«Создание условий для детского экспериментирования»
план-конспект по окружающему миру на тему

Зеленецкая Светлана Валерьевна


Совместная деятельность в группе  старшего дошкольного возраста по экспеременированию. Тема: " Помоги Золушке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в группе старшего дошкольного возраста

«Создание  условий для детского экспериментирования»

Тема: «Помоги Золушке»

Воспитатель Зеленецкая С.В.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с  определенным признакам различных материалов посредством экспериментирования, упражнять детей в измерении количества предметов с использованием мерки.

Задачи:

Образовательные:

- пробуждать интерес к предлагаемой поисковой деятельности, экспериментированию;

- приобщать детей к процессу познания;

- закреплять умение дифференцировать предметы по определенным признакам (размеру, цвету, форме).

- формировать математические  представления;

Развивающие:

-развивать у детей зрительную, слуховую внимание, усидчивость, наблюдательность.

-развивать активную,  связную, диалогическую речь  детей, отвечать на вопросы;

-совершенствовать познавательную активность;

-развивать мелкую моторику рук в процессе обследовательских действий;

Воспитательные:

-воспитывать навыки сотрудничества;

-воспитывать аккуратность и самостоятельность;

Оборудование для исследовательской деятельности:

1. Ёмкости.

2. Карточки с мнемосхемами

3.Карточки-ориентиры

4.Мерка для определения количества предметов

   Материал, подлежащий исследованию:

Природные материалы:

Овощи:  огурцы,  помидоры; фасоль

Фрукты: яблоки;

Дары леса: желуди, шишки;

Семена: горох, тыквенные семечки.

Правила безопасности жизнедеятельности детей

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Грязными руками не трогать глаза.

3. Не брать руки в рот.

Методы деятельности:

- практические (опыты, эксперименты);

- наглядные (модели, схемы и т.д.);

- словесные (пояснения, рассказ, познавательная  сказка, художественное слово)

Структура проведения экспериментирования:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проведение наблюдения;

- обсуждение увиденных результатов;

- формулировка выводов.

Ход детской деятельности.

1. Вводная часть.

В группу входит дети  и воспитатель говорит, что пришло письмо от Золушки), она просит детей помочь ей выполнить задания мачехи, сама же Золушка не успела, т.к. спешила на бал к Принцу. Дети соглашаются помочь Золушке.

2. Основная часть.

Воспитатель зачитывает письмо от Золушки:

Ребята, помогите мне пожалуйста перебрать и разложить по тарелкам, всё что находится в коробке.

Когда вы выполните эти задания, нужно определить каких из предметов мачеха положила в коробку больше всего. А помогут вам схемы. Я читать по схемам не умею, Прошу вас, мне помочь скорее.

Задание. Нужно выбрать карточку-схему ( с мнемотаблицами), определить что в ней зашифровано

На столе стоит коробка  и в ней насыпаны овощи, фрукты, дары леса. Нужно всё отделить друг от друга.

Воспитатель предлагает им рассмотреть внимательно схему и подумать, что он будет выбирать из коробки и складывать в отдельную тарелку.

Задание. Нужно, определить, каких из предметов было в коробки больше.  

(Дети, глядя на тарелки, определяют, чего больше)

Воспитатель предлагает проверить, так ли это или нет. Для этого:

Разложить каждый вид предметов по их домикам ( измерительная мерка: колонка-вид предмета, число рядов в колонке =числу количеству предметов определённого вида. Если в в колонке останется пустое окошко, значит это вида предметов меньше всего. Если окошек не будет хватать-предметов больше. Если все окошки будут закрыты , то предметов одинаково.

Дети выполняют задание, раскладывая предметы, соблюдая условия.

Задание: Нужно сравнить количество предметов, проверяя заполняемость  окошек. 

Дети пересчитывают, и выясняется, что всех предметов одинаковое количество.

Задание: Нужно определить, почему  сначала мы сказали, что одного предмета больше, а другого меньше.

Воспитатель «подводит» детей к тому, чтобы они сказали, предметы отличаются друг от друга размером. Поэтому предметов большого размера кажется больше, чем предметов маленького размера.

Задание: Определить, поместиться в руке одинаковое количество, два разных предмета.

Воспитатель предлагает детям поместить в одну руку 3 фасоли, в другу руку-3 шишки. Закрепление: из-за размера предметы одни помещаются, а другие –нет.

Задание: Нужно с закрытыми глазами определить по запаху 2-3 предмета

Воспитатель завязывает глаза 2-3 детям по очереди  и предлагает определить предметы по запаху.

Задание: Нужно с закрытыми глазами определить на  2-3 предмета

Воспитатель завязывает глаза 2-3 детям по очереди и предлагает определить предметы н вкусу.

3. Заключительная часть.

Воспитатель.

Ребята, мы выполнили все задания и помогли Золушке. Предметы разложили, выяснили каких предметов больше. Я думаю, мачеха будет довольна. И все же кто мне скажет, почему одних предметов нам показалось больше, чем других?  

Дети: Потому что они отличаются размером.

Воспитатель: А вот об этом поговорим с вами в следующий раз.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование.

Пояснительная записка.Предлагаемое содержание интеллектуально-познавательной деятельности направлено на овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смысла физических явлений. Происход...

Организация детского экспериментирования

                                                    ...

Разработка занятия в ГПД по программе "Детское экспериментирование". Тема "Звук в жизни человека и животных"

Занятие разработано по программе "Детское экспериментирование". Тема "Звук в жизни человека и животных". Цель: развивать познававтельную активность детей в процессе анализа различн...

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Тема для самообразования, проектной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности

материал подготовлен для использование в работе педагогами....

Консультация для родителей Организация детского экспериментирования в домашних условиях

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации на занятиях экспериментальной деятельности "ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации на занятиях экспериментальной деятельности "ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"...