Главные вкладки

    Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по теме: "Путешествие по Москве. Московский Кремль. Ф. Н. Глинка «Москва».
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    На уроке обобщаются  и систематизируются  первоначальные знания учащихся об истории возникновения, развития и становления города Москвы; ученики знакомятся  с достопримечательностями  Московского Кремля, воспитывается чувство патриотизма,   уважение к героическому прошлому страны, заботливое, бережное отношение к  историческим ценностям Родины, развивается желание больше узнать о  Москве. Ученики учится объяснять значение и смысл русских пословиц и соотносить с современной действительностью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_po_moskve.docx33.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок  по окружающему миру и литературному чтению по теме:

    1.Путешествие по Москве. Московский Кремль.

                     2.Ф. Н. Глинка «Москва».

     

    Форма проведения: заочная экскурсия.

    Цель: обобщить и систематизировать первоначальные знания учащихся об истории возникновения, развития и становления города Москвы; познакомить учеников  с достопримечательностями  Московского Кремля

    Воспитывать чувство патриотизма,   уважение к героическому прошлому страны, заботливое, бережное отношение к  историческим ценностям Родины, развивать желание больше узнать о  Москве.

    Учить объяснять значение и смысл русских пословиц и соотносить с современной действительностью.

    Оборудование:

    1. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы и целей урока. Водная беседа. (кадр 1)

    Люди часто отправляются в путешествия, ездят,  друг к другу в гости. Всегда много гостей и в  городе Москве. Она  по праву считается одним из самых красивых городов мира. Но человеку, впервые попавшему в Москву, бывает очень трудно. Ведь город  большой, а хочется увидеть в нем как можно больше интересного и ничего не пропустить.

    Как называется  профессия людей, которые помогают таким путешественникам?

    Сегодня мы попробуем стать экскурсоводами, проведем заочную экскурсию по городу и докажем, что русские пословицы, появившиеся несколько столетий назад до сих пор актуальны для нашей жизни.

    IV.    Актуализация опорных знаний.

    1.   Фронтальный опрос по изученному материалу. (Кадр 2)

    Как называется главный город любой страны? (столица)

    Назовите столицу нашей Родины-России. (Москва)

    Москва - всем городам мать.

    Как вы понимаете смысл этой пословицы?

    Ответ: Москва – древнейший город нашей Родины. С XIV-XV веков она стала играть руководящую роль, за что ее и прозвали матерью русских городов.

    Как город получил своё название?

    (Существует несколько версий, но самая верная, пожалуй, - город назван по имени реки. Реки ведь старше городов. «Москва» переводится «река-кормилица», «река-медведица», «коровья-река». Некоторые предполагают, что это слово означает реку, текущую в болотистой местности

    (кадр 3) «МО» - мокрость, «ва» - вода, «Моска» - болото.)

    (кадр 4)Голос Москвы – матушки за тридевять земель слышен.

    Учитель: есть улица Москва в Париже, есть деревушка Москва в Шотландии, пять городов в США имеют название Москва.

    Когда была  основана Москва?    (кадр 5) (более 850 лет тому назад)

    Кто считается основателем Москвы? (основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий)

    Каждый город имеет свою символику. Что относится к символам государства? (Гимн, флаг, герб). У Москвы тоже есть герб.  Что такое герб?

    Герб это эмблема города. Многие города нашей страны имеют свои гербы, но каждый из них неповторим.

     (кадр 6) Что изображено на гербе Москвы?    

    (На гербе  города Москвы изображён всадник, поражающий копьем  змея.  Это святой Георгий Победоносец.)

        Москва – центр общественной жизни, культуры, науки. Слава о Москве летит по всему земному шару. В Москве около 4 тысяч улиц и площадей.

    Кто в Москве не бывал, красоты не видал. (Кадр 7)

        Москва – красивый город. Много замечательных исторических памятников находится  в  нём. Они делают Москву одним из красивейших городов мира. 

       Очень много достопримечательностей в Москве:  (кадры 8 – 13) 

    Московский Кремль. Храм Христа Спасителя. Улица Арбат, Большой театр,Театр зверей имени В. Дурова, Третьяковская галерея, Цирк на Цветном бульваре.

    V.   Объяснение нового материала. Проведение заочной экскурсии.

    - Продолжим знакомство с Москвой.

         - Как вы думаете, с чего следует начать нашу экскурсию?  

    (кадр 14) Начинается земля, как известно, от Кремля…

    В Кремле издавна жили и правили страной цари и императоры.

