Главные вкладки

    Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности
    методическая разработка

    Федотова Анжелика Викторовна

    материал подготовлен для использование в работе педагогами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekst.docx30.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕТСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ВИД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                      

    «Умение воспитывать – это все-таки искусство,
    как хорошо играть на скрипке или рояле,
    хорошо писать картины»
    А.С. Макаренко

            На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание.

    Предметы моей романтики
    На солнышке ласково жмурятся,
    Носят на маковке бантики,
    Парами ходят по улице.

    Их, беззащитных, маленьких,
    Я в светлую жизнь поведу
    И будут завидовать многие
    Воспитателю в детском саду!

            Работая с дошкольниками,  не перестаю удивляться,  насколько они разные,  непредсказуемые,  интересные,  забавные,  удивительно умные,  умеющие своими рассуждениями,  умозаключениями,  поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.

            Каждый ребёнок уникален.  В нём живёт и талантливый художник,  и пытливый наблюдатель,  и неутомимый экспериментатор.

            —        Через что же ребёнок познает окружающий мир? (Через исследование или опыт.)

            Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания.

            Эксперимент — то же, что и опыт. (Толковый словарь русского языка.)

            Именно опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни. Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект.

            Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

            Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища — готовность прийти ему на помощь.

    «Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера» (А. Шапиро).

            Первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития.

            Результаты современных психологических исследований (Ю.К. Бабанский Л.А., Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Подъяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось ранее. Оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние свойства, но и внутренние отношения. В дошкольный период формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.

            Но любое экспериментирование начинается с наблюдения — это первая ступенька в процессе естествознания. Выдающийся учитель физик Анатолий Шапиро выделяет несколько таких ступенек, которыми я пользуюсь в своей работе с детьми.

            Наблюдение. Вначале наблюдение происходит по просьбе воспитателя, а потом переходит в потребность для ребенка. У одних детей этот период потребности к наблюдению проходит, а у других остается на всю жизнь.

            Размышление об увиденном. Дети обсуждают увиденное, выдвигают гипотезы и оценивают с точки зрения интереса и оригинальности.

            Измерение, замер. Это трудный этап для детей, так как используется математика. Делается шаг от бытового уровня к профессиональному при помощи точной науки — математики.

            Проверка гипотез на прочность. При помощи «мозгового штурма» идет проверка гипотез. Можно предлагать и невероятные гипотезы.

            Предсказание. Ребенок может пересказать, что увидел. Он может и предсказать, что мы должны увидеть, и объяснить, почему это произойдет.

            Последние ступеньки трудны для ребенка, но отдельные дети легко с этим справляются. Однако степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а также его индивидуальными особенностями.

            В исследовательской деятельности я выделяю такие этапы:

    1. Возникновение проблемы.
    2. Выдвижение гипотез (предположений).
    3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).
    4. Выводы (установление связей).

            Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.         Поэтому в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

    •  максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
    •  безотказность действия приборов и правил обращения с ними;
    •  показ только существенных сторон явления или процесса;
    •  отчетливая видимость изучаемого явления;

    — возможность участия ребенка в повторном эксперименте.

            Несложные опыты и эксперименты можно организовать как в детском саду, так и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно некоторые научные знания.

    Сейчас я предлагаю вам

    Со мною поиграть.

    На серьезные вопросы

    Вам придется отвечать.

    - А как вы думаете, мы сможем почувствовать воздух? (Ответы)

    - Для того чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой.

    - А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (Ветер)

    - Правильно, мы чувствуем движение ветра. А как еще можно почувствовать воздух? (Можно подуть себе на руку)

    - У вас получились очень красивые поделки. Выходите с ними поиграть.

    Физкультминутка

    Солнце светит очень ярко,

    И ребятам стало жарко.

    Достаем красивый веер –

    Пусть прохладою повеет.

    - Как вы думаете, умеет ли ветер работать? Как? (Показ слайдов мельница, семена, парус.)

            Воспитателю необходимо организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка, а педагогу необходимо создать для этого предметно-пространственную развивающую среду.

    - Чем на ваш взгляд отличаются результаты продуктивной,                              исследовательской деятельности и сюжетно-ролевой игры?

            В этих видах детской деятельности есть сходство. В продуктивной и исследовательской деятельности получают готовый продукт, в исследовательской и игровой устанавливают отношения. А в чем отличие?

    Отличия продуктивной, исследовательской и игровой деятельности

    Продуктивная деятельность

    Исследовательская деятельность

    Сюжетно-ролевая игра

    Изготовление вещи (продукта с хорошим качеством)

    Установление связей между вещами и предметами

    « Проживание » событий и отношений

            Любой вид деятельности, в том числе и экспериментирование, будет осуществляться, пока у детей есть интерес. Что же нужно делать и чего нельзя, чтобы поддерживать у детей дошкольного возраста интерес к исследованиям? (Брошюра)

    Условия для поддержания интереса детей к  экспериментированию

    Что нужно делать

    Чего нельзя делать

    1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

    2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

    3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

    4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

    5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

    6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

    7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

    8. Создавайте ситуацию успешности.

    1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

    2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться безучастия взрослого.

    3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

    4. Нельзя запрещать без объяснения.

    5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

    6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

    7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

    8. Дети бывают импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

    Методические рекомендации проведения опыта для воспитателей:

    1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.
    2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям.
    3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе.
    4. Подводить детей в процессе опыта к самостоятельным выводам.
    5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта.
    6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей.

            Таким образом, мы пришли к выводу: «Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам» (Ральф У. Эмерсон).

            Воспитатель же постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.

    Каждый день рано утром встаю,
    И иду в свой родной детский сад.
    Утро дарит мне нежность свою,
    Я с улыбкой встречаю ребят.

            Притча.     Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка. И спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мёртвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую  бабочку.  Пришел, спросил.  А  мудрец  ответил:   «Всё  в  твоих  руках, человек!».

    Всё в наших руках, уважаемые коллеги!

    Литература:

    1.  Белавина И., Найденская Н. Планета — наш дом. Методика проведения занятий для дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Лайда, 1995.

    1.   Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
    2.  Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
    3.  Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-пресс, 2007.
    4.  Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование (старший дошкольный возраст). Батайск, 2002.
    5.  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1999.
    6.  Опыты без взрывов / сост. А.Г. Мадера, А.П. Пятикоп, С.А. Репьев. М.: Карапуз, 2000.
    7.  Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек»                         г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
    8.  Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001.
    9.  Шапиро А. Научные забавы // Детский сад со всех сторон, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детское экспериментирование.

    Пояснительная записка.Предлагаемое содержание интеллектуально-познавательной деятельности направлено на овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смысла физических явлений. Происход...

    Организация детского экспериментирования

                                                        ...

    Аттестационная работа по теме "АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ"

    Работа по теме "АКТИВИЗАЦИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ", раскрывающая сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями,...

    «Создание условий для детского экспериментирования»

    Совместная деятельность в группе  старшего дошкольного возраста по экспеременированию. Тема: " Помоги Золушке"...

    Разработка занятия в ГПД по программе "Детское экспериментирование". Тема "Звук в жизни человека и животных"

    Занятие разработано по программе "Детское экспериментирование". Тема "Звук в жизни человека и животных". Цель: развивать познававтельную активность детей в процессе анализа различн...

    Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

    Тема для самообразования, проектной деятельности с детьми дошкольного возраста....