?

– Какого цвета хвоя лиственницы осенью?

– У каких деревьев самый поздний листопад?

– Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?

– У больных или у здоровых деревьев раньше начинается листопад?

– Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?

(Первыми сбрасывают листву старые и больные деревья; быстрее опадает листва с деревьев в парках; самый поздний листопад бывает у деревьев, которые весной распускаются позже других, например у дуба.)

Игра «Узнай по иллюстрации».

Учитель показывает иллюстрации (насекомые, птицы, звери, обитающие в родном крае).  Задача детей – назвать изображенное животное.

5. Подготовка животных к зиме.

– Оказались мы в холодном осеннем лесу. Мороз не велик, а стоять не велит: как грянет – разом землю и воду скует льдом.

– Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как звери, птицы, насекомые готовятся к зиме? (Ответы детей.)

–Кому труднее перенести осеннее похолодание? (Насекомым.) Что с ними происходит осенью? (Ответы детей.)

                        Насекомые боятся холодов.

                        Они забились в норки, в щели.

                        Когда весной уже не будет здесь снегов,

                        Окажется, что мошки уцелели.

                        И все жуки, и муравьи

                        Покажутся тогда среди травы.

Работа с текстом (с. 57). Беседа после чтения.

– Почему многие насекомые погибают осенью?

(Насекомые, которые питаются соком листьев и нектаром цветков, пропадают осенью, потому что листья вянут и опадают, цветки не цветут. Насекомые – животные не теплокровные. Поэтому, когда снижается температура воздуха (и почвы), они теряют свою подвижность и замирают до весеннего тепла (мухи, муравьи) или погибают (некоторые бабочки).)

– Какие насекомые и где укрываются на зиму?

(Жуки, чтобы пережить холода, закапываются поглубже в землю. Пчелы в ульях, питаясь всю зиму накопленным за лето медом, согревают друг друга своим теплом, постоянно двигаясь.)

– Какие насекомые запасают на зиму пищу?

(Пчелиная семья запасает на зиму много меда. Голод пчелам не грозит. Во время холода пчелы собираются в улье в кучу вокруг матки и своим теплом греют друг друга всю долгую зиму.)

– Расскажите, как готовятся к зиме муравьи.

(Муравьи закупоривают входы-выходы своего муравейника. Жмутся в кучи в самой глубине его, где потеплее.)

– Почему так тихо стало в лесу? (Улетели птицы.) Только ветер шуршит листьями да дождь моросит, холодный, нудный.

Улетели перелетные птицы, унесли на своих крыльях лето.

– Какие птицы первыми улетают от нас? (Насекомоядные, которые прилетели последними: стрижи, ласточки.)

Отлет журавлей сигналит, что кончилось лето, наступила осень.

                        Закон природы – только холодает,

                        И птицы многие отсюда улетают.

                        На юг, туда, где лето на дворе

                        Стоит и в декабре, и в январе.

Октябрь – месяц отлета, пролета и прилета птиц.

– Какие птицы улетают стаями, какие в одиночку или парами? (Крупные птицы, которым лететь труднее, чем мелким, выстраиваются при перелетах в цепочку или клин.)

В одиночку отправляются в дальний путь кукушки, орлы, ястребы.

Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.

Чтение текста (с. 58) и работа по тетради (задание    ).

Перелетные – осенью улетают в далекие теплые страны (журавль, лебедь, трясогузка).

Оседлые – весь год живут в твоем краю (синица, воробей, сорока).

Кочующие – зимой перелетают в более южные районы (свиристель, сойка, снегирь).

Перед суровой зимой перелетные птицы улетают рано.

– Что вы знаете о таких птицах? (Ответы детей.)

Чтение текста.

Журавли летят клином, вытянув и шеи, и ноги. Мелкие птицы летят кучей. Летящие гуси гогочут. Летят то клином, то шеренгой, то «гуськом». Узнать их можно по длинной вытянутой шее и кургузому туловищу. И гуси, и лебеди летят позже журавлей. Улетают и дрозды-рябинники, трясогузки, зяблики.

Серая ворона и воробей не улетают в теплые края – приспособились жить поближе к жилью человека. Воробей – птица очень умная и общественная. Воробей не станет есть в одиночку корм, а созовет обязательно своих собратьев поклевать крошки хлеба, брошенные людьми. Деревенские воробьи любят жить поближе к лошадям, поедая остатки овса. Питаются они насекомыми, любят лакомиться вишнями. Вороны всеядны. Питаются и насекомыми, и падалью, и яйцами других птиц, ловко выманивая их из гнезда.