    А кто сейчас работает в Кремле?

    ( Д. Медведев)    (кадр15)

    Рассказ учителя:  (кадр 16)

    Мы с детства запомнили эти слова,
    Ведь нету прекрасней и краше,
    Для города имени – город Москва,
    Для площади – Красная площадь.

    Мы оказались на Красной площади. С одной стороны Красную площадь обрамляют стены московского Кремля, войти в который можно через Спасскую башню, а с другой стороны возвышается Покровский собор (или храм Василия Блаженного).

    Как вы думаете, почему площадь названа Красной?

    Работа с учебником.  С. 14-15

    - Заглянем в прошлое. Посмотрите на карту. Найдите на карте Москву.

    - Как Москва стала столицей? Давным-давно. Более 850 лет назад, из богатого славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости.

         Полюбился князю удобный для обороны холм – место слияния узенькой лесной речки Неглинной и полноводной, чистой, как слеза, Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской.

         Место было тихое, глухое, водное, рыбное и охотницкое. Обнесли воины холм валом, забором –тыном, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.

      Московский князь Иван Калита ( получивший титул великого князя, значительно расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором, церковью Иоанна Лествичника с колокольней  и Архангельским собором.

      При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белокаменные, и Кремль стал первым каменным градом Московского государства.

         «Москва» и «Кремль» - эти два слова рядом, потому что Кремль – сердце Москвы. М. Ю. Лермонтов писал: (КАДР 18)

    Москва, Москва! Люблю тебя как сын,

    Как русский – сильно, пламенно и нежно!

    Люблю священный блеск твоих седин,

    И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

    (кадр 19) Слово «Кремль» происходит от древнерусского «Кром»- так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился Кремль обычно на самом видном месте. Московский Кремль был расположен  очень удобно - на  Боровицком холме; здесь река Неглинка впадала в реку Москву.

       Первый Кремль был деревянным. Но у дерева есть опасный враг.

    Какой? (огонь).

     И  вся Москва горела не один раз. Но с каждым разом её вновь отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее.

         Московский Кремль – символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия.

         

         Шли годы. Всё чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной.

         Что же происходило с Кремлём дальше?

    Намного позже Кремль построили из красного кирпича. Протяженность стен Кремля более 2 километров, толщина от 3,5 до 6,5 метров, а высота от 5 до 19 метров.

    Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: «Какая из вас, башен, самая старейшая?»

    Сообщения учащихся.

    (Кадр 20)     (Быкадорова В.)

    - Я, - самая старейшая башня,- меня построили в 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне 2 тайника было: тайник-колодец, и тайник-подземный ход к речному берегу.  В случае осады через этот колодец и подземный ход можно было снабжать Кремль водой. Башня была построена в 1485 году. К сожалению, башня, построенная в 15 веке, до нас не дошла. В 1770 году ее снесли, так как в Кремле приступали к строительству Кремлевского дворца. Однако уже в 1771-1773 годах башня была восстановлена. Высота ее 38,4 м.

    -А самая молодая?

    (Кадр 21)      (Пожидаева т.)

    - Конечно же, я Царская башня, мне ещё и 300 лет нет. Это самая молодая и самая маленькая башня. Она сооружена в 1680 году. Точнее, это не башня, а каменный терем, шатер, поставленный на стене. Когда-то здесь была небольшая деревянная башенка, с которой, как утверждают легенды, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади, - отсюда и название башни. Белокаменные пояски на столбах, высокие пирамидки по углам с позолоченными флажками, шатер, завершающийся золоченым изящным флюгером, все это придает башне вид сказочного терема.

    -А самая высокая?

    (Кадр 22)         (Сидорова С.)

    -Я - Троицкая башня, я - башня-великан. Рост мой со звездой -  80 метров. Башня была построена в 1495-1499 гг. Башня шестиэтажная, с глубокими двухэтажными подвалами, служившими для оборонных целей, а позднее в 15-16 веках использовавшимися как тюрьма. Есть сведения, что на башне в 1585 году были часы, которые просуществовали до начала 19 века, пока они не сгорели в 1812 году. Недавно на Троицкой башне часы были установлены вновь. Cовременное название башня получила в 1658 году от Троицкого подворья в Кремле. До этого она называлась Богоявленской, Знаменской, Каретной по расположенным в Кремле церквям и Каретному двору. В 1516 году через реку Неглинную был построен каменный Троицкий мост. Ворота башни служили проездом к хоромам царицы и царевен, ко двору патриарха.