Игра-драматизация.

– Давайте послушаем разговор сороки и глухаря:

Глухарь. Здорово, сорока! Где бывала, куда летала?

Сорока. Летом в темном лесу жила, осенью – на светлой опушке.

Глухарь. А теперь куда?

Сорока. В деревню, милок, в деревню.

Глухарь. Чем же плохо тебе в лесу?

Сорока. Да как же, милок, да как же? Птичьи гнезда давно пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и то некого!

Глухарь. Чем же в деревне хорошо?

Сорока. Да как же, милок? У дворовой собаки косточку стяну, на помойке объедочков накопаю. Я птица не гордая!

Вывод: осенью у лесных обитателей много забот. Они готовятся к зиме – суровому, голодному времени года.

– Как называется изменение густоты и окраски шерсти у животных? (Линька.)

– У каких животных и зачем осенью линяет шерсть?

– Какие животные запасают на зиму пищу?

– У какого животного детенышей называют листопадничками?

– Какие животные усиленно питаются осенью?

Если дети не могут ответить, подскажите им правильные ответы.

(Осенью линяет шерсть (после этого она становится более густой) у животных, которым предстоит провести зиму в лесу под открытым небом (у зайцев, лис, волков); осенью готовят себе теплое жилище те животные, которые на зиму засыпают (медведи, ежи, лягушки, змеи, ящерицы); усиленно питаются осенью те животные, которым предстоит на всю зиму заснуть.)

– Кому могут принадлежать эти слова?

                        Зимой с едой совсем беда,

                        И, чтоб потом не голодать,

                        Я делаю везде запасы.

                        Работы в эту пору масса.

                        К тому же начала линять я,

                        Меняю рыженькое платье

                        На серый зимний свой наряд. (Белка.)

– Интересно, что запасы делают не только звери, но и птицы. Что вы об этом знаете?

Сойка делает на зиму запасы, закапывая желуди в мох. Порой прячет так до четырех килограммов желудей. Этим она помогает расселению дуба: в забытых «тайничках» желуди прорастают, часто в таких местах, где дубы прежде не росли.

- Послушайте загадки и угадайте, о ком идет речь.

                                             А мне припасы не нужны.

                        До самой буду до весны

                        Я тоненькие веточки искать,

                        Кору с деревьев обгрызать.

                        Я тоже знаю, что зимою нелегко,

                        И зимний голод также мне знаком.

                        Я, как и белка, осенью линяю,

                        Свой серый мех на белый я меняю,

                        Чтоб на снегу меня никто не увидал. (Заяц.)

                        А мы все в октябре ложимся спать,

                        Конечно, в норку, не в кровать.

                        И, чтоб зимой не голодать,

                        Я должен жир за лето нагулять.

                        Мне надо обязательно успеть

                        До спячки сильно потолстеть.

                        Потом в нору я заползу,

                        И появляться вновь не буду я в лесу

                        Уже до самой до весны.

                        Смотреть всю зиму стану сны. (Еж.)

                        Мы ложимся в спячку тоже,

                        Но кое в чем на белок мы похожи.

                        В своей норе запасы собираем

                        И потихоньку их зимою поедаем.

                        Проснемся раз в недельку, поедим

                        И снова сладко-сладко спим.

                        Я в сентябре почистил и наполнил кладовые.

                        Мне зимовать придется не впервые.

                        Когда к зимовке ты готов,

                        Весною будешь весел и здоров. (Барсук.)

– Поразмышляйте, почему животные не едят опавшие красивые листья, а зеленые засушенные – с удовольствием. (Яркие опавшие листья ядовиты, в них за лето накопились ядовитые вещества из воздуха, воды, земли.)

V. Обобщение и закрепление.

– Закончилось путешествие в царство Природы.

VI. Итог урока.

– Какие изменения осенью происходят в живой природе?

– Назовите главную причину. (Похолодание.)

– Какие слова вы бы поместили на «осеннее солнце»? (Самостоятельная работа.)

Вывод: осень – время перехода растений в состояние покоя, а холоднокровных животных – в состояние оцепенения, анабиоза.

Домашнее задание:

Подготовить сообщения о животных, насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...

Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....