    -А самая маленькая?

    (Кадр 23)            ((Горюшина Д.)

    -Мал - да удал, - это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Я - сторожевая башня. Это единственная сохранившаяся из предмостных башен Кремля, которые служили для защиты мостов, ведущих в крепость.  Невысокая, окруженная рвом и рекой, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались, башня была грозной преградой для осаждавших крепость. Башня состояла из двух боевых ярусов, на верхней площадке были навесные бойницы. В 1685 году башня была украшена ажурным декоративным верхом. Подъемные мосты через ров, которым была окружена башня, вели к боковым башенным воротам. По сей день у боковых ворот можно видеть сохранившиеся щели для цепей подъемных механизмов. До сих пор не совсем известно, откуда пошло название башни. Вероятнее всего, что название башни происходит от ее формы: как свидетельствует словарь Даля, в русских народных говорах словом "кутафья" обозначалась "неуклюже, безобразно одетая женщина".

    -Сколько же всего вас, башен?

    -Нас 20 сестёр. Хоть и есть  между нами сходство, но у каждой своё лицо и своя история…

    (Кадр 24)    (Буртюк А.)

    А кто мне скажет, как называется эта башня?

    Чем она отличается от других башен? ( На ней находятся часы.)

    Спасская башня считается самой красивой и самой стройной башней Кремля. Ворота Спасской башни испокон веков были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались "святыми". Через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с непокрытой головой. Через них входили и выходили полки, выступающие в поход. У этих ворот встречали царей и послов. В 17 веке на вершине шатра главной башни Кремля водрузили герб Российской империи - двуглавого орла.  Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку располагалась церковь Фрола и Лавра. В 1658 году царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.  Спасская башня имеет 10 этажей. Три этажа заняты механизмом Кремлевских курантов - главных часов государства. Высота башни со звездой - 71 м.

    Это главные часы государства - Куранты.  По ним сверяет время вся страна. Часовой механизм Курантов  весит 25 тонн, длина минутной стрелки 3 метра 28 сантиметров, часовой - 2 метра 97 сантиметров.)

              Над самыми высокими башнями – Спасской, Троицкой, Никольской, Боровицкой и Водовзводной – круглые сутки горят пятиконечные рубиновые звёзды. Расстояние между концами лучей – от 3 до 3,75метров.

    -Как много могли бы ещё рассказать о себе башни Кремля. Но обратимся теперь к прабабушке всех московских площадей – Соборной площади Кремля.

    Показ Соборной площади.  (кадр 25)

    На территории Кремля находится много соборов. Поэтому площадь называется Соборной.

    Кто знает, что такое Собор? (храм, церковь)

             Соборная площадь Кремля существовала уже в 1326 году. Её окружают 3 величавых собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. Здесь же возвышается колокольня Ивана Великого.

            У каждого собора – свой облик и назначение.   (кадр 26)  В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Собор возведен в 1475-1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Их гробницы стоят вдоль стен. Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними - изображение богоматери с младенцем. Самая древняя икона собора - "Святой Георгий".  

          (Кадр 27)

          По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор – домовая церковь великого князя. Это изящный собор девятиглавый с золотыми куполами.  Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами.  С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. C площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы. Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется "праздничным" - на его иконах изображены различные христианские праздники.

          (Кадр 28)

          В 1509 году был построен Архангельский собор – самый красивый, величественный из всех кремлёвских соборов. Он напоминает  сказочный  дворец. Архангельский собор – это усыпальница московских князей и царей. Усыпальница- это место захоронение или могила.

         (Кадр 29)

          Рядом с Архангельским собором возвышается колокольня Ивана Великого. Высока и стройна эта колокольня. В старинные времена путники видели  её за 10 км от Москвы. Бело-золотую кремлёвскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого»..  Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой высоте, на боевой площадке, сидел бородатый караульщик и зорко смотрел  вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны-колокола, разводила стража подъёмные мосты надо рвом,  наглухо запирала кремлевские ворота. Колокольня  Ивана Великого спасала от врагов не только Кремль, он и всю Москву.

    А вот о другой достопримечательности Кремля вы сейчас догадаетесь сами, разгадав загадку.

    Отгадайте загадку: (кадр 30)

    Дети, закрывайте ушки,

    Сейчас будет выстрел…(пушки)

        Эта пушка никогда не стреляла.  (Царь-пушка)      

        (Кадр 31)

         Эта пушка стояла  для устрашения врагов. Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, - старинное, крупнейшее в мире орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Длина этого огромного орудия составляет 5 м 34 см. Наружный диаметр ствола - 120 см. Вся поверхность ствола украшена литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, надписями. Центральная часть ствола разделена выпуклыми орнаментальными и плоскими рельефными фризами. На стволе вылита надпись: "Божиею милостию царь и великий князь Федор Иванович государь и самодержец всея великая Россия". Здесь же литое изображение увенчанного короной царя Федора Ивановича, сидящего на коне со скипертом в руке.  Таков вес Царь-пушки, что составляет 39312 килограмм. В течение четырехстолетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных ворот. У ее подножия поместили четыре чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году  Царь - пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь к церкви Двенадцати апостолов, где она находится и поныне.

     

    Посмотри, подружка!

    Рядом с Царь-пушкой

    Недалеко, ну около

    Другой царь, но…(колокол)       (кадр 32)

    Вот уже более 150 лет у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле на белокаменном постаменте хранится уникальный памятник русского художественного литья XVIII века - знаменитый Царь-колокол. Еще в XVI-XVII веках в Москве, на Пушечном дворе, отливали колокола больших размеров, которые не дошли до наших дней. Иногда они разбивались от времени, от слишком сильных ударов, но чаще всего получали повреждения во время пожаров. Так случилось и с Большим Успенским колоколом вес которого, по-видимому, достигал 8 тысяч пудов. Во время сильного пожара в Москве в 1701 году он упал и разбился на множество кусков. Позже было решено перелить его в новый колокол, увеличив при этом количество металла до 10 тысяч пудов. Для установки формы будущего гиганта соорудили литейную яму десятиметровой глубины. В 1735 году Царь-колокол был отлит. Габариты Царь-колокола весьма внушительны: вес его - более 200 тонн, высота 6 м 14 см, диаметр 6 метров 60 сантиметров. Во время пожара в мае 1737 года от неравномерного охлаждения колокол дал несколько трещин, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Более 100 лет пролежал Царь-колокол в литейной яме. Подъем его и установку на постамент осуществили в 1836 году.

    10. Подведение итогов  заочной экскурсии.

    1. Основатель Москвы.

    2.Название главной площади.

    3. Музей картин великих художников – Третьяковская ……………

    4. На какой башне находятся Куранты?

    5. Из кирпича какого цвета сложены стены Московского Кремля?

     (Кадр 33)

         Москвой, что родной матерью, гордятся.

    Как вы понимаете смысл этой пословицы?

    (Русский народ гордится своей гостеприимной столицей, так же, как гордятся доброй и отзывчивой матерью. Приветливо встречает Москва приезжающих друзей из других стран.)

    11. Знакомство со стихотворением Ф. Н. Глинки «Москва».      (кадр 34)

    1. слушание стихотворения Ф. Н. Глинки «Москва»

    2. Беседа.

    Какие слова были непонятны?

    Посад – пригород, небольшой посёлок.

    Исполинскою (рукою) – богатырской.

    Хартия – старинная рукопись, написанная на длинном свитке из особой бумаги – пергамента.

    Выя – шея.

    Бедовая – полная бед. Испытаний.

    Пасынки – неродные сыновья.

    Срединный град – город, который находится в середине государства.

    3. Чтение по частям и анализ каждой части.

    - Как говорит поэт о Москве?

    - В каких словах слышится гордость за прошлое русской столицы?

    - Какие чувства передаёт поэт?

    - «Град срединный, град сердечный, коренной России град!»  Почему Ф. Глинка так обращается к Москве?

    12. Итог урока

    -Что нового  о Москве вы узнали?

    (ответы детей)

    Много прекрасного в Кремле - за год, пожалуй, обо всём не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей Кремля  и Красной площади.

    13. Д/З

    Узнать, какие ещё достопримечательности есть в Москве, и  в Московском Кремле.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.

    Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...

    конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему Путешествие по Москве

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему "Путешествие по Москве"...

    Разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме "Путешествие по Москве, Казани".

    В ходе урока дети знакомятся с достопримечательностями Москвы, Казани, узнают об истории возникновения этих городов....

    Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Путешествие по Москве. Московский Кремль".

    Урок носит закрепляющий характер. Предварительная работа по ознакомлению учащихся с историей Москвы, с её достопримечательностями проводилась на классных часах, во время проведения конкурсов "Мои люби...

    Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"

    Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...

    Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».

    Цели данного урока -      1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической  культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...